Рабочая программа по русскому языку для 1 класса УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Осинина Анна Борисовна

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная разработка содержит пояснительную записку, содержание программы, планируемые предметные результаты освоения программы по русскому языку первого класса, список нормативных документов и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы (УМК "Гармония")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №77»

Рассмотрено                                          Утверждено                                                      Введено в действие

на заседании ШМО                      на заседании педагогического совета           приказом №__________

учителей начальных классов           МБОУ СОШ №77                               от_____________2012г.                                                                                

Протокол №1 от ________ 2012г.      Протокол №1 от _________ 2012г.                Директор МБОУ СОШ №77

МБОУ СОШ №77                                                                                                            ________Атамашкина Н.Ф.

Рабочая программа

по русскому языку

1 класс (базовый уровень)

Количество часов- 50

Учебник: Соловейчик М.С., Кузьменко «К тайнам нашего языка», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011

Учитель: Осинина Анна Борисовна

г. Нижний Новгород, 2012 г.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по курсу «Русский язык» образовательной области «Филология» разработана на основе на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №77 (2011-2015г.)  и авторской программы курса «Русский язык»  для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. (2011г.). Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации.

Содержание  программы  направлено  на  освоение  учащимися  знаний,  умений  и навыков  на  базовом  уровне,  что  соответствует Образовательной программе школы. Она включает  все  темы,  предусмотренные  федеральным  компонентом  государственного образовательного  стандарта  начального  общего  образования  по  окружающему миру  и  авторской программой учебного курса.  Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Содержание программы курса «Русский язык» 1 класса рассчитано на 50 часов (5 часов в неделю). Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект «Гармония», включающий:  

учебник (Соловейчик М.С., Кузьменко «К тайнам нашего языка», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2011);

Рабочая тетрадь (Соловейчик М.С., Кузьменко Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса) - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011),

Тестовые задания (Тестовые задания по русскому языку 1 класс /  М. В. Сычева, Л.Д.Мали ; под редакцией М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011),

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011.

Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса (под ред. М.С. Соловейчик).  – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011.

В авторскую программу внесены следующие изменения. Авторами  отводится на изучение русского языка 45 часов и 5 резервных (5 часов неделю), в рабочей программе в календарно-тематическом планировании резервные уроки включены в общую систему уроков и всего 50 часов на изучение курса «Русский язык».

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых — формирование лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается и становление у них основ учебной самостоятельности, в том числе — потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи.

В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает планомерное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.

В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со словами-названиями (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко применяются на уроках математики), для первоклассников выделяются слова-указатели (преимущественно местоимения) и слова-помощники, к которым отнесены не только предлоги, но и союзы (пока без их разграничения). В основу проведенного деления положен функциональный признак.

Центральная задача курса русского языка первого класса — обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретенные в период обучения грамоте, закрепить их фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.

Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1-м классе не вводится — до 2-го класса он заменяется выражением «опасное при письме место».

Особенности в решении вопросов развития речи.

  1. Внимание учащихся привлекается к тому, что у говорящего всегда есть собеседник, с ориентировкой на которого человек обычно и строит свою речь. Выведенные два главных требования к речи — быть понятной и вежливой по отношению к собеседнику — стержень работы над культу
    рой речи и речевым поведением, над правильностью и э
    стетикой письма.
  2. Первоклассники практически наблюдают над стилевым расслоением речи, учатся разграничивать «сухую» научно-деловую и эмоциональную, образную художественную (разговорно-художественную) речь. Первая для детей названа деловой, а вторая — картинной (изобразительной), так как в ней словами рисуются картины, которые слушающий или читающий представляет.
  3. Обучаясь созданию речевых произведений, школьники осваивают несколько жанров: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.
  4. В связи с работой над нормами произношения, над лексическим значением слов и частично над правописанием учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей, имеющихся в учебнике.
  5. Важнейшим лексическим умением, формируемым в 1 -м классе, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять их значения.

2. Содержание изучаемого материала 

Круг сведений о языке, речи и правописании.

Язык и речь (16 ч). Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная (картинная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письмe. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

         Записка, письмо, телеграмма, поздравление - особенности их содержания, структуры и письменного оформления.

Слово (6 ч). Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.

