Праздник В мире родного языка
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Беляева Ольга Владимировна

   Говоря о творческой личности, которая горит пламенем познания, хочу поделиться работой над созданием проекта по организации детьми праздника по русскому языку для учеников 4-ых классов. Группа ребят при подготовке этого праздника подбирали материал, готовили игры для всей параллели, готовили сценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_yazyka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

   Говоря о творческой личности, которая горит пламенем познания, хочу поделиться работой над созданием проекта по организации детьми праздника по русскому языку для учеников 4-ых классов. Группа ребят при подготовке этого праздника подбирали материал, готовили игры для всей параллели, готовили сценки.

В мире родного языка

Ведущий:

Всему название дано- и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно, а безымянных нету…

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море- море слов

Купаться ежечасно!

Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем известные русские и зарубежные писатели?

1.Лев Николаевич Толстой писал: « Русский язык – настоящий, сильный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно- страстный , где нужно-бойкий и живой.» Обращаться с языком  кое-как – значит и мыслить кое-как.

2. Известный французский писатель Проспер Мериме так отзывался о русском языке: « Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого»

3. Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев предупреждал : « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад ,это достояние, переданное нам нашими предшественниками.»

Мы хотим сегодня рассказать вам быль:

Это было в дни Великой Отечественной войны. Гитлеровцы  хозяйничали в оккупированном ими городе Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в  городском музее И.С.Тургенева. Из Дома-музея неслись пьяные голоса, звуки губных гармошек, грубые слова  немецких солдатских песен. Жители города с ненавистью смотрели на фашистов, обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу-ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.

-Я учительница . Вы находитесь в Доме-музее известного русского писателя И.С.Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш, т.е. денежную выгоду.

Немцы разрешили занять под музей одну из комнат с выходом в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На большой светлой стене они видели портрет писателя и читали аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаге всем известные слова Тургенева :« Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий, правдивый и свободный русский язык!Не будь тебя , как не впасть в отчаяние при виде всего , что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Голодные, измученные, полные тяжелых раздумий о судьбе Родины, понуря голову ,люди шли в тесную комнатушку музея, но выходили с гордо поднятой головой, с надеждой на скорую победу…        

К.Бальмонт « Русский язык»

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев , и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.

Березовая роща, свет сквозной,

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Ведущий:  С какой любовью к родному языку  писал К.Бальмонт это стихотворение! Все собрано в нашем языке. Надо лишь умело и бережно к нему относиться.

Мы приглашаем вас сегодня ещё внимательнее  присмотреться к русскому языку. А поможет нам в этом игра – путешествие , в которой  примут участие 4 команды умников и умниц , грамотеев и всезнаек

 4 А

4Г   Представление жюри.

Итак, мы отправляемся с вами на остров русского языка.

 Зеленый  и таинственный

Средь моря  остров спит….

Быть может, там воинственных

Ошибок мир лежит?

А может мы с веселыми

Там встретимся Глаголами?

Или найдем внимательных

Послушных Прилагательных?

За соснами, за буками

Увидим Звуки с Буквами?

Первая наша остановка : орфография

Жил-был в одной школе Ваня  Лентяйкин. Лень ему было учить правила орфографии, и вот какая история с ним однажды приключилась. Поехал он на каникулах в деревню и написал оттуда письмо сестре:

Здравствуй, Маша!

У нас сейчас в деревне лето. Я заколюсь на солнце. поворачиваясь с бачка на бачок.Хочу поседеть на берегу с удочкой. Я  уже обижал лиса.

В ответ он получил такое письмо от Маши:

Ваня, здравствуй! Ответь мне на несколько вопросов. Ты, наверное , пошутил, когда написал, что решил заколоться? И почему поворачиваешься с бачка на бачок? Где там, на речке, бачки? Ещё ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих чёрных? И ещё сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Помогите Ване разобраться, в чём его ошибки.

А пока команды отвечают на вопрос, мы предлагаем остальным поиграть в игру « Назови пару»

Игра на внимание: « Назови пару»

Он- ученик, она – ученица

Он- школьник, она-….

Он- кот, она-…

Он- рыба, она-….

Он- слон, она-…

Он- лев, она-…

Он- ребенок, она-…

Правильный ответ.

Остановка вторая . Морфемика.

Морфемы – кирпичики, из которых состоят слова

Та часть слова, что  изменяется,

(Окончанием) называется,

Остальную же часть слова

Изменяем мы ( основа)

Основа слова – главная значимая часть.

Родственные слова дарят (корню) власть

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

За корнем ( суффикс)

Нашел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая

Превратится в речку,

Лес – в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

У корня в недругах, представьте – ка

Есть дама гордая – ( приставка)

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

1-ое задание:  Выберите слова с нулевым окончанием

Ночь, дом,  волчий, проснулся, играет, улыбнулась, читать

2-ое задание:  Разделите на две группы :

Берег, берёг, береговой, побережье, сберегательная.

