Роль внеурочной деятельности в языковом развитии младшего школьника
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Беленёва Наталья Ивановна

Образовательная программа внеурочной деятельности " В царстве слов" позволяет показать учащимся начальной школы как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rol_vneurochnoy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Беленёва Н. И. – учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Большая Глушица

м.р. Большеглушицкий

Победитель конкурса лучших учителей РФ 2009 г.

Роль внеурочной деятельности в языковом развитии

младшего школьника

Цель работы: обоснование роли внеурочной деятельности в  языковом развитии учащихся, в формировании умений и навыков устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширение и углубление программного материала;
  2. совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  3. пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

  1. воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  2. воспитание чувства патриотизма;
  3. повышение общей языковой культуры учащихся;
  4. выявление одарённых в лингвистическом отношении  учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

  1. развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.

Актуальность

Обновление школы, переосмысление принципов и  методов обучения, переход на новые Федеральные образовательные стандарты обуславливают  проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В настоящее время такая работа в школе находится не на должном уровне. Действительно, язык обогащает и развивает духовный мир ребенка,  приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет  у детей  вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется в школе не  в полной мере. Моё обращение  к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об  ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности. Составленная мною образовательная программа внеурочной деятельности по русскому языку «В царстве слов» имеет общеинтеллектуальное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Целесообразность

Углубленное изучение родного языка  определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной  работы по всем учебным предметам. Родной язык – высшее проявление национальной жизни, национальной культуры.

Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения

Своеобразие моей системы работы 

Организация внеурочной деятельности младших школьников в клубе «В царстве слов» основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся с учётом их способностей. На внеурочных занятиях учащиеся мало пишут, но много говорят, самостоятельно готовят вопросы и задания для одноклассников, защищают проекты, проводят исследования, участвуют в инсценировках.

Новизна

Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеурочной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы коммуникативных компетенций, то внеклассная работа импонирует школьнику занимательностью материала, свободой форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, учителя, оратора, поэта, сказочного персонажа и т.д.  Наконец, во внеклассной работе более откровенно  межличностное общение, оно разноплановое, познавательное, художественное, творческое. Взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества, живого диалога.

Формы работы: беседа, рассказ, практические работы, познавательные, интеллектуальные, компьютерные игры, праздники, олимпиады, поисковые и научные исследования, клубные заседания, круглые столы, диспуты, соревнования, экскурсии, конкурсы, утренники.

Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов:

  1. тесты, соревнования, турниры, викторины, защита проектов.

Выводы 

Система внеурочной деятельности по программе « В царстве слов» позволяет помочь учащимся максимально развить или сформировать познавательные потребности в области  изучения русского языка, осуществлять активный поиск  информации, пробудить у школьников интерес к предмету, способствует обогащению словаря и развитию речи, обеспечивает достижение учащимися начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ, русский язык и историю родного языка.
  2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре русского народа.
  3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  4. Развитие навыков сотрудничества

Метапредметные результаты

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
  4. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты

  1. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  2. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  4. Внеклассные занятия способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словаря, развитию речи; внеклассные занятия дают возможность пробудить у школьников интерес к предмету, привить любовь к русскому языку; они необходимы и в плане преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Описание работы

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной  школе является выявление и развитие индивидуальных способностей ребёнка. Каждый из нас, учителей, старается создать такие условия, чтобы ученик  не просто механически выполнял учебные действия, а был готов к творческому сотрудничеству и на уроках и во внеурочной деятельности. Основной целью обучения русскому языку в начальных классах нашей школы является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием мышления и формированием школьника как  личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности. Содержание программы «В царстве слов» соответствует цели и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в нашем образовательном учреждении.    В процессе усвоения элементарных знаний по фонетике, лексике, грамматике, словообразованию и правописанию у детей развиваются мыслительные умения – умение анализировать,  сопоставлять, группировать и обобщать языковый материал, находить главное, формируются умения и навыки культурной речи, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка – слова, предложения.  В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к занимательной грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «В царстве слов» направлено на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работа по воспитанию этики общения ведётся с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях используются ролевые игры. Кроме того, курс « В царстве слов» позволяет работать не только над фонемами, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Связь содержания программы с учебными предметами

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками чтения, русского языка, изобразительного искусства,  окружающего мира.

