Главные вкладки

    Конспект урока. Тема: "Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным". 3 класс. УМК "Школа России
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Челябинской области

    государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Челябинский педагогический колледж №1»

    Технологическая карта урока

    русского языка

    Выполнила студентка 41 гр.

    Карликова Елизавета            

    Проверила: Ленк А.И.          

    Отметка:________________

    Дата: 12.03.18                        

    Челябинск, 2018

    Технологическая карта урока

    Предмет: русский язык

    Класс: 3 «В»

    Тема: «Лексическое значение имён прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным»

    Цель:

    - развивать умение устанавливать связь слов в предложении;

    - формировать умение распознавать имена прилагательные среди других слов;

    - знакомить с обобщённым лексическим значением имён прилагательных.

    Планируемые результаты:

    Предметные: научить распознавать имя прилагательное среди других частей речи; выделять словосочетания с именем прилагательным из предложений; распознавать сложные прилагательные и записывать их.

    Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование: Русский язык 3 кл. 2ч, Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва «Просвещение», 2013; презентация.

     

    Этапы

    Методы и приёмы

    Время

    Содержание

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    I.Самоопределение к деятельности

    1. организация рабочего  места

    2. актуализация знаний

    3. целеполагание

    - словесный: слово учителя;

    - словесный: прочтение и анализ высказывания;

    - практический: запись словосочетаний и нахождение в них словарных слов;

    - словесный: устное повторение изученного;

    - словесный: постановка учебной задачи

    2 мин.

    - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, пожалуйста, садитесь!

    - Ребята, посмотри на доску, кто хочет прочитать мне эту цитату? («Язык всем знаниям и всей природе ключ!») Как вы понимаете её?

    - Действительно, с помощью нашего русского языка мы с вами общаемся, выражаем свои мысли. Но не достаточно просто знать язык, надо грамотно им пользоваться, чтобы красиво выражать свои мысли.

    - А теперь запишите словосочетания. (Красный помидор, цветочная коллекция, дикое животное, синее небо)

    - Найдите словарные слова, подчеркните орфограммы, поставьте ударение и выделите окончание.

    - Скажите, какие здесь часть речи? (Прилагательное и существительное)

    - Кто мне скажет определение имени существительного? (Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто?, что?) А как оно изменяется? (По числам и падежам)

    - Хорошо, прочитав словосочетания и вспомнив что такое имя существительное, давайте попробуем определить тему урока. (Имя прилагательное. Связь имени прилагательного с именем существительным)

    - А какую цель мы поставим? (Вспомнить, что обозначает имя прилагательное; узнать, какая связь между именем прилагательным и именем существительным)

    - приветствовать учителя;

    - читать цитату;

    - раскрывать смысл цитаты;

    - внимательно слушать учителя;

    - записывать словосочетания;

    - находить словарные слова;

    - подчёркивать орфограммы, ставить ударение, выделять окончание;

    - отвечать на вопросы учителя;

    - говорить определение имени существительного;

    - формулировать тему и цель урока

    Р:- принимать и сохранять

    учебную задачу.

    Р.:- определять цель учебной деятельности, урока.

    II. Постановка и

    решение  учебной задачи

    - словесный: работа со стихотворением;

    - словесный: анализ и разбор стихотворения;

    - словесный: формулирование определения имени прилагательного;

    - практический: запись словосочетаний и работа с ними;

    - словесный: подбор существительного

    - словесный: правильное определение вопроса от существительного к прилагательному;

    40 мин.

    - Ребята, откройте учебнике на стр.64 упр.109, давайте прочитаем стихотворение С.Есенина.

    Улыбнулись сонные берёзки,

    Растрепали шёлковые косы,

    Шелестят зелёные серёжки,

    И горят серебряные росы.

    - Как вы думаете, в какое время года это происходило? (Весной) А какую роль выполняют имена прилагательные в данных предложениях? (Описывают происходящее)

    - Давай найдём в каждом предложении прилагательное с существительным и прочитаем их. (Сонные берёзки, шёлковые косы, зелёные серёжки, серебряные росы)

    - Давайте попробуем определить, что же такое имя прилагательное. Прочитаем определение на стр.64. (Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и д.р. В предложении имя прилагательное связано с именем существительным)

    - Запишите данные словосочетания, записывая вопрос вопрос от имени существительного к имени прилагательному и выделите окончание у имён прилагательных.

    - Посмотрите на экран, я написала прилагательные, а вам нужно придумать существительные подходящие по смыслу к этим прилагательным.

    - Колючий (ёж), лесная (глушь), одиннадцатый (этаж), синее (небо), белая (гуашь), острый (нож), неслыханная (ложь), случайное (совпадение), большие (деревья), густые (усы), красивое (озеро), мелкие (рыбёшки).

