Рабочая программа по русскому языку.
методическая разработка (русский язык, 2 класс) по теме

Рубцова Ольга Владимировна

Система Занкова (Нечаева Н. В.) 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               Рабочая программа

по русскому языку

на 2011-2012 учебный год

программа составлена на основе  Государственного стандарта

начального общего образования

 и на основе авторской программы Н.В.Нечаевой

 (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

                                                   Составитель:

                                                                                         учитель нач. классов Рубцова О. В.

                                                                           

                                                                                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет:  Русский язык

УМК: «Развивающая общеобразовательная система Л.В.Занкова»

Класс: 2 «а» класс

Название материала: Рабочая программа по курсу «Русский язык»

Описание:

             Рабочая программа курса «Русский язык» для  2  класса на 2012 – 2013  учебный год разработана на основе авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров», 2012) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.

Согласно программе на изучение программного материала отводится 5 часов в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Русский язык» отведено 5 часов в неделю (170 часов – 135 часов обязательных, 35 часов вариативных).

Контрольные работы проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.  

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел собственно система языка.

Развитие речевой деятельности. Данное направление работы поддерживается организацией всей жизнедеятельности ребенка, в том числе и другими учебными курсами, разработанными в рамках системы общего развития школьников.

Во 2 классе продолжается начатая в 1 классе работа по осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной (в рамках учебных предметов), воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказывать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.  

Продолжается и систематическая работа с письменным высказыванием. Через многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков предложения и текста, умению их анализировать и сопоставлять самостоятельно тексты малых форм.

На протяжении всего начального обучения проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Основной способ освоения устной и письменной речи – самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Система языка. Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Понятия в курсе русского языка определяются или по их существенным признакам, или терминами, принятыми в науке. При отборе материала учитывались его актуальность, практическая значимость. Так, необязательным для начальных классов является изучение числительных, наречий, фразеологизмов, но программа  представляет возможность познакомить с ними, учитывая их актуальность для речи учащихся.

Содержание программы (170 часов)

I. Развитие речевой деятельности.

Устная речь 

Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса.  Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.  

Значение средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок,, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи.

Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, противоположная точка зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах, в транспорте.

Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.

Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.

Письменная речь

Практическое ознакомление с признаками текста (целостность, связность, законченность). Средства связи между предположениями (порядок слов, местоимения, служебные части речи, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Выражение эмоционально-личностной позиции автора.

Составление текстов малых форм (письмо, записка, объявление, инструкция и пр.), заполнение бланков, анкет (в течение 2-4 классов).

Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме (в течение 2-4 класса).

Оформление диалога.

Восстановление  деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений или их распространенность).

Предложение. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.

Слово. Наблюдение внутреннего единства слова – его значения, грамматических признаков и знаков.

Расширение представлений об этимологии, омонимах, антонимах, синонимах, многозначности, расширение словаря учащихся.

Работа со словарями, справочной литературой (в течение 2-4 классов).

II. Система языка. 

Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные. Главные члены: подлежащее, сказуемое – основа предложения, второстепенные члены (без дифференциации). Предложения распространенные, нераспространенные.

Связи слов в предложении. На практическом уровне устанавливается роль форм слов, местоимений и служебных слов для связи слов в предложении.

Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.

Части речи. Имя существительное; начальная форма; одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; единственное и множественное число, женский, мужской и средний род.

Имя прилагательное. Зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Словосочетание: практическое ознакомление с подчинительной связью «согласование».

Глагол. Изменение глаголов по числам. Словосочетание: практическое ознакомление с подчинительной связью «управление» (без введения понятия).

Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.  

Состав слова. Словообразование, словоизменение.  Родственные (однокоренные) слова. Части слова: окончание, корень, приставка, суффикс. Роль читателей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.

Различение предлога и приставки.

Сильная и слабая позиция гласных. Правописание в корне слова буквы безударного гласного, проверяемого ударением. Слова с буквами непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Сильная и слабая позиция парных согласных  в корне слов. Их правописание.

Правописание слов с непроизносимыми согласными  в корне.

Правописание слов с удвоенными согласными в корне.

Ознакомление с написанием ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствием у имен существительных мужского рода (рожь – нож, ночь – мяч).

