Урок русского языка во 2 классе(к УМК В.П,Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: "Что такое корень слова?Что такое однокоренные слова?".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Хамцова Наталья Николаевна

Дан подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе ( к  УМК  В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого)

Тема. Что такое  корень слова?

            Что такое однокоренные слова?

Цели: познакомить  с понятиями  корень,  однокоренные слова; развивать речь; пополнять                   словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: плакат с изображением дерева, карточки со словами.

                                                      Ход  урока.

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

а). Орфографическая минутка.

-Я прочту текст «Яблоко», а вы  найдите слова-антонимы.

-Какие слова называются  АНТОНИМЫМИ?

             У прохожих на виду висело яблоко в саду.

             Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.

            Только Конь сказал, что низко, а Мышонок - высоко.

             Воробей сказал, что близко, а Улитка - далеко.

            А Котёнку всё равно:

            -Кислое - зачем оно?

            -Что вы?- шепчет Червячок,-

            Сладкий у него бочок.

( низко – высоко, близко – далеко, кислое – сладкое)

-А как называются слова близкие по значению?

-Какой синоним к слову  СЛАДКОЕ? (медовое, сахарное)

-Какое словарное слово встретилось в стихотворении? ( яблоко)

-Составьте с этим словом предложение.

-Подчеркните основу.

-Что является основой предложения?

-А ещё какое словарное слово? ( воробей )

б). работа над словарными словами. Запись.

-Запишите слово по лексическому значению.

.  Дерево с дрожащими листочками. ( осина )

.  Дерево с белым стволом. ( берёза )

.  Изображение чего-либо при помощи красок или карандашей. ( рисунок)

.  Движение воздуха. ( ветер )

.  А как сказать, чтобы он был лёгким? (ветерок )

Приспособление для копки земли. (лопата )

- В каком слове все согласные звонкие? (берёза)

-Какое слово начинается с гласной? (осина)

-В каком слове согласных больше, чем гласных? (рисунок)

-В каком слове ударный первый слог? (ветер)

-Что вы можете сказать о словах  ВЕТЕР и ВЕТЕРОК? (родственные)

-Какие 2 признака родственных слов вы знаете?

3. Ф/м  «Ветер дует нам в лицо…»

4. Самоопределение к деятельности.

 -На доске слова.

.  ЧАСОВЩИК, ЧАСТО, ЧАСЫ, ЧАСИКИ, ЧАСОВОЙ.

.  ГОРА, ГОРКА, ГОРЕВАТЬ ,ГОРИСТЫЙ.

-Какое слово лишнее? Почему?

-Выпишите родственные слова.

-Какая часть у них общая?

-Кто-нибудь знает, как она  называется?

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, что будем изучать? ( КОРЕНЬ)                                -Может кто-то из вас может сформулировать, что такое  КОРЕНЬ?

5. Работа по теме урока.

а). Прочтите на с.61 тему урока.

Упр.№ 84, с. 61.

-Почему так написаны слова? ( дом-, слон- -это  одинаковая часть в словах)

-Докажите, что  в первой группе слова родственные.

-А теперь во второй группе.

б). –Прочитайте самостоятельно правило и скажите, что такое   КОРЕНЬ?

-А почему  КОРЕНЬ-главная часть родственных слов. ( общий смысл)

В). Читаю стих.

                          Как-то много лет назад посадили странный сад.

                          Не был сад фруктовым- был он только словом.

                          Разрастаться стало вскоре это слово- слово  КОРЕНЬ,

                          И плоды нам принесло - стало много новых слов.

( На доске  плакат с изображением  дерева, в корне дерева   слово   ЛЕС .)

(  У некоторых детей  даны карточки со словами  ЛЕСОК, ЛЕСНИК, ЛЕСОВИК, ЛЕСТЬ,ЛЕСНАЯ, перелесок, лестница)

- Встаньте те дети, у которых на столе есть карточки.

-Скажите, какие из них являются однокоренными  к слову  ЛЕС?

-Почему?

6. Ф/М.( ходьба на месте)

                                Утром на лесной опушке

                                Собираются зверушки.

                                Все приучены к порядку:

                                Дружно делают зарядку.        

7. Закрепление изученного материала.

а). –На с 135 есть словарь однокоренных слов. Откройте  её. Можете пользоваться.

б).Упр. № 86. Работа в парах.

    -Напишите  пары слов. Выделите корень.

8. Д/з.  Правило, с 61, №62. Подобрать однокоренные слова к слову ЛИСТ, выделить корень.

9. Рефлексия.

-Я диктую текст, а вы должны выписать только однокоренные слова.

     ЕЛЬ  РАСТЁТ  НА  ВЛАЖНЫХ  МЕСТАХ. В  ЕЛОВЫХ  ЛЕСАХ  НЕ  РАСТУТ  КУСТАРНИКИ. В  МОЛОДОМ  ЕЛЬНИКЕ  ЮТЯТСЯ ПТИЦЫ. ОСОБЕННО ХОРОШИ  ЁЛОЧКИ  ЗИМОЙ.

10. Итог  урока.

-Что такое  КОРЕНЬ?

-Назовите синоним к слову    РОДСТВЕННЫЕ. ( однокоренные)

Кто может сказать, что такое  КОРЕНЬ?

     

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку 1 класс по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тесты по русскому языку,  составленные по учебнику  В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Различать звуки и буквы ....

Тесты по русскому языку 1 класс по учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Тесты составлены по учебнику 1класс"Русский язык" авторы В.П.Канакина,В.Г.Горецкий...

Технологическая карта урока русский язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?

Технологическая карта урока  русский  язык ,3 класс по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР. Тема урока : Как найти в слове корень?...

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» 4 класс УМК «Школа России» Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Календарно-тематическое планирование  по учебному предмету «Русский язык»  4 класс УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России» Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Технологическая карта урока русского языка   3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»  Тема:  Корень слова. Однокоренные слова....

План-конспект по русскому языку 3 класс "Личные местоимения" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий Школа России

план-конспект содержит исследовательские карты, групповые задания...

Технологическая карта и презентация урока русского языка по теме: "Имя прилагательное". 3 класс (Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока: Имя прилагательное.Цель урока:  1) Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как  части речи. 2)Развивать умения точно употреблять прилагательные в...