Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Для учителей, работающих с детьми  с ограниченными возможностями  здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4 «Б»

Программа: общеобразовательная VI вида

Обучение в начальной школе 1-5 лет

 

Автор – составитель

учитель начальных классов

ГБСКОУ школы №584 «Озерки»

Пылаева Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург

2012-2013 уч.год.

Пояснительная записка.

     Нашей школе «Озерки»  20 лет. Она одна из трёх школ города Санкт-Петербурга, где учатся ребята с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Школа работает по программе «Комплексная реабилитация детей с  заболеваниями опорно-двигательного аппарата», вдохновляя детей на личностные, учебные, творческие и спортивные достижения.

Учащиеся школы № 584 «Озерки» в большинстве случаев имеют нарушения опорно-двигательного аппарата (двигательные нарушения различной этиологии и степени выраженности, детский церебральный паралич, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей)  или заболевания и нарушения неврологического характера, осложненного ортопедическими нарушениями.

 В условиях школы VI вида  обучаются дети со сложной структурой дефекта развития  по общеобразовательным программам  VI вида, VII вида и образовательным программам VIII вида вариант 1 и вариант 2, в  30 классах с максимальной наполняемостью до 5 человек.

Занятия в школе проводятся с учётом  индивидуальных  особенностей и способностей учащихся. Преобладающими методами и способами обучения являются: объяснительно-иллюстративные, игровые и практические методы.

Очевидно, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья требует постоянного внимания со стороны взрослого помощника – воспитателя. В нашей школе  в каждом классе  работает воспитатель, который  осуществляют всестороннюю помощь  ученикам в учебно-воспитательном процессе.

Урок русского языка.

Тема  урока: Части слова. Обобщение.

Цель урока: обобщение  и систематизация  знаний  учащихся  о частях слова.

Задачи урока:

Образовательная:  обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.

Развивающая: совершенствовать умения правильно определять и графически обозначать части  слова.

Коррекционная: корригировать умение элементарно обосновывать высказанное суждение.

Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка

Оздоровительная: чередовать в процессе урока виды деятельности, выполнять, санитарно-гигиенические нормы, проводить физкультурные паузы.

Тип урока:  урок повторения и обобщения полученных знаний.

Педагогические  технологии:

- технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся – игровая технология

-  технология  уровневой дифференциации

Оборудование: тетради учащихся, карточки с заданиями, сигнальные карточки с окончаниями слов, «рефлексивный экран», доска.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: «Мы вошли  в просторный класс,

Начался урок у нас».

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы отправляемся с вами  в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете, если правильно  допишите буквы в слове.

Игра «Полубуковка».

Учащиеся дописываю буквы  в слове, и читают слово: «Сказка»

Учитель : «Сказки мудростью богаты.

                    Сказке скажем: «Приходи!»

                    Это присказка, ребята,

                    Сказка будет впереди».

Ребята, сегодня мы отправляемся в сказочную  страну, а что это за страна, вы узнаете, когда среди букв найдёте и прочитаете слова. Карточки у каждого ученика.


ИОНЧБЗСОСТАВУРПСЛОВАМГБ

Учитель: Ребята, мы отправляемся в сказочную страну «Состав слова».

- Сформулируйте тему урока.( Состав слова).

В сказочной стране могут происходить разные чудеса. У меня есть «волшебная палочка», с помощью которой я буду превращать вас в части слов, а вы должны будете рассказать  об этой части слова.

Начинаем превращение: «Кручу, верчу,

                                            Колдовать хочу.

                                            Машу в корень слова превратить хочу».

Ученица: «Я корень слова – значимая часть,

                   Родственные связи дарят  корню  власть.

                   Выясни умело линию родства,

                   Найди   среди  слов родственные слова».

Учитель: Какие слова называются родственные или однокоренные? (ответы учащихся)

Игра: «Найди слова». Задание на карточках.

1-й уровень.

Задание: выделить в однокоренных словах корень.

Лебедь, лебёдушка,  лебединая.

Море, морской, взморье.

Бочка, бочковый, бочонок.

 Остров, островок, островной.

 2-й уровень.

Задание: дана группа слов, необходимо найти однокоренные слова и выделить в них  корень.

Лебедь, лебёдушка, лебеда, лебединая.

Море, морской, морж, взморье.

