Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  Русский язык.  2 класс

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»

Учитель начальных классов Мартыненко Л. М.

 Цель урока:

обобщить полученные детьми знания по теме.

Задачи:

предметные:

- развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: стран, городов, сел, деревень;

- развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями

метапредметные:

-овладение знаниями о мире, стране, районе, их истории и топонимике,

-умение вычитывать информацию из разных источников: карты, схемы, переводить ее в словесную форму,

-побудить учащихся к ведению диалога, изложению своего мнения, аргументации своей точки зрения.

Тип урока:  урок развития умений

Ход урока:

I.        Оргмомент.

 Слайд 2. Путь к познанию.

        - Ребята, у вас хорошее настроение? Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся по ступеням знаний к новым открытиям.

Шагаем по ступеням по щелчку мыши

НАБЛЮДАЮ – ЗАМЕЧАЮ – РАЗМЫШЛЯЮ – ДЕЛАЮ ВЫВОД

II. Актуализация изученного

Слайд 3. Прочитайте стихотворение Измайлова и подумайте, в каких строчках заключена главная мысль. (слайд 3)

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

- Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Незнайка задаёт нам задание.  (устно) (слайд 4)

 К словам левого столбика подберите фамилию, имя и отчество. 

поэт                                                    Лев Николаевич Толстой

писатель                                             Исаак Ильич Левитан

космонавт                                          Александр Сергеевич Пушкин

художник                                           Петр Ильич Чайковский

композитор                                        Юрий Алексеевич Гагарин

- Назовите имена собственные, нарицательные. Как они пишутся?

2.  Подбери животным клички и запиши их рядом с названиями: (слайд 5)

кошка                                                 Шарик

с.бака                                                 Мурка

к.р.ва                                                 Сокол

конь                                                   Зорька

- Назовите имена собственные, нарицательные. Как они пишутся?

3.  Знайка и Незнайка очень рады, что у вас всё получилось, и просят вас записать их имена и имена их друзей.  (слайд 6)

(Винтик, Шпунтик, Незнайка,Знайка.)

Вывод: - Что же относится к именам собственным? Пользуйтесь схемой-опорой, которую мы начали составлять.

- Как пишутся собственные имена существительные? (слайд 7 - 8)

III Мотивирующее введение в тему урока.

(На доске "Физическая карта России" (слайд 9)

- Что вы видите на карте? (Города, реки, моря)

- Назовите примеры морей, городов, рек, опираясь на карту.

- Как они написаны?

- Это тоже имена собственные.

- Сегодня мы совершим путешествие в мир топонимики (слово записывается на доске) - науки, которая занимается географическими названиями.

- Сегодня только начало этого путешествия: наш путь пройдет через страны, города, села, деревни.

- Назовите тему урока.  ("Названия стран, городов, сел, деревень")

IV Развитие учебно языковых, речевых и правописных умений.

  1. Коллективная игра-путешествие «Наша страна»

- Как  называется наша страна? Запишите ее название.  Как называется это слово? Подчеркните опасные места.

- Какие страны вы еще знаете? Запишите 2-3 названия.  С какой буквы надо писать?

- Назовите столицу России.  Запишите пословицу о Москве:

Москва – всем городам мать.

- Как ее понимаете?  (На карте Москвы ставим флажок)

- Что знаете о Москве?  (Устные ответы)

  1. Работа по учебнику.

Упр. 154 (Работа в парах)

- Теперь наше путешествие из Москвы пролегает в города Золотого кольца. Золотое кольцо – это обобщенное, образное название нескольких старинных городов, которые прославились своими храмами, историческими памятниками.  

- Запишите названия городов в алфавитном порядке. (слайд 10 – 15)  (на карте появляются флажки)

  1. Работа в группах

- Наше путешествие приближается к концу.  Конечная точка нашего путешествия - наш город, потому что здесь родина каждого из нас. Запишите название нашего города.

- Что бы вы рассказали о своем родном городе?  (На карте появляется еще флажок.)

- А теперь посмотрите на карту нашего края.  Как он называется?

-  Запишите  названия любых 5 городов Ставропольского края.

- В состав нашего края входят еще и села, поселки. Запишите любые 5 названий сел Ставропольского края.

V Итог урока

- Что такое топонимика? (Наука о географических названиях)

 - Что же еще относится к именам собственным?   (Составление кластеров в парах)  (С большой буквы пишутся географические названия)



Предварительный просмотр:

Кластер «Имена собственные»

                               

                                       

                                         

                                              Кластер «Имена собственные»

                                       

                                                                                                                                             

Имя собственное

Имя собственное


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных".

Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных" проведен по УМК "Школа России".Тип урока: закрепление изученного материала. Урок проведен в форме путешествия в деревню Простоква...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных".

Презентация предназначена для урока русского языка во 2 классе по теме "Заглавная буква в именах собственных".Презентация является интересным, красочным, наглядным материалом для учащихся на уроке....

Урок русского языка 2 класс "Написание заглавной буквы в именах собственных"

Структура урока строится на основе электронной презентации по сказке «Гуси - лебеди». Иллюстрациисказки демонстрируются на экране и позволяют провести постановку проблемы и организовать ход прак...

Урок русского языка для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"

Урок русского языка  для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"...

Урок русского языка для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"

Урок русского языка  для 1 класса "Заглавная буква в именах собственных"...

Урок русского языка в 1 классе "Большая буква в именах собственных"

Конспект урока по русскому языку для 1 класса "Большая буква в именах собственных". Автор учебника Канакина В.П., УМК "Школа России"....


 

Комментарии

Горохова Надежда Александровна

Очень хороший материал. Спасибо за урок.