Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку во 2 классе "В гостях у слов"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) по теме

Филькова Ирина Юрьевна

Конспект внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_slov.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора материала: Филькова Ирина Юрьевна, учитель нач.классов, МОУ СОШ №25 с УИОП г.Орехово-Зуево МО

Тема внеклассного мероприятия по русскому языку: «В гостях у слов».

Цели:

-привлечь внимание учащихся к живому слову родного языка;

-заинтересовать русским языком, пробудить желание изучать его;

- познакомить учащихся с «Толковым словарем русского языка» и «Фразеологическим словарем»;

- способствовать прочному и осознанному усвоению слов с непроверяемыми гласными;

- развивать лингвистическое мышление учащихся, обогащать их словарный запас на основе ознакомления с фразеологизмами;

- воспитывать интерес к самостоятельной познавательной деятельности детей.

Оформление доски.

На плакате написаны пословицы: «Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей», «Хромое слово-хромая речь». Рисунки к фразеологическим оборотам.

Учитель:

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным - полно, а безымянных нету...

Язык- и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно-

В огромном море-море слов

Купаться ежечасно!

А.Шибаев.

Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругаемся. Язык нужен нам, как воздух. Но редко мы задумывается о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение.

И сегодня мы с вами отправимся в гости к словам, чтобы поближе с ними познакомиться.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему все вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем они создаются? Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам. Слово не только называет какой-либо предмет, признак действия, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слава, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно.

А ведь есть целая наука, очень интересная и серьезная, имя ей - этимология, что в переводе с греческого языка означает "наука об истинном значении слов".

А вот наша гостья- королева Этимология (входит ученица - старшеклассница в королевском наряде).

Королева.

-Здравствуйте, ребята. Я узнала, что вы решили отправиться в гости к словам, и хочу помочь вам. Без меня вам не обойтись. «Если не знаешь имен, пропадает и знание вещей» - эта мудрость прожила века. Познакомившись со словом поближе, вы уже никогда не употребите его некстати. Чем больше человек знает слов, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.

«Хромое слово - хромая речь»,- говорит русская пословица. Чтобы ваша речь была не «хромой», а красивой, чтобы каждое слово стояло на месте, надо знать много слов.

На уроках русского языка вы часто обращаетесь ко мне за помощью, сами не зная этого. Да, да!

Когда знакомитесь с новым словарным запасом, объясняете его значение и узнаете о происхождении.

 Давайте вспомним!

О какой ягоде говорят, что названия ее в разных языках очень сходно и связано с понятием «земля», у поляков она именуется «поземка», у немцев- «земляная ягода».

Конечно, это «земляника».

 Сегодня я загадаю вам мои этимологические загадки. А «отгадки» в моей корзинке.

1.Огромная ягода- название ее на тюрском языке – «ослиный огурец». (Это арбуз). (Достает из корзинки картинку с изображением арбуза).

 Когда-то дикие арбузы, не такие вкусные и сладкие, как сейчас, были пищей для животных, возможно - любимым лакомством ослов.

 2. Это слово пришло из арабского языка, где означает – «палец». Можно предположить, что растение получило название по сходству плодов с пальцами рук. А вкус... пальчики оближешь! (Это банан). (Достает из корзины связку бананов).

3. Этот овощ был завезен в Россию при царе Петре 1. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». (Картофель). (Достает картофелину из корзинки).

4. А этот овощ в переводе с итальянского назван «золотым яблоком». (Помидор). (Достает помидорину свежую или муляж).

5. Слово древнее, оно появилось в русском языке раньше слова капитан и было образовано также от слова капут, что значит - голова. (Капуста). (Показ маленького кочана).

Учитель.

Спасибо тебе, королева!

Ребята, теперь вы убедились, какая интересная наука- этимология.

Королева.

- У каждого слова есть свое значение и происхождение. А у многих слов бывает сразу несколько значений. И вот что может случиться с теми, кто их не знает.

Сценка рассказа Н.Сладкова «Овсянка»:

Встретились два друга: Саша и Матвей. Саша сказал:

-У меня дома овсянка.

-Подумаешь,- сказал Матвей,- у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку!- добавил Саша.

-И я люблю!- сказал Матвей.

-Она желтая, красивая такая!

-И вкусная. Особенно с молоком!

-Как это – вкусная? Как это- с молоком?- удивился Саша.

-Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

-Да ты про что говоришь?!- всплеснул руками Сашка.

-Как это- про что? Про овсянку!- ответил Матвей.

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

-Какие песни пела?!- изумился Матвей, -Каша песни пела?!

-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Саша и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать!

-Айда!- согласился Матвей. – А потом ко мне- мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Учитель.

-А почему так назвали кашу- овсянка?

-Почему так птицу назвали- овсянка?

-От какого словарного родственного слова образовалось слово «овсянка»? (овес).

Королева.

-Чтобы больше узнать слов, вам, ребята, надо много читать.

Читать мои книги- толковые словари русского языка (выставка книг). Особенно я советую почитать книгу Валентины Волиной «Откуда пришли слова»- занимательный этимологический ( толковый) словарь для детей.

Я пришла к вам в гости не одна. Есть у меня сестра. Тоже королева- наука «Фразеология»- наука о значении и происхождении «крылатых» выражений.

Входит королева Фразеология.

-Здравствуйте, ребята!

Учитель

-Здравствуй, королева!

