Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". 2 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Дроздецкая Оксана Сергеевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова". УМК "Школа России". В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. 2 класс (часть 2)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

русского языка  

во  2 классе

по теме:

«Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова»

УМК «Школа России»
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

                                                                                                                     

     Выполнила учитель начальных классов

Дроздецкая Оксана Сергеевна

МБОУ «Курортская СОШ»

Петуховского района

Курганской области

                                                                       

Пояснительная записка

                                       Урок по теме: «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова» во  2  классе

Данный урок - четвёртый по счёту при изучении  раздела «Звонкие и глухие согласные звуки».   На изучение данного раздела отводится 18 часов, данной темы  – 2 часа. На уроке дети открывают новые знания, знакомятся с новым правилом и составляют алгоритм действий для проверки парных согласных в корне слова, самостоятельно применяют новые знания, выполняя задания практического характера.

По типу – урок открытия нового знания. Структура и технология урока соответствует программе УМК “Школа России”.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию по учебнику “Русский язык ”, 2 класс (1 часть), авторы В.П. Канакина,

В.Г. Горецкий, М.: « Просвещение», 2017 год.

Цель: Создать условия для овладения способами проверки парных  согласных в корне слова.

Задачи: 

Обучающие: 
- Научить проверять парные согласных по алгоритму.
Развивающие:
- Развивать  навык  самостоятельного поиска решения поставленной задачи;
- Формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;
- Создать условия для развития умения слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения и обосновывать разные позиции.
Воспитывающие: 
- Воспитывать  чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе;
- Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, умения работать в паре/группе/коллективе;

- Воспитывать ценностное отношение к жизни и здоровью, стремление к безопасности жизнедеятельности.
Тип урока: открытие нового знания.

Методы:

- проблемный,

- частично-поисковый,

- объяснительно-иллюстративный

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер,  учебник, презентация,  карточки,  

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся:

-  осуществлять проверку сомнительных  написаний парных по глухости  и звонкости согласных звуков;

- соотносить  произношение и написание парного по глухости и звонкости согласного звука в корне слова;

- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

                 

 Получат возможность научиться:

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

- подбирать примеры сомнительного написания парных согласных;

- при работе над ошибкой осознавать причины её появления и определять способы действий, помогающих предотвратит в последующих работах.          

Метапредметные: 

Регулятивные:

- уметь принимать и сохранять учебную задачу урока;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

­ уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том  числе во внутреннем плане;

­ уметь вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- уметь  оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности.

- уметь выполнять учебные задания в соответствии с

поставленными задачами.

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач;

- уметь  строить речевое высказывание в устной и письменной  форме;

- осуществлять анализ объектов, выделять главное, проводить сравнение, классификацию по разным   критериям.

- уметь формулировать проблему.

- уметь формулировать тему и цель урока.

- уметь выстраивать логическую цепочку рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

- учитывать разные  мнения и стремиться  к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, взаимодействовать в группе.

- использовать речь для регуляции своего действия.

- уметь задавать вопросы.

- уметь формулировать  собственное мнение.

Личностные:

- учебно–познавательный интерес к учебному заданию и способам решения новой частной задачи;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- применение на практике своих знаний;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Технологическая карта урока.

Планируемые результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Инструментарий

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

регулятивная

познавательная

коммуникативная

Личностные:

- учебно- познавательный интерес к учебному заданию.

Метапредметные:

Регулятивные: 

-уметь принимать учебную задачу.

Познавательные: 

- уметь строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные: 

- уметь задавать вопросы;

- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

- выражать собственное мнение.

Предметные:

- уметь классифицировать парные согласные по глухости и звонкости.

- Вспомните, что мы изучали на предыдущем уроке?  (парные согласные)

- Задайте друг другу вопросы по теме прошлого урока и ответьте на них. (приём «толстые» и «тонкие» вопросы)

- Откройте тетради, запишите число.

Минутка чистописания.