Звуки- буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различие гласных-согласных, гласных (однозвучных и йотированных), согласных звонких/глухих, шипящих, мягких/твердых, слогоделение, ударение).

Разделительные ь и ъ, их правописание.

Перенос слов.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго класса

Иметь представление:

- о связи между темой, назначением устного и письменного высказывания и его стилем;

- о главных членах предложения: подлежащее, сказуемое – грамматическая основа предложения; второстепенные члены;

-  о составе слова: окончание, корень, приставка, суффикс; о словообразовании и словоизменении;

-  о произношении и написании слов с непроизносимыми согласными.

Знать: 

- предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные;

- части речи:

- имя существительное, начальная форма, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, число, род;

- имя прилагательное, число имени прилагательного, род, связь с существительным;

- глагол, число глагола, род (если есть);

- имена собственные; правило написания имен собственных;

- служебные части речи: предлог; правило раздельного написания предлогов;

- окончание, корень слова, родственные (однокоренные) слова;

- правила правописания букв проверяемого безударного гласного и парного согласного в корне;

- правило правописания разделительных ь и ъ знаков;

-правила переноса слов.

Уметь: 

- использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- использовать словарь речевого этикета, помогающий вести диалог;

- восстанавливать последовательность предложений в деформированном тексте, последовательность слов в деформированном предложении;

- производить разбор предложений в пределах программного материала;

- распознавать части речи (самостоятельные – имена существительные, прилагательные, глаголы, служебные – предлоги), грамматические признаки самостоятельных частей речи в пределах программного материала;

- применять правила: написание имен собственных с большой буквы, гласных и, а, у после согласных ж, ш, ч, щ, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, написание проверяемой безударной гласной в корне, парных согласных в корне, разделительных ь  и ъ, применять правила переноса слов, раздельного написания предлогов и союзов, а также оформления предложения;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, представляется возможность:

- группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям;

- получить представление о смысловых частях текстов разных стилей;

- в ходе практики устной и письменной речи расширить представление о смысловой зависимости содержания высказывания от привлекаемых языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов;

- получить опыт собственных письменных высказываний (в течение 2-4 классов);

- получить опыт самоконтроля и взаимоконтроля.

Минимальный список слов с непроверяемыми написаниями, который следует запомнить во 2 классе:  

Автобус, автомобиль, альбом, арбуз, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, девочка, деревня, дорога, ещё, завтра, завтрак, заяц, идти (пойти), интерес, капуста, карандаш, картина, картофель, комар, коньки, корова, магазин, мало, мальчик, много, молоко, морковь, мороз, надо, нельзя, обед, овощи, огород, огурец, одежда, однажды, осина, ошибка, пальто, пенал, помидор, портфель, прекрасный, природа, работа, рабочий, ребята, решать, рисунок, сегодня, сейчас, скоро, собака, тетрадь, хорошо, человек, шел, яблоко, ягода, язык. (65 слов).

Список литературы (основной и дополнительной).

        Литература, рекомендованная для учащихся:

1. Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для  2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.  

2. Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс: В 4 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

        Литература, использованная при подготовке программы:

Нечаева Н.В.  Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.  

Нечаева Н.В. Сборник программ для начальной школы. Система  Л.В.Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 320с.  

Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для  2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.  

Правило В.И. Словарная работа на уроках русского языка во 2 классе: Методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012. – 80с.

Контрольные работы по системе Л.В.Занкова. 2-е полугодие / Сост. С.Г.Яковлева. -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

№п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Предметные результаты

Планируемые результаты

Что нужно для общения

(16ч.)

Развитие речи

Обучающийся научится:

- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения (с какой целью, с кем и где происходит общение);

- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит общение;

- понимать особенности диалогической формы речи;

- первичному умению выражать   собственное мнение, обосновывать его;

- первичному умению строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

- восстанавливать деформированные тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать тексты разных типов: описание и повествование;

- находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);

- определять последовательность частей текста;

- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сооб-щения, электронное письмо, записка, объявление и пр

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

- определять качественную характеристику звука: гласный-согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый-мягкий, парный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-непарный;

- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания (различать гласные-согласные, гласные однозвучные и йотированные, согласные звонкие-глухие, шипящие, мягкие-твердые; слогоделение, ударение);

- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);

- использовать на письме разделительные ь и ъ;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять звукобуквен-ный разбор простых по слоговому составу слов;

- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь и ъ; в словах с непроизносимыми согласными (на уровне ознакомления);

- использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами;

- совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика

Обучающийся научится:

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

- на практическом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);

- понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);

- осознавать слово как единство значения, грамматических признаков и звуков/букв;

- пользоваться словарями по указанию учителя;

- пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

- подбирать родственные (од-нокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать словообразование и формоизменение;

- выделять в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; -различать приставку и предлог.

