упражнения по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Фролова Татьяна Владимировна

большой выбор различных упражнений на безударные гласные, парные согласные, Ь, имена собственные, определение частей речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz_3_klass.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Запишите пятый звук каждого слова.

Яблоко, огурец, Кирилл, выручай, общежитие , скамья, дорожка.

Запишите как  можно больше слов с корнем –бел–.

 Запишите предложение. Укажите, какой частью речи являются одинаковые слова.

Кто без кисти и белил

 Крыши города белил?

Вставьте пропущенные буквы, подберите и запишите проверочные слова.

зап…вать в хоре

 зап…вать молоком

 сл…зал с дерева

 сл…зал сметану

 пос…дел от старости

 пос…дел на скамейке

Поставьте в словах ударения.

Щавель, туфля, торты, звонишь, поняла, понял, баловать, простыня, каталог, ворота.

Подберите и запишите синонимы к данным словам.

атака,  багаж,  буря, игра, канава, препятствие,  путешественник, распорядок,  успех

Продолжите пословицы.

Семь раз отмерь …

Семеро одного …

У семи нянек …

 Укажите признак по которому сгруппированы слова.

Яблоко, мяч, земля, апельсин, глобус.

 Изумруд, папоротник, ель, огурец.

Разберите слова по составу.

Подделка, позвонит, зайчата, воссоединили, дошкольник, позапрошлый.

Исправьте ошибки.

Хвост нужен белке не только для кросоты. Он служит белке как парашут. Хвост тармозит подение белки и служит рулём в прышках светки на ветку.

Спиши слова. Подчеркни буквы согласных.

Элина пирожное пряжа овощи шляпа        Эмма сухие цвет сухари

богатый        кабачки муравей йогурт хоккеист отдых        птенец улица

поэма жилище Алёна

Спиши слова. Выдели в словах общийкорень. Подчеркни слова, в которых в корне на гласные А-О или Е-И-Я ударение не падает.

царь, царица, царевич, царевна, царить, царский, царство

 король, королева, королевич, королевна, королевство

 ключ, включить, выключить, ключик

 нос, носик, носишко, носище

 слово, словесный, словарь, пословица

 год, годовой, годичный, годик

 шаг, шагать, прошагать, шагнуть, вышагивать

 мороз, морозный, морозить, морозилка, заморозка

Спиши слова. Вставь букву Е,И или Я

скр...петь  с...нел  ст...нуть  с...строй         ...грал  сгн...ёшь  выпр...мил  впл...тал

сб...жать        гл...жу  сб...гать  ст...хи  р...скнут  св...ча  сл...тит  ш...пнём

ц...ной  л...знул  т...мнит

Спиши слова. Над каждым существительным надпиши, одушевлённое оно или неодушевлённое.

Бабушка  тюлень  больница  гора  контролёр        бык  сказочник  интерес

Василий  бобры        певцы  лапа  квакушка  аквариум  медведица        Миша

Акробаты  музыка  аптекарь  номер

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

Л(и,е,я)ст(а,о)па(т,д) (подо)ш(ё,о)л (к)к(а,о)нцу. Осе(нн,н)ие кра(с,з)ки п(а,о)блёкли. (На)гла(д,т)кой доро(ш,ж)к(е,и) л(и,е,я)жат сколь(с,з)кие (а,о)ха(п,б)ки листьев. Ги(п,б)кие ни(с,з)кие ве(д,т)ки м(и,е,я)шают нам пр(а,о)йти к бесе(д,т)к(е,и). А вот и пру(д,т) Утре(нн,н)ие зам(а,о)ро(с,з)ки ск(а,о)вали его хру(п,б)ким л(и,е,я) (д,т)ком. (На) (а,о)стро(в,ф)ке ст(а,о)ит берё(с,з)ка без лист(ь)ев. (На)бере(ж,ш)ке л(и,е,я)ж(и,ы)т старая ло(д,т)ка. Идёт ре(д,т)кий дож(т,д)ь. Слыш(и,ы)т(ь)ся лё(г,х)кий сту(г,к) капел(ь).

Спиши слова. Поставь знак ударения. Подчеркни гласные буквы.

Считай  сынишка  маслина  математика  компот        шоколад  эскимо

Гонщик  отнесли  царь        заяц  живёт  сцена  часовщик  Элла        пешеход

Пастух  рюкзак  моет  сойка

Спиши слова. Выдели общие корни.

