Конкурс «Я люблю свой родной русский язык». Номинация: «Разработки мероприятий по внеурочной деятельности».
классный час по русскому языку (3 класс) по теме

Гуськова Ирина Витальевна

«Да здравствует русский язык!»

Конкурсная игра по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon da_zdravstvuet_russkiy_yazyk.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс «Я люблю свой родной русский язык».

Номинация: «Разработки мероприятий по внеурочной деятельности».

Выполнила Гуськова Ирина Витальевна, учитель начальных классов МБОУ сош №4 г. Городца (ул. Нахимова, 10), педагогический стаж 20 лет, средне - специальное образование, Городецкое педагогическое училище 1992год, номинация №3.

«Да здравствует русский язык!»

Конкурсная игра по русскому языку.

-Сегодня у нас встреча в честь русского языка. Чем же примечателен любой язык и что за честь для него такая, что даже в народе говорят: «Язык и хлебом кормит, и дело портит».

Расскажу вам древнюю легенду. Многие столетия тому назад один богач приказал своему рабу Эзопу приготовить для него и его гостей самое лучшее. Эзоп приготовил языки. «Почему?» – спросил хозяин.

«Что может быть на свете лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка», – ответил Эзоп.

В следующий раз богач распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее и раб снова купил и приготовил языки. Все этому удивились, а Эзоп объяснил:

«А что на свете хуже языка? При помощи языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, лгут, обманывают, хитрят, ссорятся.

Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?».

Ребята, прав ли Эзоп?

Прав, конечно. Но только от нас зависит, как мы распорядимся своим языком. Языком, который у нас во рту и языком, речью, который для нас – средство общения.

И сейчас мы определим, кто умеет лучше всех работать языком и лучше других владеет русской речью.

 Представление команд:

1 команда «Приставки». Девиз: Приставки всегда молодцы,
                                                      Приставки всегда впереди!

2 команда «Существительные».Девиз: Думай, пробуй и ищи,
                                                                  Трудно будет – не пищи!

За каждый правильный ответ – 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Конкурс 1.

«Разминка»

Вопросы для команды «Приставки»:

1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое.)

3. Что ставится в конце предложения? (Точка.)

4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы.)

5. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов.)

6. Какие два звука обозначает буква Е? ([йэ])

7. Какие два звука обозначает буква Я? ([йа])

8. Чем отличается гласный звук от согласного? (При произнесении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос.)

9. Как переносится слово? (По слогам.)

10. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком.)

Вопросы для команды «Существительные»:

1. Из чего состоит предложение? (Из слов.)

2. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу.)

3. Как пишется первое слово в предложении? (С большой буквы.)

4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов.)

5. Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

6. Какие два звука обозначает буква Ё? ([йо])

7. Какие два звука обозначает буква Ю? ([йу])

8. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)

9. Переносится ли слово из одного слога? (Нет.)

10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Конкурс 2.

Назови верно слово.

  -Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе.

Команде «Приставки»

Нога - …(ноги)

Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)

Ведро - … (ведра)

Цыпленок -…(цыплята)

Пень - …(пни)

Команде «Существительные»

День - …(дни)

Рука – …(руки)

Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)

Бочонок - … (бочонки)

Козленок - …(козлята)

Конкурс 3.

Грамматическая арифметика.

- Без букв и грамматики не обходятся и математики!

Задание команде «Приставки»:

Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад

До + рожки у улитки = дорожки

С + спрятанные ценности = склад

Чудеса – а + ный = чудесный

Задание команде «Существительные»:

 До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада

До + термин игры в шашки, шахматы = доход

 Кабан – ан + лук = каблук

 С + мелкое место поперек реки = сброд

Конкурс 4.

Пословицы.

-Что такое пословицы? Для чего они нужны?

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.

Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их команды по очереди:

  1. Век живи – ... (век учись).
  2. Ты ему слово, а ... (он тебе два).
  3. Когда больше двух, ... (говорят вслух).
  4. Язык мой – ... (враг мой).
  5. Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
  6. Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
  7. Делу время – ... (потехе час).
  8. Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).

Найдите ошибки в пословицах и поговорках.

Команды отвечают по очереди:

  1. Шило в горшке не утаишь. (в мешке)
  2. Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)
  3. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)
  4. Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)
  5. Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)
  6. Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)
  7. У мышки глаза велики. (у страха)
  8. На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)
  9. Друг познаётся за завтраком. (в беде)
  10. На обиженных мухоморы растут. (воду возят)

Конкурс 5. 

