Урок по русскому языку в 4 классе Его величество Глагол.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок с использованием ИКТ. В уроке использованы программно-методический комплекс Академия младшего школьника, интерактивная доска, интерактивная игра "Воронки",элементы технологии критического мышления. К уроку подготовлена авторская презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме: Его величество Глагол
Учитель: Шутова Мария Сергеевна
Класс 4 А
Цели урока:
образовательные :
формировать практические навыки правильного написания личных окончаний глаголов;
развивающие:
формировать умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
воспитательные:
содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Задачи :
Организовать пространство поиска, диалога, творчества.
Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.
Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.
Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.
Оборудование: авторская презентация, интерактивная доска, интерактивная игра «Воронки». На уроке используются цифровые образовательные ресурсы. Академия младшего школьника. Кластеры, карточки.
Метод обучения: исследование, словесный, практический, работа в группах, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления: кластер, синквейн
Тип урока: урок-закрепление по программе « Школа 2100» (можно использовать по любой программе)
Ход урока
Структура урока | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I Организационный момент. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. | |||
II. Постановка проблемы | Он всегда в работе, В напряжении и заботе Пишет, моет, убирает, Шьет, рисует и читает. Варит, жарит, мастерит, Режет, пилит, говорит. Так его легко узнать- Надо лишь вопрос задать. На вопрос «Что делать?»- есть У него в ответе весть. Даже если отдыхает, Своё дело выполняет. | Учитель читает стихотворение - О какой части речи будем сегодня говорить на уроке? - Назовите глаголы. В какой форме они употреблены? | Дети определяют тему урока, находят глаголы, называют формы глагола. | |
III.Составление кластера по глаголу. | Слайды 3-4 − Что мы знаем о глаголе? | Работа проверяется по слайду . − Начертите в своих карточках шкалу самооценки и оцените свои знания о глаголе. | В группах заполняется кластер. Идет графическая систематизация материала. Дети оценивают свои знания | |
2.Исследовательская деятельность «О чём нам расскажут глаголы?» | Слайд 5,6. -На слайде слова: выкопал, выдержишь, угрожает, зашагает, стемнело, летят, стучать, лепили. -Контроль | Ставит проблему перед классом | (Глаголы изменяются по временам: выкопал, угрожает, зашагает; в прошедшем времени изменяются по числам: выкопал, лепили, по родам: выкопал, стемнело; в наст. и буд. времени изм. по лицам: ты выдержишь, он зашагает и по числам летят, зашагает; бывают I и II спряжения, спряжение определяют по личным окончаниям глаголов выдержишь, зашагает и по неопределённой форме глагола: стучать) | |
3.Определение времени, лица числа и рода глаголов | Слайд 7 1 группа. Снег теперь уже не тот Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. | 2 группа. Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. | Подчеркните в стихах глаголы определите их время(лицо, число, род) Даёт задание по группам и индивидуально . -Какой вывод можно сделать об изменении глаголов? -Как определить время глагола? | каждой группе четверостишие 2 человека из 4 группы работают на интерактивной доске. Академия мл. школьника. Распознавание глаголов настоящего и прошедшего времени в тексте. -Глаголы изменяются по временам, они бывают настоящего ,прошедшего и будущего времени -В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, в прош..в.-по родам и числам -по вопросам |
2 группа. Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. | 4 группа Прошли дожди. Апрель теплеет. Всю ночь туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. | |||
4.Правописание личных окончаний глаголов | Слайд 8. | -Назовите постоянный признак глагола.. Что называется спряжением? -Для чего нужно знать спряжение? - Как правильно написать личные окончания? -Какие личные окончания имеют глаголы I спряжения? II спряжения? | -Спряжение -Изменение по лицам и числам. -Если окончание ударное, то по личным окончаниям, если безударное, то по неопред.ф. глагола.. -I -е,-ут.-ют II-и, -ат,-ят | |
.Интерактивная игра «Воронки» I спряжение: обжига.т, прилипа.т, пахн.т, просн.шься, хоч.т, игра.ет, уйд.шь, блещ.т. II cпряжение: готов.т, обид.т, ответ.шь, стуч.те, дышать, говор.т, наход.м, видеть. | Объясняет. Оценивает работу детей | У доски 2 человека из 3 группы | ||