Ель, ельник, еловый

 Лошадь, лошадка, лошадиный

 Конь, конский, конный, конник

 Ночь, ночной , ночник, ночёвка, ночевать

 Вечер, вечерний, вечереть, вечерок, вечером

Спиши слова. Вставь букву Б или П.

погре..   сги..   изги..   жёло..   ло..        соскрё..   прогрё..   высту..   тем..   сиро.. ду..   шуру..   сугро..   сла..   тра..        зу..   эта..   телеско..   пото..   прице..

Спиши, раскрывая скобки.

(Д,д)очь (А,а)нночка        (П,п)иск (К,к)омара       (Б,б)леск (М,м)олнии

(Б,б)абуля (К,к)атя           (Г,г)олубой (В,в)асилёк         (С,с)овет (П,п)апы

(П,п)ёс (Т,т)резор      (В,в)олк (Р,р)ичард            (В,в)рач (Р,р)имма

(Д,д)евочка (Р,р)оза      (Ц,ц)веток (Р,р)оза     (Ш,ш)офёр (А,а)ндрей

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

В(и,е,я)с(т)ной св(и,е,я)тает ран(ь)ше, чем з(и,е,я)мой. (В)сем(ь) ч(и,е,я,а)сов (на)дв(а,о)ре уже св(и,е,я)тло. Я гл(и,е,я)жу (из) (а,о)кна. Вон (по)тр(а,о)пе б(и,е,я)ж(ы,и)т к(а,о)тёнок (Б,б)арсик (с)пуш(ы,и)стым хв(а,о)стом. (На)д(а,о)щ(а,я)той к(а,о)рмушк(е,и) с(и,е,я)дит в(а,о)р(а,о)бей. Он (при)летел кл(и,е,я)ват(ь) з(и,е,я)рно. Я над(и,е,я)ваю п(а,о)л(ь)то и шар(ф,в) и (вы)х(а,о)жу (из)дв(и,е,я)рей. Сейч(а,я)с т(и,е,я)пло. (На)в(и,е,я)рхушк(и,е) б(и,е,я)рёзы кр(и,е,я)ч(а,я)т в(а,о)роны. Там их гн(и,е,я)здо.

Спиши слова. Раздели их на слоги.

Цапля   эскимос   жёлтые   набрали   щеколда        летает   экран   бегай   чудеса

кабачки        ветчина   прыгай   дождь   лыжи   чучело        колокольчик   сверкает

капельки   рожок   площадка

Разбери предложение по членам и выпиши словосочетания.

Гусь клювом долбил корку хлеба.

Спиши слова. Вставь букву О или А.

ш..лить    взм..хнём   р..дство     вк..пать   к..сец   вт..щил   хв..тал   ж..ра пощ..дить   вв..жу   взл..мал   ск..ба   вк..лол        взв..дить   сл..вцо   стор..ж

хр..нишь   к..льнут

Подчеркни одной чертой имена существительные, волнистой линией - имена прилагательные.

под вечерней газетой,   про бурное море,   тёплое молоко,   про дикого зверя,   рослый человек,        к пятнистой корове,   в пустом автобусе,

 от широкой реки,   за железной дверью,   на удобные места,        от ближней беседки,   в далёкий край,   редкая порода,   красивые снежинки,

 верная собака

Спиши, раскрывая скобки.

у(В,в)аси,  (через)минуту,  (ради)тебя,  (о)ладушек,  (из)них,        (за)лить,

(на)маленьком,  (до)(Т,т)оли,  (над)травой,  (на)дворе,        (из)нижнего,

(под)землёй,  (для)(Н,н)аташи,   (про)нас,  (от)(Н,н)ины,        (перед)сном,

(к)ближнему,  (под)дубом,  (до)звезды,  (у)них

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

Мы (с)мла(д,т)шей с(и,е,я)строй шли (по)доро(ж,ш)ке а(лл,л)еи (к)бли(з,с)кой (а,о)пу(ж,ш)ке. Она (с)гр(и,е,я)бала с(а,о)по(ж,ш)ками л(и,е,я)стья. Дул ре(з,с)кий х(а,о)лодный ветер. (На)с(и,е,я)стре были ша(б,п)ка и варе(ж,ш)ки. Потом м(а,о)лы(ж,ш)ка стала ло(в,ф)ко бр(а,о)сать ще(б,п)ки и ш(и,ы)(ж,ш)ки. Д(а,о)вай (у)строим к(а,о)ро(д,т)кую пр(а,о)бе(ж,ш)ку (до)той пл(а,о)ща(д,т)ки! (В)гла(з,с)ках дев(а,о)ч(ь)ки ст(а,о)ят слё(з,с)ки от ветра, но (на)гу(б,п)ах улы(б,п)ка.