Особенности реализации программы

Форма обучения по числу учащихся:

  1. фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Режим занятий во 2 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа.

Место проведения занятий: в классе, в библиотеках (школьной и районной), в Центре детского творчества, в детском саду.

Количество часов

Программа разработана для детей 6-10 лет на 4года обучения и рассчитана  для учащихся 1-4 классов: в 1 классе – 33 часа, 1 час в неделю; во 2 классе – 34 часа, 1 час в неделю; в 3 классе – 34 часа, 1 час в неделю; в 4 классе – 34 часа, 1 час в неделю.

Характеристика условий ОУ при реализации программы

Для реализации программы в классе имеются:

  1. Компьютер;
  2. Интерактивная доска;
  3. Проектор;
  4. Электронные пособия (Компакт – диски);
  5. Предметные и сюжетные картинки;
  6. Раздаточный материал;

Ожидаемые результаты

Для учащегося:

  1. применение полученных знаний и умений в практической деятельности;
  1. развитие самооценки, самоорганизации;
  2. формирование навыков рефлексивной деятельности;
  3. развитие инициативности, коммуникабельности.

Для учителя:

  1. включение учащихся в процесс поиска информации;
  2. организация воспитательного процесса, с учетом личных стремлений и достижений;
  3. возможность усовершенствовать методы преподавания;
  4. расширение контактов с учащимися, родителями;
  5. возможность лучше узнать, раскрыть потенциал своих учеников;

Для родителей:

  1. повышение саморазвития подрастающего поколения;
  2. отслеживание индивидуального роста успешности ребенка в учебе;

В результате занятий в клубе «В царстве слов» у учащихся могут быть развиты такие качества личности как

  1. самостоятельность;
  2. инициативность;
  3. энергичность;
  4. исполнительность;
  5. трудолюбие;
  6. любознательность;
  7. активность;
  8. ответственность;
  9. настойчивость;
  10. выдержка (сдержанность);
  11. правильное реагирование на неудачу;
  12. способность преодолевать препятствия.

Содержание программы:

Программа каждого класса состоит из четырех разделов.

1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? Рассказ-беседа. Игры, конкурсы. Театрализованные представления.

2. Сокровища родного языка. Беседа о формах приветствия,  прощания благодарности. Звуковая культура речи. Ролевые игры. Инсценировки.

3. Словарное богатство русского языка. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с различными словарями. Тематические группы слов. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Происхождение имён и фамилий. Идиомы. Фразеологизмы. Игры. Устные журналы. Ребусы и кроссворды.  КВН.      

4. Проектная деятельность. 

 Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм.

№ п/п

Раздел

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

4

6

6

6

2

Сокровища родного языка.

4

6

6

6

3

Словарное богатство русского языка.

23

18

16

14

4

Проектная деятельность.

2

4

6

8

Всего часов

33

34

34

34

С программой  «В царстве слов» я участвовала в 2012 году в областном конкурсе программ внеурочной деятельности и получила Диплом Лауреата.

Беленёва Н. И. – учитель

начальных классов,

ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»

с. Большая Глушица

м.р. Большеглушицкий

Победитель конкурса

 лучших учителей РФ 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников.

В работе раскрывается роль читательской деятельности в интеллектуальном развитии младших школьников. Даются методические рекомендации учителям начальных классов по формированию читательского интереса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании младших школьников

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Его основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетент...

Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"

В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Роль игровой деятельности в личностном развитии младших школьников на занятиях группы продленного дня .

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят.  В детском возрасте игра – это норма. В игре испытываются возможности, просыпаются др...

СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию  на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...

Использование регионального компонента в урочной и внеурочной деятельности как средство развития младших школьников

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. С...