Урок русского языка во 2 классе на тему "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Паймушкина Людмила Ивановна

Методическая разработка урока с применением современных образовательных технологий. Тип урока: повторения и закрепления изученного материала. Форма: урок - путешествие. Использовано оборудование: проектор, презентация по теме урока, аудиозапись "Звуки леса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon paymushkina_li_-_scenariy.doc55 КБ
Office presentation icon paymushkina_li_-_kopiya.ppt1.6 МБ
Office presentation icon paymushkina_li.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Северное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

  средняя общеобразовательная школа

"Образовательный центр" пос. Серноводск

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова

                                                                     Урок подготовлен и проведен

                                                                     Паймушкиной  Л. И.,

                                                                     учителем начальных классов

Номер урока по тематическому планированию: №5

Тема: Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

Тип  урока: Урок повторения и закрепления изученного.

Цели урока:

 

1) закрепить ранее изученный материал: способы проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова; фонетический разбор слов, порядок слов в предложении, признаки однокоренных слов.

2) развивать логическое мышление и речь учащихся;

3) воспитать в детях любовь к природе.

УУД:

Объяснять правописание слов с проверяемой и непроверяемой гласной в корне.

Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Характеризовать звуки речи.

Составлять предложения из разрозненных слов.

Форма урока: урок – путешествие

Оборудование: диск с  презентацией по теме «Осень», аудиозапись «Звуки леса».

Ход урока

1.Организационный момент.

Слайд 1-3

Учитель: 

- Какую тему мы с вами изучаем? (Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова)

- Сегодня мы продолжим работу над этой темой.

-Запишите число. Наш урок сегодня необычный, мы отправимся с вами на прогулку в осенний лес. Как  вы думаете, кто приглашает нас в лес? Правильно, это сама хозяйка-Осень. Но прежде, чем тронуться в путь, Осень предлагает нам выполнить задание: хочет проверить, как вы знаете словарные слова.

2. Актуализация знаний.

Слайд 4-8

Учитель: Почему написание этих слов нужно запомнить?

(Потому что они непроверяемые)

- Назовите те слова, в которых звуков меньше, чем букв. (медведь, коньки, пальто)

- А какое слово обозначает предмет, необходимый для прогулки осенью?

- Правильно, пальто. Выполните транскрипцию этого слова, посчитайте количество звуков и букв.

- Осень приготовила для вас еще много интересных заданий. Вот первое из них:

Слайд 9

Решите ребусы: (картинки с ребусами: дрова, слова, сова, вода)

– Запишите получившиеся слова в столбик, обозначьте корень, поставьте ударение.

 - Что объединяет все эти слова? (все с безударными гласными в корне) Что нужно сделать, чтобы правильно их записать? (подобрать проверочные слова)

- Запишите проверочные слова.

Итак, давайте сделаем вывод:

Как проверить безударную гласную в корне слова? (правило)

Учитель: Ребята, а какие слова называются однокоренными? (имеющие один корень и близкие по значению).

Вот Осень хочет проверить, как вы умеете отбирать однокоренные слова.

Слайд 10

Задание по рядам: Выпишите однокоренные слова с корнями:

-дуб-,  -берез-, -осин-.

Дубок, береза, осинник, дубы, осина, березняк, дубняк, березонька, осинушка, дубовый, березовый, осинка, дубочек, березка, осиновый, дубинка, росинка, бережочек.

- Есть ли среди них имена прилагательные? (да, дубовый, березовый, осиновый)

- Какие слова вы не записали? Почему? (не однокоренные слова: дубинка, росинка, бережочек)

3. Релаксация.

Слайд 11

Учитель: А сейчас, ребята, вы закройте глаза и представьте себя в лесу. Послушаем звуки леса.  А теперь откройте глаза и посмотрите, где мы находимся? (на лесной тропинке) 

4. Развитие речи.

Запишем об этом предложения:

Мы шли по л_сной тр_пинке.

Под н_гами тихо (скрипели, трещали, шуршали, хрустели) опавшие листья.

- Какое слово больше подходит к данному предложению? Почему? (шуршали, потому что листья шуршат)

Задание  по вариантам:

Слайд 12

1. птицы, путь, в, тронулись, дальний

2. звери, зиму, на, запасы, приготовили

- Составьте предложения из слов. Проверьте.

- Угадайте, что заготовила на зиму белочка?

Слайд 13

Под с.сною, у дорожки

Кто ст.ит ср.ди тр.вы?

Ножка есть, а где сапожки?

Шляпка есть, – нет г.л.вы.

Отгадывание загадки, задание:

- Объясните написание слов с пропущенными буквами. Запишите их в столбик.