    - Давайте в каждом словосочетании зададим вопрос от существительного к прилагательному. ( Ёж какой? - колючий, глушь какая? - лесная, этаж какой? -одиннадцатый, небо какое? - синее, гуашь какая? - белая, нож какой? - острый, ложь какая? - неслыханная, совпадение какое? - случайное, деревья какие? - большие, усы какие? - густые, озеро какое? - красивое, рыбёшки какие? - мелкие) Какую роль выполняет прилагательное? (Описывает предмет)

    - читать стихотворение;

    - анализировать стихотворение;

    - отвечать на вопросы учителя;

    - находить в предложениях существительное с прилагательным;

    - формулировать определение имени прилагательного;

    - записывать словосочетания;

    - подбирать существительное к прилагательному;

    - задавать вопрос от существительного к прилагательному;

    - отвечать на вопросы учителя

    К:- участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы; обмениваться мнениями; строить речевые высказывания.

    П:-  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществлять поиск необходимой информации.

    Динамическая пауза

    - практический

    1 мин.

    Видеофрагмент

    - повторять движения

    - практический: работа с упражнением, подбор существительного;

    - словесный: анализ упражнения;

    - практический: работа со стихотворением;

    - словесный: выделение прилагательных;

    - практический: запись словосочетаний;

    - словесный: проверка упражнения;

    - словесный: анализ определения;

    - практический: составление сложных прилагательных

    - А теперь давайте проверим, правда ли имя прилагательное связано с именем существительным. - Откройте учебники на стр.65, упр.111. (Оранжевый ..., большое..., синее ..., тяжёлая ..., тёплый ..., узкая ..., душистая..., приветливая ..., сладкая ..., громкий ..., красивые ..., отзывчивый ..., прохладная... .) Прочитайте слова, скажите, мы можем понять о чём говориться? Подберите к каждому прилагательному подходящее по смыслу существительное. Какой вывод можно сделать? (Имя прилагательное связано с именем существительным)

    - Запишите данные словосочетания, задавая правильно вопрос и выделите окончание у имён прилагательных.

    - Теперь откройте учебники на стр.66, упр.113. Прочитайте это стихотворение. (Красные маки, жёлтый песок. Зелёный зажёгся на ветке листок. Жук фиолетовый греет бока. Синяя плещет река в берега. Оранжевым солнцем согреты леса. А у скворца ... голубые глаза. В.Степанов) Назовите имена прилагательные, которые обозначают цвета радуги. (Красный, жёлтый, зелёный, фиолетовый, синий, оранжевый, голубой). Выпишите словосочетания имена прилагательные с именами существительными. Задайте вопрос от существительного, и подчеркните прилагательные волнистой линией. Потом проверим.

    - Какие словосочетания вы выписали? Читайте, задавая вопросы.  (Маки какие? (красные), песок какой? (жёлтый), листок какой? (зелёный), жук какой? (фиолетовый), река какая? (синяя) солнцем каким? (оранжевым), глаза какие? (голубые))

    - Теперь откройте учебники на стр. 67, прочитайте выделенное правило. (Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефис (-))

    - Давайте выполним упр.117. Прочитайте слова (Серебристый, белый; тёмный, каштановый; яркий, красный; светлый, жёлтый; бледный, розовый; чёрный, белый) Посмотрите на образец и запишите сложные имена прилагательные. А потом проверим, что у вас получилось. (Серебристо-белый; тёмно-каштановый; ярко-красный; светло-жёлтый; бледно-розовый; чёрно-белый)

    - Это, ребята, сложные имена прилагательные, потому что содержат два слова и пишутся через дефис. Давайте прочитаем определение, что такое сложное имя прилагательное.

    - читать прилагательные;

    - подбирать существительные;

    - формулировать вывод;

    - читать стихотворение;

    - выделять прилагательные;

    - выписывать словосочетания;

    - грамотно задавать вопрос от существительного к прилагательному;

    - читать определение;

    - самостоятельно, опираясь на образец записывать сложные прилагательные

    Р:- действовать по плану и планировать свои учебные действия.

    Р:- осмыслять учебный материал; действовать с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимать оценку учителя.

    III. Итог

    Рефлексия

    - словесный

    - беседа

    2 мин.

    - Ребята, урок подходит к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? (Об имени прилагательном и его связи с существительным)

    - Что такое прилагательное? (Признак предмета) На какие вопросы оно отвечает? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

    - Какие прилагательные называются сложными? Как они пишутся?

    - Запишите домашнее задание. Стр.67, упр.116. Вам надо прочитать текст, озаглавить его, списать, вставляя пропущенные буквы. Не забываем подчёркивать волнистой линией прилагательные и над ними написать прил.

    - отвечать на вопросы учителя;

    - записать домашнее задание

    Р:- понимать причины успеха и неуспеха в учёбе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

    Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

    Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

    Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных...

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"

    Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в  выделении признаков имени прилагательного"...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Связь между числами при делении" 3 класс УМК "Школа России"

    Тема: Связь между числами при деленииКласс: 3Урок открытия нового знанияОборудование: презентация, проектор, раздаточный материал....

    Конспект урока математики "Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения" (УМК "Школа России", 2 класс).

    Цель деятельности учителя: углубление знаний о приеме деления, основанном на взаимосвязи между компонентами и результатом умножения; совершенствование умения находить множители на основе взаимосв...

    Конспект урока русского языка «Значения заимствованных слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

    Тема: «Значения заимствованных слов» Цели деятельности учителя: закрепление и обобщение знаний учащихся о заимствованных словах; формирование умения сознательно использовать заимствованные...