Обращает внимание на доску, где написаны буквы б, з, к,  ф, ж, т.

- Что можете сказать о них?

 Посоветуйтесь в парах.

- На какие группы можно их разделить? Объясните.

- Запишите эти буквы в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

- К каждой букве добавьте пару и запишите её в нижней строке.

- Что это за буквы? (парные согласные)

Звучит аудиозапись, воспроизводящая хруст снега.

- Прислушайтесь. Узнали ли вы этот звук? На что он похож? Что может так хрустеть?

(Если учащиеся затрудняются с ответом, учитель предлагает им отгадать загадку о снеге). 

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный … (снег).

- В какое время года бывает снег?

- Я предлагаю вам отгадать ещё несколько «зимних» загадок.

За окошком снег идёт,
Очень близок Новый год.
А речушка не течёт,
Ведь сковал речушку … (лёд).

Снегу валом навалило,
Все вокруг преобразило.
С горки я слетаю: «Оп!» –
В снежный падаю … (сугроб).

- Многие очень любят зиму и то, что с ней связано – снег, лёд, сугробы. Ведь зимние забавы – это так весело! А могут ли зимние забавы быть опасными?  Какие правила безопасности в холодное время года нужно помнить, чтобы с вами не случилась беда?

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Решают задачу известным способом под руководством учителя,

анализируют информацию.

Вспоминают правила дорожного движения  и правила безопасности в зимний период во время гололёда.

Отгадывают загадки.

Строят речевое высказывание в устной форме.

Проводят сравнение по заданным критериям.

Задают вопросы.

Строят понятные для партнёра высказывания в устной форме.

Буквы на доске.

б, з, к, ф, ж, т.

Аудио-

запись

 «Хруст снега»

Слайд №15

 «Зима»,

гиперссылки «Зимние загадки»

Слайд №17

Этап 2: Актуализация знаний и пробное учебное действие

 Личностные:

- учебно – познавательный  интерес к учебному заданию.

Метапредметные:

 Регулятивные:

-уметь принимать учебную задачу урока,

-уметь учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Коммуникативные: 

- уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации.

Предметные:

- уметь классифицировать парные согласные по глухости и звонкости;

- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки (п/у).

- Вспомним все слова, которые вы отгадали. Перечислите их.

(На слайде появляются иллюстрации, изображающие эти слова).

- А теперь подумайте, как эти слова связаны с буквами из минутки чистописания.

- В какой части слова находятся парные согласные? (в корне слова)

- Запишите слова снег, лёд, сугроб в свою тетрадь.

- Проверим в парах, как записали? (снег-снек, лёд-лёт, сугроб-сугроп).

Принимают учебную задачу урока, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.

Сравнивают, классифицируют по разным критериям.

Формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации.

Организуют взаимодействие в парах.

Слайд №19

Иллюстрации:

снег,  

лёд, сугроб.

3.Выявление места и причины затруднения.

Личностные:

- интерес к решению проблемы.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: 

- уметь формулировать проблему.

Коммуникативные: 

- уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации.

Предметные:

- уметь фиксировать во внешней речи причины затруднения.

- Задание было одно, а результаты получились разные?

Почему это произошло?

(Мы не знаем правило написания слов с парными согласными в корне.)

Осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Строят речевое высказывание в устной форме.

Формулируют проблему, подводят под понятие.

Формулируют свои мысли, строят высказывания,

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Личностные:

- интерес к решению проблемы;

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленными  задачами;

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: 

-  уметь формулировать тему и цель урока;

- уметь выстраивать логическую цепочку рассуждения;

- уметь самостоятельно находить способы решения проблемы.

Коммуникативные: 

- уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации.

- Назовите тему урока.

(Проверка парных согласных в корнях слов).

- Какова цель урока? (Узнать правило, как писать парную согласную в корнях слов).

