статья"Загадка как своеобразная и интересная форма развития связной речи младших школьников"
статья по русскому языку по теме

Шиш Наталья Николаевна

Наша речь - это процесс превращения мысли в слово. Развивая речь учащихся, Школа придерживается ряда совершенно ясных, чётко определённых характеристик речи. Огромную роль в развитии речи играет загадка, так как она развивает догадливость, сообразительность. Именно загадка развивает у ребёнка поэтический взгляд на действительность, обогащает память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шиш Наталья Николаевна

ГБОУ СОШ №641 Россия г. Санкт- Петербург

Загадка  как своеобразная и интересная форма развития связной речи младших школьников.

          Наш речь - это процесс превращения мысли в слово. Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, чётко определённых характеристик речи. Они–то и служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний.

Во-первых, рассказ ученика должен быть построен на хорошо известных фактах, на его наблюдениях и жизненном опыте.

Во-вторых, должна присутствовать логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие повторений и лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания.

Но ученик должен не только уметь передавать факты, но и использовать в речи богатство языковых средств. Кроме этого речь должна быть ярка, красива, убедительна.

Огромную роль в развитии речи оказывает загадка. Она развивает в человеке догадливость, сообразительность, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях. Именно загадка развивает у ребёнка поэтический взгляд на действительность, обогащают память.

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. А сколько в них шутливых обыгрываний по созвучию придуманных слов: «Футка и фатка, футун да футундак, да две футеницы»(Шубка, шапка, зипун, кушак, рукавицы).Загадка чаще всего содержит метафору, когда качество, признак или действие одного предмета переносится на другой, сходный в каком-либо отношении. Это и делает загадку замысловатой. «Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят». А есть загадки в форме прямого вопроса. «Это кто зимой холодной бродит по лесу голодный?» По своему строению загадка нередко основана на параллелизме, а часто на отрицательном параллелизме. «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает». Часто в тексте загадки можно найти собственные имена в значении нарицательных. «Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается». «Стоит Пахом на коне верхом, книжку читает, а грамоты не знает». Занимательную форму придают загадке аллитерации (звуковые повторы) и рифмы. «Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хочу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь».

 Происхождение загадок принято связывать с так называемой условной речью, речью околичностями во время особых положений, когда человек по существующим понятиям или просто в силу особых жизненных обстоятельств, не мог назвать вещи и явления своими настоящими именами. Знание особой «загадочной» речи было обязательным для каждого человека, желающего обеспечить себе и своему роду благополучие и достаток. Знание это было необходимо и на охоте, и в быту, и в отношениях с другими людьми, и в иных случаях. Знаменитый путешественник XVIII в.  Крашенников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников по соболю. Есть основания утверждать, что приведённые Крашенниковым «подставные слова» - это и есть те остатки древней речи, с которой непосредственно связана народная загадка (церковь – востроверхая, конь – долгохвостый, ворон – верховой…). Вместо свиньи говорили низкоглядная. «По земле ходит, неба не видит». Очень часто пословицы и поговорки переходили в загадки. «В городе рубят, к нам щепки летят». Первые записи загадок были произведены в конце XVII в. отдельными любителями народного творчества. Записывались они случайно, когда их путали с пословицами. Во второй половине XVIII в. появилось несколько сборников загадок.

Много педагогов прошлого использовали в работе с детьми загадки. «Заря – заряница, красна девица, по лесу гуляла, ключи потеряла: месяц видел – не сказал, солнце увидало – подняло». Положим, дети не угадали, что ключи – значит роса: но пусть они объяснят: почему заря называется красной девицей, почему говорится, что заря теряет росу, почему месяц не потерял росу, а солнышко подымет росу. Получилась живая и полезная беседа. Благодаря загадкам учитель учит детей такому важному виду мышления, как сравнение. Обучение сравнению, значит обучение сопоставлению и противопоставлению. Когда ребёнок учится сопоставлению, значит он учится выделять существенные признаки, а сопоставление помогает выделять несущественные признаки. «За кудрявый хохолок лису из норки поволок , на ощупь очень гладкая, на вкус как сахар сладкая». Отгадка явилась результатом беседы с использованием приёма сопоставления и способа подстановки:

- С кем сравнивается предмет, который нужно отгадать? ( с лисой)

- Если сравнили с лисой, то, значит, у лисы и у этого предмета есть что – то общее. Назовите самые яркие черты лисы, её свойства. (хитрая плутовка, рыжая хищница…) Поставьте вместо слова лиса слова, которые вы подбирали, когда описывали лису. В результате подстановки выяснилось, что подходит слово лиса. Значит, предмет, который нужно отгадать, рыжего цвета.

- Как по- другому можно назвать рыжий цвет? (оранжевый)

- Почему же в загадке задуманный предмет сравнивается с лисой? Могли бы взять другой предмет тоже оранжевого цвета, например: осенние листья, солнышко. Поищите в загадке ответ на вопрос.(Лиса живёт в норке, которая находится в земле, и этот предмет тоже). Найдите в загадке слова, с помощью которых описывается загадочный предмет. (Кудрявый хохолок, на ощупь очень гладкая,на вкус – сладкая).

-Что же это такое? Может быть какой-то овощ? Какие овощи имеют такие признаки? (морковь)

Такая работа помогает ребёнку в составлении своих загадок.

Загадка хороша для начальных этапов творчества именно тем, что сама по себе она есть целое, законченное произведение, к тому же по природе своей она всегда образна и ритмична. «Загадка мала, как искра, но в ней все признаки настоящего огня», - писала М.А. Рыбникова в книге «Очерки по методике литературного чтения». – М., 1963г. с.266.

Используемая литература:

  1. К. Д. Ушинский«Родное слово» М., Академия педагогических наук 1949г.

  1. М.А. Рыбникова « Очерки по методике литературного чтения» М.,

Просвещение,1963г.

     3.Л.П.Веденская, Р. Я. Саакян «Наш родной язык», М., Просвещение, 1971г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития связной речи младших школьников

Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....

Развитие связной речи младших школьников.

Для младшего школьника развитие речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами. Обучение детей умению грамотно и последовательно ...

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Доклад "Развитие связной речи младших школьников через игровую деятельность"

Отчет по теме самообразования "Развитие связной речи через игровую деятельность". Проблема развития речи одна из самых актуальных в начальной школе. Работа по развитию речи требует разнообразных метод...

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Статья по русскому языку на тему "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЙ ПО КАРТИНЕ»

Данная работа  подскажет учителю начальных классов, как   сформировать связную речь учащихся при работе над сочинением по картине....

Статья на тему: «Развитие связной речи младших школьников»

Развитие речи – необходимая составная часть содержания и звено, которое органически связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый предмет – русский язык....