Морфология

Обучающийся научится:

- различать лексическое и грамматическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- определять у имени существительного значение, начальную форму, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существительные мужского, женского и среднего рода в форме единственного и множественного числа;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошедшего времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени существительного (в роде и числе);

- находить грамматические группы слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова - имя существительное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (предлог, союзы и, а, но);

- узнавать местоимения (личные ), числительные.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- находить главные члены предложения (основы предложения): подлежащее, сказуемое;

- различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних);

- составлять предложения из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов;

- восстанавливать деформированные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространенные, нераспространенные;

- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;

- определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

- находить орфограммы в указанных учителем словах;

- использовать орфографический словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;

- применять правила правописания:

.написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

• отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными, кроме л;

• перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

. парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

. непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);

. знаки препинания (. ?!) в конце предложения;

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила правописания:

• разделительные ь и ъ;

• непроизносимые согласные в корне (ознакомление);

• ь после шипящих на конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч);

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

- использовать орфографическое чтение (проговарива-ние) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной   в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

- этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию русского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклассников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем   ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъявляемого текста;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи -самостоятельная часть речи -имя существительное - одушевленное/неодушевленное и т.д.);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов)   в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации   об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для партнера высказывания;

- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

- осуществлять действие взаимоконтроля.

1

Компоненты речевой ситуации (зачем? с кем? где?). Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи. 

1

2

 Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень.

1

3

Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Слова вежливого обращения. Многозначность слов. Различение предложений по цели и интонации. Повторение выученных орфограмм 

1

4

Повторение выученных орфограмм. Признаки предложения. Большая буква в словах. Звуки речи. 

1

5

Звуки речи. Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих.

1

6

Правописание гласных после шипящих. Непроверяемые безударные гласные. Звуки речи. Различение предложений по интонации. Оформление предложений.

2

7



Родственные слова. Корень. Безударные гласные в корне. Сочетание слов по смыслу. Правописание гласных после шипящих. Повторение фонетических знаний. 

1



          8

Входная контрольная работа.

1

9

 Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Слабые и сильные позиции гласного в корне. 

1

10

Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Слабые и сильные позиции гласного в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. 

1

11

 Слова, называющие предметы одушевленные, неодушевленные; собственные, нарицательные. Слова, называющие действие предмета. Многозначность слов. Большая буква в словах.

2

12

Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне. Адекватное использование средств устногообщения. Большая буква в словах.

1

13

 Звуки речи. Повторение изученных орфограмм и словарных слов. Обобщение: средства устной и письменной речи.

1

14

Контрольная работа №1 по теме «Непроверяемые безударные гласные в корне»

1

Речь начинается со звуков и букв

(13 ч.)

15

Дифференциация согласных и гласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. 

1

16

Смыслоразличительная роль звуков. Дифференциация звуков речи. Словарные слова. Различение слов по категории рода. 

1

17

Характеристика согласных звуков (твердые/мягкие, глухие/звонкие). Смыслоразличительная роль звуков. Имена собственные.
   

1

18

Слабая и сильная позиция согласного. Парные/непарные согласные звуки по твердости/мягкости. Словарные слова.

2

19

Правописание буквы и после ж и ш. 

1

20

 Работа с деформированными предложениями. Составление рассказа по картинке, с использованием словарных слов. Орфограммы букв гласных.

1

21

Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели. Перенос слов.

1

22

Показатели мягкости согласных. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. Большая буква в именах. Правила общения (продолжение). 

1

23

 Правописание разделительного Ь. Звуко-буквенный и грамматический анализ слов.  Правила переноса. Лексическое значение слов. 