Сделай фонетический анализ слов.

брюква, совушка, Юлия

Спиши слова. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают глухие согласные звуки.

Хохотушка, подарила лицо стоит черепаха        душистый щипцы цепь пятак

черви        матч хохот сачок петух щелчок        спицы телята пастух экватор

экскурсия

Спиши слова. Вставь, где надо, Ь.

греч..ка, Серёжен..ки, сказоч..ки, ласточ..ка, бор..щ,        сарафан..чик, гарпун..щик, гаеч..ный, каштан..чик, хищ..ницы,        Куз..ма, погон..щик

дел..це, смен..щик, обман..щик, бизон..чик, волч..ки, топор..щит, колдун..и

мусор..щикам

Спиши слова. Вставь букву Е,И или Я.

леб..дь, сх..трить, стр..пнёй, см..шил, т..рплю,        ч..ртёж, в..сит, стр..льцом, ч..сла, сл..за., св..рлом, б..дром, сл..зну, з..мой, м..льчил,        вп..сать, бер..г,

щеб..т, бр..дёт, л..фтёр

Спиши слова. Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя чертами - глаголы, волнистой линией - имена прилагательные.

Заячий, кеды, пшеничный, бочка, весенняя,        показал, разведёшь

Пыльный, стадионы, скользкое, апрель, музыкальное, кабан, рисуют

Привяжут,        щавель, упал, баранки, канарейка, черёмуха

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

Ещё (не)ра(с,сс)в(и,е,я)ло. Я ш(а,о)гаю (по)в(и,е,я)се(н,нн)ему лесу (к)л(и,е,я)с(т)ной р(и,е,я)ке. По(и,е,я)вилось солны(ж,ш)ко. В(и,е,я)се(н,нн)ее т(и,е,я)пло раст(а,о)пило сн(и,е,я)га. (На)з(и,е,я)мле (по)к(а,о)залис(ь) хв(а,о)инки, л(и,е,я)сточ(ь)ки, кусоч(ь)ки коры. Ест(ь) м(и,е,я)ста, где проб(и,е,я)вает(ь)ся м(а,о)л(а,о)дая тр(а,о)ва. Но вот (с)м(а,о)ку(ж,ш)ки с(а,о)сны св(а,о)лилась т(и,е,я)жёлая сн(и,е,я)говая ша(б,п)ка. Вот уже (за)св(и,е,я)ркала (до) боли (в)глазах д(а,о)лёкая гла(д,т)(ь) р(и,е,я)ки. Скоро к(а,о)нец пути.

Спиши слова. Подчеркни согласные буквы.

Щёбенка, маленькие, черника, пузырь, абажур, шишки, блёстки, железо,

Пирожок, пончики,        жасмин, золотистая, пуделёк, охотится, поэт,        Юра,

Лейка, буря, клевер, баян

Спиши. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Дарья, герань, Чебурашка, велосипед,        одеколон, кудахтать, питьё, ринёс, цирк, енот, пузырьки, пловцы,        револьвер, сабля, вафельный. хрупкие

Спиши слова, раскрывая скобки.

(С,с)естричка (А,а)лла, (К,к)ваканье (Л,л)ягушек, (Н,н)ачальница (А,а)нна,

(П,п)тенец (С,с)кворца,        (Б,б)абушка (В,в)ера, (Л,л)есное (О,о)зеро,

(С,с)оседка (Г,г)алина, (Г,г)орная (Р,р)ека,        (Н,н)ора (Л,л)исицы,

(Д,д)очурка (З,з)иночка, (Т,т)ётушка (И,и)нна, (С,с)естра (Р,р)аиса

Спиши слова. Вставь букву А или О.

зв...нит, ст...щить, м...хнуть, в...дить, р...дня, с...сна, хв...ла, п...лнеть, к...пнул

бр...сок,        гр...ши, т...нцор, стор...ж, хр...нить, хр...пим,        стр...чить, гн...йник

скв...рцу, пл...хой, н...чных

Спиши слова. Над каждым существительным надпиши, собственное оно или нарицательное.