Звуки и буквы (23 ч). Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.

Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение).

Орфограммы  («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жu-.ши, ча-ща, чу-щу_ безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.

         Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1-ГО КЛАССА.

Ученик научится:

  1. соблюдать основные правила участия в общении на уроке;
  2. пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);
  3. различать слово и предложение;
  4. выделять предложение, слово из потока речи; – различать слова по их  функции («работе»): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие и др.;  
  5. различать звуки и буквы;
  6. выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный / согласный,гласный:ударный/безударный,согласный:твёрдый/мягкий,звонкий/ глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;
  7. правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;
  8. правильно обозначать  твёрдость и мягкость согласных звуков  и  звук    [й’]  (без  случаев с разделительными знаками), объяснять выбор способа обозначения;
  9. обнаруживать орфограммы («опасные  места») по освоенным признакам: начало и конец
  10. мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог   жи-ши  (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного  звука,  а  также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим  парным по глухости-звонкости согласным;
  11. правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);
  12. обозначать пробелами границы слов;
  13. писать большую букву в собственных именах;
  14. соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);
  15. правильно писать ударные слоги  жи-ши, ча-ща, чу-щу;
  16. списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);
  17. правильно писать следующие слова с непроверяемыми  орфограммами: альбом, весело,
  18. воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.

Ученик получит возможность научиться:

  1. участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдая принятые правила общения; соблюдать
  2. основные правила речевого поведения в повседневной жизни;
  3. осознавать наличие разных задач речи и различать деловые сообщения  и словесные
  4. картинки;
  5. конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления; использовать записки в общении со сверстниками, с близкими;
  6. замечать слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;
  7. в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»
  8. использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;
  9. обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й,], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил), в специально предложенных записях и в собственных.

Типы уроков и их сокращение.

УФНЗ – урок формирования новых знаний                                            

 УОиКЗ  - Урок обобщения и контроля знаний

УФУиН – урок формирования умений и навыков                                      

 УП иО - Урок повторения и обобщения

КУ  - Комбинированный урок                                                                      

 УП – Урок-практикум

Нормативные документы и учебно-методический комплект, обеспечивающие реализацию программы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.- 31с. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011. -317с. - (Стандарты второго поколения).

Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Русский язык» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: / Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.  

Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под редакцией  М. С. Соловейчик, - Москва: АСАDЕМА, 2011

М.С. Соловейчик, О.В. Кубасова Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. - Москва : АСАDЕМА, 2011

УМК для учащихся:

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Учебник по русскому языку для 1 класса. -  Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 класса. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Сычева М.В.. Тестовые задания по русскому языку 1 кл. /  Сычева М.В., Мали Л.Д.; под редакцией М.С. Соловейчик. – Смоленск:  Ассоциация XXI, 2011

           Кузьменко Н.С.  Комплект наглядных пособий к урокам обучения грамоте и русского языка (под ред. М.С. Соловейчик). 1-4 классы. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2010

Для учителя:

 Андрюхова А.А. , Шевердина Н.А.«Уроки развития речи в начальной школе» методика и практика преподавания». - Ростов-на-Дону: «Феникс, 2003

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Учебник по русскому языку для 1 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  «К тайнам нашего языка». Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 кл., - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

 Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011.

Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса (под ред. М.С. Соловейчик).  - Смоленск: Ассоциация XXI, 2011.

Сычева М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку 1 кл. / под ред.Соловейчик.
Автор:
Сычева М.В., Мали Л.Д., под ред. Соловейчик . - Смоленск: Ассоциация XXI, 2011

Макашова Е.Ф., Н.С.Жидкова  Поурочные планы по учебнику  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». – Волгоград: «Учитель», 2011

          Соловейчик М. С., Харченко О. О. Современные подходы к обучению орфографии: курс лекций. /Газета «Первое сентября», приложение «Начальная школа», 2006, №№17–24.

Узорова О.В., Е.А.Нефедова. Справочное пособие по русскому языку» М. «Аст-Астрель», 2007

         Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка». - М.: «Аст-Астрель», 2002

Жиренко О.Е., А. В. Кочергина, Л.И. Гайдина  «Учим русский с увлечением « в 2 частях. – Москва: «5 за знания», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...