Урок русского языка по теме: "Работа с картиной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Симдянова Галина Николаевна

Урок-исследование. Тип урока: развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_rus_yaz_2_kl.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  

Предметная область: русский язык

Продолжительность урока: 35 мин.

Учебник: Н.А.Чуракова,  М.Л.Каленчук, издательство Академкнига/Учебник,  2007 г.

Класс: 2

Тема: Работа с картиной.

Тип урока: Развитие речи

Форма урока: Урок - исследование

Цель: Развитие диалогической и монологической речи.

Задачи:

Обучающая: Обеспечить понимание обучающимися глубокого смысла понятия «натюрморт».

Развивающая: Развивать умение работать со словарями, исследовать произведения живописи и давать им словесную характеристику.

Воспитывающая: Формировать эстетический вкус, умение видеть красоту в обыденной жизни.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Учитель. Ребята, сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову грудь. Повторяйте за мной.

Я в школе на уроке

Сейчас начну учиться

Я радуюсь этому

Внимание мое растет

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка

Голова мыслит ясно

Я хочу учиться

Я очень хочу учиться

Я готов к работе

Я работаю!

Учитель. На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба. Какими словами оно зашифровано?

Дети. Это высказывание зашифровано словами – перевертышами.

Учитель. Давайте попробуем расшифровать.

Дети. Действуйте! Действуйте! Это то, ради чего мы существуем!

Учитель. Если мы будем действовать дружно и сообща, то узнаем сегодня много нового и интересного.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 20 января. Классная работа.

Дети. 1 ученик диктует по слогам и комментирует, объясняя орфограммы.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Чтобы собрать наше внимание проведем  «Разминку для ума», отвечаем хором и быстро.

- Назовите второй зимний месяц?

Дети. Январь

Учитель. Назовите противоположное слово слову -  белый

Дети. Черный

Учитель. Каким приемом пользуются поэты, писатели и художники, когда хотят оживить свои образы?

Дети. Олицетворения  

Учитель. Краски, разводимые в воде

Дети. Акварель.

Учитель.  Произведение живописи

Дети. Картина.

Учитель. Картина, изображающая виды природы

Дети. Пейзаж.

Учитель. Количество богатырей на картине Васнецова.

Дети. Три

Учитель. Чем кончается лето, и начинается осень?

Дети. Буквой о

3. Минутка чистописания.

Учитель. Пропишем элемент, из которого состоит буква О.

Дети. 1 ученик комментирует (это элемент овал)

4. Сообщение темы урока.

Учитель. Сформулируйте тему урока, разгадав ребус.

пЖрИоВиОзПвИеСдНеЫнЕия

Дети. 1 ученик формулирует: тема нашего сегодняшнего урока «Живописные произведения».

5. Словарная работа

На доске слова: посуда, арбуз, сирень, рисовать, картина, стакан.

Учитель. Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Обоснуйте.

Дети. Лишнее слово рисовать, т.к. это слово-действие, а остальные слова – предметы., т.к. оно не является словарным.

Учитель. Запишите эти словарные слова по памяти. Посчитайте сколько слов вы записали?

Дети. Мы записали 5 слов

Учитель. Давайте проверим. По цепочке читайте слово и объясняйте его написание.

Дети. Дети читают слова и объясняют их написание.

6 Работа с картиной

Учитель. Сегодня мы продолжим работу с произведениями живописи. Сейчас мы с вами отправимся в наш Музей, но сначала я хочу у вас спросить: «Знаете ли вы, что такое натюрморт?». Расскажите своими словами.

Дети. Дети высказывают свои предположения.

Учитель. А теперь давайте это выясним в Толковом словаре, прочитайте словарную статью.

Дети. Все дети находят и читают словарную статью, 1 ученик озвучивает вслух.

Учитель. А кто вспомнит отрывок из стихотворения Александра Кушнера «Что я узнал!», где говорится о натюрморте?

Дети. 1 ученик читает вслух наизусть.

Что я узнал!

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

То подобная картина

Называется ПЕЙЗАЖ.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – НАТЮРМОРТ.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе водолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется ПОРТРЕТ.

Учитель. Ребята, а что главное в живописном произведении?

Дети. Каждый художник в своей картине стремится передать ощущение жизни.

Учитель. В немецком языке слово натюрморт звучит немножко по-другому и переводится как – «тихая жизнь». А в переводе с французского, натюрморт означает – «мертвая природа», натюр – природа, морт – мертвый.

Давайте проведем исследование и выясним, какое утверждение, по вашему мнению, наиболее верное.

А теперь прошу вас посетить Музей. Экскурсоводом сегодня будет Илья.

Дети. Перед вами репродукция картины Ивана Хруцкого «Цветы и фрукты». Эта картина хранится в Национальной галерее Армении в Ереване. За нее Хруцкий получил малую золотую медаль и звание свободного художника.

Обратите внимание, на репродукции изображены персики, виноград, смородина, груши, темная крупная вишня.

В самом центре композиции мы видим тыкву.

Цветки мальвы самые крупные.

А вы сумели обнаружить самые крошечные цветочки? (Это какая-то цветущая травка)

Самый крупный плод на натюрморте – тыква.