Сеня, Аркадий, журнал, Полкан, Виталий, гости, грач, Семён, ананас, белки балет, Надя, бананы, Марина, Трезор, русалка, Илюша, лягушка, ночлег

мечтатель

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши этот текст под диктовку в отдельной тетради.

Утром (в)су(бб,б)оту (А,а)(н,нн)а (вы)гл(е,и,я)нула (в)(а,о)ко(ш,ж)ко. Ре(с,з)кий ветер го(н,нн)ит листья и бума(ш,ж)ки. (На)ве(д,т)ках тр(е,и,я)пещ(у,ю)т оста(д,т)ки л(е,и,я)ствы. Мо(ж,ш)ки и бука(ш,ж)ки д(о,а)в(н,нн)о спрятались. (На)б(е,и,я)рё(с,з)ках и ли(б,п)ках (во)дв(о,а)ре с(е,и)дят ре(д,т)кие пта(ш,ж)ки. (На)д(о,а)ро(ш,ж)ке п(о,а)(е,и,я)вил(о,а)сь ро(п,б)кая ко(ш,ж)ка (с)серой шёрс(д,т)кой. (А,а)(н,нн)а (вы)н(е,и,я)сла м(о,а)л(о,а)ко (в)ми(с,з)ке и ж(и,ы)(д,т)кую ка(ш,ж)ку (на)блю(т,д)це.

Спиши слова. Поставь знак ударения. подчеркни буквы гласных.

Скромный,  динозавр,  изнанка,  подсолнух, клавиши,  футболист,  милость,

 Шарлотка, баскетбол,  вертушка,  искорка,  премия, брелок,  площадь

 Младенец,  штукатур

Спиши слова. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают звонкие согласные звуки.

Дворянин,  змейка,  рекорд, грабли, вражда,  молодняк,  гнездо,  бревно, изумруды,  журавль,  момент,  блокнот, пудинг,  блондин,  лабиринт, верблюды

Спиши слова, раскрывая скобки.

(от)сильной,  (с)ракетой,  (над)ровными,  (за)худым, (у)(К,к)ати,  (к)роты,

 (к)тебе,  (под)елью,        (у)стены,  (о)ней,  (без)(Г,г)риши, (из)толпы,  (на)род,

 (по)ровному,  (к)(Р,р)аисе

Спиши слова, раскрывая скобки.

ладон(йю, ью, ю),  крыл(йя, ья, я),  (йу, ью, ю)г,  ш(йя, ья, я), плат(йэ, ье),

 прол(йё, ьё, ё)т,  сол(йё, ьё, ё)м,  на(йе, е, ье)зд,        стат(йя, ья, я)ми,

 руч(йи, ьи, и),  прол(йё, ьё, ё)тся,  до(йи, ьи, и)грать,        ла(йа, ья, я)ть,

 гуден(йе, ье, е),  па(йа, ья, я)ть,  заяч(йи, ьи, и)

Спиши слова. Над каждым существительным надпиши, одушевлённое оно или неодушевлённое.

Бассейн,  Зорька,  отряд,  Россия,  соль, барсук,  базар,  кенгуру,  Нина,

 артисты,        улитка,  зяблик,  братья,  букет,  лицо, борода,  девочка,  лимон

 барьер,  обманщик

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

(На)к(а,о)нец пришла в(и,е,я)с(т)на. Даже через ст(и,е,я)кло прон(и,е,я)кает в(и,е,я)се(н,нн)ее т(и,е,я)пло. (На)крыше в(и,е,я)сит сосул(ь)ка. (А,о)на н(а,о)ч(а,я,о)ла таят(ь). Звенит к(а,о)пел(ь). (На)ве(т,д)ку б(и,е,я)рёзы взл(и,е,я)тела в(а,о)рона (А,о)на выт(и,е,я)нула шею и (за)кр(и,е,я)ч(а,я)ла. М(а,о)л(а,о)дые галки ищ(у,ю)т м(и,е,я)стеч(ь)ко (для)гн(и,е,я)зда. (На)изг(а,о)р(а,о)ди с(и,е,я)дят с(а,о)роки. (А,о)ни к(а,о)чают хв(а,о)стами и тр(и,е,я)щ(а,о)т. Г(а,о)л(а,о)сок птич(ь)ки (а,о)всянки звучит, как к(а,о)локол(ь)чи(к,г). Все встр(и,е,я)ч(а,о)ют в(и,е,я)с(т)ну.

Спиши слова. Раздели их на слоги.

