Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме:
    Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру "Экскурсия в зимний лес" (Правописание ь после шипящих на конце имен существительных + заочная экскурсия "Птицы родного края")

    "Начальная школа XXI века", 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon integrirovannyy_urok_russkiy_om.zip1.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ ООШ  ПОСЕЛКА  СЕВЕРНЫЙ

    ХВАЛЫНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    1. Конспект    интегрированного урока  
    2. по русскому языку и окружающему миру   в 3 классе
    3. (программа «Начальная школа ХХI века»)

    Экскурсия в зимний лес

    («Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных» и  заочная экскурсия  по теме «Птицы родного края»)

            

    Выполнила

    учитель начальных классов

    МОУ ООШ п. Северный

    1. Купцова Ольга Владимировна

    2010 г.

    Тема урока: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.  Птицы родного края.

    Цель

    Рациональное построение урока, создание психологического  комфорта, что будет способствовать систематизации   и уточнению полученных детьми знаний  о правописании  мягкого знака  после  шипящих на конце имен существительных,  расширению  кругозора учащихся сведениями о птицах, обитающих в средней полосе России зимой.

    Задачи:

    1. отрабатывать  написания слов с орфограммой «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»;  
    2. повторить  орфограммы «Проверяемые согласные в корне слова»  и правописание словарных слов;
    3. развивать   интеллектуальные  качества: мышление, внимание, речь;
    4. развивать коммуникативные навыки через работу в группе;
    5. развивать умение проводить оценку и самооценку деятельности;
    6. за счет правильной организации учебной деятельности и проведения физкультминуток на уроке способствовать предотвращению переутомления учащихся.
    7. воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

    План урока

    1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.  

    1)  Сообщение темы и цели урока

    2)  Запись в тетрадях числа и классной работы

    1. Минутка чистописания. Гимнастика для кистей рук.
    2. Мобилизующий этап. Актуализация знаний.  
    3. Закрепление и систематизация изученного. Гимнастика для глаз «Филин»  
    4. Продолжение работы по закреплению и систематизации изученного
    5. Физкультминутка
    6. Самостоятельная дифференцированная работа  по карточкам
    7. Оздоровительная минутка. Дыхательная медитация
    8. Закрепление и систематизация изученного
    9. Подведение итогов урока.
    1. Разгадывание кроссворда
    2. Рефлексия.
    3. Домашнее  задание. 

    Планируемые результаты изучения материала

    Учащиеся находят  изучаемую орфограмму в  словах,  понимают  правило  постановки  мягкого знака после шипящих в имена существительные, применяют его на практике.  Учащиеся узнают о птицах, встречающихся зимой в средней  полосе России, готовы помогать и заботиться о них.

    Методы обучения и формы организации учебной деятельности

    Форма учебной  работы: классно – урочная.

    Тип урока:  урок  закрепления и совершенствования знаний.

    Форма проведения: урок  - экскурсия.  

    Методы обучения: частично-поисковый (учитель помогает с помощью вопросов выйти на постановку учебной задачи и её решения).

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

    Приемы деятельности учителя: рассказ, создание ситуации для решения познавательных и проблемных вопросов, организация работы с текстом учебника и рабочей тетради, а также с дополнительным материалом, организация индивидуальной, фронтальной  и групповой работы.

    Продолжительность урока: 40  минут.

    Дата проведения: конец  декабря. 

    Развитие умений учащихся

    Учатся: находить орфограммы в словах,  применять на практике изученные  правила, работать с  учебником и рабочей тетрадью.

    Развивают: умение обобщать и делать выводы, коммуникативные умения, умение работать самостоятельно и в группе, оценивать свою деятельность на уроке.  

    Оборудование

    Иллюстрации с изображениями птиц (щегол, снегирь, свиристель, клест, глухарь, куропатка, тетерев) или презентация;  карточки  с  заданиями   для самостоятельной  работы; кроссворд; сигнальные карточки для рефлексии.

