Литературное творчество - форма лингвистической компетентности учащихся начальных классов.
статья по русскому языку по теме

Миллер Светлана Вениаминовна

В материале представлены теоретические обоснования введения курса "Литературное творчество". Дан перечень творческих  письменных работ по развитию речи на три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_tvorchestvo.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное творчество- форма лингвистической компетентности учащихся начальных классов.

Отчет о работе в творческой группе учителей, участвующих в экспериментальной площадке «Формирование лингвистической компетентности учащихся».

                                                                                                                       Миллер С. В.

    Одна из целей учителя начальных классов в идеале состоит в том, чтобы каждый ученик к концу обучения на начальной ступени образования мог свободно, с использованием большого словарного запаса высказаться на любую предложенную тему. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных способов достижения этой цели. Одним из которых является формирование креативных (творческих) начал личности ребенка.

Благодарным будет труд учителя, избравшего себе в союзники ученика. Ведь личность ребенка формируется в реальных отношениях и поступках, в той атмосфере, которая царит вокруг него. И развитию творческих начал личности будет способствовать сотрудничество учителя и ученика. Учитывая, что особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия, необычная и богатая фантазия и воображение, потребность сочинять и выдумывать, то почему бы не использовать это в учебном процессе?

Все эти возможности можно реализовать как в учебном процессе (я работаю по ОС «Школа 2100»), так и во внеурочной деятельности (кружок «Литературное творчество»). На занятиях будет царить радость сотворчества, если дать каждому ребенку почувствовать, что, как и все остальные, он способен, и что у него тоже есть своя «искорка божия». В этом содержатся  большие возможности для развития лингвистической компетентности.

В моем понятии литературное творчество – это теоретические знания родной речи и индивидуальное выражение этих знаний во всех сферах деятельности, связанных с языком.

Вся система образования должна быть пронизана творчеством ученика и учителя. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, ведь это созидание нового и прекрасного. Творчество «оживляет» познавательный процесс, активизирует познающую личность, формирует ее положительные качества.

Если иметь в виду предмет «родной язык», то творчество детей возможно и при восприятии читаемых художественных произведений, и при их выразительном чтении, и при пересказе, особенно – в драматизации; в различных видах сочинения, в языковых играх, в составлении словарей, в моделировании явлений языка и т. д.

           Каковы условия развития творчества?

  1. Свободная атмосфера в классе4
  2. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
  3. Внимание к интересам каждого ученика;
  4. Высокий уровень духовного развития учителя и учащихся;

          Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках технологии, музыки, математики, изобразительной деятельности. Но родной язык всегда был и остается главным воздействием на лингвистическую компетентность личности. Родной язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает большими возможностями творческого языкового обогащения.

            Через язык ребенок овладевает традициями своего народа, его мировоззрением,

этническими ценностями; через язык он приобщается к величайшим сокровищам русской литературы и литературам других народов. Чтение книг открывает ученику новый мир знаний. Язык вводит ребенка в общественную жизнь, дает ему возможность общаться; весь поток знаний идет по каналам языка: через слова усиливаются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Каждый речемыслительный акт есть разрешение проблемной ситуации, то есть акт творческий. Речь – развития интеллекта. Язык – средство литературного творчества: поэзии, прозы, журналистики. Причем речь имеет устную и письменную форму. Первая предполагает импровизацию, вторая поддается редактированию, совершенствованию.

        Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в семантике слов, в исследовании их образования и этимологии, в анализе оттенков значений и особенностях употребления слов в тексте. Языковой анализ художественного текста – это всегда исследование, всегда творчество.

        Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – путь к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Творчество всегда самостоятельно, хотя и нуждается в помощи учителя, а успех достигается на основе увлеченности. Поэтому главными задачами уроков литературного творчества являются:

  1. Заинтересовать;
  2. Увлечь тайнами родного языка
  3. Выразить свое творчество в деятельности;

Творчество доступно детям. Более того: оно оживляет познавательный  процесс,

активизирует познающую личность, формирует ее.

         Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л. Н. Толстой) в душе ребенка. Главное достижение в педагогике творчества  - это когда способность и готовность к творчеству, к самовыражению становятся чертой личности человека.

         Самовыражению в школе могут служить самые разнообразные виды сочинений: из личных жизненных наблюдений,  по картинам, отзыв о книге, сказки, фантастика, научные статьи, письма и т. д. Сочинения могут быть как письменные: на уроках развития речи, на кружке «литературное творчество»; так и устные: на уроках чтения, математики, русского языка, окружающего мира.

        Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи – это прежде всего развитие мышления. Вспомним, К. Д. Ушинский учил, что главными упражнениями в развитии речи ребенка должны быть сочинения, устные или письменные, но они должны быть «самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно самостоятельную мысль».

        С наибольшими трудностями учитель сталкивается при развитии письменной речи учащихся. Из практики хорошо известно, что развитие письменной речи младших школьников не отвечает в полной мере развитию ребенка; письменная речь в учебном процессе рассматривается как дополняющая устную. У начинающего обучаться письменной речи отсутствует мотив, потребность в письме, поэтому мотивацию необходимо создавать, начиная с первых уроков обучения письму.  Гармоничное развитие устной и письменной речи – залог успешного овладения учащимися жанровым разнообразием письменных текстов.

        Надо, чтобы во всех образовательных системах больше внимания уделялось сочинениям. При этом не должно быть бездушного «натаскивания» на создание «нужного» текста. Л. В. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. «В сочинении, - писал он,- проявляется (а, значит и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках». Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

        Действующая сейчас в практике методика обучения написанию сочинений не только не дает в полной мере проявиться их возможностям дидактического характера, но не всегда приводит к положительным результатам в умении писать сочинения. Их низкое качество по содержанию и по форме отмечается во многих исследованиях письменной речи детей.

        Для того, чтобы сочетать преднамеренный характер сочинений как учебной деятельности с максимальным проявлением творчества школьников, их индивидуальности, то есть того, что составляет суть развития личности, необходимо постоянное продвижение учеников в литературном творчестве.

        На занятиях в кружке «Литературное творчество» и на уроках развития речи в процессе обучения порождению собственных текстов педагог должен формировать следующие речевые умения:

  1. Оценить речевую ситуацию и в соответствии с ней осознать цель высказывания;
  2. Определить тему и основную мысль будущего высказывания;
  3. Определить основной тип речи и стиль изложения;
  4. Наметить план текста, последовательность изложения, осмыслить основные факты;
  5. Отобрать лексические средства, соответствующие речевой ситуации, цели, теме и основной мысли высказывания;
  6. Грамматически оформить, «связать» отобранные лексические средства, то есть «реализовать» высказывание в письменной форме;
  7. На этапе контроля речевого действия отредактировать текст;

Процесс организации письменного литературного творчества включает следующие взаимозависимые, пересекающиеся этапы:

  1. Этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащихся и общей языковой готовностью школьников;
  2. Этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям в соответствии с характером темы, организация самостоятельной работы);
  3. Этап работы над сочинением после его написания (устное обсуждение в классе, редактирование, использование на уроках по различным учебным предметам);

Конечно, с таким объемом работы невозможно справиться на незначительных по количеству и материалу уроках развития речи. В этой многогранной работе мне помогает кружок «Литературное чтение». На них дети в игровой форме знакомятся с тайнами родного языка, с разновидностями текстов, с особенностями стилей и типами письменных текстов.

        Речь детей надо развивать в течение всего учебного процесса. Конечно, самыми плодотворными для этого являются уроки русского языка и литературного чтения. Знания о родном языке должны применяться и отрабатываться на практике. А какая хорошая практика для «воспитания» устной речи  – уроки литературного чтения ! Я считаю, что на уроке литературного чтения дети должны не только много читать, но еще больше говорить: об услышанном, о своих чувствах, настроении, о себе самих и о героях произведений. Вот где шлифуется устная речь,  и совершенствуются знания, полученные на занятиях кружка «Литературное творчество».

        Важное направление развития литературного творчества – воспитание «маленького писателя» тесно связано не только с умением самому создавать произведения, но и с умением анализировать тексты, созданные другими. Это умение формируется на уроках литературного чтения. Таким образом, опыт творческой деятельности младшие школьники получают и в ходе создания собственных произведений, и в процессе чтения и анализа художественного произведения. То есть уроки развития речи, литературного чтения и занятия в кружке «Литературное творчество» проходят в тесной взаимосвязи.

        Сочинения  - это любимый вид письменной работы моих учеников.  Мы работаем над двумя основными группами тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей. Например, в первом классе дети пишут сочинение «Что я знаю о белке», излагая определенные темой знания.

        Иного подхода требует близкая по смыслу тема «Могут ли белки жить в воде?» (3 класс») Здесь нельзя ограничиться воспроизведением знаний о белке. Для ответа на поставленный вопрос ученик должен раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида животного его средой обитания и питанием. При разработке так сформулированной темы ребенок, опираясь на знания о белке и рыбах, должен проявить умение сравнивать, доказывать, делать выводы, умение найти выразительные средства и построить связный текст, другими словами, выполнить творческую работу.