Физминутка. (1 мин.) | Слайд 9 На болоте две подружки, (прыжки на месте, стоя) Две зелёные лягушки (присев, прыгают) Утром рано умывались, (далее по тексту) Полотенцем растирались. Ножками топали Руками хлопали, Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чём секрет, Всем друзьям – физкульт – привет! (машут руками) | Вы немного потрудились. А теперь разомнёмся Ну какая зарядка без глагола! В какой форме употреблены глаголы в физминутке? | Делают упражнения. -В физминутке употреблены глаголы прошедшего времени. | |
Слайд 10. -.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы(спр.,лицо.число). Весной луч солнца буд…т спящих красавиц. Бабочка ожива…т, расправля…т крылья, нос…тся над первыми проталинами. А то вдруг распахн…т крылья и вспыхн…т ярким огоньком. -Синтаксический разбор 2 предложения. | Даёт задание. Осуществляет контроль по слайду. Оценивает работу по интерактивной доске | Выполняют задание по карточкам в группах Задание 2 группе. Синтаксический разбор предложений на интерактивной доске. (Академия мл. школьника) | ||
5.Правописание возвратных глаголов. | Слайд 11 Сравните. Сделайте вывод. Он может увлекаться. Он увлекается. Нельзя купаться. Она купается. Надо учиться. Ученик учится. - Как называются глаголы с суффиксом ся ? | Организует наблюдение. Осуществляет проверку по слайду. | ться пишется у неопред формы глаголов тся - у глаголов 3 лица) | |
IV. Тестирование | Слайд 12 Тест. 1. Глаголы…. а) склоняются. б) спрягаются. 2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание б) основа. 3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа … а) летит б) - бродишь 4. Лицо глагола определяется … а) по местоимению б)по предлогу. 5. Спрягаются глаголы … а) прошедшего времени б) настоящего и будущего времени. 6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь? а) наст.в. б) прош.в. в)буд.в. 7.Как изменяются глаголы прошедшего времени? а) по лицам б)по родам и числам в)по лицам и числам Ответы. 1-б, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б, 6-а, 7- б | Озвучивает задание, осуществляет проверку по слайду. Оценивает работу по интерактивной доске | 2 человека из 1 группы выполняют тест на интерактивной доске), остальные - по карточкам. | |
V.Подведение итогов | Слайд13 | - Как изменяются глаголы? (Проверяет работу по слайду) | -Глаголы изменяются по :временам; - в наст. и буд.в.-по лицам и числам; -в прош.в.- по родам и числам; | |
Слайд 4. - Все ли вопросы мы рассмотрели на уроке? Чтобы вы хотели добавить, чего нет здесь? - Вернёмся к шкале самооценки. Оцените свои знания о глаголе. Если повысились, поставьте новую метку на шкале. | Вернёмся к кластерам. | Идет самооценка по шкале. | ||
VI.Рефлексия деятельности. | 1. Составление синквейна со словом урок. Что означает слово синквейн? (пятистишие) Синквейн обогащает речь, учит формулировать идею (фразу), делает речь краткой и лаконичной, способствует проявлению творчества. Оцените сегодняшний урок через синквейн. Доп. задание: В какой форме использовали вы глаголы? 2.Какое у вас настроение после урока? Поднимите смайлики. | Составляют в группах синквейны, затем зачитывают. Оценивают свои эмоции. | ||
VII.Домашнее задание | Слайд 14 В книге «Литературное чтение» поищи глаголы в форме настоящего или будущего времени. Выпиши 2 - 3 предложения с такими глаголами. Выдели в них окончания и обозначь спряжение, число и лицо. Найди и выпиши ещё 1 - 2 предложения с глаголами пр. времени, выдели их и укажи род и число. | Записывают задание в дневники | ||
Слайд15 - Спасибо за урок. | Спасибо за урок. Работали хорошо. Я вами довольна. Карточки сдайте. Я оценю тест и разбор предложения. |
Приложение к уроку
Карточка № 1
1.О чём нам расскажут глаголы?
обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.
2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.
Снег теперь уже не тот
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
3.Сравните и сделайте вывод: ться или тся?
Он может увлекаться. Он увлекается.
Нельзя купаться. Она купается.
Надо учиться. Ученик учится.
- Как называются глаголы с суффиксами ся, сь?)
4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы. (спр. лицо.число)
Весной луч солнца буд…т спящих красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т крылья, нос…тся над первыми проталинами. А то вдруг распахн…т крылья и вспыхн…т
ярким огоньком.
Выполните синтаксический разбор второго предложения.
5. Тест.
1. Глаголы…. а) склоняются. б) спрягаются.
2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание б) основа.
3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …
а) летит б) - бродишь
4. Лицо глагола определяется … а) по местоимению б)по предлогу.
5. Спрягаются глаголы … а) прошедшего времени
б) настоящего и будущего времени.
6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?
а) наст.в. б) прош.в. в)буд.в.
