Урок по русскому языку в 4 классе Его величество Глагол.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок с использованием ИКТ. В уроке использованы программно-методический комплекс Академия младшего школьника, интерактивная доска, интерактивная игра "Воронки",элементы  технологии критического мышления. К уроку подготовлена авторская презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме: Его величество Глагол

 

Учитель: Шутова Мария Сергеевна

Класс 4 А

Цели урока:

         образовательные :      

            формировать практические навыки правильного написания личных        окончаний глаголов;

      развивающие: 

формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

      воспитательные: 

       содействовать воспитанию культуры общения через работу в  парах, группах.

Задачи :

      Организовать пространство поиска, диалога, творчества.

      Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

      Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

      Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Оборудование: авторская презентация, интерактивная доска, интерактивная игра «Воронки». На уроке используются цифровые образовательные ресурсы. Академия младшего школьника. Кластеры, карточки.

Метод обучения: исследование, словесный, практический, работа в группах, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления: кластер, синквейн

Тип урока: урок-закрепление по программе « Школа 2100» (можно использовать по любой программе)

Ход урока

Структура урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I Организационный момент.  

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

II.  Постановка проблемы

      Слайды 1, 2.

Он всегда в работе,

В напряжении и заботе

 Пишет, моет, убирает,

 Шьет, рисует и читает.

Варит, жарит, мастерит,

 Режет, пилит, говорит.

Так его легко узнать-

 Надо лишь вопрос задать.

На вопрос «Что делать?»- есть

У него в ответе весть.

Даже если отдыхает,

Своё дело выполняет.

Учитель читает стихотворение


- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?


- Назовите глаголы. В какой форме они употреблены?

Дети определяют тему урока, находят глаголы, называют формы глагола.

III.Составление кластера по глаголу. 

Слайды 3-4

− Что мы знаем о глаголе?


Работа проверяется по слайду . 


− Начертите в своих карточках шкалу самооценки и оцените свои знания о глаголе.

В группах заполняется кластер. Идет графическая систематизация материала.

Дети оценивают свои знания  

2.Исследовательская деятельность «О чём нам расскажут глаголы?»

   Слайд 5,6.

-На слайде слова: выкопал, выдержишь, угрожает, зашагает, стемнело, летят, стучать, лепили.

-Контроль

Ставит проблему перед классом


(Глаголы изменяются по временам: выкопал, угрожает, зашагает; в прошедшем времени изменяются  по числам: выкопал, лепили, по родам: выкопал, стемнело; в наст. и буд. времени изм. по лицам: ты выдержишь, он зашагает и по числам летят, зашагает; бывают I и II  спряжения, спряжение определяют по личным окончаниям глаголов выдержишь, зашагает и по неопределённой форме глагола: стучать)

3.Определение времени, лица числа и рода глаголов  

Слайд 7

1 группа.                            

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

 Будто раскололи.

 

2 группа.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Подчеркните в стихах глаголы определите их время(лицо, число, род)


Даёт задание по группам и индивидуально .










-Какой вывод можно сделать об изменении глаголов?

-Как определить время глагола?

каждой группе четверостишие

2 человека из 4 группы работают на  интерактивной доске. Академия мл. школьника. Распознавание глаголов настоящего и прошедшего времени в тексте.


-Глаголы изменяются по временам, они бывают настоящего ,прошедшего и будущего времени

-В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, в прош..в.-по родам и числам


-по вопросам

2 группа.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

4 группа

Прошли дожди. Апрель теплеет.

Всю ночь туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

4.Правописание личных окончаний глаголов

  Слайд 8.


-Назовите постоянный признак глагола.. Что называется спряжением?

-Для чего нужно знать спряжение?

- Как правильно написать личные окончания? 

-Какие личные окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения?

-Спряжение

-Изменение по лицам и числам.

-Если окончание ударное, то по личным окончаниям, если безударное, то по неопред.ф. глагола..



-I  -е,-ут.-ют

II-и, -ат,-ят

.Интерактивная игра «Воронки»

 I спряжение: обжига.т, прилипа.т, пахн.т, просн.шься, хоч.т, игра.ет, уйд.шь, блещ.т. II cпряжение: готов.т, обид.т, ответ.шь, стуч.те, дышать, говор.т, наход.м, видеть.

Объясняет. Оценивает работу  детей

У доски 2 человека из 3 группы

Физминутка.  (1 мин.)

Слайд 9

На болоте две подружки,    (прыжки на месте, стоя)

Две зелёные лягушки        (присев, прыгают)

Утром рано умывались,           (далее по тексту)

Полотенцем растирались.

