рабочая программа по русскому языку для 3 класса по УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 класса (5 часов в неделю) по УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_1.docx41.9 КБ
Файл programma_3_rya.docx73.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку

 для 3 класса (5 ч в неделю).

Тема

урока

Кол-во ч

Тип урока

Универсальные учебные действия

УУД

Характеристика деятельности

ученика

Использование ИКТ

Дата  проведения

I четверть (42 ч)

1-2.

3-4.

Речевое общение.

Диалог.

Смысловая сторона речи и словесные формы её выражения.

2 ч

2 ч

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные (П):

самостоятельное  выделение

и  формулирование  

познавательной  цели.

Коммуникативные (К):

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Анализировать речевую модель общения. Контролировать и корректировать своё высказывание. Использовать в общении вспомогательные средства. Слушать речь собеседника. Говорить связно, выразительно, чётко, понятно.

Составлять диалоги, основанные на известных учащимся правилах продуктивного общения.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Повторение изученного

во 2-ом классе.

Правописание имён собственных и нарицательных.

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Проверяемые парные согласные в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН.

Непроизносимые согласные.

Двойные согласные.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Правила переноса слов.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к  организации  

своей  деятельности;

 способность  принимать,

сохранять  цели  и  

следовать  им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание    

в  устной  и  письменной  

форме.

К: контролировать действия партнёра.

Находить в тексте слова с изученными орфограммами. Объяснять изученные орфограммы. Использовать алгоритм проверки орфограмм. Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений. Каллиграфически правильно  списывать слова, предложения и тексты.

14.

15.

Входная контрольная работа.

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  адекватно  воспринимать  оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

16-17.

Культура устной и письменной речи.

2 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность; умение  взаимодействовать  со  

взрослыми  и  со

сверстниками  в  учебной  деятельности.

П: постановка  и  формулирование  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

Выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения. Следить за чёткостью дикции, громкостью голоса, интонацией. Писать в соответствии с требованиями правил каллиграфии. Объяснять значение правильного написания слова.

18.

19-20.

21.

22.

23.

24.

25.

Текст.

Основные свойства текста (тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слова, основные части, план текста).

Виды текстов (текст-описание, рассуждение, повествование).

Изложение по плану.

Работа над ошибками. Художественный и научный тексты.

Определение типов текста.

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  

проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и   поискового  характера.

К: уметь  устанавливать  

контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность; налаживать межличностные отношения.

Распознавать предложения, словосочетания, текст. Устанавливать связи между предложениями в тексте. Делить текст на части, выписывать словосочетания определять тему и основную мысль текста, озаглавливать текст. Писать тексты, распознавать виды текстов.

Писать изложения небольших текстов по плану.

Писать сочинения после предварительной подготовки. Составлять тексты -рассуждения на заданные темы. Контролировать процесс письма, сверяя свою запись с исходным текстом.

26.

27.

Контрольная работа по теме: «Текст».

Работа над ошибками.

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение

 адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

Знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

28.

Язык – главный помощник в общении.

1 ч

Регулятивные (Р): определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

Познавательные (П):

самостоятельное  выделение

и  формулирование  познавательной  цели.

Коммуникативные (К):

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Доказать, что язык является главным средством общения людей, что язык- это великая ценность и культурное достояние русского народа.

29.

30.

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к  организации

своей  деятельности;

способность  принимать,

сохранять  цели  и  следовать  

им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание    в

 устной  и  письменной  

форме.

К: контролировать действия партнёра.

Проводить звукобуквенный анализ слов.

31.

32.

Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ.Сочинение –описание  (по картине  или по личным впечатлениям).

1 ч

1 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность; умение  взаимодействовать  со  

взрослыми  и  со  

сверстниками  в  учебной  деятельности.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги, переносить  слова по слогам.

33.

34.

35.

36.

Слово и его значение.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы, многозначные слова.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Р: формирование  целеустремлённости  и  настойчивости  в  достижении  целей, жизненного  

оптимизма, готовности  к  преодолению  трудностей.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

Сравнивать слова по значению и форме. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Распознавать в тексте синонимы и антонимы. Различать

лексическое значение и звукобуквенную форму слова.

37.

38.

Контрольная работа за I четверть.

Работа над ошибками.

 1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

39.

Слова с обобщающим значением.

1 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и   субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

Сравнивать слова по

значению и форме.

40.

Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных.

1 ч

Р: умение  различать

 объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию.

41.

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов).