1

24

Йотированные гласные. Соотношение звуков и букв. Грамматические группы слов. Роль Ь.

2

25

Проверочная работа. Проверка орфографической зоркости.

1

Звук – один, букв – две

(5 ч.)

26

Введение непроверяемой орфограммы "Удвоенные согласные" 

1

27

Правила переноса слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемыми безударными гласными. 

1

28

Нахождение орфограммы "Удвоенные согласные". Включение этой орфограммы в 1ряд изученных орфограмм. Перенос слов. 

1

29

Закрепление правописания орфограммы "Удвоенные согласные". Работа с изученными орфограммами. Исследование значения служебных слов в предложении. Перенос слов. Прямое и переносное  значение слов.

1

30

Объявление. Компоненты объявления. Составление объявления. Орфографическая работа.

1

Что такое родственные слова и формы слов
Корень. Окончание

(34 ч.) 

(8 ч.)

31

Различение родственных слов и форм слов. Корень. Сравнение родственных слов по смыслу 

1

32

Корень. Родственные слова. Формы слов. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений по интонации. Орфографическая работа.

1

33

Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями.

1

34

Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. Предлог. Безударные гласные в корне. Составление деформированных предложений. Орфографическая работа 

2

35

 Правила общения. Родственные слова. Формы слов. Предлог. Корень. Удвоенные согласные. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа.

1

36


Контрольное списывание.

1

37


Работа над ошибками. Звуко-буквенный анализ.

1

Приставка. Суффикс

(8 ч.)

38

Роль приставок и суффиксов в образовании слов орфограммы корня. Восстановление деформированного текста. Словарные слова.

2

39

Ознакомление со значимыми частями слова. Родственные слова. Словообразовательная часть суффикса. Словарные слова. 

2

40

Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Выделение орфограмм в разных частях слова.

1

41

Выделение частей слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла.

1

42

Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Слова, противоположные по смыслу. Орфографическая работа.

1

43

 Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставка – корень, корень – суффикс. Образование родственных слов, сравнение их смысла. 

1

Разделительные Ъ и Ь

(7 ч.)

44

Наблюдение случаев написания Ъ и Ь. Роль приставок в образовании слов. Родственные слова с чередующимися согласными в корне 

1

45

Наблюдение за позицией написания Ъ и Ь. Правила правописания разделительных Ъ и Ь. Словообразование. Родственные слова. Чередующиеся согласные в корне.

1

46

Правила правописания разделительных Ъ и Ь. Роли Ь. Орфографическая работа. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели.

1

47

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Родственные слова. Словообразование. Слова, обозначающие действие предметов. Служебная часть речи – предлог.

1

48

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь. Словарные слова. Звуко-буквенный анализ. Образование слов при помощи суффиксов. Значение суффиксов.

1

49

Диктант «Правописание ь и ъ».

1

50

Работа над ошибками. Образование слов при помощи суффиксов.

1

Проверяемые безударные гласные в корне

(6 ч.)


51

 Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных. Правила общения.

1

52

Фонетическая работа. Однокоренные слова. Слабая и сильная позиция гласных. Определение порядка действий при проверке безударных гласных в корне. 

1

53

Написание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов. Состав слова. Приставка. Составление рассказа-описания.

1

54

Схема проверки орфограммы "Проверяемые безударные гласные". Подбор проверочных слов. Однокоренные слова и форма слова. Форма единственного и множественного числа. Разбор слов по составу. Лексическое значение слов. Слова, обозначающие признак предмета.

1

55

Фонетическая работа. Слабые и сильные  позиции гласных. Две орфограммы – одна буква. Однокоренные слова. Формы одного слова. Форма числа. Окончание. Различение предложений по интонации. 

1

56

Две орфограммы – одна буква. Написание слов с безударными гласными в корне.

1

Правописание парных согласных в корне слов

(6 ч.)

57

Исследование звонких и глухих согласных. Слабая и сильная позиция согласных. Парные согласные по глухости/звонкости. Родственные слова. Формы числа. Составление предложения.

1

58

Определение сильной позиции для парных согласных. Фонетический анализ. Исследование и определение способа действия по выбору согласного в слабой позиции. Самостоятельная формулировка правила. Одушевленные, неодушевленные предметы.