- На какое правило есть еще слова?  (парные согласные)

Запишите их во второй столбик.

5.Физминутка. 

Давайте проверим, хорошо ли вы знаете звонкие и глухие согласные.

Я буду называть слова. Если слово начинается звонким парным согласным – вы хлопаете в ладоши над головой, если глухим – перед собой.

(Зайка, сайка, Веня, Феня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, пенки, деньки)

6.Самостоятельная работа.

Учитель: Как вы думаете, как звери узнают, что пора готовиться к зиме? Мне Осень по секрету рассказала. (дети читают текст на карточках и делают вывод)

Работа по карточкам. Задание: вставить пропущенные буквы в слова, устно подбирая проверочные.

Взаимопроверка (текст на слайде).

7.Итог урока. Рефлексия.

Осень довольна вами и хочет предложить оценить самим свою работу на уроке.

Выберите листочек:

- Я доволен своей работой – красный

- Не совсем доволен, мог бы лучше – желтый

- Не доволен, могу намного лучше - коричневый

 А еще Осень, прощаясь с вами до следующего года, передала с белочкой небольшую посылку. Ее мы откроем позже, а сейчас давайте всем скажем: «Спасибо за урок!».

Дети прощаются.

Литература и медиаресурсы

  1. Иванов С. В. Русский язык: 2 класс:комментарии к урокам/ -  М. : Вентана-Граф, 2009. – (Начальная школа ХХI века).
  2. Романова В. Ю., Петленко Л. В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения / Под ред. С.В. Иванова. -  М. : Вентана - Граф, 2003 .- (Серия «Оценка знаний»)
  3. Сухин И.Г.  , Яценко И. Ф. Азбучные игры. - М. :ООО Вако, 2009 . – (Мастерская учителя).
  4. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 2001.
  5. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

Интернет – ресурсы:     

  1. http://NUMI.ru;
  2. http://festival.1september.ru/
  3. http://www.zavuch.info/methodlib/
  4. images.yandex.ruкартинки осени


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова Урок составлен учителем начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск Паймушкиной Л.И.

Слайд 3

ЗА . Ц Я

Слайд 4

К . НЬКИ О

Слайд 5

М . ДВЕДЬ Е

Слайд 6

М . СКВА О

Слайд 7

П . ЛЬТО А


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. ЗЫК Я

Слайд 2

др о ва - сл о ва - с о ва - в о да - др о в (нет) сл о во с о вы в о ды

Слайд 3

бережочек дубочек, осинник, дубок, дубы, осиновый, березняк, березка, дубовый, осинушка, березовый, дубинка, осина, росинка, береза, -берез- -дуб- -осин- Разместите однокоренные слова по группам

Слайд 4

Мы шли по л . сной тр . пинке. Под н . гами тихо . . . опавшие листья. (трещали?) (хрустели?) (шуршали?) е о о шуршали

Слайд 5

Составьте предложения: 1 вариант Птицы, путь, в, тронулись, дальний 2 вариант Звери, зиму, на, запасы, приготовили

Слайд 6

Составьте предложения: 1 вариант Птицы тронулись в дальний путь. 2 вариант Звери приготовили на зиму запасы.

Слайд 7

Под с _ сною у доро ж ки Кто ст _ ит среди тр _ вы? Ножка есть, а где сапожки? Шляпка есть, - нет г _ л _ вы. о о о а о (гриб)

Слайд 8

Телеграмма осени 1 Упал желтый лис т на тр а ву. Она была еще з е леная. З о лотое пятнышко д а леко на ней видно. Вышел е ж на прогулку. Увидел желтый лис т , подошел к нему. Посм о трел, прочитал что-то, забеспокоился, и уб е жал куда-то. 2 Белка беззаботно прыгала с ве т ки на ве т ку. Вдруг и она увидела лис т , спрыгнула на землю, осм о трела его, перев е рнула и тоже забеспокоилась. Вспрыгнула на дер е во и поб е жала по ве т кам. 3 А на л и сте ничего не было написано. Желтый он был, и только. Но звери понимали, что пора заготавливать на зиму гр и бы и орехи. Да и гн е здо подготовить к х о л о дам нужно. Ведь ос е нь не за г о рами. Вот уже и телеграмму прислала. Встр е чать надо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова".

Данный материал можно использовать во 2 классе по учебникам  Л.М. Зелениной или Т.Г.Рамзаевой....

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "Звонкие и глухие согласные в корне слова"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России)...

урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова

правописание безударных гласных  и проверяемых согласных в корне слова...

Урок русского языка по теме "Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова".

Урок разработан по УМК "Начальная инновационная школа" для 3 класса....

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок русского языка 2 класс. Тема. Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова»...