1 ч

Р: умение  учиться  и

способность  к  организации  

своей  деятельности;

способность  принимать,

сохранять  цели  и  следовать

им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание    в  

устной  и  письменной  

форме.

К: контролировать действия партнёра.

Распознавать в тексте

синонимы и антонимы. Различать  лексическое значение и звукобуквенную форму слова.

42.

Словосочетания.

1 ч

Р: умение  действовать

по  плану  и  планировать  

свою  деятельность.

П: знаково-символическое моделирование.

К: контролировать действия партнёра.

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции.

 Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить их в предложении.

II  четверть (35 ч)

1.

Словосочетания.

1 ч

Р: умение  действовать

по  плану  и  планировать  

свою  деятельность.

П: знаково-символическое моделирование.

К: контролировать действия партнёра.

Сравнивать слово, словосочетание и предложение на основе их главной функции. Составлять словосочетания по заданным моделям. Находить их в предложении.

2.

Предложение.

1 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

Проводить синтаксический разбор предложений, определять их вид по цели высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце предложения.

3-4.

5.

Второстепенные члены предложения.

Распространённые и нераспространённые предложения.

2 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование

 проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  

поискового  характера.

К: уметь  устанавливать  

контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность; налаживать межличностные отношения.

Выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между  ними по вопросам.

6-7.

Предложения с однородными членами.

2 ч

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.

8.

9.

Диктант по теме: «Предложение».

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и   отметки.

П: умение  структурировать  

Знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

10.

Состав слова. Основа и окончание.

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к организации  

своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Разбирать слова по составу. Образовывать слова по заданным словообразовательным моделям. Объяснять значение морфем.

11.

12.

13.

14.

15.

Корень слова. Однокоренные слова.

Сравнение однокоренных слов.

Чередование букв согласных звуков в корнях слов.

Изложение.

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Р: формирование  целеустремлённости  и  настойчивости  в  достижении  целей, жизненного  

оптимизма, готовности  к  преодолению  трудностей.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

Находить в слове орфограмму, определять её тип, применять алгоритм для её проверки. Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова. Образовывать слова по указанным схемам. Писать под диктовку тексты с изученными орфограммами.

16.

17.

18.

Приставка

Отличие приставки от предлога.

Разделительный Ъ знак в словах с приставкой.

1 ч

1 ч

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к организации  

своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Объяснять написание

основных приставок русского языка. Различать приставку и предлог. Объяснять значение приставки.

19-20.

Суффикс.

2 ч

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Объяснять значение, которое привносит в слово суффикс. Подбирать слова с указанными суффиксами. Образовывать новые слова с помощью суффикса.

21.

Окончание.

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к организации  

своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Находить окончания в изменяемых словах. Понимать роль окончания.

22.

23.

Контрольный диктант по теме: «Состав слова».

 Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей

деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  
знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

24-25.

26.

Образование новых слов.

Сложные слова.

2 ч

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к  организации  

своей  деятельности;

способность  принимать,

сохранять  цели  и  следовать

им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание    в  

устной  и  письменной  

форме.

К: контролировать действия партнёра.

Образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов. Разбирать сложные слова по составу.

27.

28.

Контрольный диктант за II  четверть.

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение

 адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

29

Контрольное списывание  за I полугодие.

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и   отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

30-31.

Части речи.

2 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  

проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  

поискового  характера.

К: уметь  устанавливать  

контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность; налаживать межличностные отношения.

Определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам, правильно использовать их в речи.

32-33.

34-35.

Имя существительное как часть речи.

Число имён существительных.

2 ч

2 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

Употреблять имена существительные в составе словосочетаний и предложений. Образовывать формы мн. ч. при наличии вариантных окончаний.

III четверть (46 ч )

1-3.

4.

Род имён существительных.

Существительные с «проблемным» определением рода (тюль- м. р., мозоль-ж. р.)

3 ч

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к  организации  

своей  деятельности;

способность  принимать,

сохранять  цели  и  следовать

им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание    в  

устной  и  письменной  

форме.

К: понимать  возможности  различных  позиций  и  точек  зрения  на  какой – либо  предмет  или  вопрос.

Определять род имён существительных, согласовывать с ними другие части речи. Употреблять в речи существительные с

 «проблемным» определением рода.

5-7.

Ь  знак на конце имён существительных после шипящих.

3 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

Сопоставлять написание существительных ж. р. и м. р., оканчивающихся на шипящие.

8-9.

10.

11-12.

13.

14.

15.

