Урок развития речи (творческая лаборатория) "Апрель - снегогон, водолей, цветень"
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Корлякова Ирина Викторовна

Этот урок предполагает большую работу исследовательской деятельности обучающихся 3 класса. В ходе подготовки к этому уроку дети распределились на группы, каждая группа выбрала для себя задания: 1 группа - подбор народных примет, пословиц, загадок; 2 группа подготовила отрывки из художественных произведений о природе в апреле; 3 группа - обобщила собственные наблюдения об изменениях в природе, 4 группа - подбирала музыкальные произведения, посвящённые этому весеннему месяцу.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по развитию речи22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 3 классе.

Учитель: Корлякова И.В.

Тема «Апрель – снегогон, водолей, цветень»

Цель:

обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь    обучающихся.

Задачи:

обобщить наблюдения о природе в апреле,  отобрать наиболее яркие высказывания поэтов и писателей о пробуждении природы; использовать отобранный материал для создания апрельской страницы весеннего календаря, учиться строить предложения и тексты о природе в апреле.

Оборудование: мультимедийная установка, тетради по развитию речи, карточки для работы в парах (№1 – пословицы, №2 – подбор определений), тексты художественных произведений.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1)самостоятельно предполагать, какая нужна информация для решения учебной задачи;

2)развивать умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, собственных наблюдений;

3)перерабатывать полученную информацию и использовать для решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД:

1)развивать умение слушать и понимать других;

2)высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

3)умение работать в паре и группе;

4)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебной задачи.

Личностные УУД:

1)формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

1)самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;

2)учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;

3)под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний.

Чтение наизусть учеником стихотворения Е.Баратынского «Как воздух чист!...»

У – Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения?

Д – Потому что речь пойдёт о весне.

У – В результате наблюдений и чтения художественных произведений ребята выяснили, что у весны есть 3 дела, 3 завета. Вспомните, какие?

Д – Говорят, у весны есть 3 дела: 1 – тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется; 2 – землю отогреть и разбудить – это дело апреля; 3 – тёплую землю в зелень убрать – достаётся маю.

2.Постановка цели и задач урока.

У – О каком месяце сегодня пойдёт речь?

Д – Об апреле.

У – Почему тема на доске написана не полностью?

Д – Мы должны выбрать точные определения для этого месяца.

У – Издавна люди наблюдали за изменениями в природе и, поэтому у каждого месяца появлялись народные названия. Вы видите древнерусские названия разных месяцев. Как вы считаете, какими из них называли апрель?

Д – Я думаю, что название снегогон очень подходит апрелю, так как ярче светит солнце. Если где-то остался снег, то в апреле он тает даже в самых укромных уголках леса, оврагах, полностью сходит снеговой покров.

      Я считаю, что название водолей самое главное. Именно апрель отогревает землю тёплым солнышком, поит её водой, начинается большое половодье. А благодаря воде оживает вся природа.

      Некоторые сомневаются, что апрель можно назвать цветень. Но оказывается  издавна люди заметили, что именно в апреле начинают цветение деревья: ольха, орешник, ива, верба, а также первоцветы: мать-и-мачеха, сон-трава и другие.

У – Почему не подходят названия грозник, хлебник, лютень, листобой,

У – У нас появились народные названия апреля: снегогон, водолей, цветень. Почему именно в таком порядке я их расположила?

Д – потому что сначала апрель снег сгоняет – начинается таяние снега, потом начинается половодье и наконец зацветают деревья и первоцветы.

У – Запишите тему урока в тетрадь. Какую цель мы поставим на этом уроке? Давайте определим задачи урока. (…Учитель помогает )

3.Работа над развитием речи обучающихся.

А)Работа с пословицами в парах.

У – Народ мудро подмечал в природе закономерности и выражал свои наблюдения в пословицах и поговорках. Предлагаю поработать в парах и восстановить пословицы. Прочитайте 1 пословицу, как вы понимаете её смысл?(и так каждую) Где нам могут пригодиться пословицы и поговорки об апреле?