    Использован-ная  литература

    1. Журнал «Начальная школа»// Формирование навыков культуры

    речи при изучении имени существительного. - №12, 2008 г. С. 38.

    1. Журнал «Начальная школа»//Беречь здоровье учащихся –

    задача каждого учителя. -  № 9, 2008г.  С. 65-66.

    1. Пишем грамотно.  Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса под

    редакцией Кузнецовой М.И. в 2-х частях, ч.1. – М., Вентана –Граф., 2010.

    1. Программа словарей  Interpretatio. www// Inetio.com.
    2. Русский язык:  3 класс: комментарии к урокам/ С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2010.  
    3. Сборник программ к УМК «Начальная школа XXI век». М., Вентана – Граф, 2008.
    4. Учебник «Русский язык» для 3 класса под редакцией С.В. Иванова  в 2-х частях, ч.1. -  М., Вентана – Граф, 2008.
    5. Учусь писать без ошибок.  Рабочая тетрадь для учащихся 3

    класса под редакцией Кузнецовой М.И. – М., Вентана –Граф., 2010.

    1.  Фролова С.В., Полуэктова Н.Г.. Уроки чистописания:

    формирование каллиграфического навыка. – Волгоград: Учитель, 2010.

    1. В.И. Ковалько. Школа физминуток. – М., Вако, 2007

    Материал для презентации взят с сайтов:  www.eсоsystеmа.ru,  www.wikipedia.ru

    Ход урока  

    1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.  

    Кто с работой дружен,

    Нам сегодня  нужен?

    -Нужен!

    Кто с учебой дружен,

    Нам сегодня нужен?

    - Нужен!

    С языком кто дружен,

    Нам сегодня нужен?

    - Нужен!

    Таким ребятам хвала и честь!

    Такие ребята в классе есть?

    - Есть!

    1. Сообщение темы и цели урока

    - Сегодня на уроке мы будем  закреплять знания о написании  мягкого  знака  после шипящих  на конце имен существительных, совершенствовать орфографические навыки. А делать это мы будем во время заочной экскурсии  в зимний лес, заодно посмотрим, какие птицы обитают у нас в лесу зимой. В  дорогу нам нужно взять все самое необходимое: знания об имени существительном, умение определять его род, сообразительность, внимательность и, конечно, аккуратность!

    1. Запись в тетрадях числа и классной работы

    2. Минутка чистописания  (Слайд 2)

    - Итак, отправляемся в лес. И вот нам встретился первый лесной обитатель, но кто, это мы узнаем только при условии, что выполним задание красиво и аккуратно.

    На доске ряд слов: щука, щека, щель, овощи, щенок.

    1. Какая буква чаще всего  повторяется в этих словах? (буква «ща»)
    2. Какую же букву мы будем сегодня писать? (щ)
    3. Дайте характеристику этой букве (согласная, шипящая, всегда мягкая).
    4. Какие еще шипящие есть в русском языке? (Ж,Ш, Ч)
    5. На доске: Щ щ, щь  

    Гимнастика для кистей рук.

    Чтобы наши пальчики не замерзли в дороге, давайте их согреем. (Поочередное растирание пальцев рук  и ладоней)

    1. А теперь запишите буквы и буквосочетания красиво.
    2. Так кто же этот загадочный обитатель зимнего леса? (Слайд 3).

    Это необыкновенно нарядная птица. Перышки на щеках белые, на лбу красные, на затылке черные. Спинка у птицы коричневая, крылья черно – желто- белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пестрый, яркий, нарядный. Отсюда и название – щегол.

    1. Напишите слово щегол.
    2. Составьте предложения с этим словом.

    3. Мобилизующий этап. Актуализация знаний.  

    - Молодцы! Справились с заданием.  А теперь новый  житель зимнего леса и новые задания.  

    У этой птички – невелички

    Есть интересная привычка –

    Как начнутся холода,

    Летит с севера сюда!

    1) Игра «Найди лишнее слово». (Слайд 4)

    - Найдите в каждом ряду лишнее слово и объясните, почему оно является таковым.