Горький, пешком, сосняк, ерунда, ворчать, волдырь, бархат, экран,        мясной

доченька, замурлыкал, отрывок, коляска, коллектив, цыпочки, осадки

Спиши. Подчеркни слова, в которых все согласные обозначают мягкие согласные звуки.

Линейки, пятёрки, десять, черешня,        метель, нянечки, тюбетейки, невидимки, хищники, сирень, финики, женихи, цирки, весельчаки, леденец

Спиши слова. Вставь, где надо, Ь.

жилищ..ный, овеч..кой, бол..тушка, меч..тание, фамил..ный, окон..щика

кукол..ки, хищ..нику, балоч..ных, овощ..ного, кол..паки, смор..щит, чернич..ка, сестрич..ки, туф..ли, таракан..чики

 Спиши слова. Определи число глаголов.

Сумеем, нажал, пролезут, задремала, краснеет, белеют, зеленело, чернел,

Желтела, синели, треснет, назначит, вытянуло, проскочат, поплыл, заплачете, задремал, насмешила, помешали, хлопнуло

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши этот текст под диктовку в отдельной тетради.

Сегодня (с)утра х(а,о)рошая п(а,о)года. Пта(ж,ш)ки вес(и,е,я)ло п(а,о)ют. Де(д,т) (Е,е)гор (К,к)уз(ь)мич (вы)шел из ст(а,о)ро(ж,ш)ки (с)делать з(а,о)ря(д,т)ку. Он (в)стал (на)б(а,о)льшой пл(а,о)ща(д,т)ке и нач(а,я)л делать ре(з,с)кие н(а,о)клоны. (На)те(рр,р)итории л(и,е,я)жали (а,о)ха(п,б)ки л(и,е,я)ствы. Берё(з,с)ки (на)(а,о)пу(ж,ш)ке поч(ь)ти (а,о)бл(и,е,я)тели. Де(д,т) п(а,о)б(и,е,я)жал (по)у(з,с)кой тро(п,б)ке (к)(а,о)ста(д,т)кам ве(д,т)хой бесе(д,т)ки. Он любит пр(а,о)бе(ж,ш)ки. Доро(ж,ш)ку пры(ж,ш)ками (пере)секла лягу(ж,ш)ка.

Сделай фонетический анализ слов.

апрель, явился, эклер

Разбери предложения по членам и выпиши словосочетания.

Быстро подошла коза к лесной яблоньке.

Спиши слова. Подчеркни сочетания ЧК, ЧН, а, где надо, вставь Ь.

яич..ным, силач..ки, гаеч..ное, дел..це, тряпич..ными, кнопоч..ный, нянеч..ка

лич..ные,        внуч..ки, планоч..ка, ноч..кой, пушеч..ка, мароч..ка, встреч..ный

отлич..ные, Клароч..ка

Спиши слова. Вставь букву З или С. В скобках напиши проверочные слова.

фику..,  водола..,  запа..,  матро..,  адре…,        расска..,  гипно..,  конкур.., поре..,

автобу..,        моро..,  алма.., уку..,  загры..,  ужа..,        пару..,  сою..,  фоку..,  джа..

тру..

Спиши слова. Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя чертами - глаголы, волнистой линией - прилагательные.

Фабрика, чёрные, графин, варёные, точный,        дышать, вертолёт, шашечный

Губа, полевая,        март, согнуло, мудрый, высокая, подвальный,        космос,

Американский, узкие, откроют, травянистый

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

(На)ст(и,е,я)не в(и,е,я)сит цв(и,е,я)тной к(а,о)вёр. (К)нему прикр(и,е,я)плены кр(а,о)сивые б(а,о)(и,е,я)вые н(а,о)жи. Их прив(и,е,я)зли (из)восточ(ь)ной стр(а,о)ны. Т(и,е,я)пер(ь) (а,о)ни служат укр(а,о)шением пом(и,е,я)щения. А (в)ст(а,о)рину их прим(и,е,я)няли (на)в(а,о)йне. Их м(и,е,я)тали (во)вр(а,о)гов. Обыч(ь)но н(а,о)ж(ы,и) н(а,о)сили (на)сп(и,е,я)не, чтобы ре(з,с)ко выхв(а,о)тит(ь) (в)б(а,о)ю. (А,о)ни были очен(ь) п(а,о)лезны б(а,о)йцам. А т(и,е,я)пер(ь) мы ценим эти н(а,о)жи за кр(а,о)с(а,о)ту.