Бочка, бочковый, бочонок, бочок.

 Остров, островок, острый, островной.

3-й уровень:

Подобрать однокоренные слова, записать и выделить корень.

Лебедь -___________________________________________________

Море -_____________________________________________________

Бочка -_____________________________________________________

Остров - ____________________________________________________

Проверка.

Учитель: из какой сказки слова? (ответы учащихся)

Физкультминутка.

Баба Яга.
  В тёмном лесу есть избушка.

  Стоит задом наперёд.

  В той избушке есть старушка,

  Бабушку  Яга зовут. 

  Нос крючком, 

  Глаза большие, 

  Словно угольки горят.
  Ух, сердитая какая!  
  Дыбом волосы стоят! 

Учитель: «Кручу, верчу,

                  Колдовать хочу.

                 Зою в приставку слова превратить хочу».

Ученица: «Перед корнем есть приставка

                   Слитно пишется она.

                   И при помощи приставки

                   Образуются слова».

Учитель: Игра «Исправь ошибки». У вас на карточках написаны приставки. Задание: каких приставок нет  в русском  языке? Зачеркните эти приставки.

У учащихся карточки.


По-,   под-,     пат-,   а-,   ат-,  от-,  пада-,    пири-,    пере-,   на-,  но-, об-, аб-

Фронтальная проверка.

Учитель: «Кручу, верчу,

                  Колдовать хочу.

                Серёжу в суффикс слова превратить хочу».

Ученик: «Я - суффикс.

                 За корнем я стою,

                 И важную работу  выполняю.

                 Ведь без меня не смогут образовываться новые слова».

Игра «Волшебный суффикс». Задания на карточках.

1-й уровень.

Задание: выделить в словах суффикс.

Берёзка, домик, замочек, крылечко, маленький, белочка, грибница, зимушка.

2-й уровень.

Задание: образовать при помощи суффиксов -к-, - ик-, -ек-, -ечк- ,-очк-, -ниц-, -ушк- новые слова

Берёза-___________________________________

Дом-_____________________________________

Замок -___________________________________

Крыльцо- ________________________________

Мал- ____________________________________

Белка -___________________________________

Гриб-____________________________________

Зима-____________________________________

3-й уровень

Задание: образуй при помощи суффиксов новые слова.

Берёза-___________________________________

Дом-_____________________________________

Замок -___________________________________

Крыльцо- ________________________________

Мал- ____________________________________

Белка -___________________________________

Проверка.

Учитель: «Кручу, верчу,

                  Колдовать хочу.            

                 Алёшу в окончание  слова превратить хочу».

Ученик: «Я  та часть слова, что окончанием зовут.

                 Слова я в предложениях правильно соединяю»

Игра «Определи окончание слова»

Работа с карточками. Учитель называет слова, учащиеся показывают карточку с нужным окончанием.

Жар- птица, яблоки, царь, золотые, волк, сад, поле, Елена, прекрасная.

Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг, 
Обведу я ими круг. 
Глазком видеть всё дано- 
Где окно, а где кино. 
Обведу я ими круг, 
Погляжу на мир вокруг

Учитель: Ребята, как называется вся часть слова, но без окончания? (Основа слова)

Игра «Найди слово».Задания на карточках.

 

1-й уровень.

 

Подобрать к каждой схеме своё слово

 

   Вода                                  ∩ ^                              

  Заводь                    ∩  

  Водный                             ¬ ∩ ^                             

 Безводная                              ¬ ∩  

                         

2-й уровень.

Собери слова. Подбери однокоренные слова по схемам.

корень               приставки                 суффиксы                      окончания

вод                        за                                  н                                       а

                              без                                                                         ая

                                                                                                           ый

                                                                                                         нулевое

∩ ^                     ¬ ∩ ^                     ¬ ∩                           ∩   

_____________            _____________           ______________        _____      

3-й уровень.

Подбери и запиши к слову вода  однокоренные по схемам.

∩ ^                         ¬ ∩ ^                       ¬ ∩                            

_____________               _____________                ______________          

Итог  урока.

Учитель: Уважаемые части слова, я превращаю вас обратно в ребят. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями.

Что мы сегодня вспомнили?

Какие задания выполняли?

Рефлексия.

Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1.сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания….

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрёл…

9.я научился…

10. у  меня получилось…

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...