Интеллектуальная игра по русскому языку "Красна речь пословицей" (2-3 класс)
методическая разработка по русскому языку (2, 3 класс)

Широких Ирина Геннадиевна

     Перед проведением интеллектуальной игры, на уроках русского языка ведётся подготовительная работа: изучаются тематические группы пословиц. Класс делится на 4 команды. Каждая команда выбирает название-пословицу, делает эмблемы. Во время игры команды выполняют интересные задания, связанные с пословицами. Оценивает работу команд родительское жюри. За каждое задание команды получают определённое количество ягод, которые складывают в кузовок. Выигрывает та команда, которая лучше знает русский язык и наберёт больше ягод в кузовок.

Внеклассное мероприятие сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon krasna_rech_poslovicey_2-3_klass.zip685.89 КБ

Предварительный просмотр:

Широких Ирина Геннадиевна, учитель начальных классов МАОУ

«Медико-биологический лицей» г. Саратова

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку «Красна речь пословицей»

1.Программа: Н.В.Нечаева. Русский язык. 1-4 класс.

2.Учебник: Н.В.Нечаева.Русский язык.2 класс.

3.Дополнительная литература: 

 В.И.Даль.Пословицы русского народа. – М.: Олма-пресс, 1997

 В.В.Волина.Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

Т.В.Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку.2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.

4.Тип урока: рефлексия

5.Форма урока: деловая игра

6.Цели урока:

                1) Обогатить речь детей пословицами и поговорками; учить уместно  употреблять их в различных речевых ситуациях; обобщить знания учащихся о пословицах.                                                                                                                                                                                                                                                                                

2) Способствовать развитию речи, памяти, внимания и мышления.

3) Воспитывать культуру речи, интерес к предмету, чувство товарищества.

7.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска.

Дидактический материал: мультимедийная презентация; 4 кузовка с ягодами; портрет В.И.Даля; В.И.Даль. Пословицы русского народа; эмблемы команд с названием пословицей; карточки с заданиями для каждой команды; берестяные грамоты.

8. Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности. (2 мин)

- Сегодня на уроке вам предстоит выяснить, насколько хорошо вы овладели знаниями, полученными за год. Надеюсь, что сегодняшняя работа будет такой же успешной, как и на прошлых уроках! А если у кого-то ещё остались вопросы, вы сможете сегодня их для себя  разрешить. Желаю вам удачи!

Слайд 2.

II. Постановка темы и целей урока. (3 мин)

- Прочитайте предложения. Что их объединяет?

Один за всех и все за одного.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

- Что называется пословицей? Сформулируйте тему.

Слайд 3.  

-Тема нашего урока «Красна речь пословицей». Как вы её понимаете?

- Поставьте перед собой цель.

- Какой русский учёный в середине прошлого века собрал и издал 31 000 русских пословиц?

Слайд 4,5.  

- Даль изъездил всю Россию в поисках неизвестных ему слов, выражений. Он узнавал их в походе, в крестьянской избушке, на ярмарке, на корабле, в рыбацкой артели. Владимир Иванович записывал их в тетради. Он отмечал, из какой местности слово, толковал смысл каждой пословицы, поговорки. Собранные сокровища он поместил в четырёх томах большой книги – словаре. Даль сберёг для народа живой русский язык.

- Найдите лишнюю пословицу.

Слайд 6.  

- Девизом нашей игры будет пословица «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка». Сегодня каждая команда будет собирать ягодки в свой кузовок. Кто соберёт больше ягод, тот и выиграет. А я вам советую: «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

III. Представление команд. (5 мин)

Слайд 7.  

- Настало время познакомиться с командами. Каждая команда представляет своё название – пословицу и объясняет её выбор.

  1 команда – «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

  2 команда – «Один за всех и все за одного»

  3 команда – «Человек без друзей, что дерево без корней»

  4 команда – «Нет друга – ищи, а нашёл – береги»

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок 1-2 ягоды.

IV. Этапы соревнования.

Слайд 8.  

1.Разминка. Игра «Кузовок».(5 мин)

- Каждый ученик записывает на полоске бумаги пословицу. Учитель по очереди подходит к каждой команде с кузовком, ученики называют пословицы и кладут их в кузовок со словами: «Я кладу в кузовок пословицу …»

  Подведение итогов. Каждая команда кладёт в свой кузовок столько ягод, сколько было названо разных пословиц.

Слайд 9.  

2.Пословицы «шутят».(5 мин)

                         Пословица, тебя мы знаем,

                         Но не такою ты была:

                         Неужто буква озорная

                         Вновь чьё – то место заняла?

Слайд 10.  

- Узнайте пословицы и объясните смысл.

Задание 1.

Один в золе не воин.

(Ответ: Один в поле не воин.)

Задание 2.

Терпение и пруд всё перетрут.

(Ответ: Терпение и труд всё перетрут.)

Задание 3.

Сашу маслом не испортишь.

(Ответ: Кашу маслом не испортишь.)

Задание 4.

Лось человека не красит.

(Ответ: Ложь человека не красит.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.

Слайд 11.  

3.Ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.(3 мин)

Вопрос 1.

