Конспект урока по теме: "Образование имён прилагательных"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Биндусова Анна Борисовна

Показать способ образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Класс: 4

Тема: Образование прилагательных

Цели: 1) Познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных.

           

           2) Показать способ образования имён прилагательных от основ имён существительных с помощью суффиксов.

         

           3) Развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, творческую активность, речь и лингвистический кругозор

               обучающегося.

           

           4) Формировать нравственное отношение в процессе совместной деятельности.

Оборудование: учебник, компьютер, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, мультимедийные картинки в качестве

                          Наглядного материала.

                               Содержание деятельности

Блок

Цель

Деятельность

учителя

Предполагаемые действия обуч-ся

ИКТ

I. Организационный

    момент  

Помочь настроиться, снять напряжение.

 - С добрым утром, ребята!

 - Какой сегодня чудесный день!

 - Какой сейчас месяц по календарю?

   Родина этого слова – древний Рим. Оно

   Обозначает «теплый, солнечный». А наши

   предки в древние времена называли этот месяц

   «цветень».

   Прочитайте стихотворную строчку на доске;

   Апрель, апрель – на дворе звенит капель.

 - Вот и у нас на уроке будут капельки, которые  

    помогут нам. (показыв. на доску, так же капли лежат на партах).

   На доске : (из голубой бумаги вырезаны капли).

 - Улыбнитесь другу другу. Пожелайте успешной

   работы



               Апрель.









           Слайд№1


«Апрель, апрель – на дворе звенит капель»

II. Совместное

     определение

     темы и целей

     урока.

     

На основе знаний об имени прилагательном вывести тему  цели урока

 -  Скажите, что мы знаем

   об имени прилагательном?


 Дети перечисляют признаки имени прилагательного:

1) Отвечает на вопросы: какой, какая, какое, какие?

2) Изменяется по числам и родам.

3) Изменяется по падежам.

4) Имеет связь с именем существительным.

5) Обозначает признак предмета.

6) В предложении является определением.


Возьмите маленькую каплю и, работая в паре, разберите  слова по составу.

                         

            Апрельский,  лесной,  скалистый


- Проверим нашу работу:

  ( к доске выходят по 1 ученику, записывают и разбирают слова).

- От какой части речи образуются прилагательные?

   С  помощью чего?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

  Какая же будет тема нашего урока?


- Какова цель урока?



 







Дети говорят, учитель на доске переворачивает капельки (6 капель).




Дети выполняют задание:

апрельский

лесной    

скалистый    

 

От суш – ных

С помощ. ^


Образ. прилаг.


Показать способ образования имён прилагательных.





















Слайд №2

Тема урока

«Образование прилагательных»

III.

Исследовательская деятельность.

Работа над новым материалом.




а) Работа в группах


































б) формулировка правила с помощью наводящих вопросов.

Поиск оптимального решения учебной задачи.






Развитие умения взаимодействовать друг с другом.
































Вывести правило, опираясь на полученные в ходе работы знания.

- С помощью каких суффиксов образуются имена

  прилагательные? Чтобы вывести нам правило, я

  предлагаю вам подумать всем вместе. А чтобы работа

  шла успешнее разделимся на группы.

- Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

 



- Карточки лежат заранее на партах: красное яблоко,  зелёное дерево, белое облако, синий карандаш.

- Образуйте группы по следующим признакам:

- 1 гр. – красное, сладкое, вкусное

- 2 гр. – высокое, густое, зелёное

- 3 гр. – белое, лёгкое, пушистое

- 4 гр. – синий, узкий, деревянный


- Я предлагаю вам выполнить работу на капельках..

   (Учитель раздаёт каждой группе капельки на которых

   напечатано задание).


   Задание: Образуйте от данных существительных  имена прилагательные, выделите суффиксы.


   1 группа: Товар – товарный (вагон)

                    Лес - ___________ (массив)

                    Трактор - _______  (завод)

                    Холод - _________ (лето)


   2 группа:  Февраль - _______ (день)

                     Май - __________  (праздник)

                     Город - _________ (парк)

                     Июль - __________( вечер)


   3 группа:  Декабрь - __________( вечер)

                     Волна - ____________(линия)

                     Скала - _____________(берег)

                     Болото - ____________(место)

   4 группа:  Рыба - __________( место)

                     Степь - _________( орёл )

                     Сибирь - _______ ( морозы )

                     Глина - ___________ (почва)


- Проверим работу.

  Группа читает своё задание, на экране появляется слайд – с этими словами в готовом виде.