- Как называется опасное место в слове? (Это орфограмма)

- С какой орфограммой мы будем сегодня работать?
- Что нам необходимо сделать, чтобы научиться правильно писать слова с  парными согласными в корне? Составьте план решения данной проблемы.

(Прочитать правило в учебнике.  Составить алгоритм проверки парного согласного в корне слова. Научиться применять алгоритм и правило на практике).

Составляют план

достижения цели и

определяют средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Выдвигают гипотезы  и их обоснование.

Формулируют тему урока и определяют задачи.

Участвуют в обсуждении учебной задачи

Формулируют свои мысли, строят высказывания.

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

5. Реализация построенного проекта.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- уметь принимать и сохранять учебную задачу;

- уметь вносить  необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: 

-  уметь строить логические цепочки рассуждения;

нахождение способов и путей решения проблемы.

Коммуникативные: 

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

- Давайте поработаем в группах и  составим алгоритм проверки парного согласного.

Выдает конверт с разрезанным алгоритмом, альбомный лист и клей. (приём ТРКМ «Перепутанные логические цепочки»).

  - Прочитайте, проанализируйте шаги алгоритма, составьте порядок проверки парных согласных.

Каждая группа представляет свой алгоритм, сравнивают алгоритмы, вырабатывают единый.

Зрительная гимнастика

«Снежинки».

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения.

Выполняют зрительную гимнастику.

Анализируют, сравнивают полученные результаты.

Взаимодействуют  в группе, договарива

ются.

Альбом-

ный лист, конверт с разрезан-

ным алгорит-

мом, клей.

Слайд №26 Алгоритм:

1)Подберу однокоренное слово, в котором после проверяемого согласного слышится гласный звук.

2)Выделю корень в словах.

3)Сравню написание корней.

4)Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к способам решения учебной задачи.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленными  задачами.

Познавательные: 

- уметь строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Коммуникативные: 

- уметь взаимодействовать в группе;

- уметь формулировать и аргументировать своё мнение в коммуникации.

Предметные:

- уметь подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

- Вернитесь к написанным в начале урока словам и, пользуясь составленным алгоритмом, проверьте их, при необходимости исправьте ошибки.

- Выполните взаимопроверку в паре.

- Поработаем в группах.

Работа по карточкам. Вставьте пропущенную букву. Обменяйтесь карточками по кругу и проверьте друг друга.

Осуществляют самоконтроль, коррекцию.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют анализ способов проверки сомнительных написаний.

Строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Сотрудничают в группе и в паре, планируют учебное сотрудничество.

формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации.

Приложение № 1

Карточки с группой слов

1 группа: алма..  коло..

2 группа: са..,   ки..

3 группа:  гри..,   кло..

4 группа: клю..,    шка..

5 группа: утю..,   пол..

6 группа: мор..,   шала...

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Личностные:

- применение на практике своих знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- уметь выполнять учебное задание в соответствии с поставленными  задачами;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- уметь осуществлять самоконтроль по результату.

Познавательные: 

-  уметь самостоятельно находить  способы решения проблемы.

Предметные:

- уметь самостоятельно  осуществлять подбор проверочных слов путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов.

 Предлагает работу по учебнику.

- Будем работать самостоятельно.

Упр. №35

-Прочитайте задание.

-Какой этап алгоритма уже выполнен?

-Выполните задание, записывая его в тетрадь.

- Проверьте правильность по образцу (на доске).

- Оцените себя в соответствии с предложенными критериями (слайд). На полях поставьте себе оценку.

Осуществляют самопроверку, выявляют и корректируют возможные затруднения.

Самостоятель

но находят способы и пути решения проблемы.

Учебник стр. 23

Упр.№35

Слайд №30

8. Включение в систему знаний и повторения.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к способам решения учебной задачи.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

 Познавательные: 

 - уметь строить речевое высказывание в устной форме;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи.

- уметь подбирать примеры сомнительного написания парных согласных (п/у).

Коммуникативные: 

- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

- уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Предметные:

- уметь самостоятельная  проверка  написания звуков. 