       Апрель с водой, май с травой.

       Апрельские ручьи землю будят.

       Апрель красен почками, а май листочками.

       Апрель начинается при снеге, а заканчивается при зелени.

       Апрель воду подбирает, цветы рассыпает.

Д – Они пригодятся при составлении апрельской странички «Весеннего календаря»

Б)Работа с текстами художественных произведений по фотопейзажам в группах.

У – Готовясь к уроку, вы прочитали много произведений о весне. Поэты и писатели тонко подмечали весеннее пробуждение природы в своих произведениях. Предлагаю найти яркие высказывания поэтов и писателей, подтверждающие фотопейзажи:  

     - солнце ,     небо ,     берёзы,      половодье,    птицы,        первоцветы

У – В чем вам помогут прочитанные высказывания поэтов и писателей?

Д – В написании сочинения об апреле.

В)Подбор определений к существительным в парах.

У – Вы узнали много нового об апреле, отобрали яркие высказывания поэтов и писателей о природе в апреле. Но этого недостаточно, чтобы написать сочинение об апреле, надо учиться строить предложения.  Поработайте в парах и подберите точные определения к именам существительным : солнце, небо, облака, ручьи, ветерок, почки, настроение.

У – Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

Г)Физминутка ( релаксация под музыку )

У – Предлагаю отдохнуть, совершив небольшое путешествие по весеннему лесу. Закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте раннее утро в лесу. Первые лучи солнца коснулись  голых ветвей  деревьев. Проснулись птицы, робко зазвенели их голоса в свежем воздухе. В зелени травы загорелись яркие огоньки первоцветов. Всё оживает и радуется тёплому солнышку.

Д)Работа с деформированным текстом, исправление речевых ошибок. (Текст с ошибками на экране)

    1.Из тёплых стран прилетели пернатые гости. Гости хлопочут около своих гнёзд. Повсюду звенят весёлые голоса птиц. Всё радуется теплу!

    2.Природа ожила. В голубом небе золотом сияет золотое солнце. Его тёплые лучи растопили последний снег. Зашумели по полям шумные ручьи.

    3.Пробудилась земля от долгого сна. На лужайках зазеленела зелёная травка. Ива распустила золотистые пуховки. А на пригорках пестреют золотые огоньки мать-и-мачехи.

У – В подборе точных определений вы поупражнялись, а теперь поработаем с текстом. Прочитайте текст и подумайте, в каком порядке должны следовать абзацы? Почему вы так думаете? Какие речевые ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

(Текст исправленный на доске)

   Природа ожила. В голубом небе золотом сияет весеннее солнце. Его тёплые лучи растопили последний снег. Зашумели по полям говорливые ручьи.

   Пробудилась земля от долгого сна. На лужайках зазеленела молодая травка. Ива распустила свои золотистые пуховки. А на пригорках пестреют ярко-жёлтые огоньки мать-и –мачехи.

У – Перечитайте текст. Как его можно озаглавить?

Е)Творческие задания по выбору.

У – Настало время поработать самостоятельно. Какие виды заданий вы можете предложить?

Д – Сочинение, стихи, сказка, предложения.

У – Выберите наиболее интересное и посильное задание. Словарь у вас в тетради и на карточке. …Кто хочет поделиться своими успехами?

Дети читают свои работы.

4.Подведение итогов урока.

У – Над чем мы сегодня работали? Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами? Чем полезен урок развития речи?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок развития речи "Изложение с творческими дополнениями "Колокольчики" 3 класс

Зрительное изложение с языковым анализом и творческими дополнениями....

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Письма из долины слепых".

Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность закрепить знания по теме "Знакомство с жанром письма", развивать творческие способности и критическое ...

Урок развития речи в форме мастерской творческого письма "Мой учитель".

Урок развития речи, проведённый в форме мастерской творческого письма, даёт возможность:развивать творческие способности и критическое мышление обучающихся;пополнить словарный запас обучающихся;обучит...