Ягоды какого растения самые мелкие? (смородины)

Назовите полупрозрачные ягоды, которые написал художник? (виноград)

А какой предмет на картине является полностью прозрачным? (стакан с водой, потому что сквозь него даже видно тыкву, стол, корзинку, виноград)

Учитель. Садитесь. Спасибо Илье, он помог нам рассмотреть картину.

Чувствуется ли в этом натюрморте ощущение жизни?

Дети. Высказывают свои предположения

Учитель. Создается ли впечатление движения?

Дети. Возможный вариант ответа: Из вазы свешивается цветок и создается впечатление, что он вот-вот упадет на виноград, со стола свисает кисточка смородины и, кажется, что вот-вот упадет на пол, капустный лист изогнут волной и создается впечатление, что он двигается.

Учитель. А не чувствуете ли вы какие-нибудь ароматы, дыхание, звуки?

Дети. Дети могут ощутить запахи фруктов, дыхание большой тыквы

Учитель. Молодцы! Справился ли художник со своей задачей?

Дети. Предполагаемый вариант ответа: Да, он смог передать ощущение жизни в картине.

Учитель. Да, я согласна – этот натюрморт наполнен жизнью.

А скажите, можно ли передать присутствие людей в картине, если на ней нарисованы только предметы?

Дети. Дети дают разные варианты ответов.

Учитель. Найдите в Музейном доме картину «Утренний натюрморт» художника Кузьмы Петрова-Водкина и рассмотрите ее.

Дети. У каждого ребенка перед глазами репродукция картины, они рассматривают ее.

Учитель. Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (подсказка: обратите внимание на стакан чая, на спичечный коробок)

Дети. Возможные варианты ответа: Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный коробок кто-то небрежно бросил на стол. На столе так же лежит яйцо и картофелина: похоже, люди еще не позавтракали.

Учитель. На кого смотрит собака? (подсказка: возьмите лупу и рассмотрите, кто отражается в зеркальной грани самовара?)

Дети. Возможные варианты ответа: В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отражению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.

Учитель. Кого ждет собака?

Дети. Возможный вариант ответа: Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и, надеется, что ее тоже чем-нибудь угостят

Учитель. Цветы в баночке на столе полевые или садовые?

Дети. Возможный вариант ответа: Это полевые синие колокольчики и желтые цветы, похожие на ромашки.

Учитель. Когда был собран букет: накануне вечером или утром перед завтраком? (подсказка: обратите внимание на количество воды в баночке)

Дети. Возможный вариант ответа: Баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже «выпили» часть воды. Значит они, скорее всего, были сорваны накануне вечером.

Учитель. Как вы думаете, яйцо и картофелина приготовлены на завтрак или остались с ужина?

Дети. У детей могут быть разные варианты. Это неважно. Главное, чтобы школьники почувствовали присутствие людей.

Учитель. Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоянием?

Дети. Возможный вариант ответа: Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало.

Учитель. Это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы.

Учитель. Рассмотрите внимательно, через лупу, поверхность стола. Этот стол находится в городской квартире, или это дачный стол?

Дети. Возможный вариант ответа: Стол, скорее всего дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости или от дождя) краской.

Учитель. Люди еще вернутся к столу?

Дети. Возможный вариант ответа: Конечно, ведь они еще не позавтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.

8. Итог. Рефлексия.

Учитель. В чем отличие этих картин?

Дети. На них изображены разные предметы, а на натюрморте Петрова-Водкина мы даже видим животных.

Учитель. В чем их сходство?

Дети. Это натюрморты, на обеих картинах букеты цветов, оба художника передали ощущение жизни в картине.

Учитель. Так какое же утверждение, по вашему мнению, наиболее верно: натюрморт – это мертвая природа или тихая жизнь? Сделайте свой выбор и опустите смайлик в кармашек с выбранным вами утверждением.

Дети. Дети подходят к доске и делают выбор. Если  дети сделали выбор в пользу «Тихая жизнь», то:

Учитель. Действительно, натюрморт – это тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем, а, благодаря тому, что мы сегодня действовали дружно и сообща, мы это увидели.

     А если дети сделали выбор в пользу  «Мертвая природа», то:

Каждое мнение имеет право на существование. Но тем ребята, которые выбрали  перевод с французского языка, я хочу порекомендовать дома еще раз через лупу рассмотреть натюрморт Петрова-Водкина и попробовать разглядеть присутствие людей на картине, а благодаря тому, что мы сегодня действовали дружно и сообща, многие из вас это увидели.

Выставляются оценки каждому за работу на уроке.

Учитель. Дома: Рассмотрите еще раз картину Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»  и составьте по нему 5 предложений, используя словарные слова, записанные на уроке.

Спасибо за работу. Урок окончен.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"

Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины;  учить д...

Конспект урока русского языка по теме "Работа с текстом"

Тема: Работа с текстомЦель: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятия «текст», развивать речь, творческое мышление учащихся.Задачи урока:1.     В сфере личностны...

Материалы к уроку русского языка по теме "Работа с предложением", 1 класс

Выделение слов, изменение их порядка. Заглавная буква в начале и в середине предложения. Презентация к уроку и дифференцированные карточки 3 уровней....

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения анализировать свою деятельность и развития орфографической зоркости; знакомство с организацией п...

Конспект урока русского языка по теме "Работа с деформированным текстом".

Цель: создание условий для  закрепления навыка связной устной и письменной речи при работе с деформированным текстом.Задачи: закреплять умение восстанавливать текст, деформированный в отдельные п...