1

59

Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. Правила общения.

1

60

Исследование орфограмм корня. Форма единственного и множественного числа. Прямое и переносное значение.

1

61

Парные согласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Родственные слова. Форма слов.

1

62

Орфограммы корня. Разбор слов по составу. Одушевленные, неодушевленные предметы.

1

Какие бывают в грамматике группы слов
Части речи

(33 ч.) 

(2 ч.)

63

 Смысл слов и их грамматическое значение. Самостоятельные и служебные части речи. Словарные слова. Объявление.

1

64

Грамматические группы. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Определение частей речи.

1

Самостоятельные части речи
Имя существительное

(21 ч.) 

(8 ч.)

65

Определение частей речи. Наблюдение за именем существительным в словосочетаниях и предложениях. Форма рода. Роль суффиксов. Парные согласные в корне слова. Грамматические признаки слов.

1

66

Формы числа и рода. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Орфографическая работа. Определение части речи родственных слов .

1

67

Орфография корня. Орфографическая работа. Формы рода, числа, имен существительных. Лексическая работа. Определение частей речи.

1

68

Начальная форма имени существительного. Грамматический разбор имени существительного. Лексическое значение слов.

1

69

Ь в конце имени существительного на шипящий. Роли Ь. Орфографическая работа. Грамматический разбор.

1

70

Правила правописания гласных после шипящих и Ц. Переносное значение. Начальная форма имени существительного. Грамматические признаки слов.

1

71

Имя существительное (закрепление). Фонетическая работа. Объявление. Компоненты объявления.

1

72

 Объявление. Сравнение текста объявления и текста записки. Составление текста объявления.

1

Имя прилагательное

(8 ч.)

73

Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы. Согласование прилагательного с существительным.

1

74

Имя прилагательное. Грамматические признаки. Составление текста о зиме. Стили текста. Орфографическая работа.

1

75

 Составление загадок. Редактирование текста. Словарные слова. Текст – описание. Звуко-буквенный разбор. Орфографическая работа.

1

76

Редактирование текста. Однокоренные слова. Текст – описание. Орфографическая работа.

1

77

Имя прилагательное. Грамматические признаки. Суффикс, его роль в образовании слов.

1

78

Имена числительные. Орфографическая работа.

1

79

Выделение имен числительных в речи. Правописание имен числительных. Части речи (закрепление изученного). 

1

80

Имена числительные. Однокоренные слова. Формы слов. Приставка. Роль Ь.

1

Глагол

(8 ч.)

81

Глагол. Орфографическая работа. Правила общения.

1

82

 Роль глагола в речи. Местоимение. Родственные слова. Приставка. Повторение изученных орфограмм.

1

83

Глагол. Форма числа. Начальная форма имени существительного. Местоимение.

2

84

 Глагол. Характеристика предложений по цели высказывания. Правила общения. Орфографическая работа.

2

85

Определение частей речи. Грамматические признаки. Восстановление деформированных предложений. Разбор слов по составу.

2

Непроизносимые согласные

(7 ч.)

86

Непроизносимые согласные в корне. Фонетическая работа. Форма числа. Анализ способа проверки орфограмм корня. Продолжение рассказа по его началу..

1

87

Исследование сочетаний согласных. Определение слов с непроизносимыми согласными. Способ действий при подборе проверочных слов. Орфографическая работа. Имя прилагательное.

1

88

Непроизносимые согласные в корне. Звуко-буквенный анализ.

1

89

 Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ.

1

90

 Непроизносимые согласные. Способ их проверки. Удвоенные согласные. Лексическое значение слов. Части речи. Грамматическое значение слов.

1

91

 Обобщение материала об изученных орфограммах. Поздравление. Компоненты поздравления. Составление поздравления.

1

92

Проверочная работа «Понимание лексической сочетаемости слов».

1

Как образуются предложения
Главные члены предложения

(21 ч.) 

(8 ч.)

93

Предмет речи. Подлежащее. Сказуемое. Главные члены предложения. Грамматическая основа. Исследование грамматической связи между подлежащим и сказуемым. Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения. 

3

94

Подлежащее. Сказуемое. Распространённые и нераспространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Орфографическая работа. 