-Скажи, пожалуйста, что это у тебя такое? (Показывает на значок с символом фразеологии- ф).

-Это мой символ фразеологии.

Учитель.

-Да, ребята! Когда-то в одной мастерской были две дужки и стержень, которые использовались и вместе, и по отдельности. Но однажды один рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим и в жизни слов. Живут- поживают слова- детали, ими пользуются по отдельности или в виде сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания- фразеологизмы или «крылатые» устойчивые выражения.

Королева.

-Существуют слова: вода, не разлить (напечатаны на полоске ватмана). Соединились и появился мой фразеологизм «Водой не разольешь» (на другой стороне ватмана).

Слова потеряли свои прежние значения, приобрели одно новое. Какое, ребята? Кто догадался? (Ответы учащихся).

Богат русский язык фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми. Со мной вы часто встречаетесь на уроках чтения, русского языка. И сегодня я хочу с вами поиграть.

Задание 1.

В ваших словариках есть слово «малина». А когда говорят «Не жизнь, а малина»? (Когда говорят о хорошей жизни).

«Было это при царе Горохе»-очень давно в незапамятные времена.

«Яблоку негде упасть»- очень тесно.

«После дождичка в четверг»- неизвестно когда, никогда.

Задание 2.

«Фразеологический зверинец».

Голоден как …

Хитер как…

Труслив как…

Болтлив как…

Грязен как…

Задирист как…

Неуклюж как…

Вставить вместо точек подходящее по смыслу слово-название зверей, птиц (волк, лиса, заяц, медведь, сорока, свинья, петух).

Задание 3.

«Угадай, что это?»

-Его вешают, приходя в уныние;

-его задирают, зазнаваясь;

-его суют, вмешиваясь не в свое дело (нос).

-Он в голове у легкомысленного человека;

-его советуют искать в поле, когда что-то исчезло бесследно;

-на него бросают слова, деньги, кто их не ценит (ветер).

Задание 4.

-Подберите устойчивые «крылатые» обороты к словарному слову «язык»:

-язык без костей (кто-то чрезмерно болтлив, говорит лишнее)

-язык заплетается (кто-то говорит невнятно)

-язык отнялся (кто-то внезапно потерял способность говорить)

-язык подвешен неплохо (хорошо умеет говорить)

-язык чешется (неудержимо хочется что-то сказать, заговорить)

-прикусить язык (внезапно замолчать)

-держать язык за зубами (молчать)

-найти общий язык (взаимопонимание, полная договоренность в чем-либо)

-злые языки (сплетники, клеветники)

-длинный язык (кто-то не умеет хранить тайну, кто не в меру болтлив).

Задание 5.

«Доскажи словечко».

Мы исходили городок

Буквально вдоль и …….   (поперек)

И так устали мы в дороге,

Что еле………………(волочили ноги).

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, ………(кто по дрова).

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши……..(вянут).

Товарищ твой просит украдкой

Списать ответы из тетрадки.

Не надо! Ведь ты этим другу

Окажешь ………(медвежью услугу).

-Почему это медвежья услуга?

(Ответы учащихся).

Задание 6.

Какие фразеологизмы, связанные с медведем, вы знаете?

Медведь на ухо наступил (у кого-то нет музыкального слуха).

Медвежий угол (отдаленные глухие места).

Делит шкуру неубитого медведя (заранее делить прибыль в еще не осуществленном деле).

Задание 7.

«Собери пословицу».

Пословицы написаны на двух карточках: на одной- начало, на другой- конец. Карточки раздаются участникам игры, которые должны найти свою пару, составив пословицу.

Мороз невелик, да стоять не велит.

Для медведя зима- одна ночь.

Работе время, а потехе час.

Без спорта нет силы, а без овощей- здоровья.

Учащиеся составляют пословицу, объясняют смысл ее, называют словарное слово в пословице (мороз, медведь, работа, овощи).

Королева.

-Молодцы, ребята! Я тоже хочу вас познакомить с моими помощниками. Это фразеологические словари русского языка (показывает книги на выставке). Советую вам прочитать книгу Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот», в которой много разговорных фразеологизмов и провести КВН по ней.

Учитель.

-Спасибо, дорогие гости! Вы нам очень помогли сегодня. Домашним заданием будут рисунки, по которым вы должны узнать, о каких фразеологических оборотах идет речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний калейдоскоп слов. Внеклассное мероприятие по русскому языку. 1 класс.

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 1 классе.Провела: Снигирёва Ирина Викторовна.Тема: Новогодний калейдоскоп слов.Цели: заложить основы понимания учениками необходимости вслушиваться в слова ...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Хочу дружить я с русским языком"

-расширить знания учащихся по русскому языку-формировать культуру речи-способствовать повышению грамотности учащихся...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для 1-4 классов

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для 1-4 классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку по теме "Работа со словом".

Данное мероприятие проводилось  на Неделе русского языка между учащимися 4"А" и 4"Б" классов. Ребята показали умения работать с разными словарями для начальной школы....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 А классе тема: «Мой верный друг – язык мой русский»

Конспектвнеклассного мероприятияпо русскому языку в 3 А классетема: «Мой верный друг –язык мой русский»...

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Устный журнал «Игры со словами».

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Устный журнал «Игры со словами»....

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Занятие направлено на развитие интереса к изучению русского языка, повышение общей языковой культуры...