    Луч, мяч, ключ, дочь.  (Существительное дочь ж.р., а остальные м.р.)

    Тишь, глушь, ландыш, мышь. (Существительное ландыш м.р., а остальные ж.р.)

    Ночь, полночь, мелочь, уж. (Существительное  уж м.р., а остальные ж.р.)

    1. К какой части речи  относятся  эти слова? (Имя существительное).
    2. Что такое имя существительное?
    3. В каком числе  они  стоят? (В единственном числе).  
    4. Сделайте фонетический разбор слова  мелочь (устно). 
    1. Птица,  прилетающая к нам с холодами – это  снегирь. (Слайд 5)

    Это пролетная птица. Называют ее так, потому что у нас она оказывается  пролетом. Летом птица живет в дремучих северных лесах, там выводит птенцов, а осенью, с наступлением первых заморозков, перелетает к нам в среднюю полосу. Питается снегирь сочными ягодами рябины, боярышника, шиповника, а потом улетает дальше  на юг.

    4. Закрепление и систематизация изученного.

    - Наша экскурсия продолжается. По пути мы встречаемся еще с одним обитателем зимнего леса.

    Продолжаем мы движение.

    Это что за представленье:

    На  кусте певец сидит –

    Замечательно свистит!

    Чтобы узнать этого «певца», нам нужно выполнить  задания в учебнике.  Упражнение 1 стр. 144 (Слайд 6).

    1. Догадайтесь, какие слова задуманы?

    Помо(щь), ланды(ш), ду(ш), пе(чь), но(чь), глу(шь), пейза(ж), каранда(ш), молоде(жь), ло(жь), бро(шь), сила(ч), черте(ж), гуа(шь).

    1. Какие правила необходимо вспомнить,

    чтобы правильно записать большинство букв? (Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих, проверяемые согласные в корне слова).

    1. По какому принципу можно распределить записанные слова в две группы?
    1. Слова с мягким знаком на конце и слова без мягкого знака.
    2. Слова с двумя орфограммами и слова с одной орфограммой.

    - Откройте свои учебники  на странице  144. Поработаем  с рубрикой  «Давай подумаем». 

    1. Коля считает, что для записи считалки необходимо четыре мягких знака. А Аня считает, что нужно будет шесть мягких знаков. С кем из них вы согласитесь?

    На золотом [крыл,цэ] сидели

    [цар,], [цар,эв, ич,],

    [карол,], [карал, эв, ич,],

    Сапожник, портной,

    А ты кто такой?

    Оба предлагаемых ответа  -  и Колин, и Анин  -  неправильны. Для записи считалки нужно только три мягких знака в словах: крыльце (функция разделения), царь и король (мягкость предыдущего согласного). 

    1. Перед тем как продолжить путь, давайте вспомним еще одну птицу – филина и выполним гимнастику для глаз.

    Гимнастика для глаз «Филин»  

    Закрыть глаза на 3-4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 секунд. Повторить 3-4 раза. Затем, закрыть  веки и массировать глаза круговыми движениями.

    5. Продолжение работы по закреплению и систематизации изученного

    - Продолжаем работу. Сделаем  упражнение 2  на странице  145.

    - Прочитайте пословицы. Слова со звуковой записью замените буквенной и запишите их в тетрадь.

    Умную [р,эч,]  приятно и слушать.

    Бой красен мужеством, а [тавар, щ ,]  дружеством.

    Всякая [в , эщ ,]  хороша на своем месте.

    Мал [й, орш], да колюч.

    Слайд 7:

    ,эч,] – речь;            [тавар, щ ,] – товарищ;

    , эщ ,] – вещь;        [й, орш] – ёрш. 

    - Что же за птица может так красиво свистеть? (Слайд 8). 

    Эта птица прилетает к нам с севера и остается на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими  желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поёт негромко, обычно нежно посвистывая. Про её песню говорят в народе: «Ишь,  как свистит!». За эту песенку птиц  и прозвали свиристелями.

    1. Физкультминутка.