Задание 2.  Спорим летом и зимой

        Спорим днем и ночью,

        Ты -  со мной, а я – с тобой:

        Разные мы очень.

Я называю слово , а вы антоним?

Зима, плакать, темный, интересный, холод, быстро.

Стоянка третья :   Морфология  - это огромная страна, А живут там части речи. В гостях у нас сегодня: существительное, прилагательное, глагол, местоимение.

Существительное:   Я в языке одни предметы называю,

         Запомните, друзья, - вот главный мой секрет;

         Когда процесс и признак я обозначаю,

         То их всегда вам представляю как предмет.

Ведущий1:  Что нельзя изменить у имени существительного?

Прилагательное:   Имя прилагательное!

       Мы с тобой дружны

       Признаки предметов

                                    Знать мы все должны.

       Солнечное лето,

       Праздничная ель,

       Вкусные конфеты,

                        Машенькин портфель.

Ведущий 2:  От чего зависит имя прилагательное?

  Я называю имя существительное, а вы подбираете подходящее имя прилагательное

 небо, день, друг,  каникулы.

Глагол:                         Я свою  задачу вижу в том

           Чтоб сказать о действии любом

            И счастливый мой удел таков-

            В речи быть одним из главных слов

            Глаголу нравиться читать, шуметь, бурлить, кипеть,

            Играть, работать и мечтать,

                              Шить, жить, свистеть и петь.

 Кто запомнил, какие глаголы сейчас прозвучали?

Местоимение:

Я заменить могу любые части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие заменять,

На их значение всегда мне надо указать.

Задание 1. Знаете ли вы, что словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10000-30000 слов. Существительное предлагает вам поиграть в цепочки слов. Игра похожа на игру в города, только цепочка будет состоять из имен существительных в именительном падеже так, чтобы последняя буква слова была началом другого слова. Например

река

       акула

                аллея

                         ягненок

                                     кот

                                         табурет

                                                      торт

Надо за 1 минуту составить грамотно такую цепочку.

    Игра с залом. Исключите лишнее слово. Как можно назвать эти слова

Огонь, дым, пламя

Алфавит, азбука, чистописание

Бросать, кидать, ловить.

Синонимы. ( оттенки одно и того же слова)

                     Спорим летом и зимой

        Спорим днем и ночью,

        Ты -  со мной, а я – с тобой:

        Разные мы очень.

Я называю слово , а вы антоним?

Зима, плакать, темный, интересный, холод, быстро    

Задание от прилагательного  

Вставьте пропущенные окончания

Завтрашн… день не вернет вчерашн… дня. Скисш.. молоко уже не станет свеж… .

Ответ.

Задание от глагола

Записать лицо, число, спряжение

Пишет

Смотрят

 Пою

Говорите

Ответ.

Задание от местоимения

 Исключите лишнее местоимение

Я, меня, ты, мне.

Ответ.

Стоянка вторая:  Лексика.

Я изучаю то, чем наш язык богат,

Что всё богатство мира отражает,

Людей, животных, вещи называет

Хранит надежно наших знаний клад.

Все наши мысли, опыт и мечты

Несет из поколенья в поколенье,

И в нем литературные творенья

Находят свой источник красоты.

Сценка

Миша:    Ты знаешь, он такой, он такой… Ему море по колено!

Паша:      Море по колено. Что , он такой высокий? Как дядя Степа?

Миша:     Да нет же « Море по колено» - так говорят о человеке  смелом, бесстрашном.

Учитель:  « Море по колено» - это образное выражение или фразеологизм ( от слова фраза). Благодаря образным выражениям наша речь становится ярче, выразительней.

Задание:   объясните  значение  фразеологического оборота

… волосы дыбом

…орать во всю Ивановскую

…плевать в потолок

…болеть душой

Наша последняя остановка  « Этимология»

Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, шутим. Язык нужен нам как воздух. Но  как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, какова его история.

А ведь это целая наука – этимология (в переводе с греческого « наука об истинном значении слов»)

Сведения о значении слов содержаться в этимологических словарях.

Наши ребята узнали в них историю отдельных слов.

(Выступления команд )

 Игра наша на сегодня закончилась. Самыми лучшими в ней оказались ребята  команд.

Путешествие закончилось, но знакомство с родным языком будет продолжаться.

Ведь речь показывает уровень культуры человека

« Заговори, чтобы я тебя увидел», - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час.Конкурс знатоков родного языка "Ты наш друг, родной язык".

Классный час посвящён празднованию Международного дня родного языка, который ежегодно отмечается 21 февраля....

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

конспект мероприятия по русскому языку " В мире родного языка"

Конспект мероприятия по русскому языку " в мире родного языка". Можно использовать как конспект для внеклассного мероприятия....

презентация мероприятия по русскому языку " В мире родного языка"

Презентация меропрития по русскому языку "В мире родного языка"...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Игра- викторина «В мире родного языка»

Занимательные и увлекательные задания на слайдах к урокам родного языка...