Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход к работе по сравнению художественного и научного текстов-описаний; представлен вариант работы с текстом-рассуждением. Все три фрагмента могут быть использованы на одном уроке для закрепления и дифференциации знаний о различных типах текстов, а также каждый, отдельно взятый фрагмент, может входить в структуру отдельных уроков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznye_tipy_tekstov.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов
Фрагмент работы с текстом-повествованием в 3 классе
«Это случилось в начале лета. Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом. Вдруг из травы выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали зайчишку и принесли домой. Назвали его Яшкой. Наложили зайчику на перелом две маленькие шины и забинтовали лапку. Налили мы в бутылочку с соской молока и накормили беднягу. Вскоре лапка у зайчика срослась, и мы сняли повязку. В конце лета мы выпустили своего любимца на волю и пожелали счастливого пути».
Вопросы для учащихся (после знакомства с текстом) с целью профилактики трудностей, связанных с использованием лексических средств связи в тексте:
• Как вы думаете, какой это тип текста? Обоснуйте ответ. (Текст-повествование. В тексте говорится о последовательных событиях и действиях главных героев рассказа: зайчонка и автора с товарищами. К этому тексту можно поставить вопросы: что происходит сначала?, потом?, в конце? Много глаголов. Структура текста характерна для текста-повествования: завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
• С помощью чего автору удается поддерживать последовательность в изложении событий? (Автор конструирует текст, не нарушая связь между частями текста и между предложениями в тексте).
• С какими видами связи вы знакомы? (Параллельная и цепная связи).
• Какой вид связи присущ этому тексту? (Цепная связь).
• Обоснуйте свой выбор. (Вступление с основной частью текста связаны характерным для текста-повествования словом «вдруг»; основная часть с развязкой – словом «вскоре»; начало и конец события обозначены словосочетаниями «в начале лета», «в конце лета»).
• Проследите цепную связь между предложениями. (Возвращались – тропинка, вдруг; зайчонок – он; хромал – поймали, принесли; наложили шину, забинтовали, накормили – вскоре срослась; зайчишку – его; зайчишка – любимец…).
• Кроме смысловой связи, специальных слов, какая часть речи активно используется для поддержания цепной связи? (Местоимения).
• Что называется местоимением?
• Найдите в тексте все местоимения, подчеркните их (дети имеют карточки с текстом), определите, на какие предметы они указывают, не называя их?
• Какую еще задачу помогают решить местоимения автору текста? (Избежать неоправданных повторов).
• Какой еще прием помогает автору не повторяться, поддерживать цепную связь предложений, придавать тексту эмоциональную окраску, косвенно выражать свое отношение к персонажам? (Использование синонимов).
• Вспомним, что такое синонимы?
• Найдите в тексте слова, которые использует автор для названия животного, выпишите их. (Зайчонок, зайчишка, зайчик, бедняга, любимец, Яшка, он).
Работа с текстами-описаниями
«Днем кувшинка нежится на воде. И люди любуются ею. А ночью ныряет она под воду. Стиснет кувшинка белые лепестки в кулачок и нырнет с головой. Спит всю ночь в глубине. Ясное будет утро – снова вынырнет она из воды. Снова развернет кувшинка лепестки навстречу солнцу и станет радовать всех».
(По Н.Сладкову)
«Кувшинка – многолетнее водное растение. Род насчитывает около 35 видов водных растений, произрастающих в умеренных и тропических областях земного шара – от экватора до Скандинавии и Канады. Обычно встречается в среднерусских естественных водоемах. Цветение кувшинок начинается в мае-июне и продолжается иногда до первых заморозков, пик цветения приходится на июль-август. В это время водоемы бывают покрыты плавающими на поверхности красивыми широкими листьями величиной 20-25 см, округлыми в очертании и с глубоким вырезом у основания, и снежно-белыми цветками с тонким ароматом, достигающими 10, а иногда даже 15 см в диаметре».
Вопросы для учащихся на тему «Сравнение художественного и научного (делового) описаний (после знакомства с текстами)
• Что общего в текстах? (Тема: о кувшинке ; тип речи: тексты-описания, в обоих текстах описание можно зафиксировать одним снимком; вид связи: цепная).
• Назовите существенное различие. (1-ый текст – художественное описание, а 2-ой – научное описание).
• Перед вами портрет Н.Сладкова и изображение ученого. Соотнесите тексты с изображениями людей. Поясните свой выбор.
• Проанализируем тексты и сравним их композиционные особенности. Можно ли разделить научный текст на части? Сколько их? (2). Поясните. (В первой части определяется, что это за растение, к какому роду принадлежит, где произрастает. Во второй части говорится об отдельных существенных признаках кувшинки: о форме листьев , цветков…)
• Обратимся теперь к художественному описанию и попытаемся выделить подобные части в нем. (Дети затрудняются выделить части, но отмечают, что признаков в этом тексте названо меньше, только важные для автора, но описаны ярко с передачей своих впечатлений).