16-17.

18.

19.

Изменение имён существительных по падежам (склонение).

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

Проверочный диктант.

Работа над ошибками.

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

Р: формирование  целеустремлённости  и  настойчивости  в  достижении  целей, жизненного  оптимизма, готовности  к  преодолению  трудностей.

П: постановка  и  формулирования  проблемы; выдвижение  гипотез  и  их  обоснование.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания, учитывающие, что  он  знает  и  видит, а  что  нет.

Называть падежи имён существительных по порядку, вопросы падежей.

Изменять существительные по падежам.

Определять падеж существительных по алгоритму.

20-22.

Морфологический разбор имени существительного.

3 ч

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Разбирать имя существительное как часть речи: называть н. ф., определять собственное оно или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, указывать род, число, падеж.

23.

24.

Контрольный диктант по теме: «Имя существительное».

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение

 адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

25.

26.

27.

Личные местоимения (общее представление).

Роль местоимений в речи. Замена существительных личными местоимениями.

Обучающее изложение.

1 ч

1 ч

1 ч

Р: умение  учиться  и  способность  к  организации  своей  деятельности; способность  принимать, сохранять  цели  и  следовать  им  в  учебной  деятельности.

П: умение  структурировать  знания; умение  осознано  и  произвольно  строить

речевое  высказывание    в  

устной  и  письменной  

форме.

К: контролировать действия партнёра.

Сравнивать по значению и по функции существительные и местоимения. Редактировать тексты, используя личные местоимения.  

28.

29-30.

Глагол как часть речи.

Грамматические признаки глагола.

1 ч

2 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к организации  

своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков.

31.

32.

33-34.

35.

36.

37.

Изменение глаголов по временам.

Глаголы настоящего времени.

Глаголы пошедшего времени.

Глаголы будущего времени.

Проверочная работа.

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

К: уметь  устанавливать  

контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность;

налаживать межличностные отношения.

Образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени.

38.

39.

40.  

Неопределённая форма глагола.

Правописание ь после шипящего Ч в глаголах н. ф.

Сочинение по картине.

1 ч

1 ч

1 ч

Р: умение  учиться  и  способность  к организации  своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Писать Ь знак после Ч в глаголах неопределённой формы.

Учиться составлять рассказ по картине.

41-43.

Изменение глаголов по числам.

3 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к организации  

своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Наблюдать за изменениями глаголов по числам.

44.

45.

Контрольный диктант за 3 четверть.

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

46.

Закрепление пройденного материала.

1 ч

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Наблюдать за изменениями

глаголов  по числам, по временам.  

IV четверть (35 ч)

1-3.

Изменение по родам глаголов прошедшего времени. Повторение. Предложение.

3 ч

Р: умение  различать  

объективную  трудность  

задачи  и  субъективную  сложность.

П: постановка  и  формулирования  проблемы.

К: способность  строить  понятные  для  партнёра  высказывания.

Наблюдать за изменением глаголов по лицам (без введения терминов).

4-6.

НЕ с глаголами. Повторение. Корень.

3 ч

Р: умение  учиться  и

 способность  к организации  

своей деятельности.

П: умение  структурировать  знания.

К: контролировать действия партнёра.

Писать раздельно НЕ с глаголами.

7-8.

Разбор глагола как части речи.

Повторение. Приставка.

Суффикс.

2 ч

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.

Определять грамматические признаки глаголов (время, число).

Использовать грамотно нужные формы глаголов в устной и письменной речи.

9.

10

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

Работа над ошибками.

Повторение. Окончание.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

11-13.

Имя прилагательное как часть речи.

Повторение. Сложные слова.

3 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к  организации  

своей деятельности.

П: построение  логической  

цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

Находить имена прилагательные на основе их значения и грамматических признаков.

14-15.

16-17.

18-19.

20-24.

Изменение имён прилагательных по родам. Повторение. Род

имён существительных.

Изменение имён прилагательных по числам. Повторение.

Число имён существительных.

 Изменение имён прилагательных по падежам. Повторение. Изменение существительных по падежам.

Правописание окончаний имён прилагательных. Повторение. Глагол.

2 ч

2 ч

2 ч

5 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности.

П: формулирование  

проблемы; самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

К: уметь  устанавливать  

контакт, организовывать и осуществлять совместную  деятельность; налаживать межличностные отношения.

Применять алгоритм написания безударных окончаний прилагательных. Определять связь имени прилагательного с именем существительным. Анализировать роль имён прилагательных в художественных текстах. Сравнивать тексты с именами прилагательными и без них. Использовать прилагательные в собственной устной и письменной речи

25.