    - Устали?  Устроим привал и выполним физкультминутку.

    Слова учителя

    Действия учащихся

    Выпал беленький снежок.

    Соберемся мы в кружок.

    Снег, снег, белый снег,

    Засыпает он нас всех.

    Дети медленно поднимают руки и медленно опускают их, подражая падающему снегу.

    Мы на саночки садимся

    И под горку быстро мчимся,

    Снег, снег, белый снег,

    Мчимся мы быстрее  всех.

    Шагают медленно, руки согнуты в локтях, и сжаты в кулачки, как будто держат палки от лыж.


    Мы из снега ком слепили,

    Потом  куклу смастерили,

    Снег, снег, белый снег,

    Куклы вышли лучше всех!

    Наклоняются и показывают, как лепят кукол


    Дети к вечеру устали,

    По домам все возвращались.

    Садятся за парты.


    1. Самостоятельная дифференцированная работа  по карточкам (Приложение 1)  (учащиеся получают карточку с различным по уровню сложности заданием и выполняют его самостоятельно).  

    Только выполнив заданье

    И ответив на вопрос,

    Познакомитесь вы с птицей –

    Интересный у нее нос!

    1. Какое правило необходимо было вспомнить  для правильной записи слов?  (Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных).
    2. Мы ответили на вопрос и теперь, узнаем у какой  птицы интересный нос? Это птица клест (Слайд 9)  

    Название ее произошло от старинного слова «клестить», что значит сжимать, сдавливать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест. За него птицу и прозвали клестом.  Птенцы у клестов чаще бывают зимой, потому что птицы питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. За то,  что клюв крестообразный и птенцы выводятся зимой,  в народе их называют святыми птицами.

    Скорее всего, клест очень здоровая птица, потому что выносит такие суровые зимние морозы. Давайте и мы  немного позаботимся о нашем здоровье.  

    1. Оздоровительная минутка. Дыхательная медитация

    Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете свежий, морозный воздух…чистый воздух…Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.

    1. Закрепление и систематизация изученного (Работа в тетради «Пишем грамотно №1» стр. 48).

    Что – то здесь произошло?

    И в лесу нет никого!

    Чтобы птичек отыскать

    Нужно нам  тетрадь достать.

    Верно сделав упражненья,

    Мы раскроем преступленье!

    1. Групповая   работа.  Выполнение упражнения 1 стр.  48.
    1. Запишите в таблицу свои примеры слов, оканчивающихся на шипящий звук.
    2. Мальчики  записывают имена существительные мужского рода единственного числа, а  девочки -  имена существительные женского рода единственного числа.

    Имена существительные м.р. ед.ч.

    Имена существительные ж.р. ед. ч.

    калач, силач, кулич, лещ, ключ, чиж, нож, морж, гараж …

    рожь, ночь, мышь, тушь, вещь, мелочь, дичь, тишь, речь, дрожь … 

    (Проверка правильности выполнения работы)

    1. Повторение написания словарных слов.  Выполнение  упражнения  2 стр. 48  

    Вставьте пропущенные буквы  в словарные слова.

    ракета                 яблоко

    газета                 спасибо

    дорога                корабль

    морковь             пирог

    работа                огород

    песок                  интересный

    - Вот и нашли мы наших пропавших птиц. Это глухари, тетерева  и куропатки (Слайд 10). Оказывается, эти птицы роют небольшие пещерки  и даже  ныряют в снег с лету или с  ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20-30 сантиметров. Угнездившись, птица закрывает ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище. Так этим птицам не страшны даже самые лютые холода!

    1. Подведение итогов урока.

    1) Разгадывание кроссворда

    - Вот мы и заканчиваем нашу экскурсию. Но у нас осталось еще самое главное  задание - разгадать кроссворд и найти ключевое слово. (Слайд 11)

    - Замените каждое выражение одним существительным с основой на шипящую и узнаете отгадку на вопрос.