• Вы правы, в научном описании используются научные слова и обороты речи, а в художественном много образных сравнений . Найдем их в художественном описании. С чем сравнивается цветок кувшинки? (С кулачком).
• Как называется такое сравнение? (Метафора – закрытое сравнение).
• На что еще похож цветок кувшинки? (На голову, «нырнет с головой»)
• А это какое сравнение? (Открытое).
• Можем ли мы найти подобные сравнения в научном описании? (Нет).
• В художественном описании, как правило, используется прием олицетворения. Что вы понимаете под словом «олицетворение»?
• Найдите в первом тексте примеры олицетворения. (Нежится, стиснет в кулачок, ныряет с головой…).
• Применим ли этот прием к научному описанию? (Нет)
- Выскажите свое предположение, какой из этих текстов важнее, необходимее для людей? (Оба важны, необходимы, но решают разные задачи).
Вариант работы с текстом-рассуждением
Почему хорошо на свете?
Молодой Скворушка научился летать. Летал-летал по саду, сел на макушку березки, огляделся. Хорошо кругом! И защелкал, засвистал:
- Почему так хорошо на белом свете?
Выглянуло Солнышко из-за тучки, улыбнулось по-доброму и сказало:
- Хорошо потому, что все мы делаем что-нибудь хорошее.
(П.Дудочкин)
- Прочитайте текст. Какой тип текста нам предложен? (Текст-рассуждение).
- Докажите свою точку зрения. ( В тексте-рассуждении дается объяснение какому-либо явлению или факту. В данном случае объясняется факт - почему жить хорошо.)
- Какие еще признаки текста-рассуждения вам знакомы? (Текст отвечает на вопрос «почему?» и имеет характерную структуру).
- Вспомним структуру текста-рассуждения. (Вспоминают, затем открывается соответствующая таблица-памятка:
Тезис – доказательство (объяснение) – вывод).
- Что мы называем тезисом? (Высказывание, которое требует доказательства).
-А как доказать тезис? (Привести аргументы и факты).
- Прочитайте первых два предложения. Можно ли утверждать, что это – тезис? (Нет. Это - вступление).
- Да, иногда текст начинается вступлением, чтобы читатель мог освоиться в предлагаемой теме и лучше понять ее. Так, где же тезис? (Третье предложение).
- В данном тексте кто приводит доказательство, аргумент к прозвучавшему тезису? (Солнышко).
- Прочитайте. Кто из вас согласен с позицией Солнышка? Почему?
- Поможем Солнышку продолжить рассуждение, приведем новые доказательства. Для построения текста можно использовать слова-конструкторы: во-первых, во-вторых и т.д., а также «мостики»: «потому что», «так как» и «поэтому», если меняем местами тезис и доказательство (на стенде соответствующий плакат-памятка).
ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЫВОД
Ученики конструируют основную доказательную часть. Например: «Во- вторых, жить на свете хорошо, потому что среди нас живет милосердие и любовь. В третьих, добро всегда в конечном счете оказывается сильнее зла, поэтому жить на свете хорошо…».Выясняется вместе с детьми и вид связи предложений в тексте с опорой опять на соответствующую таблицу-опору (параллельная связь).
- Дети, а можно ли признать наш текст завершенным? (Нет).
- Почему? (Отсутствует завершающая структурная часть текста-рассуждения – это вывод).
- Вспомним, что такое вывод и требования к нему. (Вывод – это концовка текста, связанная с тезисом, с темой и с основной мыслью текста; вывод - это доказанный тезис).
- Закончим текст, завершив его выводом. Можно использовать мостик от доказательства к выводу «вот почему». (Например: «Вот почему жить на белом свете так хорошо!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования
Работа над связной речью организуется вокруг понятия «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста)...
Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования
Начальная школа — фундамент образования каждого человека. Именно в этот период важно сформировать у младшего школьника такую ключевую компетенцию, как «умение учиться». Период обучения в начал...
Практика обучения младших школьников созданию письменных текстов(повествование)
Формирование умений,необходимых для создания текста-повествования.Система заданий и упражнений....
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"
Доклад на тему:"Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач"Решение задач- это особое направление в обучении математике.В четвёртом классе знакомимся с величинами:V-скор...
Деятельностный подход в образовании: теория и методика обучения младших школьников предмету «Окружающий мир»
Концепция модернизации российского образования нацеливает общее образование на формирование целостной системы самостоятельной деятельности обучающихся. В Федеральном государственном стандарте начальн...
Обучение младших школьников созданию текстов-повествований в жанре рассказа.
В статье названы основные ошибки, которы допускают младшие школьники при изучении темы "Текст-повествование"....
Доклад по математике для начальной школы: "Теория и практика обучения младших школьнимков решению математических задач"
Доклад по математике на тему: "Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач" для начальной школы....