Урок русского языка по теме: "Работа с картиной"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок-исследование. Тип урока: развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_ur_rus_yaz_2_kl.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Предметная область: русский язык
Продолжительность урока: 35 мин.
Учебник: Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук, издательство Академкнига/Учебник, 2007 г.
Класс: 2
Тема: Работа с картиной.
Тип урока: Развитие речи
Форма урока: Урок - исследование
Цель: Развитие диалогической и монологической речи.
Задачи:
Обучающая: Обеспечить понимание обучающимися глубокого смысла понятия «натюрморт».
Развивающая: Развивать умение работать со словарями, исследовать произведения живописи и давать им словесную характеристику.
Воспитывающая: Формировать эстетический вкус, умение видеть красоту в обыденной жизни.
ХОД УРОКА
1. Орг. момент. Психологический настрой.
Учитель. Ребята, сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову грудь. Повторяйте за мной.
Я в школе на уроке
Сейчас начну учиться
Я радуюсь этому
Внимание мое растет
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка
Голова мыслит ясно
Я хочу учиться
Я очень хочу учиться
Я готов к работе
Я работаю!
Учитель. На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба. Какими словами оно зашифровано?
Дети. Это высказывание зашифровано словами – перевертышами.
Учитель. Давайте попробуем расшифровать.
Дети. Действуйте! Действуйте! Это то, ради чего мы существуем!
Учитель. Если мы будем действовать дружно и сообща, то узнаем сегодня много нового и интересного.
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 20 января. Классная работа.
Дети. 1 ученик диктует по слогам и комментирует, объясняя орфограммы.
2. Актуализация знаний.
Учитель. Чтобы собрать наше внимание проведем «Разминку для ума», отвечаем хором и быстро.
- Назовите второй зимний месяц?
Дети. Январь
Учитель. Назовите противоположное слово слову - белый
Дети. Черный
Учитель. Каким приемом пользуются поэты, писатели и художники, когда хотят оживить свои образы?
Дети. Олицетворения
Учитель. Краски, разводимые в воде
Дети. Акварель.
Учитель. Произведение живописи
Дети. Картина.
Учитель. Картина, изображающая виды природы
Дети. Пейзаж.
Учитель. Количество богатырей на картине Васнецова.
Дети. Три
Учитель. Чем кончается лето, и начинается осень?
Дети. Буквой о
3. Минутка чистописания.
Учитель. Пропишем элемент, из которого состоит буква О.
Дети. 1 ученик комментирует (это элемент овал)
4. Сообщение темы урока.
Учитель. Сформулируйте тему урока, разгадав ребус.
пЖрИоВиОзПвИеСдНеЫнЕия
Дети. 1 ученик формулирует: тема нашего сегодняшнего урока «Живописные произведения».
5. Словарная работа
На доске слова: посуда, арбуз, сирень, рисовать, картина, стакан.
Учитель. Прочитайте слова. Какое слово лишнее? Обоснуйте.
Дети. Лишнее слово рисовать, т.к. это слово-действие, а остальные слова – предметы., т.к. оно не является словарным.
Учитель. Запишите эти словарные слова по памяти. Посчитайте сколько слов вы записали?
Дети. Мы записали 5 слов
Учитель. Давайте проверим. По цепочке читайте слово и объясняйте его написание.
Дети. Дети читают слова и объясняют их написание.
6 Работа с картиной
Учитель. Сегодня мы продолжим работу с произведениями живописи. Сейчас мы с вами отправимся в наш Музей, но сначала я хочу у вас спросить: «Знаете ли вы, что такое натюрморт?». Расскажите своими словами.
Дети. Дети высказывают свои предположения.
Учитель. А теперь давайте это выясним в Толковом словаре, прочитайте словарную статью.
Дети. Все дети находят и читают словарную статью, 1 ученик озвучивает вслух.
Учитель. А кто вспомнит отрывок из стихотворения Александра Кушнера «Что я узнал!», где говорится о натюрморте?
Дети. 1 ученик читает вслух наизусть.
Что я узнал!
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе водолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется ПОРТРЕТ.
Учитель. Ребята, а что главное в живописном произведении?
Дети. Каждый художник в своей картине стремится передать ощущение жизни.
Учитель. В немецком языке слово натюрморт звучит немножко по-другому и переводится как – «тихая жизнь». А в переводе с французского, натюрморт означает – «мертвая природа», натюр – природа, морт – мертвый.
Давайте проведем исследование и выясним, какое утверждение, по вашему мнению, наиболее верное.
А теперь прошу вас посетить Музей. Экскурсоводом сегодня будет Илья.
Дети. Перед вами репродукция картины Ивана Хруцкого «Цветы и фрукты». Эта картина хранится в Национальной галерее Армении в Ереване. За нее Хруцкий получил малую золотую медаль и звание свободного художника.
Обратите внимание, на репродукции изображены персики, виноград, смородина, груши, темная крупная вишня.
В самом центре композиции мы видим тыкву.
Цветки мальвы самые крупные.
А вы сумели обнаружить самые крошечные цветочки? (Это какая-то цветущая травка)
Самый крупный плод на натюрморте – тыква.
Ягоды какого растения самые мелкие? (смородины)
Назовите полупрозрачные ягоды, которые написал художник? (виноград)
А какой предмет на картине является полностью прозрачным? (стакан с водой, потому что сквозь него даже видно тыкву, стол, корзинку, виноград)
Учитель. Садитесь. Спасибо Илье, он помог нам рассмотреть картину.
Чувствуется ли в этом натюрморте ощущение жизни?