Спиши слова. Поставь знак ударения. Подчеркни буквы гласных.

Ящерица, соломинка, запятая, пуговица,        кукуруза, веретено, мороженое,

бегемот,        карамель, селезень, материал, медвежонок,        вермишель

весельчак, подосиновик, мастерица

Спиши слова. Вставь букву У или Ю

бр...чные, б...дит, окач...сь, хл...пает, б...шевать, уч...ешь, навещ..., попяч...сь т.льпанов, кл...ка, ч...лочные, покруч...сь,        пощ...паешь, ч...десному, хр...ка...т

оплач...

Спиши слова. Вставь букву Д или Т. В скобках напиши проверочные слова.

вре..., бегемо..., космонав..., робо..., авгус...,        президен..., рекор..., бере...,

сле..., омле...,        кла..., арес..., фло..., пара..., наря...,         клима..., этю..., фрук...,

десер..., диктан...

Спиши слова. Над каждым существительным надпиши, собственное оно или нарицательное (имена или предметы).

Георгий, Валя, Марат, салют, бой, Элла, Леня, Римма, Варя, защитник, двери, Франция, Светлана, Наталья, Николай,        моряки, боец, утка, аптеки

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши это текст по диктовку в отдельной тетради.

(В)с(а,о)ду (на)д(и,е,я)рев(ь)ях с(а,о)зр(и,е,я)вают пл(а,о)ды. Ос(и,е,я)н(ь)ю к(а,о)лхоз(д)ники получ(а,я)т б(а,о)л(ь)шой ур(а,о)жай. А пока са(т,д) надо (а,о)хр(а,о)нят(ь) (от)в(а,о)ров. Его ст(а,о)р(а,о)ж(и,ы)т де(т,д) (С,с)т(и,е,я)пан (Е,е)вген(ь)евич (Ш,ш)(ы,и)ж(ы,и)н. Он был (на)в(а,о)йне и (не)б(а,о)ит(ь)ся вр(а,о)гов. Ж(и,е,я)вёт де(т,д) (в)ст(а,о)ро(ш,ж)ке. (На)(а,о)кошках р(и,е,я)зные ставни. Стор(а,о)(ш,ж) любит (по)н(а,о)ч(а,я)м (а,о)бх(а,о)дить са(т,д) (с)овч(а,я)ркой (Г,г)ердой. Он шагает ср(и,е,я)ди тр(а,о)вы (по)у(з,с)кой тр(а,о)пе (под)в(и,е,я)твями д(и,е,я)ревьев.

Спиши слова. Раздели их на слоги.

Оригами,  конь,  фантазёр,  лампа, базар,  ушиб,  поэзия,  рейки, редька,

 шаровары,  ноготь,  дирижёр,        одеколон,  отрезок,  пенсионер,  решётка

Спиши. Подчеркни слова, в которых гласные обозначают два звука.

Точилка,  рисует,  селёдка,  ёлочка, линейка,  пиявка,  фитюлька,  ячмень, футляр,  якорная,  ручеёк,  статуя, яхонт,  тюлень,  любование,  беготня

Спиши. слова. Вставь букву А или Я.

в...силёк,  ч...стая,  обещ...нием, , легч...ть, прочищ...ешь,  ч...дили, хищнич...ешь,  пообещ...ла, бул...вка,  отвеч...ю,  раскач...ю,  паяснич...ть, освещ...ю,  столярнич...ть,  ч...йка,  уч...щиеся

Спиши слова. Вставь букву Г или К. В скобках напиши проверочные слова.

бе...,  черто...,  листо...,  жу...,  шлан..., овра...,  зна...,  сунду...,  запус...,  сто..., сапо...,  василё...,  досу...,  сдви...,  вра...,        викин...,  каблу...,  урю..., шезлон...,  айсбер...

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши этот текст под диктовку в отдельной тетради.

Наша д(и,е,я)ревня гр(о,а)ничит (с)б(а,о)льш(ы,и)м с(а,о)сняком. Мы ч(а,я)сто ходим туда (за)гр(и,е,я)бами и (за)з(и,е,я)мл(и,е,я)никой. Мы знаем все гр(и,е,я)бные м(и,е,я)ста и з(и,е,я)мл(и,е,я)нич(ь)ные п(а,о)ляны. Дал(ь)ше л(и,е,я)ж(и,ы)т (и,е,я)ловый л(и,е,я)сок. За ним т(и,е,я)чёт ш(и,е,я)рокая р(и,е,я)ка (Д,д)убрава. (А,о)на изв(и,е,я)вается ср(и,е,я)ди з(и,е,я)лёных х(а,о)лмов. Вокру(к,г) (про)т(и,е,я)нулись п(а,о)ля и с(а,о)ды. Тут и там в(и,е,я)дны бр(и,е,я)венчатые д(а,о)ма. Как кр(а,о)сиво в наших кр(а,о)ях!

