Конспект урока на тему: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Иосик Дарья Александровна

 Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

                                                                                                                                                       

          Выполнила студентка: 43 группа

                                                                                                                                              Иосик Дарья

                                                                                                                                              Проверил: Лебедева Н. В.

                                                                                                                                           Отметка:

                                                                                                                                            Дата:

Челябинск, 2017 г.                          

Школа: № 42                                                                                                        

Класс: 3 «а»                                                                                                                

Кабинет: 16                                                                                                        

Дата: 24.02.17

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных»

Цели деятельности учителя:

Выявить правила написания букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных, составить алгоритм, развивать умения писать слова с орфограммой в безударном окончании прилагательного.

Планируемые результаты:

Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; воспитывать интерес к русскому языку; учатся наблюдать, анализировать, сравнивать; формировать навык работы в парах, в группах. Развивают интереса к русскому языку на основе исторических сведений об истории, языке и культуре русского народа.

Предметные: Развивают умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными. Учатся наблюдать над особенностями окончаний имён прилагательных, формируют умение обосновывать написание безударных окончаний имен прилагательных; закрепить и систематизировать знания об имени прилагательном; формирование грамотного письма.

Оборудование: презентация, учебник 3 класс, часть 2 (Школа 2100), карточки для самостоятельной работы.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный: слово учителя)

1 мин.

- Здравствуйте, ребята! Просмотр отрывка из мультфильма «Винни Пух и все все-все-все» - с Пятачком идут в гости.

Они приходят к Сове, на домике табличка «САВА»

-Что заметили?

-Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

-Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства, коммуникации.

Личностные: устанавливать связь между учителям и учениками. Настраивание на учебный лад.

2. Актуализация знаний и мотивация

Метод – словесный;

Прием- словарная работа

5 мин.

Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. (Дети надели

береты). Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень

восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте: 

Художницу нашу знает весь свет. 

Раскрасит художница всякий предмет. 

Ответит всегда на вопросы такие: 

Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)

Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. (Дети надели

береты). Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень

восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте: 

Художницу нашу знает весь свет. 

Раскрасит художница всякий предмет. 

Ответит всегда на вопросы такие: 

Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)

Сегодня я предлагаю вам представить себя художниками. (Дети надели

береты). Людям этой профессии необходимо быть чуткими, внимательными и очень

восприимчивыми. Сегодня нам поможет художница, а кто она отгадайте: 

Художницу нашу знает весь свет. 

Раскрасит художница всякий предмет. 

Ответит всегда на вопросы такие: 

Какой? Какая? Какое? Какие? (ответ: Имя прилагательное)

Игра «Да и Нет». 

 – Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Словарная работа.

– Разделите слова на группы по орфограммам. Подчеркните орфограммы.

Праздничный, томатный, искусственный, печальный, оранжевый, костюмный, аккуратный, лестничный.

– Какие слова попали в две группы?

Запись:

непроизносимая                         проверяемая гласная

согласная в корне слова            

праздничный                          томатный                                                                  

лестничный                           печальный

                                     оранжевый

                                     костюмный

Проводить словарную работу

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные:

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопрос, беседа.

Прием – словарная работа

Метод – словесный; практический;

письменное упражнение.

 5 мин.

Исследовательская работа (в группах)

Зв.зда     пеш.ход         з.писка

Б.рега      везд.ход        п.дснежник

З.ма        бел.зубый      пр.дедушка

 у  красн.й звезды

в син.х озёрах

о добр.м имени

-Какие буквы вставили? Почему?

-В правописании каких слов сомневались? Почему?

– Как вы думаете, почему пропущены буквы в окончаниях прил.? (Здесь можно выбрать разные буквы: е/и, есть орфограмма.)

– Предположите, какой будет тема урока. (Орфограмма в окончаниях имён прилагательных.)

-Какую ставим перед собой цель сегодня на уроке?

Найти способ проверки безударных гласных в окончании имён прилагательных

Работать в группах

Определять тему и цель урока.

Коммуникативные:

допускать возможность различных точек зрения

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

4. Открытие нового знания

Метод – практический;

словесный

Прием – устное упражнение

7 мин.

Наблюдение за ударными и безударными окончаниями.

Упр. 325.

  1. Прочитайте, выделяя ударения словах, по цепочке.
  2. Прочитайте прилагательные женского рода с ударными окончаниями, с безударными окончаниями. Сравните.
  3. Прочитайте прилагательные мужского рода с ударными и безударными окончаниями. Сравните.
  4. Сделайте вывод: какие окончания прилагательных в ударном и безударном положении? (Одинаковые.)

– В каких окончаниях можно допустить ошибки?

Чтение вывода на с. 86.

– Что такое орфограмма? (Место в слове, где есть выбор буквы.)

– По какому признаку можно найти орфограмму в окончании? (По безударному положению гласного.)

– В какой части слова мы обнаружили орфограмму? (В окончании.)

Ставить ударения в словах.

Узнавать новую информацию.

Формулировать вывод.

Наблюдать за именем прилаг.

Выполнять упражнение.

Регулятивные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: 

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5. Физ. минутка

3 мин.

Встали. Приготовились.

Повторяйте упражнения.

Выполнять упражнения.

6.  Первичное закрепление

Метод – словесный; наглядный; практический.

Прием –работа по учебнику; письменные  упражнения,

10 мин.

Постановка проблемы.

– Как проверить написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Примечание 1. Если они самостоятельно находят решение проблемы, следующее упр. 326 выполняется с целью подтверждения правильности сделанного «открытия».