Учимся писать стихи.

Участникам предлагаются опорные слова-рифмы:

 щенка – пока,

помогите – найдите

Пока они сочиняют, проводится конкурс для болельщиков.

 

Конкурсы для болельщиков.

А) Вопрос-ответ.

  1. У кого глаза велики? (У страха.)
  2. Чем горю не поможешь? (Слезами.)
  3. Кого по осени считают? (Цыплят.)
  4. Что красит человека? (Скромность.)
  5. Чем не кормят соловья? (Баснями.)
  6. В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
  7. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
  8. Что надо беречь смолоду? (Честь.)

Б) Собери слово.

  1. Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (Расписка)
  2. Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (Завязка)
  3. Его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики. (Подснежники)

Конкурс 6.

Конкурс капитанов.
Разгадай шарады.

Для капитана команды «Приставки»

Две ноты, союз,
Все вместе - игра,
В которую любит
Играть детвора. (Домино)

Для капитана команды « Существительные»

Крик птицы - это первый слог.
Второй известный всем предлог,
А третий - бурная волна.
Теперь шарада всем ясна. (Карнавал)

Конкурс 7.

Фразеологизмы.

- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Мчаться на всех парах (стремительно)

Орать во все горло (громко)

Спать мертвым сном (крепко)

Работать, не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (медленно)

Сделать на скорую руку (наспех)

Вылететь из головы (забыть)

В двух шагах (рядом, близко)

Без году неделя (недавно)

Втирать очки (обманывать)

Конкурс 8.

Устаревшие слова.

- В современном русском языке очень часто встречаются устаревшие или мало употребляемые слова, значение которых необходимо знать. А насколько хорошо вы их понимаете, мы узнаем из следующего конкурса. Объясните значение.

Команде « Существительные»:

Бирюк – волк, голос, крестьянин

Сорога – дорога, рыба, сорока.

Команде « Приставки»:

Тупица – глупый человек, затупленный топор, волшебница.

Шаньга – род ватрушки, мера ведра, деньги.

Жюри подсчитывает очки.

Заключение:

Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Мы знаем, что ныне лежит на весах 
И что совершается ныне. 
Час мужества пробил на наших часах. 
И мужество нас не покинет. 
Не страшно под пулями мертвыми лечь, 
Не горько остаться без крова, 
И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово. 
Свободным и чистым тебя пронесем, 
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)

– Как хочется, чтобы эти строки стали девизом всего нашего народа! Ведь это же наш язык, наша речь, наше достояние.

Ребята, любите и изучайте наш родной русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль.

Заключительные слова ученика:

Изучение русского языка
Нелегко нам дается пока.
Но идет по земле новый век,
Должен грамотным быть человек!

Подведение итогов, награждение.

Список используемой  литературы:

  1. Барышникова Г.Б. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы  Ярославль: Академия развития, 2006
  2. Волина В.В. Фразеологический словарь  «АСТ-ПРЕСС», 1996
  3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литера», 2004
  4. «Праздник – ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия.1-4 кл. М.: «ВАКО», 2006.
  5. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. М.: «Просвещение», 1996
  6. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007
  7. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 кл. М.:«Астрель», 2003
  8. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. 1-4 кл. М.  «Глобус», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Полдник. Время есть булочки"

Данная разработка используется при работе по программе "Разговор о правильном питании" в 1 классе...

Воспитательное мероприятие на тему "Я люблю свой родной язык"

Воспитательное мероприятие на тему "Я люблю свой родной язык" посвящено русскому языку. Целью мероприятия является привитие ученикам 3 класса любви, уважения и трепетного отношения к родному...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности для учащихся 1-3 класса на английском языке

Предлагаю вашему вниманию разработку мероприятия по внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов на английском языке. Вы совершите путешествие в сказочный город Englishtown.Мы сделаем с вами шесть...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Клуб веселых спортсменов"

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Клуб веселых спортсменов"...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Наше здоровье"

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности "Наше здоровье"...

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: «Разговор о ЗОЖ»

Разработка мероприятия по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: «Разговор о ЗОЖ» Форма проведения: классный час Тематическое направление: физическое воспитание и формирование культу...