Дети. Высказывают свои предположения
Учитель. Создается ли впечатление движения?
Дети. Возможный вариант ответа: Из вазы свешивается цветок и создается впечатление, что он вот-вот упадет на виноград, со стола свисает кисточка смородины и, кажется, что вот-вот упадет на пол, капустный лист изогнут волной и создается впечатление, что он двигается.
Учитель. А не чувствуете ли вы какие-нибудь ароматы, дыхание, звуки?
Дети. Дети могут ощутить запахи фруктов, дыхание большой тыквы
Учитель. Молодцы! Справился ли художник со своей задачей?
Дети. Предполагаемый вариант ответа: Да, он смог передать ощущение жизни в картине.
Учитель. Да, я согласна – этот натюрморт наполнен жизнью.
А скажите, можно ли передать присутствие людей в картине, если на ней нарисованы только предметы?
Дети. Дети дают разные варианты ответов.
Учитель. Найдите в Музейном доме картину «Утренний натюрморт» художника Кузьмы Петрова-Водкина и рассмотрите ее.
Дети. У каждого ребенка перед глазами репродукция картины, они рассматривают ее.
Учитель. Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (подсказка: обратите внимание на стакан чая, на спичечный коробок)
Дети. Возможные варианты ответа: Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный коробок кто-то небрежно бросил на стол. На столе так же лежит яйцо и картофелина: похоже, люди еще не позавтракали.
Учитель. На кого смотрит собака? (подсказка: возьмите лупу и рассмотрите, кто отражается в зеркальной грани самовара?)
Дети. Возможные варианты ответа: В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отражению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.
Учитель. Кого ждет собака?
Дети. Возможный вариант ответа: Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и, надеется, что ее тоже чем-нибудь угостят
Учитель. Цветы в баночке на столе полевые или садовые?
Дети. Возможный вариант ответа: Это полевые синие колокольчики и желтые цветы, похожие на ромашки.
Учитель. Когда был собран букет: накануне вечером или утром перед завтраком? (подсказка: обратите внимание на количество воды в баночке)
Дети. Возможный вариант ответа: Баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже «выпили» часть воды. Значит они, скорее всего, были сорваны накануне вечером.
Учитель. Как вы думаете, яйцо и картофелина приготовлены на завтрак или остались с ужина?
Дети. У детей могут быть разные варианты. Это неважно. Главное, чтобы школьники почувствовали присутствие людей.
Учитель. Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоянием?
Дети. Возможный вариант ответа: Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало.
Учитель. Это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы.
Учитель. Рассмотрите внимательно, через лупу, поверхность стола. Этот стол находится в городской квартире, или это дачный стол?
Дети. Возможный вариант ответа: Стол, скорее всего дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся (от старости или от дождя) краской.
Учитель. Люди еще вернутся к столу?
Дети. Возможный вариант ответа: Конечно, ведь они еще не позавтракали, да и собака с кошкой, наверное, знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.
8. Итог. Рефлексия.
Учитель. В чем отличие этих картин?
Дети. На них изображены разные предметы, а на натюрморте Петрова-Водкина мы даже видим животных.
Учитель. В чем их сходство?
Дети. Это натюрморты, на обеих картинах букеты цветов, оба художника передали ощущение жизни в картине.
Учитель. Так какое же утверждение, по вашему мнению, наиболее верно: натюрморт – это мертвая природа или тихая жизнь? Сделайте свой выбор и опустите смайлик в кармашек с выбранным вами утверждением.
Дети. Дети подходят к доске и делают выбор. Если дети сделали выбор в пользу «Тихая жизнь», то:
Учитель. Действительно, натюрморт – это тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизнь, которую мы так редко замечаем, а, благодаря тому, что мы сегодня действовали дружно и сообща, мы это увидели.
А если дети сделали выбор в пользу «Мертвая природа», то:
Каждое мнение имеет право на существование. Но тем ребята, которые выбрали перевод с французского языка, я хочу порекомендовать дома еще раз через лупу рассмотреть натюрморт Петрова-Водкина и попробовать разглядеть присутствие людей на картине, а благодаря тому, что мы сегодня действовали дружно и сообща, многие из вас это увидели.
Выставляются оценки каждому за работу на уроке.
Учитель. Дома: Рассмотрите еще раз картину Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» и составьте по нему 5 предложений, используя словарные слова, записанные на уроке.
Спасибо за работу. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия Урок русского языка по теме "Работа по картине А.Рылова "Полевая рябинка"
Учитель: Вавшко Галина Михайловна Предмет: Русский язык Класс: 2 Тема: «Работа с картиной» Цели урока: Содержательная: познакомить с понятием «тема» и «главное переживание» картины; учить д...
Конспект урока русского языка по теме "Работа с текстом"
Тема: Работа с текстомЦель: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятия «текст», развивать речь, творческое мышление учащихся.Задачи урока:1. В сфере личностны...
Материалы к уроку русского языка по теме "Работа с предложением", 1 класс
Выделение слов, изменение их порядка. Заглавная буква в начале и в середине предложения. Презентация к уроку и дифференцированные карточки 3 уровней....
Урок русского языка на тему "Работа над ошибками, допущенными в изложении "О картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Урок развития речи с подробным анализом ошибок, допущенных в изложении....
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для формирования умения анализировать свою деятельность и развития орфографической зоркости; знакомство с организацией п...
Конспект урока русского языка по теме "Работа с деформированным текстом".
Цель: создание условий для закрепления навыка связной устной и письменной речи при работе с деформированным текстом.Задачи: закреплять умение восстанавливать текст, деформированный в отдельные п...