Ножками топали

Руками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет,

Всем друзьям – физкульт – привет!      (машут руками)

Вы немного потрудились. А теперь разомнёмся


Ну какая зарядка без глагола!

В какой форме употреблены глаголы в физминутке?

Делают упражнения.

-В физминутке употреблены глаголы прошедшего времени.

    Слайд 10.

-.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы(спр.,лицо.число).


Весной  луч  солнца  буд…т  спящих  красавиц. Бабочка  ожива…т, расправля…т  крылья, нос…тся 

 над  первыми  проталинами. А  то  вдруг  распахн…т  крылья

  и  вспыхн…т  ярким  огоньком.


-Синтаксический разбор 2 предложения.

Даёт задание. Осуществляет контроль по слайду.

Оценивает работу по интерактивной доске

Выполняют задание по карточкам  в группах



 Задание 2 группе. Синтаксический разбор предложений на интерактивной доске. (Академия мл. школьника)



5.Правописание возвратных глаголов.

Слайд 11

Сравните. Сделайте вывод.

Он может увлекаться.  Он увлекается.

Нельзя купаться.           Она купается.

Надо учиться.                 Ученик учится.

- Как называются глаголы с суффиксом ся ?

Организует наблюдение. Осуществляет проверку по слайду.

ться пишется у неопред формы глаголов

тся - у глаголов 3 лица)

IV. Тестирование

Слайд 12

Тест.

1. Глаголы…. а) склоняются.                 б) спрягаются.

2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание   б) основа.

 3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …

а) летит  б) - бродишь

 4. Лицо глагола определяется … а) по  местоимению            б)по предлогу.

5. Спрягаются глаголы …      а) прошедшего времени

б) настоящего и будущего времени.

6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?

а) наст.в.  б) прош.в.    в)буд.в.

7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по лицам  б)по родам и числам   в)по лицам и числам

                       Ответы.

1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а, 7- б


Озвучивает задание, осуществляет проверку по слайду.

Оценивает работу по интерактивной доске

 2 человека из 1 группы выполняют тест на интерактивной доске), остальные - по карточкам.

V.Подведение итогов

Слайд13




 - Как изменяются глаголы?

(Проверяет работу по слайду)

-Глаголы изменяются по :временам;

- в наст. и буд.в.-по лицам и числам;

-в прош.в.- по родам и числам;

Слайд 4.

- Все ли вопросы мы рассмотрели на уроке? Чтобы вы хотели добавить, чего нет здесь?

- Вернёмся к шкале самооценки. Оцените свои знания о глаголе. Если повысились, поставьте новую метку на шкале.

Вернёмся к кластерам.

Идет самооценка по шкале.

VI.Рефлексия деятельности.

1. Составление синквейна со словом урок.

Что означает слово синквейн? (пятистишие)

Синквейн обогащает речь, учит формулировать идею (фразу), делает речь краткой и лаконичной, способствует проявлению творчества.

Оцените сегодняшний урок через синквейн.

 Доп. задание: В какой форме использовали вы глаголы?

2.Какое у вас настроение после урока?  Поднимите смайлики.

Составляют в группах синквейны, затем зачитывают.




Оценивают свои эмоции.

VII.Домашнее задание

Слайд 14

       В книге «Литературное чтение»  поищи  глаголы  в форме настоящего  или  будущего  времени. Выпиши 2 - 3 предложения  с  такими глаголами.  Выдели  в  них окончания и обозначь спряжение, число и лицо.

       Найди и выпиши ещё 1 - 2 предложения  с глаголами пр. времени, выдели их и укажи род и число.

Записывают задание в дневники

Слайд15

- Спасибо за урок.

Спасибо за урок.  Работали хорошо. Я вами довольна. Карточки сдайте. Я оценю тест и разбор предложения.

Приложение к уроку

Карточка № 1

1.О чём нам расскажут глаголы?

обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.

2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.

Снег теперь уже не тот

Потемнел он в поле.

 На озерах треснул лед,

 Будто раскололи.

3.Сравните и сделайте вывод: ться или тся?

Он может увлекаться.  Он увлекается.

Нельзя купаться.           Она купается.

Надо учиться.                 Ученик учится.

- Как называются глаголы с суффиксами ся, сь?)

4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы. (спр. лицо.число)

       Весной  луч  солнца  буд…т  спящих  красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т  крылья, нос…тся  над  первыми  проталинами. А  то  вдруг  распахн…т  крылья  и  вспыхн…т  

ярким  огоньком.

Выполните синтаксический разбор второго предложения.

5. Тест.