7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?
а) по лицам б)по родам и числам в)по лицам и числам
Карточка № 2
1.О чём нам расскажут глаголы?
обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.
2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льётся
Разговорчивый ручей.
3.Сравните и сделайте вывод: ться или тся?
Он может увлекаться. Он увлекается.
Нельзя купаться. Она купается.
Надо учиться. Ученик учится.
- Как называются глаголы с суффиксами ся, сь?)
4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы.(спр. лицо.число)
Весной луч солнца буд…т спящих красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т крылья, нос…тся над первыми проталинами. А то вдруг распахн…т крылья и вспыхн…т
ярким огоньком.
Выполните синтаксический разбор второго предложения.
5. Тест.
1. Глаголы…. а) склоняются. б) спрягаются.
2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание б) основа.
3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …
а) летит б) - бродишь
4. Лицо глагола определяется … а) по местоимению б)по предлогу.
5. Спрягаются глаголы … а) прошедшего времени
б) настоящего и будущего времени.
6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?
а) наст.в. б) прош.в. в)буд.в.
7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?
а) по лицам б)по родам и числам в)по лицам и числам
Карточка № 3
1.О чём нам расскажут глаголы?
обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.
2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.
Наступят дни весенние.
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
3.Сравните и сделайте вывод: ться или тся?
Он может увлекаться. Он увлекается.
Нельзя купаться. Она купается.
Надо учиться. Ученик учится.
- Как называются глаголы с суффиксами ся, сь?)
4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы. (спр. лицо.число)
Весной луч солнца буд…т спящих красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т крылья, нос…тся над первыми проталинами. А то вдруг распахн…т крылья и вспыхн…т
ярким огоньком.
Выполните синтаксический разбор второго предложения.
5. Тест.
1. Глаголы…. а) склоняются. б) спрягаются.
2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание б) основа.
3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …
а) летит б) - бродишь
4. Лицо глагола определяется … а) по местоимению б)по предлогу.
5. Спрягаются глаголы … а) прошедшего времени
б) настоящего и будущего времени.
6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?
а) наст.в. б) прош.в. в)буд.в.
7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?
а) по лицам б)по родам и числам в)по лицам и числам
Карточка № 4
1.О чём нам расскажут глаголы?
обедала, горишь, победили, рисуешь, беседовать, пожелает.
2. Подчеркните в стихах глаголы, определите их время.
Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
4.Вставьте безударные личные окончания глаголов. Объясните орфограммы. (спр. лицо.число)
Весной луч солнца буд…т спящих красавиц. Бабочка ожива…т, расправляя…т крылья, нос…тся над первыми проталинами. А то вдруг распахн…т крылья и вспыхн…т
ярким огоньком.
Выполните синтаксический разбор второго предложения.
5. Тест.
1. Глаголы…. а) склоняются. б) спрягаются.
2. У глаголов при спряжении изменяется …а)окончание б) основа.
3. Выберите глагол 2-го лица единственного числа …
а) летит б) - бродишь
4. Лицо глагола определяется … а) по местоимению б)по предлогу.
5. Спрягаются глаголы … а) прошедшего времени
б) настоящего и будущего времени.
6. В форме какого времени глагол отвечает на вопросы что сделаю? что сделаешь?
а) наст.в. б) прош.в. в)буд.в.
7.Как изменяются глаголы прошедшего времени?
а) по лицам б)по родам и числам в)по лицам и чис
Глагол
Постоянные признаки
Непостоянные признаки
IIспр.
Iспр.
II спр.
Iспр
-е-. –ут,-ют
-и-.ат,-ят
Личные окончания
по числам
ед.число мн.число
по лицам
1-я.мы 2- ты.вы 3-он, она, оно,они
по числам
ед.число мн.число
родам
мужской женский средний
прошедшее настоящее и будущее
временам
Глаголы изменяются по:
-ать, -оть и др.+брить, стелить
-ить +11глаголов -исключений
Неопр.ф.
IIспр.
Iспр.
II спр.
Iспр
-е-. –ут,-ют
-и-.ат,-ят
Личные окончания
-ать, -оть и др.+брить, стелить
-ить +11глаголов -исключений
Неопр.ф.
Непостоянные признаки
Постоянные признаки
Глагол
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"
Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии....
Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"
Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)
Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Глаголы в единственном и во множественном числе»
Предмет: русский языкКласс: 2а...
Открытый урок по русскому языку 3 класс. "Закрепление о глаголе"
Тема открытого урока «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»Цель: организация деятельности учащихся, направленная на обобщение и систематизацию знаний...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...