Если же дети самостоятельно не приходят к выводу правила, упр. 326 выполняется в режиме подводящего диалога по «шагам» в задании.

Наблюдение закономерности.

Упр. 326. Прочитаем, поставим ударение в словах. 

Мяч какой? нов ый, больш ой, син ий.

В слове-вопросе ударное окончание -ой, в прилагательных: новый – безударное окончание -ый; большой – ударное окончание -ой; синий – безударное окончание -ий. В этом случае нет прямого соответствия между буквой в слове-вопросе и буквой в прилагательном. Это нужно запомнить.

Сделайте вывод: как можно проверить написание безударных окончаний имён прилагательных? (С помощью слов-вопросов, в которых окончание ударное, можно проверить написание безударных окончаний прилагательных.)

Примечание 3.

Надо помнить: в окончаниях прилагательных после мягких согласных пишутся другие буквы (вместо о–е, ы–и, у–ю), это надо запомнить.

– Сравните свои выводы с правилом в рамке учебника на с. 87.

Алгоритм с данной орфограммой:

1.Найти в предложении словосочетание сущ. + прил.

2.Поставить вопрос от существительного к прилагательному

3.Выделить окончание в слове-вопросе

4.Написать соответствующее окончание в прилагательном

5. Выделить орфограмму

- В шутливой форме можно так сформулировать это правило: «Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом».

Проверять наблюдения.

Отрабатывать алгоритм проверки.

Выборочно называть прилагательное из предложенных в упражнении, подбирать слово-вопрос и называть букву гласного в безударном положении.

Сверять по образцу в учебнике.

Формулировать вывод.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

7. Включение в систему знаний, повторение

Метод – словесный; наглядный; практический.

Прием –работа по учебнику; беседа; письменные упражнения

5 мин.

Чтение текста правила в рамке.

Вопросы на понимание.

– Почему можно окончания прилагательных проверить с помощью слов-вопросов?

– От какого слова ставится вопрос?

– Как будем обозначать эту орфограмму?

Работа в учебнике. Упр. 327  Выполняется у доски.

  1. Прочитайте.
  2. Найдите имена прилагательные.
  3. Выпишите словосочетания прил. + сущ.
  4. Подчеркните орфограмму.

Используя алгоритм, который мы сформулировали на уроке.

В языке (каком?) древнерусском

Град (какой?) стольный

В былинах (каких?) русских

Дети самостоятельно показывают, как шло образование слов:

                                          престол

стлать             стол                                                          столица

                                         стольный

Мы будем разбирать слова по составу в соответствии с тем значением, которое когда-то в древности было у слова стол. Сегодня слова престол, столица, стольный никто не связывает со словом стол в привычном значении. Поэтому основу в них членить не нужно, вся она будет являться корнем.

Анализировать правило.

Находить орфограмму,

устно и графически объяснять написание в окончаниях имён прилагательных.

Выполнять упражнения.

Выделять в предложении словосочетания прил.+ сущ., ставить вопрос от и. сущ. К и. прил.

Познавательные:

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

8. Д\з

1 мин

Выучить правило на стр. 87.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности

Метод –Словесный;

Прием -постановка обобщающих вопросов, возвращение к цели урока.

Составление обобщающего ответа.

5 мин.

– Над какой темой работали на уроке?

– С какой орфограммой ознакомились?

– Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях прилагательных?

– Что было самым трудным на уроке? А самым лёгким?

Оцените свою работу на уроке в тетрадях.

Рефлексия урока: 
Прикрепите свои кружочки
– Старательно! (красные кружочки), 
– Дружно! (синие кружочки), 
– Активно! (жёлтые кружочки).

Спасибо за урок!

Обобщать изученное.

Записывать окончания и выполнять обозначения

Познавательные: 

строят речевые высказывания.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение.

Личностные:

Участие в подведении итогов урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа. Разделите слова на группы по орфограммам. Обозначьте орфограммы. Праздничный, томатный, печальный, оранжевый, костюмный, лестничный. Какие слова попали в две группы?

Слайд 2

праздничный томатный лестничный печальный оранжевый костюмный

Слайд 3

Тема урока: Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Слайд 4

Цель: найти способ проверки безударных гласных в окончании имён прилагательных

Слайд 5

Повторение. Что такое имя прилагательное? Какие окончания имеют прилагательные в м. р., ж. р., ср. р. и во мн. ч.? Приведите примеры.

Слайд 6

Алгоритм 1.Найти в предложении словосочетание сущ. + прил. 2.Поставить вопрос от существительного к прилагательному 3.Выделить окончание в слове-вопросе 4.Написать соответствующее окончание в прилагательном 5. Выделить орфограмму

Слайд 7

«Не хочешь остаться с носом, проверяй окончание вопросом».

Слайд 8

Итог урока. С какой орфограммой познакомились? Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных?

Слайд 9

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Программа "Школа-2100".Цели: познакомить учащихся с проверкой безударных окончаний имен прилагательных.Технологии: исследовательская;взаимного диалога;использование икт;оценивания....

Правописание безударных гласных в окончаниях имени прилагательного

Конспект урока по Образовательной системе "Школа 2100".Цель: выявить правило написания безударных гласных в окончаниях имён прилагательных и составить алгоритм....

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Правописание безударных гласныхв окончанияхимен прилагательных для 4 класса...

Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Презентация к уроку русского языка в 3 классе...

Правописание безударных гласных в окончании имен прилагательных

Развивать умение, проверять правописание безударных глассных в окончании имен прилагательных...