Мягкий знак после шипящих у существительных.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Миллер Светлана Вениаминовна

Урок проведен по ОС "Школа 21 века", но может быть проведен по любому УМК. Дети отвечают на проблемный вопрос "Зачем мыши нужен мягкий знак".  Весь урок ученики работают в парах и группах, проводится самооценка и взаимооценка. Много самостоятельной поисковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _posle_shipyashchih_u_sushchestvitelnyh.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода

Урок в технологии проблемного диалога

Цели: Познакомить обучающихся с правилом написания существительных с шипящими согласными в конце слова.

Задачи:

  1. Достичь понимания роли ь у существительных, оканчивающихся на шипящий;
  2. Учить детей безошибочно применять изученное правило в словах на данную орфограмму;
  3. Способствовать орфографической зоркости, правильности произношения.
  4. Совершенствовать интеллектуальные умения;
  5. Создавать условия для проявления коммуникативных навыков;
  6. Прививать навыки самостоятельной работы с информацией;

Ход урока

Организационный момент.

        

Сегодня наш урок посвящен раскрытию тайны вот этой мыши (на доске картинка с изображением мыши с мягким знаком на хвосте).

  1. Словарная работа.

Я говорю слово в единственном числе, вы записываете во множественном.

Болото, костер, лагерь, инженер, огурец, остров, метро, пальто.

-Какие знания вам понадобились при  выполнении этого задания? (вспомнить безударные гласные в словах, уметь грамотно изменять слова по числам, вспомнить, что несклоняемые существительные по числом не изменяются).

Поменяйтесь в паре тетрадями, проверьте работу друг друга, выскажите свое мнение о работе соседа,

  1. Проблема урока.

Посмотрите еще раз на картинку мыши.

-Какой  у вас возникает вопрос?

На доске проблема нашего урока    ЗАЧЕМ МЫШИ НУЖЕН МЯГКИЙ ЗНАК?

-А вы как думаете, зачем? (Предположения детей записываются на доске в виде кластера).

-Хотите раскрыть тайну и найти ответ?

  1. Работа над проблемным вопросом.

На доске:   Вьюга, луч, кольцо, вещь, муравьи, нож, метель, тишь.

-К доске выходят двое учеников делить слова на группы. Вам понадобится умение договариваться и логически рассуждать, времени у вас немного. Все остальные работают в парах, записывая свой вариант на листах.

После обсуждения всех вариантов в итоге:

Вьюга                        кольцо                   тишь                        нож

Муравьи                    метель                   вещь                        луч

-Чем похожи слова 1 группы? Второй?

-Добавьте по одному слову к этим группам.

Дети работают в группах, записывают слово на листе. Все листы вывешиваются.

-Вы нашли ответ на вопрос урока?    Закрыть на доске 1 и 2 группу.

Спишите 3 и 4 группу в тетрадь.

-Чем похожи слова?  (существительные с шипящими на конце).

-Чем отличаются? (ь)

Добавьте свое слово в каждый столбик. ( если затрудняются подсказать: лещ, ночь).

-Какая возникла проблема? (в каких случаях надо писать ь))

-Какой вопрос?  (почему в словах 1 группы стоит ь, а в словах 2 группы – нет))

-Какова тема урока? (на доске)

-Мы ответили на вопрос урока? (нет)

Работаем в паре. Попробуйте догадаться, чем отличаются слова этих двух столбиков и приписать наши слова в нужный столбик.

Пара, разгадавшая тайну, «зажигает фонарик» (поднимает руку).

Обсуждение.

-Мы можем ответить на вопрос урока и раскрыть тайну мыши?

-в какую же группу мы запишем слово лещ? Ночь?

Самостоятельное чтение правила в учебнике.

Работаем в группах. Превращаем правило в краткую запись.

Все листы групп вывешиваются на доске. Выбирается лучший вариант.

По алгоритму повторите правило.

-Как вы думаете какую роль выполняет ь после шипящих?

-Зачем же мыши нужен мягкий знак?

-А нам зачем надо знать эту тайну?

Работаем с упражнением из учебника. 1 вариант – объясняет написание слов 1 столбика;

                                                                  2 вариант – слушает, оценивает;

Потом наоборот.

Оцените работу соседа по критериям:

-безошибочность;

-полное объяснение по алгоритму;

-умение общаться в паре;

Выслушать мнения детей.

ИГРА.

-У кого оранжевые карточки? Зеленые?

Оранжевые и зеленые ищут себе пару по рифме.

Ночь-дочь

Лещ-вещь

Нож-дрожь

Тишь-стриж

Рожь-брошь

Мяч-плач

Меч-течь

Вошь-ложь

Дети зачитывают свои пары, все стараются запомнить как можно больше слов.

-Запишите слова, которые вы запомнили, применяя алгоритм. Совместная проверка по карточкам. Выявление и отметка победителям.

-какое правило вы применили при выполнении этого задания?

Самостоятельная работа учащихся упражнения в учебнике. Учитель оценивает несколько работ и дает оценочные суждения.

Домашнее задание

Посмотрите на упражнение №  и упражнение № .У одного из них выше сложность выполнения.

-Как думаете. У какого? Что надо сделать сначала, чтобы выполнить это упражнение?

Подумайте, какое упражнение вам по силам сделать самостоятельно дома. Запишите.

Оценивание

Оцените свою работу по критериям:

  1. понял тайну мыши;
  2. могу без ошибок писать существительные с шипящими на конце с помощью алгоритма
  3. могу без ошибок писать существительные с шипящими на конце без помощи алгоритма
  4. Получилась продуктивная раба в паре;

Итог урока

-Зачем мыши нужен ь?

-Зачем надо уметь определять род существительного?

-Какое задание вам показалось труднее остальных? Почему?

Оценочные суждения учителя о работе класса и конкретных учеников.

Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». «Снова о Ь».

                              Урок русского языка в 3 классе.    Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце   имён существительных женского рода». «Снова о Ь».      Цели:* познакомить с ...

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Урок (4кл. программа "Школа 2100") проходит  на интерактивной доске. Ребята на уроке знакомятся с новой орфограммой и выводят орфографическое правило....

3 класс. Мягкий знак после шипящих. Имя существительное.

Мягкий знак после шипящих.  Имя существительное....

3 класс. Мягкий знак после шипящих. Имя существительное.Тренажёр

Мягкий знак после шипящих.  Имя существительное.Тренажёр...

Презентация на тему: Мягкий знак после шипящих в существительных женского рода.

Слайды выполняют функцию  наглядного материала к данной теме урока....

"Третье склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАпо теме   «Третье склонение имен существительных. Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода»...