1. Глаголы…. а) склоняются.                 б) спрягаются.

2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание   б) основа.

 3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …

а) летит  б) - бродишь

 4. Лицо глагола определяется … а) по  местоимению            б)по предлогу.

5. Спрягаются глаголы …      а) прошедшего времени

б) настоящего и будущего времени.

 6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?

а) наст.в.  б) прош.в.    в)буд.в.

7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по лицам  б)по родам и числам   в)по лицам и числам

Карточка № 2

1.О чём нам расскажут глаголы?

обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.

2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

3.Сравните и сделайте вывод: ться или тся?

Он может увлекаться.  Он увлекается.

Нельзя купаться.           Она купается.

Надо учиться.                 Ученик учится.

- Как называются глаголы с суффиксами ся, сь?)

4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы.(спр. лицо.число)

      Весной  луч  солнца  буд…т  спящих  красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т  крылья, нос…тся  над  первыми  проталинами. А  то  вдруг  распахн…т  крылья  и  вспыхн…т  

ярким  огоньком.

Выполните синтаксический разбор второго предложения.

5. Тест.

1. Глаголы…. а) склоняются.                 б) спрягаются.

2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание   б) основа.

 3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …

а) летит  б) - бродишь

 4. Лицо глагола определяется … а) по  местоимению            б)по предлогу.

5. Спрягаются глаголы …      а) прошедшего времени

б) настоящего и будущего времени.

6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?

а) наст.в.  б) прош.в.    в)буд.в.

7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по лицам  б)по родам и числам   в)по лицам и числам

                                                                                                                       

                                                    Карточка № 3

1.О чём нам расскажут глаголы?

обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.

2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.

 Наступят дни весенние.

Теплом растопит солнышко,

Как воск снега пушистые.

3.Сравните и сделайте вывод: ться или тся?

Он может увлекаться.  Он увлекается.

Нельзя купаться.           Она купается.

Надо учиться.                 Ученик учится.

- Как называются глаголы с суффиксами ся, сь?)

4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы. (спр. лицо.число)

          Весной  луч  солнца  буд…т  спящих  красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т  крылья, нос…тся  над  первыми  проталинами. А  то  вдруг  распахн…т  крылья  и  вспыхн…т  

ярким  огоньком.

Выполните синтаксический разбор второго предложения.

5. Тест.

1. Глаголы…. а) склоняются.                 б) спрягаются.

2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание   б) основа.

 3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …

а) летит  б) - бродишь

 4. Лицо глагола определяется … а) по  местоимению            б)по предлогу.

5. Спрягаются глаголы …      а) прошедшего времени

б) настоящего и будущего времени.

6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?

а) наст.в.  б) прош.в.    в)буд.в.

7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по лицам  б)по родам и числам   в)по лицам и числам

                                                                                             

Карточка № 4

1.О чём нам расскажут глаголы?

обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.

2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.

4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы. (спр. лицо.число)

           Весной  луч  солнца  буд…т  спящих  красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т  крылья, нос…тся  над  первыми  проталинами. А  то  вдруг  распахн…т  крылья  и  вспыхн…т  

ярким  огоньком.

Выполните синтаксический разбор второго предложения.

5. Тест.

1. Глаголы…. а) склоняются.                 б) спрягаются.

2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание   б) основа.

 3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …

а) летит  б) - бродишь

 4. Лицо глагола определяется … а) по  местоимению            б)по предлогу.

5. Спрягаются глаголы …      а) прошедшего времени

б) настоящего и будущего времени.

6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?

а) наст.в.  б) прош.в.    в)буд.в.

7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?

а) по лицам  б)по родам и числам   в)по лицам и чис

Глагол

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

IIспр.

Iспр.

II спр.

Iспр

-е-. –ут,-ют

-и-.ат,-ят

Личные окончания

по числам

ед.число               мн.число

по лицам

1-я.мы 2- ты.вы 3-он, она, оно,они

по числам

ед.число               мн.число

родам

мужской  женский  средний

прошедшее                 настоящее и будущее

временам

Глаголы изменяются по:

-ать, -оть и др.+брить, стелить

-ить +11глаголов -исключений

Неопр.ф.

IIспр.

Iспр.

II спр.

Iспр

-е-. –ут,-ют

-и-.ат,-ят

Личные окончания

-ать, -оть и др.+брить, стелить

-ить +11глаголов -исключений

Неопр.ф.

Непостоянные признаки

Постоянные признаки

Глагол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"

Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Открытый урок по русскому языку 3 класс. "Закрепление о глаголе"

Тема открытого урока «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...