- Как же образуются имена прилагательные?



- С помощью каких суффиксов?





- Молодцы, вы сами вывели правило.

- Давайте сравним его с тем, что предлагают учёные, авторы учебника.



















Дети перечисляют правила работы в группах.




Яблоко

Дерево

Облако

Карандаш





Дети работают в группах.

























От основ имён существительных


- н -, - ист -, - ск –

(на доске карточки – капельки с суффиксами)


Дети читают правило в учебнике











































Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6









IV. Повторение и  закрепление

















V. Самостоятельная деятельность

Снять напряжение и усталость через движения.






Актуализация знаний, полученных на уроке, развитие воображения, чувства языка.













Самостоятельный выбор и решение учебной задачи с учётом индивидуальных особенностей ( дифференциация)

- Я предлагаю вам немного отдохнуть.

- Давайте попробуем движениями, мимикой, показать

  Признаки предметов: Пофантазируйте своими

  движениями.

  Сильный ветер, трудная задача, холодное утро, зубная

  боль, ароматный цветок, пушистый кот, круглый мяч


- Посмотрите на экран – Что видите?

- Какая часть речи поможет нам украсить этот текст?

- Запишите текст в тетрадь, составляя подходящие имена

  прилагательные, образуя их от основ существительных.



                    (весна)        (лес)

  Пригрело  ……… солнышко. На ……. полянке стал

            (грязь)                          (холм)

  таять  ……… снег. По ………. местности  побежал   ручеёк.


- Проверка задания.

- Если вы  считаете, что выполнили правильно, нарисуйте

  на полях капельку.


- А сейчас я предлагаю вам самостоятельно применить

   знания, которые вы получили на уроке.

- Рассмотрите в учебнике упражнения 332, 334, 335.

- Какое из них на ваш взгляд самое лёгкое для

   выполнения? Самое трудное?

- Выберите упражнение, которое вы будете выполнять.

  ( выполните по 3 предложения).

- Закройте тетрадь и положите на край стола для проверки.


Дети выполняют движения






Текст.

Прилагательное








Работа в тетради Отвечают 3 ученика.







Дети делают выбор и выполняют упражнение.









Слайд №7













Слайд №8


VI. Рефлексия, подведение итогов работы














Подвести итог учебной деятельности, оценить свой успех.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?


- Как же образуются имена прилагательные?



- С помощью каких суффиксов?


- Поднимите руку, кому было легко на уроке?

- Кто испытывал затруднение?

- Какие упражнения на уроке были особенно интересны?

- Приведите примеры прилагательных, соответствующих

  вашему настроению.

- Посмотрите, как много капелек было на уроке?

- Из них образовался ручеёк, а со временем – большая река

   знаний.

- Пусть наши капельки станут вашей рекой знаний.

 

Читает ученик:


     Всё начинается с капли воды,

     Капли, берущей начало у неба,

     Недр земных и солёной слезы,

     Нивы, украсившей золотом хлеба

     Смыслом, наполнившим быстрые реки,

     Сеть из притоков, озера, пруды…

     Солью омывшей истории вехи –

     

     Всё начинается с капли воды.

 

     








Показать способ образования имён прилагательных.



От основ имён существительных.


- ист -, - ск -, - н -


(капли на доске)












Слайд №9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Апрель, апрель – на дворе звенит капель…

Слайд 2

Образование прилагательных Образование прилагательных

Слайд 3

Товарный вагон Лесной массив Тракторный завод Холодное лето

Слайд 4

Февральский день Майский праздник Городской парк Июльский вечер

Слайд 5

Декабрьский вечер Волнистая линия Скалистый берег Болотистое место

Слайд 6

Рыбное место Степной орёл Сибирские морозы Глинистая почва

Слайд 7

Пригрело (весна) солнышко. На (лес) полянке стал таять (грязь) снег. По (холм) местности побежал ручеёк.

Слайд 8

Пригрело весеннее солнышко. На лесной полянке стал таять грязный снег. По холмистой местности побежал ручеёк.

Слайд 9

Всё начинается с капли воды, Капли, берущей начало у неба, Недр земных и солёной слезы, Нивы, украсившей золотом хлеба Смыслом, наполнившим быстрые реки, Сеть из притоков, озёра, пруды… Солью омывшей истории вехи – Всё начинается с капли воды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных"

Конспект урока русского языка в 4 классе. Авторы учебника: Е.В. Бунеева. Урок разработан в соответствии с ФГОС....

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...

конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе

Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...