26.

Проверочный диктант по теме: «Имя прилагательное».

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

27.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Повторение. Морфологический разбор имени существительного.

1 ч

Р: умение  учиться  и  

способность  к  организации

своей деятельности.

П: построение  логической  

цепи  рассуждений.

К: умение  с  помощью  вопросов  получать  необходимые  сведения  от  партнёра  по  деятельности.

Применять алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного.

28.

29.

Итоговый диктант за год.

Работа над ошибками.

1 ч

1 ч

Р: умение  контролировать  процесс  и  результаты  своей деятельности; умение  

адекватно  воспринимать  

оценки  и  отметки.

П: умение  структурировать  

знания.

К: взаимоконтроль  и  взаимопомощь  по  ходу  выполнения  задания.

30-35.

Повторение изученного за год.

6 ч

Р: определять цель деятельности на уроке  с помощью учителя и самостоятельно.

П: самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственно- го образовательного стандарта начального общего  образования и обеспечена УМК для

3 кл., авторов Л. Ф. Климанова Т. В. Бабушкина.  

I. Пояснительная записка

Язык по  своей  специфике и социальной значимости –  явление уникальное: он является  средством общения и воздействия, сред- ством  хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культу- ры   народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания  и,  наконец,  первоэлементом художе- ственной литературы как словесного искусства. В силу  этого обсто- ятельства язык  имеет только ему  присущий статус среди  других школьных предметов.

Курс  русского  языка  в начальной  школе  –  часть  единого непре- рывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык»  в началь-

ной  школе  состоит  в  том,   чтобы   заложить основу   формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Цель  определяется как  развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составля- ющей  целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе  основных положений науки о языке (познавательная цель);

–  формирование коммуникативной  компетенции (социокультур- ная  цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей  патриотического чувства по отношению к род- ному  языку: любви  и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры; 2) осознание себя носителем языка, языко- вой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой; 3) формирование у детей  чувства языка; 4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),  совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, бога- той;         5)         сообщение        необходимых         знаний         и         формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необ-

ходимых для  того,  чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

В период обучения  грамоте  дети  проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие  с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью на  уровне предме- та (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов  устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется  УМК   по   русскому  языку:  учебники  («Букварь»,

«Русский  язык»  1–4   кл.;  тетради «Проверочные  и  контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русско- му языку» и др.).

В курсе «Обучение  грамоте» обеспечивается пропедевтика изу- чения курса русского языка.

Из  области фонетики дети  знакомятся с понятием звук в сопо- ставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова  на  слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв  е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произно- шения (буквосочетания жи–ши, чу–щу,  ча–ща,  безударные глас- ные). Дети   учатся произносить звуки,  слушать звучащее слово, соотносить произношение  и  написание,  делать слого-звуковой  и звуко-буквенный анализ слов.

В период обучения грамоте закладываются  основы для  развития у детей  орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети  осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными сло- вами,  суффиксом, приставкой,  графическим  обозначением этих частей слова, наблюдают за  приставочным и суффиксальным спо- собами образования слов.

В ходе  рассредоточенной лексической работы дети  наблюдают за   тем,   что   слова   называют  предметы,  их   признаки;  действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то

означает,  то  есть   имеет   значение; что  значений  у  одного   слова может быть  несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочета- емостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребле- ния.

Из  области морфологии первоклассники получают первона- чальное представление о существительных, прилагательных, гла- голах и личных местоимениях (без  введения понятий); о предло- гах; учатся ставить вопросы от слова  к слову, различать предлоги и приставки.

Вводятся также такие синтаксические понятия, как  предло- жение,   текст. Дети   учатся правильно писать и  пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложе- ния   с правильной интонацией. В ходе  чтения текстов «Букварь» идёт   целенаправленное формирование у  них   типа   правильной читательской деятельности.

III. Описание  места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

IV. Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним  из результатов обучения русскому языку является осмысле- ние и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность  добра  – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том  числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь  милосерден, посту- пай так, как ты хотел бы, чтобы  поступали с тобой).

Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.

Ценность  природы  основывается на  общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к приро- де – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспита- ние  любви  и бережного отношения к природе через  тексты художе- ственных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность  красоты и гармонии – осознание красоты и гармонично- сти русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в  суть  явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе  социальных явлений; приоритет- ности знания, установления истины, самого  познания как ценности.