Сделай фонетический анализ слов.

юнга, колья

Разбери предложение по членам и выпиши словосочетания.

Во дворе возвышалась горка красной глины.

Спиши слова. Вставь букву ы или и.

досуш...ло,  подсуш...ло,  душ...те,  потревож...ло, ж...вейшего,  чиж...кам,

 покорёж...ть,  калош..., сторож...ть,  допр...гнуть,  разворош...ть,  р...нок, заслуж...ть,  продаж...,  ул...ца,  удруж..ла

Спиши слова. Вставь букву в или ф. В скобках напиши проверочные слова.

шар...,  засо...,  архи..,  кро..,  звероло..., шлей...,  тетере...,  взры...,  отли...,  пло..., переры...,  шка...,  коллекти...,  нары...,  отзы..., клё...,  шери...,  штра...

 гра...,  тор...

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши этот текст под диктовку в отдельной тетради.

Нач(а,о)лся л(и,е,я)стопад. Л(и,е,я)ства п(а,о)крыла д(а,о)ро(ж,ш)ки и тро(б,п)ки. Ро(б,п)кие мы(ш,ж)ки шуршат (в)тра(ф,в)ке. Вот (под)ли(б,п)кой п(а,о)(и,е,я)вился скол(ь)(з,с)кий у(ж,ш). Он х(а,о)тел пр(а,о)п(а,о)л(с,з)ти (через)(о,а)вра(г,к) (к)бли(з,с)кому па(с,з)(д,т)бищ(у,ю). Ре(з,с)кий ветер гнёт ги(п,б)кие ве(д,т)ки б(и,е,я)рёзки. Ли(б,п)ку тоже пр(а,о)бирает дро(ш,ж)ь. Пта(ш,ж)ка (с)це(б,п)кими ко(г,х)тями д(а,о)бр(а,о)лас(ь) (до)ду(б,п)ла м(а,о)л(а,о)дого ду(б,п)ка. Она гл(и,е,я)дит (в)ни(с,з). (В)н(и,е,я)зу с(и,е,я)дит ло(в,ф)кая ко(ж,ш)ка (с)у(з,с)кими гла(з,с)ками. Ре(з,с)кий сту(к,г) (а,о)твл(и,е,я)кает ко(ж,ш)ку. Это ш(и,ы)(ж,ш)ка (у)пала (на)гла(д,т)кий п(и,е,я)нёк. Пичу(ж,ш)ка (у)л(и,е,я)тела

Спиши слова. Подчеркни буквы согласных.

 Налим,  паренёк,  силач,  скульптор, туризм,  тулуп,  щучий,  чемодан, шкафчик,  брусника,  швейцар,  пряжка, грязь,  градусник,  фламинго,  грузинка

Спиши. Раздели слова на слоги для переноса. Поставь знак ударения.

Свекольный,  еда,  корабль,  гигант,         сейф,  пианист,  фрукт,  укроп, анальгин,

 комплекс,  индейцы,  зубр , ярмарка,  сердечко,  акула,  какао

Спиши слова. Вставь, где надо ь.

 л...дистая,  купал...ня,  начал...ница,  пищал...ка, косил...ки,  спал...ня,  фамил...ный, подружен...ки, авос...ки,  умывал...ник,  пол...ного, лом...тик, дяден...ка,  морозил...ки,  Дашен...ка,  скакал...ки

Спиши слова. Вставь букву ж или ш. В скобках напиши проверочные слова. экипа...,  ду...,  стри..., малы...,  гро..., плю...,  каранда...,  репорта…,  проигры...,  мира..., но...,  детёны...,  ков…,  стра...,  ерала..., персона...,

 лава...,  выигры…,  шала...,  гара...

Спиши слова. Выдели корень.

 двор дворовый дворник дворняжка

 диван диванный диванчик

 дом домашний домик домишко домище домовой

 тигр тигриный тигрица тигрёнок

 лиса лисёнок лисий лисичка лисонька

Спиши, раскрывая скобки. Затем напиши этот текст под диктовку в отдельной тетради.