        Пример сочинения ученика 3 класса со средней успеваемостью Яковлева Алексея: «Белка не может жить в воде, потому что у нее может намокнуть рыжая шкурка, и она утонет. У белки нет жабр, и она не сможет дышать под водой. У нее не будет той пищи, к которой она привыкла. А какой пищи? А вот какой. У белки на земле есть шишки, а под водой шишек нет, там водоросли и рыбы. Вот почему белка не может жить под водой».

        Особое значение придается формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению из-за стремления вызвать у ребят удивление, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации литературного творчества. Ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Особенно дети откликаются на темы, требующие раскрытия в жанре сказок: «Сказка весеннего (осеннего) леса», «Сказка о ветре, который помогал людям». Тем более что начальные сведения о композиции сказки они получают уже в 1 классе на уроках литературного чтения и во  2 классе на занятиях в кружке «Литературное творчество». Вот одно из таких сочинений ученика 3 класса:

        «Жили-были два добрых ветра. Они помогали людям. Один ветер помогал на море управлять яхтами с парусами. Другой ветер помогал садоводам сеять семена цветов, деревьев и трав. Когда ветер дует, семена разлетаются в разные стороны, потом на этих местах вырастают прекрасные растения.

 Однажды пришла страшная-престрашная буря. Она стала разрушать все живое и неживое. Люди стали умолять добрых ветров помочь им. Тогда ветры дунули и прогнали бурю. После этого все на Земле стали счастливо поживать и добра наживать».

        Интересные сочинения получились у детей при работе над темой «Кто такая ты, снежинка?»  (3 класс)  В начале занятия я прочитала написанное на доске начало стихотворения К. Бальмонта:

                                                Легко-пушистая снежинка белая,

                                                 Такая чистая, такая смелая.

        Я предложила детям продолжить описание снежинки. Какое чувство радостного удивления я испытала, когда оказалось, что половина класса  написала продолжение в стихах. Пусть неумелых, но своих! Привожу примеры сочинений:

«Снежинка смелая и кружевная

На землю падает.

Нам стало жаль ее

И мы поймали.

Жалко же такую

Смелую, пушистую,

Белую и чистую,

Такую кружевную.

Мы так хотели ее спасти,

А превратили в капельку воды…»   (ученик 3 класса)

        «Ой, снежинка, ты такая светлая, такая милая. Ты – королева всех снежинок!  У тебя узорчатое платье, как у невесты. Ты – самая лучшая».      (ученик 3 класса).

        Особое значение для формирования личности ребенка имеют такие темы, которые требуют самого высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений: «Что такое доброта?», «Мир вокруг меня», «Красота и уродство», «Почему люди улыбаются?». Знания, необходимые для их раскрытия, привлекаются из разных источников, они не ограничиваются учебными предметами. Каждая из подобных тем вмещает в себя практически все мировоззренческие представления о природе, обществе, человеке, формируемые в начальных классах. Они в наибольшей мере опираются на личный опыт детей, побуждают их к проявлению глубоких духовных структур сознания.

        Есть темы, требующие активизации знаний, которые дети получили на уроках чтения, окружающего мира, русского языка, во время прогулок и экскурсий. Но только этого в данном случае недостаточно. Непосредственный толчок для включения учеников в работу дает небольшое вступительное слово учителя. Например, при написании и сочинения «Что бы я сказал африканскому мальчику о зиме?». Учитель говорит «Вы посмотрите, ребята, как изменила зима у нас жизнь людей и природы. А ведь есть такие места на Земле, например, в Африке, где не знают что такое зима, какие бывают зимние игры, как природа меняется зимой. Африканские дети никогда не видели этого. Давайте напишем сочинение «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме». Писать надо так, чтобы африканские дети могли представить себе все то, о чем вы будете писать».

        Вот что получилось в конце урока:

        «Зима- это когда холодно. С неба падает белый пух. Это называется снег. Снег засыпает всю землю, и тогда вокруг все становится белым. Когда снег падает быстро, и дует ветер, это называется метель. Это не очень приятно. А когда снег падает медленно, это очень красиво. Из снега можно лепить снеговика, крепость, Снегурочку и, конечно, Деда Мороза. Зима – это очень хорошо!»   (ученица 3 класса).

        

        Предлагаю перечень работ по развитию речи учащихся. Тексты, картинки я беру из Интернета.  Главное, чтобы этот материал был интересен детям по содержанию. В 1 классе ввожу устное развитие речи. Письменные виды работ появляются с декабря 2 класса.

2 класс

1. Восстановление деформированного текста.

2. составление предложений из данных слов (мальчик, кот, играть).

3. Сочинение «Хорошо зимой в лесу».

4. Сочинение «Что я знаю о белке”.