Игра «Доскажи словечко и подбери проверочное слово»
1) Береги нос в зимний   … (мороз).
2) Всё перетрут терпение и … (труд).
3) Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший …(друг).
- Как вы понимаете смысл каждой пословицы? Объясните их  значение. Чему нас могут научить эти пословицы?

Динамическая пауза

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

Проводит проверку работы каждой группы. (объясняют написание )

Предлагает работу в паре. (Приём «Лови ошибку», технология ТРИЗ)

- Ваша задача: прочитать на карточке слова, найти среди них слова с ошибочным написанием, исправить ошибку карандашом в карточке, устно подбирая проверочное слово, доказывая свой выбор соседу.

- Проверьте написание слов по образцу.

Подберите самостоятельно примеры сомнительного написания парных согласных, которые не встречались ещё во время урока. Аргументируйте свой выбор.

Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Присели.

Показали руку, нос.

Хлопают  в ладоши.

Прыжки на месте.

Подбирают примеры сомнительного написания парных согласных.

Строят речевое высказывание в устной форме.

Формулируют собственное мнение и позицию.

Используют речевые средства для решения различных коммуникатив

ных задач, строят монологическое высказывание.

Слайд №30

Приложение № 2

Карточки:

Зуп
Ёрш

Крофь
Дрозд

Груз

Крук


Слайд №36

образец

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Личностные:

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- уметь в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: 

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. 

Коммуникативные: 

- уметь излагать свое мнение и позицию.

Предметные:

- уметь самостоятельно применять правило проверки парного согласного в корне.

- Какую цель ставили?

- Все ли задачи реализованы?

- Что помогло нам успешно справиться со всеми заданиями? (дружная слаженная работа)

Приём «Продолжи высказывание»:

Сегодня я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что..

Могу похвалить себя за…и своих одноклассников за…

Мне было трудно…

Я не смог…

- Ребята, что необходимо сделать, чтобы устранить пробелы в ваших знаниях? (Проработать ещё раз новый материал дома: повторить правило, алгоритм, потренироваться в выполнении упражнений).

Домашнее задание: правило стр. 22,  стр. 23 упр. 37, по желанию составить ребусы на изученную орфограмму.

В сотрудничест

ве с учителем ставят новые учебные задачи.

Строят речевое высказывание в устной форме. 

Формулируют  и аргументируют своё мнение.

Слайд №37

Приложение № 3

Я узнал…

Мне удалось научиться …

Я порадовался тому, что…

Могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Мне было трудно…

Я не смог…

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов.

  1. Ковалёва, Г. С., Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.- М.: Просвещение, 2009
  2. Панченко, Ю.В., Фалалеева И.В., Урок в свете требований ФГОС НОО, часть 1/ ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». Курган, 2014.
  3. Ситникова, Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М: ВАКО, 2013.
  4. Учебник «Русский язык 2 класс» в 2 ч. ч. 1, Канакина В.П., В.Г. Горецкий. – 2 издание. – М.: Просвещение, 2017 .
  5. http://omczo.org/publ - Лаборатория начального образования - методические рекомендации по организации урока в рамках системно–деятельностного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова". Таблица Exel

Мониторинг  по  русскому  языку  по  теме: "Парные  звонкие и  глухие  согласные  в  корне  слова"  в  3  классе  содержится ...

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Парные звонкие и глухие согласные"(практический материал)

Этот материал позволяет усвоить ученикам правило написания парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.Эти упражнения способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса учащих...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

Урок русского языка на тему: «Парные звонкие и глухие согласные»

Урок русского языка в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Урок Русского языка, тема "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 2класс ФГОС

Разработка урока русского языка по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Произношение и написание безударных гласных в корне слова" 1 класс

Данный конспект урока разработан в виде технологической карты, в которой четко прослеживается наличие вызова (мотивация), осмысление учебной задачи, погружение в деятельность, открытие новог...