Ценность  семьи.  Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни чело- века, развитие организованности, целеустремлённости, ответствен- ности, самостоятельности, ценностного отношения к труду  в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее своего  языка;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность  человечества – осознание себя  не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования и про- гресса   которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь   результатов  освоения  предмета  «Русский   язык»

можно системно представить в виде схемы. *

Функциональная   грамотность

Метапред М етные результаты


л и ч н о с т н ы е результаты

регулятивные


Коммуникативные


познавательные

пред М етные        результаты

• 5 лр:  понимание и анализ текстов

• 3 лр: умения раз- личных видов  уст- ной и письменной речи

• 4 лр:  овладение орфографией        и пунктуацией


• 1 лр*: первичные навыки  работы   с и н ф о р м а ц и е й (функциональная грамотность)

• 6  лр: знания  о языке как основа речевой деятель- ности


• 2 лр: дальнейшее овладение родным языком

• 7 лр:  осознание себя         носителем языка          как         части культуры

• 8  лр:  развитие чувства языка

о Б разо В ательные   те Х ноло Г ии ,        Ф ор М ы   ра Б оты

• проблемно-диалогическая тех- нология

• технология оценивания образо- вательных достижений (учебных успехов)


•  технология   продуктивного чтения

• Групповая работа

Ко М пле К сные        задания

• проектные задания на предметном материале

• Жизненные (компетентностные) задачи

* ЛР – линия развития учащихся средствами предмета.

3-й класс

воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам (без  введения этого  понятия), правильно писать слова  с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непро- износимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами про- верки букв  гласных и согласных в корне; писать слова  с непроверя- емыми написаниями по программе; сложные слова  с соединительной буквой о и е; частицу не  с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия  выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

–  правильно  списывать слова, предложения,  текст,  проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограмма- ми и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова  с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

находить в слове  окончание и основу, составлять предложе- ния из  слов  в начальной форме  (ставить слова  в нужную форму),

образовывать слова  с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том  числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический раз- бор этих  частей речи  в объёме программы;

определять вид  предложения по цели высказывания и интона- ции,  правильно  произносить  предложения  с  восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

–  разбирать предложения  по  членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к  второстепенным членам, опреде- лять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять  из   предложения  сочетания  слов,  связанных  между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с  однородными членами  (без  союзов,  c  одиночным союзом  и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять

их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

–  читать художественные тексты учебника, осмысливая их  до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст  на  части  с  опорой  на  абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять коли- чество   частей, задавать вопрос   к каждой части, составлять  план, пересказывать по плану);

–  письменно пересказывать  текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к  изучению родного языка, сознательно наблюдать за  своей  речью,  стремиться к  упо- треблению в собственной речи изученных конструкций, слов,  к совер- шенствованию своей речи.

VI. Содержание учебного предмета «Русский язык»

                                              Русский  язык

3-й класс

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Курс данной программы включает следующие содержательные линии: систему грамматических понятий, относящихся к предложению (предложение, виды предложений, составные части предложений), к слову (состав слова, части речи в их соотношении с членами предложений), к фонетике (звуки, разряды звуков, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего звука и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.), а также совокупность правил, определяющих написание слов (орфографию).

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в

стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  1. развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  2. обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  3. пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  4. формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  5. обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  6. развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  7. развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Мир общения. Повторяем – узнаём новое.

33 часа

2.

Слово в речевом общении.

35 часа

3.

Словосочетание, предложение и текст в речевом общении.

19 часов

4.

Части речи.

5 часов

5.

Имя существительное.

39 часов

6.

Местоимение.

2 часа

7.

Глагол.

24 часа

8.

Имя прилагательное.

12часа

9.

Повторение.

1 час

Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Диктант

2

2

6

1

11

Словарный диктант

1

1

1

1

4

Контрольное списывание

-

1

-

1

2

Контрольная работа

1

1

3

2

7

Изложение

-

-

1

1

2

Сочинение

1

-

1

2

4

Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Книгопечатная продукция.

Учебники.

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 3 класс. В 2 ч.

Рабочие тетради.

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.

Методические пособия.

Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Уроки русского языка. 3 класс.

Технические средства обучения.

Классная дока с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров  и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийны проектор.

Экспозиционный экран.

Компьютер.

Сканер.

Принтер.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Презентации.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующая тематике программы по русскому языку.

Интернет ресурсы.

Оборудование класса.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский, шкафы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...