памятки по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Предлагаю памятки для учащихся по темам: "Глагол", "Предложение", "Грамматические разборы", "Имя прилагательное", "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon prilagatelnoe.doc46 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_sushchestvitelnoe.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка

«Глагол»

Глагол – самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие, и обозначающие действие предмета.

Постоянные признаки глагола:

  1. вид (совершенный или несовершенный)

    К глаголам несовершенного вида относятся глаголы, обозначающие действие, которое ещё не закончено, не совершено, и отвечающие на вопрос «что делать?».

    К глаголам совершенного вида относятся глаголы, обозначающие действие, которое уже закончено, совершено,  и отвечающие на вопрос «что сделать?».

Непостоянные признаки глагола:

  1. время
  2. лицо (в настоящем и будущем времени)
  3. число
  4. род (в прошедшем времени единственного числа)

Глаголы изменяются по числам:

- глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета;

-  глагол во множественном числе обозначает действие двух или нескольких предметов.

Глаголы изменяются по временам:

  1. глаголы настоящего времени обозначают действие предмета, происходящее в момент речи, и отвечают на вопросы «что делаю?», «что делаем?», «что делаешь?», «что делаете?», «что делает?», «что делают?»
  2. глаголы прошедшего времени обозначают действие предмета, произошедшее или происходящее до момента речи, и отвечают на вопросы «что делал?», «что делала?», «что делало?», «что делали?», «что сделал?», «что сделала?», «что сделало?», «что сделали?»
  3. глаголы будущего времени обозначают действие предмета, которое произойдёт или будет происходить после момента речи, и отвечают на вопросы «что сделаю?», «что буду делать?», «что сделаем?», «что будем делать?», «что сделаешь?», «что будешь делать?», «что сделаете?», «что будете делать?», «что сделает?», «что будет делать?», «что сделают?», «что будут делать?» 

Глаголы в настоящем и будущем времени спрягаются, т. е. изменяются по лицам и числам.

Чтобы определить лицо и число глагола, необходимо подобрать к глаголу подходящее по смыслу местоимение:

Единственное число

Множественное число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он

они

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе и по родам.

Единственное число

Множественное число

мужской род

женский род

средний род

что делал?

что сделал?

что делала?

что сделала?

что делало?

что сделало?

что делали?

что сделали?

Глаголы прошедшего времени имеют формообразующий

суффикс -л-.

Глаголы прошедшего времени единственного числа женского рода имеют окончание -а-.

Глаголы прошедшего времени единственного числа среднего рода имеют окончание -о-.

Начальной формой глагола является неопределённая форма глагола.

Глагол в неопределённой форме отвечает на вопрос

«что делать?» или «что сделать?».

Глаголы неопределённой формы имеют формообразующий суффикс -ть-, -ти-, -чь-.

Глагол в предложении чаще всего является главным членом – сказуемым.

Памятка

«Грамматические разборы»

1 – звукобуквенный (фонетический) разбор слова:

Моряк¹, мо-ря´к:

м – [м] – согл., звонк., тв.;

о – [а] – гл., безударн.;

р – [ р′] – согл., звонк., мягк.;

я – [а] – гл., ударн.;

к – [к] – согл., глух., тв.;

5 б., 5 зв.

2 – разбор слова по составу (морфемный):

Настольная , тропинка , мухомор   , поезд   , сынок   , трава .

3 – разбор слова как части речи (морфологический):

Мы остановились около школы.

(Около) школы – им. сущ., нариц., неодуш., ж. р., ед. ч., Р. п.

Наступила снежная зима.

Наступила – глаг., пр. вр., ед. ч., ж. р.

На колючей ежевике повисли чёрные ягоды.

(На) колючей (ежевике) – им. прил., ед. ч., П. п.

4 – разбор предложения (синтаксический):

Лист качается узорный в синей луже на воде. (Повест., невоскл., распр.)

Лист (какой?) узорный.

Качается (где?) в луже.

В луже (какой?) синей.

Качается (где?) на воде.

Памятка

«Предложение»

Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

По цели высказывания предложения бывают:

  1. повествовательными
  2. вопросительными
  3. побудительными

Повествовательными называют предложения, которые имеют своей целью сообщить о чём-либо.

Вопросительными называют предложения, которые имеют своей целью спросить о чём-либо.   В   конце   таких    предложений

ставится «?».

Побудительными называют предложения, которые имеют своей целью побудить, призвать к чему-либо.

По интонации предложения бывают:

  1. восклицательные
  2. невосклицательные

Восклицательные предложения произносятся с восклицанием, с большим чувством. В конце таких предложений ставится «!».

Невосклицательные предложения произносятся спокойно, без особых чувств.

Главные члены предложения, подлежащее и сказуемое, образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее – главный член предложения, который отвечает на вопрос «кто?», «что?» и обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.

Сказуемое – главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?» и обозначает, что говорится в предложении о подлежащем.

Предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, называются нераспространёнными.

Предложения, в которых кроме главных членов есть хотя бы один второстепенный член, называются распространёнными.

Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Дополнение

вопросы косвенных падежей

(кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)

- - - - - - - - - - - - - - -

Определение

какой? какая? какое? какие?

Обстоятельство

где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? сколько?

Однородными членами предложения являются несколько подлежащих при одном сказуемом, несколько сказуемых при одном подлежащем, несколько второстепенных членов, отвечающих на один и тот же вопрос и относящихся к одному и тому же слову.

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления и могут быть соединены союзами «и», «или», «а», «но».