    1. Вид какой – нибудь местности (пейзаж).
    2. Самое темное время суток (ночь).
    3. Мелкие деньги (мелочь).
    4. Двенадцать часов ночи (полночь).
    5. Пресноводная рыба семейства карповых с плоским телом (лещ).
    6. Небольшой грызун, обычно серого цвета, с острой мордочкой и длинным хвостом (мышь).


    1П

    Е

    Й

    З

    А

    Ж



    2Н

    О

    Ч

    Ь






    3М

    Е

    Л

    О

    Ч

    Ь



    4П

    О

    Л

    Н

    О

    Ч

    Ь



    5 Л

    Е

    Щ


    6 М

    Ы

    Ш

    Ь


    1. Какое слово получилось в выделенных клетках? (Помощь)
    1. Слово, которое получилось у нас кроссворде,     говорит  о том, что мы должны  помогать птицам зимой. Почему? (Ответы учащихся).
    2. Как мы можем это сделать? (Ответы учащихся).

    2) Рефлексия.

    - Вот и вернулись   мы домой с экскурсии. Я надеюсь, что пришли мы не с пустыми руками, а   принесли с собой новые знания.  Подошло время оценить и проанализировать свою деятельность на уроке.

    - Назовите орфограмму,  над которой мы работали на уроке. (Мягкий  знак после шипящих на конце имен существительных).

    -  В каких случаях на конце имен  существительных мы пишем мягкий знак? (Если существительное женского рода, единственного числа).

    - Достигли ли вы поставленной в начале урока цели? (Высказывания  учащихся)

    - Какое задание вам в этом помогло?

    - А теперь оцените себя, каким был для вас урок (Дети поднимают карточки, лежащие у них на столах).  

     Зеленый  - удачный урок, все получилось.  

     Желтый  – урок прошел хорошо, но были ошибки.  

     Красный – испытывал трудности.

    - Сегодня на уроке  хорошо работали ….(назвать имена учащихся и поставить оценки).

    1. Домашнее  задание.

    Выполните упражнения по выбору:

    Рабочая тетрадь стр. 49 упр.4: проверить текст, исправить ошибки.

    Выполнить рисунок птицы, встретившейся на экскурсии.

    1. Спасибо за урок. (Слайд 12)

     

    Приложение 1

    Карточки для дифференцированной работы

    Карточка № 1 (повышенный уровень)  

    1. Впиши пропущенные слова.  При затруднении используйте слова для справок.

    яркий солнечный ________,

    удобная________,

    верный ________,

    младшая ________,  

    звездная _________,

    острый _________.

    Слова для справок: луч, вещь, товарищ, дочь, ночь, нож.

    1. Какое правило необходимо было вспомнить  для правильной записи слов?

    Карточка №2 (обычный уровень)

    1. Вставьте, где необходим, ь.

    Лучше горька правда, чем красивая лож(ь).

    Хороший товарищ() – отрада для души.

    День да ноч(ь)- сутки прочь.

    Не кирпич(), а человек города строит.

    1. Какое правило необходимо было вспомнить  для правильной записи слов?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие умений писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце имен существительных"

    Урок русского языка в 4 классе позволяет научить детей действовать по алгоритму, уметь полно выражать свои мысли....

    интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Безударные гласные. Птицы нашего леса"

    Обобщить знания о правописании безударных гласных.Расширить знакомство с птицами нашего леса, как составной части живой природы...

    Обобщение изученного об имени существительном. Разнообразие живых организмов, их роль в природе (Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 3 классе)

    Интегрированный урок дает возможность в увлекательной форме повторить изученное об имени существительном, образовывать существительные при помощи разных суффиксов, а также обобщить знания детей ...

    Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему "Масленица"

    Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему  "Масленица"...

    Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе

    В данном материале описан интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4 классе....

    Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Письмо заглавной буквы «П»

    Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему:  «Письмо заглавной буквы «П»...

    Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 класса на тему: «Заглавная буква. Домашние и дикие животные»

    Конспект интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру для 1 классана тему:«Заглавная буква. Домашние и дикие животные»...