Утром были зам(о,а)ро(с,з)ки. Мрач(ь)ные тучи ск(о,а)л(ь)зят ни(с,з)ко (над)з(и,е,я)млёй. (На)улиц(и,е,я) дует ре(с,з)кий вет(и,е,я)р. Наша ко(ш,ж)ка скр(и,е,я)бётся ла(п,б)кой (в)двер(ь), ц(а,о)рапает кра(с,з)ку ко(г,к)тями. Ей н(о,а)доело гулят(ь). (А,О)на лож(и,ы)т(ь)ся (на)поду(ж,ш)ку (в)мал(и,е,я)(н,нн)ькой ком(н,нн)атке и з(о,а)сыпает. Я н(а,о)д(и,е,я)ваю ш(и,е,я)рстяную руба(ш,ж)ку и безрука(в,ф)ку. Вых(о,а)жу (во)двор. Я с(о,а)жусь (на)ла(в,ф)ку, ем оре(ш,ж)ки, бр(о,а)саю скорлу(п,б)ки (на)гря(д,т)ку.

Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

пара, парный, паровой

 носильщик, носатый, поднос

 лето, лететь, летний

Отгадай загадку - напиши отгадку.

Маленький, удаленький

 Сквозь землю прошёл,

 Красную шапочку нашёл.

Вставь, где это необходимо, разделительный ь.

Пол покрыт пыл...ю, а я мету и не пыл...ю.

 Подчеркни строчку, в которой все имена существительные - одушевлённые.

бабочка, девочка, машина

 кукла, лётчик, теремок

 корова, кенгуру, слоник

Вставь, где надо, пропущенные буквы в слова.

Маш...на, ч...чело, ж...вотное, ч...йник, щ...тка;

 девоч...ка, мальч...к, точ...ка, ноч...ник

Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.

Зме-я, гай-ка, ча-йка, субб-ота, груп-па, О-ля, ма-ши-на.

 Вставь, где надо, разделительный ь

 Кол...я принёс домой кол...я для забора

 

Подчеркни пары однокоренных слов.

подлить – продлить,  затрубить – отрубить,  виноватый – извиняться,

 смешить - смешной

 

Употреби слова волчонок и волчок и правильно впиши их в предложения

Из норы вылез …

 Малышу купили игрушку - музыкальный …

 Какие гласные обозначают один звук?

ю, и, ё, ы, о

 Догадайся, какой корень пропущен в словах и допиши эти слова.

______е, ______ёвка, ______евой, ______евод

______яна, ______юшко, ______янка, ______я

Раскрой скобки

(На)каждый роток не (на)кинешь платок.

Авось да как-нибудь (до)добра не (до)ведут.

 

 Какие гласные буквы обозначают два звука?

а, я, у, ю, ы

 

Догадайся, какой корень пропущен в словах и допиши эти слова.

______ник, ______а, ______ной,

______ок, ______истый, ______овод,

______овик, ______очек

Раскрой скобки

Взялся за дело - (до)веди его (до)конца.

(По)работе и (почёт).

 

 Какая буква гласных стоит всегда под ударением?

а, у, ё, и, о

 

 Догадайся, какой корень пропущен в словах, и допиши эти слова.

______ение, ______ить, ______еник,

 ______итель, ______еница, ______ительница

 ______енический, ______ительская.

Раскрой скобки, обозначь приставки.

Язык (до)Киева (до)ведёт.

 Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт.

 

Из данных слов составь известную пословицу и запиши её

Труд, портит, человек, кормит, лень, а.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие задания и упражнения по русскому языку 1-2классы

Материал может быть использован для отработки учебных навыков по темам, предварительного и итогового контроля в 1-2 классах....

Банк игр и упражнений по русскому языку

Тема "Безударные гласные в корне слова" одна из самых трудных. Эти упражнения и игры помогут ученикам лучше усвоить материал по теме....

Формирование пунктуационной культуры младших школьников. Упражнения по русскому языку для 1-4 классов.

Упражнения по формированию пунктуационной культуры  младших школьников (1-4 классов) и  памятка по выполнению данных упражнений....

Сборник упражнений по русскому языку.Звуки и буквы.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

Сборник упражнений по русскому языку.Предложение.

Дидактический материал для самостоятельной работы....

сборник упражнений по русскому языку.Состав слова.

Дидактический материал для самостоятельной работы....