Предварительный просмотр:

Памятка

«Имя прилагательное»

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, отвечающие на вопросы «какой?», «чей?» и обозначающие признак предмета.

Имена прилагательные в предложении всегда связаны вопросом с именем существительным.

Имена прилагательные изменяются по:

  1. числам
  2. в единственном числе по родам
  3. падежам

Чтобы определить число, род и падеж имени прилагательного, нужно определить число, род и падеж имени существительного с ним связанного. Какого числа, рода и падежа имя существительное, такого числа, рода и падежа имя прилагательное.

Например:

Ранней весной родились маленькие зайчата.

(чем?) весной (ед.ч., ж.р., Т.п.)

весной (какой?) ранней (ед.ч., ж.р., Т.п.)

(кто?) зайчата (мн.ч., И.п.)

зайчата (какие?) маленькие (мн.ч., И.п.)

Начальной формой имени прилагательного является форма единственного числа, мужского рода, именительного падежа (какой?).

В предложении имя прилагательное чаще всего является второстепенным членом предложения (определением).

Безударные окончания имён прилагательных – орфограмма.

Чтобы правильно написать окончание имени прилагательного, нужно:

  1. найти в предложении имя существительное с ним связанное,
  2. задать от имени существительного к имени прилагательному вопрос (у вопроса всегда ударное окончание),
  3. какое окончание у вопроса, такое окончание и  у имени прилагательного.

Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос «какой?», имеют окончания –ий, -ый.

Имена прилагательные женского рода, отвечающие на вопрос «какой?», имеют окончания –ей, -ой.

В окончаниях  косвенных падежей у имён прилагательных встречаются гласные буквы о\е, и\ы,  у\ю.

Падеж

Мужской род

Женский род

Средний род

Множественное число

Именительный

(есть)

(какой?)

синий, сильный

(какая?)

синяя, сильная

(какое?)

синее, сильное

(какие?)

синие, сильные

Родительный

(нет)

(какого?)

синего, сильного

(какой?)

синей, сильной

(какого?)

синего, сильного

(каких?)

синих, сильных

Дательный

(рад)

(какому?)

синему, сильному

(какой?)

синей, сильной

(какого?)

синего, сильного

(каким?)

синим, сильным

Винительный

(вижу)

(какой?), (какого?)

синий, синего,

сильный,

сильного 

(какую?)

синюю, сильную

(какое?)

(какого?)

синее, синего,

сильное, сильного

(какие?)

(каких?)

синие, синих, сильные, сильных

Творительный

(доволен)

(каким?)

синим, сильным

(какой?)

синей, сильной

(каким?)

синим, сильным

(какими?)

синими, сильными

Предложный

(говорю о )

(каком?)

синем, сильном

(какой?)

синей, сильной

(каком?)

синем, сильном

(каких?)

синих, сильных



Предварительный просмотр:

Памятка

«Имя существительное»

Имя существительное – самостоятельная часть речи, к которой относятся слова, отвечающие на вопросы «кто?» или «что?» и обозначающие предмет.

Постоянные признаки имени существительного:

  1. одушевлённое или неодушевлённое
  2. собственное или нарицательное
  3. мужского, женского или среднего рода

    К одушевлённым именам существительным относятся слова, обозначающие живые предметы (животных и человека) и отвечающие на вопрос «кто?».

    К неодушевлённым именам существительным относятся слова, обозначающие неживые предметы и отвечающие на вопрос «что?».

    К собственным именам существительным (пишутся с заглавной буквы) относятся слова, обозначающие имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия географических объектов.

    Все остальные слова относятся к нарицательным именам существительным.

    Чтобы определить род имени существительного, необходимо подставить к слову вспомогательные слова «он мой», «она моя», «оно моё».

    Если к слову подходят вспомогательные слова «он мой», то оно относится к именам существительным мужского рода.

    Если к слову подходят вспомогательные слова «она моя», то оно относится к именам существительным женского рода.

    Если к слову подходят вспомогательные слова «оно моё», то оно относится к именам существительным среднего рода.

Непостоянные признаки имени существительного:

  1. число
  2. падеж

Имена существительные изменяются по числам:

- имя существительное в единственном числе обозначает один предмет;

-  имя существительное во множественном числе обозначает два или несколько предметов.

Имена существительные изменяются по падежам:

Название падежа

Вспомогательное слово

Вопросы

Именительный

есть

кто? \ что?

Родительный

нет

кого? \ чего?

Дательный

дать

кому? \ чему?

Винительный

вижу

кого? \ что?

Творительный

доволен

кем? \ чем?

Предложный

говорю

о ком? \ о чём?

Изменение окончаний имён существительных по вопросам падежей называется склонением.

Чтобы определить падеж имени существительного в предложении, надо:

  1. Найти слово, от которого зависит данное имя существительное.
  2. Поставить от этого слова падежный вопрос к данному имени существительному.
  3. По вопросу определить падеж.

Имя существительное в форме именительного падежа никогда не употребляется с предлогом, а в предложении почти всегда является подлежащим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку "Работа над ошибками".

Перечень орфограмм,изучаемых в начальной школе....

Это надо знать (памятка по русскому языку)

Основные правила по русскому языку для младших школьников с примерами. Материал взят с сайта http://naurokax.ru/nuzhno-znat.htm...

Памятки по русскому языку для 2 класса

Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...

Памятки по русскому языку

в памятках подробно описывается работа с орфограммами...

памятки по русскому языку

памятки по русскому языку помогают детям легко выполнить фонетический анализ слова...

памятка по русскому языку

как делать работу над ошибками...