Раздел « Слово», второй урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в написании кличек животных.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

 Хрупина Раиса Михайловна

Проблемный урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных»   использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми нового знания и формирования УУД.   С небольшими изменениями можно использовать для любого УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Автор:

                                                                         Хрупина Раиса Михайловна

                                                                         учитель начальных классов

                                                                         МОБУ «Агалатовская СОШ»

                                                                         Ленинградская область

                                                                         Всеволожский район

                                                                         п. Агалатово

Урок 2

Тема: Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных.

(1 класс)

Тип урока: «открытие» новых знаний

.

Новое знание.  Клички животных- имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы кличку животного.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с правописанием слов, обозначающих клички животных;
  2. повторить правило о написании слов, обозначающих имена, отчества, фамилии;

         формировать УУД (ставить и решать учебные задачи, осуществлять самоконтроль).

Развивающие:

  1. развивать речь, мышление, внимание, наблюдательность учащихся;

 Воспитательные:

  1. воспитывать любовь к животным;

Методы обучения: проблемно-поисковый

Оборудование: учебники русского языка, словарь С.И. Ожегова, индивидуальные карточки, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация, интерактивная доска.

Ход урока.

I.Организационный момент.

  Здравствуйте дети!

  Встаньте ровнее,

                  Головки повыше, спинки прямее!

                  Тихо сядьте все за парты.

                  Ровно руки положите,

                  На меня все посмотрите.

Уч. Откройте тетради, запишите число, классная работа.                                

II. Актулизация знаний и постановка проблемы.

Мы сегодня на уроке русского языка продолжим работу по теме: « Слово – имя собственное».    (1 слайд)

 На доске появляются слова: Полина,  (Ш,ш) арик,  Маршак,  Петрович.  (2 слайд)

Уч. Прочитайте слова, написанные на доске.

     -  Найдите среди них лишнее, ориентируясь на  их значение.

 Д. Здесь лишнее слово Шарик. Оно обозначает кличку животного, а остальные

      слова  обозначают имя, отчество, фамилию человека.

     Здесь лишнее слово шарик. Оно обозначает предмет, а остальные слова

      обозначают имя, отчество, фамилию человека.

                                       

Уч:  Какой возникает вопрос?    (3 слайд)

  Д. Как писать это слово? Какую букву выбрать? (заглавную или строчную, большую или маленькую)

 

       Поиск решения.

Уч. Как вы будете действовать, выбирая нужную букву?

Д.  Прочитаем слово, подумаем над его значением. Если это собственное имя - выберем большую букву.    (4 слайд)

Уч. Молодцы. Подумайте и скажите, что объединило эти  слова?

Д.  Всё это имена собственные.

Уч. Написание, каких имён собственных мы уже знаем?

Д.  Мы знаем, как пишутся имена, отчества, фамилии.

Уч. Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Д.   Мы должны научиться правильно писать слова, обозначающие клички животных.

Уч. Какова же тема нашего урока?    

Д.   Как пишутся слова, обозначающие клички животных.  

 

Уч. Правильно. Тема нашего урока:  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в написании кличек животных».   (5 слайд)

 

III. «Открытие» нового знания.

Уч .Шарик - это кличка животного. Как вы понимаете слово кличка?

  Д. Кличка- это имя животного.

Уч. Заглянем в толковый словарь С.И Ожегова. А помогут мне в этом Дима Ф. и Настя В.            (6 слайд   с толкованием данных слов, высвечивается по очереди)

 

1 ученик.

Слово кличка имеет два значения.1) Кличка- это имя домашнего животного. Например. Собака по кличке Шарик.

2 ученик.

2) Кличка- это шутливое, насмешливое прозвище. Например.

Ему дали прозвище Весельчак.

 

Уч. Если кличка- это имя домашнего животного, то, как его надо писать?

  Д. Кличку надо писать с большой (заглавной) буквы.

Уч. Большая буква в кличках животных – это орфограмма.  

       Вернемся к нашим словам: Полина,  (Ш,ш) арик  ,  Маршак,  Петрович .

( 2 слайд)

       Спишите слова, раскройте скобку, подчеркните новую орфограмму.  

Проверка.

Уч. Какую новую орфограмму подчеркнули?

  Д. Мы подчеркнули заглавную букву «Ш ». Клички животных пишутся с заглавной буквы  

Самопроверка (читаем слово на доске, читаем это же слова в тетради, сравниваем …)    (7 слайд)

Покажите сигнальные карточки, кто написал правильно (учесть).

Покажите сигнальные карточки, кто исправил ошибку во время проверки (учесть).

Уч. Молодцы. Сделайте вывод о написании имён, отчеств, фамилий людей и кличек животных.

 

 Д. Имена, отчества, фамилии людей, клички животных – всё это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы.

Физкультминутка для глаз:

Встали.

Зажмурили сильно глазки, открыли (5 раз)

Сделали круговые вращения глаз (вправо, влево)

Посмотрите на пальчик, вдаль(3 раза)

Сели.

IV. Работа по учебнику.

Уч. Откройте учебник на странице 56. Прочитайте правило самостоятельно.         Вслух прочитают Полина М. и Ваня Д. (эти дети хорошо читают).

 

1 ученик.

Имена, отчества, фамилии людей и клички животных   – это имена собственные

2 ученик.

Имена собственные пишутся с большой буквы.

Уч. Сравните свой вывод с правилом в учебнике. ( Всё верно.).