5. Составление рассказа по серии картинок.

6. Дополнение рассказа (концовка).

7. Изложение зрительное.

8. Сочинение «Кем быть?»

9. Составление из данных слов.

10. Восстановление деформированного текста.

11. Изложение слуховое.

12. Сочинение «Мое любимое животное».

13. Дополнение рассказа ( начала).

14. Творческое изложение.

15. Сочинение «Сказка весеннего леса».

16. Составление рассказа по готовому плану.

17. Изложение зрительное.

18. Сочинение «Зачем детям игрушки?»

3 класс

1. Восстановление деформированного текста.

2. С оставление предложений из данных слов.

3. Сочинение «Я люблю рисовать».

4. Изложение слуховое.

5. Сочинение «Почему люди улыбаются?»

6. Составление рассказа по его окончанию.

7. Составление рассказа по серии картинок.

8. Сочинение «Сказка осеннего леса».

9. Изложение творческое.

10. Сочинение  «Что такое доброта?»

11. Дополнение рассказа (распространение).

12. Восстановление деформированного текста.

13. Сочинение «Кто такая ты, снежинка?»

14. Изложение зрительное.

15. Составление предложений из данных слов.

16. Составление рассказа по картинке.

17. Составление рассказа по готовому плану.

18. Сочинение «Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме?»

19.Составление текста по опорным словам.

20. Составление аннотации к художественному рассказу.

21. сочинение «Тигр и кошка».

22. Изложение зрительное.

23. Составление рассказа по серии картин.

24. Сочинение «Могут ли белки жить в воде?»

25. Сжатие рассказа по опорным словам.

26. Дополнение рассказа (распространение).

27. Сочинение «Почему весной поют птицы?»

28. Изложение творческое.

29. Дополнение рассказа (концовка).

30. Сочинение «Сказка о ветре, который помогал людям».

31. Сочинение по картине.

32. Изложение с элементами рассуждения.

4 класс

1. Сочинение «Однажды летом».

2. Восстановление деформированного текста.

3. Составление рассказа по предложенным словам.

4. Изложение слуховое.

5. Составление рассказа по картине.

6. Сочинение-описание «Сказка осеннего леса».

7. Дополнение рассказа (начало).

8. Составление кулинарного рецепта.

9. Изложение творческое.

10. Составление аннотации к книге.

11. Сочинение по наблюдениям «Первый снег».

12. Дополнение рассказа (распространение).

13. Составление статьи для толкового словаря.

14. Изложение с элементами описания.

15. Составление сказки по предложенным словам.

15. Восстановление и редактирование деформированного текста.

17. Составление объявлений от лица различных животных.

18. Выборочное изложение.

19. Сочинение-рассуждение «Красота и уродство».

20. Составление рассказа по картине.

21. Составление конспекта научной статьи.

22. Изложение краткое.

23. Сочинение-описание «Сказка весеннего леса».

24. Дополнение рассказа (концовка).

25. Сочинение «Письмо авторам учебника «Русский язык».

26. Сочинение по картине.

27. Сочинение-миниатюра «Лес» в художественном и в научном стиле.

28. Изложение с элементами рассуждения.

29. Составление текста в любом из стилей по его названию

30. Восстановление и редактирование деформированного текста.

31. Изложение краткое.

32. Сочинение на основе личного опыта «Мир вокруг меня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа. "Тестирование как форма контроля знаний учащихся начальных классов"

Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельнос...

«Семейный клуб как форма работы с учащимися начальных классов и их родителями»

В настоящее время особую актуальность приобретает грамотное взаимодействие семьи и школы. Семья является важным звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта, опыта эмоциональных и деловых вза...

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»

Пути формирования учебно-познавательных компетентностей учащихся начальных классов»...

Диагностика ИКТ компетентности учащихся начальных классов

Анкеты для учеников и родителей, 5 диагностических работ...

Статья " Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов "

ИКТ-компетентность определяется как «общеучебное" умение работать с информацией, представленной в электронном виде. Соответственно, формирование этого умения должно проходить на всех ...

Развитие читательской компетентности учащихся начальных классов.

Создание условий для развития читательской компетентности у младших школьников. Разработка и внедрение в образовательную систему комплекса мероприятий , способствующих  приобщению детей к формиро...

Развитие ИКТ-компетентности учащихся начальных классов через использование модели «1 ученик 1 компьютер» на примере занятия по внеурочной деятельности клуба «Я-гражданин России»

Тема: «Создание листовок. Акция «Не забудь поздравить ветерана!»Класс: 3- 4Цель: организация продуктивной деятельности учащихся по изготовлению электронных листовок к празднику 9 мая...