- Когда считают цыплят?

(Ответ: Цыплят по осени считают.)

Вопрос 2.

- Чего не утаишь в мешке?

(Ответ: Шила в мешке не утаишь.)

Вопрос 3.

- Когда приходит аппетит?

(Ответ: Аппетит приходит во время еды.)

Вопрос 4.

- Что надо сделать, когда назвался груздем?

(Ответ: Назвался груздем – полезай в кузов.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.

Слайд 12,13.  

4.Отгадайте существительное, загаданное тройкой пословиц – подсказок.(5 мин)

Задание 1.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его ни корми, он всё в лес глядит.

Его ноги кормят.

(Ответ: волк.)

Задание 2.

Он поёт месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка.

(Ответ: соловей.)

Задание 3.

Оно дороже богатства.

Его сгубишь – новое не купишь.

Чистота – залог его.

(Ответ: здоровье.)

Задание 4.

Без него и колокол нем.

Он болтает, а голова отвечает.

Он до Киева доведёт.

(Ответ: язык.)

- Прочитайте с отгаданным словом все пословицы. Объясните смысл одной из них.

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по 2 ягодки за правильный ответ.

Слайд 14.  

5.Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.(5 мин)

Задание 1.

Больше думай, _______________ говори.

(Ответ: Больше думай, меньше говори.)

Задание 2.

Век долог, да час _____________.

(Ответ: Век долог, да час короток.)

Задание 3.

Горькая правда лучше __________ лжи.

(Ответ: Горькая правда лучше сладкой лжи.)

Задание 4.

Новых друзей наживай, а _______________ не теряй.

(Ответ: Новых друзей наживай, а старых не теряй.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по ягодке за правильный ответ.

Слайд 15.  

6.Конкурс капитанов.(3 мин)

- Доскажи пословицу.

Задание 1.

Красна птица пером, а человек …

  1. лицом;

б)  умом;

в)  одеждой

(Ответ: умом.)

Задание 2.

Ласковое слово – что …

  1. весенний день;

б)  летний день;

в)  осенний день

(Ответ: весенний день.)

Задание 3.

Чтение – вот лучшее …

  1. развлечение;

б)  обучение

в)  учение

(Ответ: учение.)

Задание 4.

Маленькое дело лучше …

  1. большого праздника;

б)  большого безделья;

в)  большого дела

    (Ответ: большого безделья.)

Подведение итогов конкурса. Капитаны команд кладут в свой кузовок по 2 ягодки за правильный ответ.

Слайд 16.  

7.Прочитайте пословицу.(5 мин)

- Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все буквы, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной буквы и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы следуя за этой линией можно было бы прочитать пословицу.

З    А   Д   Я   Н   Д    Н

М   У   В   С   И   О   О

Я    З    А   Ь   Н   О   Г

А   Ц   Й   Ш  Е   П   О

М   О   Г    И  А   М   Й

И   П   О   Н   Е   Ш   Ь

Слайд 17,18.  

(Ответ: За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

Подведение итогов конкурса. Каждая команда кладёт в свой кузовок по 3 ягодки за правильный ответ.

V.Рефлексия. (4 мин)

- Какой теме был посвящён урок?

- Какую цель поставили?

- Достигли ли мы её? Докажите.

- Какую роль играют пословицы и поговорки в нашей речи?

- Кто считает, что он усвоил тему урока? Хлопните в ладоши.

- У кого остались вопросы?

- Оцените работу своей команды  на уроке.

- Капитаны, сосчитайте ягодки в кузовке.

Награждение команд.

Слайд 19.  

- Молодцы, все команды показали хорошие знания русского языка.

- Кончил дело - гуляй смело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку "Кто хочет стать знатоком русского языка"

Данная игра ориентирована на учащихся 3-4 классов. Её можно проводить в рамках Недели русского языка....

Интеллектуальная игра по русскому языку"Игра словами и со словами"

Игра проводится для учащихся 2 классов во время проведения недели русского языка в школе. Участвуют команды учащихся, учителей и родителей. В ходе проведения игры учащиеся вспомнят разделы русского яз...

Интеллектуальная игра по русскому языку."Брейн-ринг"3-4 класс

РУССКИЙ ЯЗЫК Брейн-ринг          Класс разделен на четыре команды, у каждой команды свой порядковый номер. Выбраны заранее капитаны команд, расс...

интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 1-2 классов "Королевство Звукоречье"

Обобщение знаний по русскому языку для учащихся 1-2 класса пло темам "Фонетика", "Правописание", "Лексика"....

Интеллектуальная игра по русскому языку "Своя игра"

Игра для учащихся 2 классов. Игра проводится по темам: «Имена», «Сказки», «Знаки препинания», «Грамматика», «Ребусы, загадки»....

Интеллектуальная игра по русскому языку "Умники и умницы" 2 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 2 класса "Умники и умницы"...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 3 - 4 классов. Проводится в виде ТВ программы «Своя игра»

Игра даёт учащимся возможность продемонстрировать свои знания по русскому языку, умение следовать правилам игры, слушать и слышать друг друга, создавать в коллективе атмосферу дружелюбия, эмоцион...