 Уч. Поднимите руки те, у кого есть домашнее животное. Назовите их клички.

   Д. У меня собачка. Ее кличка …..

 Уч. Что должны помнить о написании кличек животных?

   Д. Клички животных пишутся с большой буквы. Это имена собственные.

 Уч. А почему надо беречь животных  и заботиться о них?

   Д. Животные – наши меньшие братья. Мы в ответе за тех, кого приручили…  

 Уч. Откройте учебник на странице 53, найдите упражнение 43.

         Послушайте удивительное стихотворение Ю. Черных. Прочитает  нам его Вова   Малышев (подготовленный ученик).

Жили – были дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой

А Хохлаткою они звали жеребенка.

А еще была у них курица Буренка.

А еще у них была собачонка Мурка.

А еще - два козла: Сивка да Бурка!

Уч. Скажите, что вас рассмешило?

  Д. В этом стихотворении перепутаны клички животных.

Уч. Помогите автору исправить ошибки.

Работа с интерактивной доской.    (8 слайд)

 кошка Жучка

 собачонка Мурка

 жеребенок Хохлатка

 курица Буренка

 корова Сивка.

Задание: исправьте путаницу. (Уч-ся выбегают к доске и меняют местами клички животных.)          

Проверка.   (9 слайд)

Уч. Что записано в первом столбике (во втором)?

   Д. В первом столбике названия  животных, а во втором их клички.

Сравните название животного и кличку по изученной сегодня орфограмме. Сделайте вывод.

  Д. Название животного пишется с маленькой  (строчной) буквы, а кличка с большой   (заглавной).

Физкультминутка. (Комплекс ритмический движений под музыку, рассчитанных на работу разных групп мышц)

V. Применение нового знания.

( дети посетили цирк на Фонтанке  и посмотрели выступление дрессированных животных, и многие  запомнили клички)

Игра «Кто больше?»  (10 слайд)

Уч. Придумайте и запишите как  можно больше кличек животных за четыре минуты.

Появляется знак внимание(!)

      Если ты не знаешь, как правильно пишется слово, то спроси у учителя (?)

Проверка.

Встаньте, кто успел записать более 8 слов. Прочитайте их.

 Как вы написали клички животных? (с заглавной буквы)  Подчеркните эту орфограмму  у себя в тетради.

VI. Работа по учебнику.

Уч. Вот мы и готовы выполнить следующее задание. (Да)

 Найдите упражнение 44 на странице    54. Прочитайте загадки.  (11,12 слайды)

- Всё ли вам понятно?

-Прочитайте задание.

- Есть ли у вас вопросы?        

-  Выполните задание самостоятельно по выбору.

Задания:

1).Запишите отгадки и клички животных

2).Запишите отгадки и клички животных,    составьте и запишите из этих слов предложения

 Появляется знак внимание(!)

    - Если ты не знаешь, как правильно пишется слово, то спроси у учителя (?)

Проверка (фронтально, по « цепочке»)

-Приготовьте сигнальные карточки. Читает …..

-Подчеркните новую орфограмму.

Самопроверка:

-Покажите сигнальные карточки, кто написал правильно (учесть).

-Покажите сигнальные карточки, кто исправил ошибку во время проверки (учесть).

 

VII.  Итог урока.

Уч. Какой вопрос у нас возник в начале урока?  

Д.    Как правильно написать кличку животных?

Уч.   Удалось ли нам ответить на этот вопрос?

Д.     Да.

Уч.    Так как же будете писать клички животных?

 Д     Клички животных - это имена собственные.

        Имена собственные пишутся с заглавной буквы.    (13 слайд)

 

Уч.   Как вы заботитесь о своих питомцах?  Что вы можете сказать в защиту животных?    (14 слайд)

  Уч. Лучшими знатоками русского языка стали: Настя В., Дима, Настя С., Полина, Ваня и   Лера. На память им вручаются медальки. Спасибо Вове К. за то, что не только сам хорошо выполнил работу, но и помог товарищу. Вова, Олег, Витя и Наташа работали лучше, чем вчера. Молодцы! Аккуратнее всех с книгой работал Георгий. Спасибо! Старательнее всех  в тетрадях писали: Настя С.,Марина, Алина, Вероника, Вова М. Их работы вы можете посмотреть во время перемены. Посмотрите, как правильно сидит за партой Толя.

       

Спасибо всем за урок!    (15 слайд)

Используемые источники:

Волина В.В.  Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

 

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник для первого класса. - М.: Просвещение, 2009.

                                                                                         

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел « Слово», третий урок по теме «Слово – имя собственное».Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек

Урок русского языка в 1 классе  «Слово-имя собственное. Заглавная буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек» использовать  по программе « Школа России» для открытия детьми ...

Раздел « Слово», пятый урок по теме «Слово – имя собственное»

Учетно-контрольный урок русского языка в 1 классе. Использовать  по программе « Школа России» для контроля знаний, умений учащихся по теме «Слово-имя собственное ». С небольшими изменениями можно...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Заглавная буква в написании кличек животных.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Заглавная буква в написании кличек животных.»Цели урока: Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать пр...

Урок русского языка 2 класс Тема «Заглавная буква в написании кличек животных»

Урок русского языка по теме «Заглавная буква в написании кличек животных»...

Русский язык 2 класс. Тема: Заглавная буква в написании кличек животных.

Тема: Заглавная буква в написании кличек животных....

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....