1

95

Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Различение предложений по цели и интонации. Монолог. Местоимение. Орфографическая работа. Деформированные предложения.

1

96

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Лексическая работа (омонимы). Определение частей речи. Окончание. Правописание безударных гласных в корне.

1

97

 Грамматическая основа. Определение частей речи. Служебные слова (предлож.). Местоимения. Приставка. Деформированный текст. Лексическая работа (фразеологизмы). Различение предложений по интонации.

1

98

Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы). Поздравительная открытка. Орфографическая работа.

1

Служебное слово – предлог

(13 ч.)

99

Основа предложений. Связь слов в предложении. Форма слов. Окончание. Служебные слова – предлоги. 

1

100

Роль предлога. С какой частью речи используются предлоги. Части речи. Приставка. Правописание слов с предлогами, приставками.

1

101

Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова. Окончание. Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Числительные. Орфографическая работа. 

2

102

Предлог. Приставка. Словосочетания. Орфографическая работа. Лексическая работа. 

1

103

Различие приставки и предлога. Основа предложений. Связь между главными и второстепенными  членами предложения. Категория. Числа. Звуко-буквенный разбор.

1

104

Грамматическая основа предложения. Определение частей речи. Грамматические признаки слов. Различие приставки и предлога. Деформированный текст.

1

105

Основа предложений. Грамматические формы. Составление рассказа о том, как играли дети. Работа с изученными орфограммами. Лексическая работа. Различение предложений по интонации.

2

106

Восстановление деформированных предложений. Монолог. Диалог. Реплики. Орфографическая работа.

1

107

Диалог. Реплики. Адекватное использование средств устного общения. Письмо. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа.

1

108

Главные члены предложения. Форма слова. Окончание. Определение частей речи. Правописание предлогов. Однокоренные слова.

1

109

Составление рассказа о своей любимой кукле. Восстановление диалога. Адекватное использование средств устного общения. 

1

Каждому слову свое место
Сочетание слов по смыслу

(16 ч.)

(7 ч.)

110

 Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова, их значение. Наблюдение омонимов. Работа  с небылицами. 

1

111

Лексическое значение слов. Работа с небылицей. Различение предложений по цели. Звуко-буквенный анализ слов. 

2

112

Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. Нахождение частей слова. Работа с изученными орфограммами. 

2

113

Редактирование предложений. Лексическое значение слов.

1

114

Повторение изученных орфограмм. Звуко-буквенный анализ слов. Правила вежливости.

1

Многозначные слова

(3 ч.)

115

Многозначные слова. Прямое и переносное значение. Диалог. Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Орфографическая работа. 

1

116

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Родственные слова. Орфографическая работа. 

1

117

Многозначные слова. Переносные значения. Орфографическая работа.

1

Синонимы. Антонимы

(6ч.)

118

 Синонимы – слова, близкие по смыслу. Определение слов-синонимов. Родственные слова. Определение частей речи. 

1

119

Сравнение. Прямое и переносное значение. Синонимы. Словарная работа.

1

120

 Синонимы. Значение суффиксов. Слова, противоположные по смыслу – антонимы.

1

121

Определение слов-антонимов. Различение синонимов и антонимов. Клички животных. Работа с изученными орфограммами.

1

122

5. Антонимы. Синонимы. Сравнение. Восстановление деформированного текста.

1

123

6. Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа.

1

Как строится текст

(9 ч.)

124

Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение. Редактирование текста. Орфографическая работа.

1

125

Текст. Составление текста о весеннем лесе. Редактирование текста. Переносное значение. 

1

126

Продолжение рассказа по его началу. Орфографическая работа. Звуко-буквенный анализ. Категория рода.

1

127

 Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами. Фонетическая работа. 

1


128

Фразеологизмы. Антонимы. Однокоренные слова. Суффикс. Определение частей речи.

1

129

Литературная викторина. Однокоренные слова. Имена собственные.

1

130

Текст. Вступление. Основная часть. заключение. Местоимение. Глагол. Непунктированный текст. Составление плана текста. Работа с изученными орфограммами. Главные члены предложения. 

1

131

Составление плана текста. Составление текста о зайцах или кроликах. Формы слов. Окончание.  Орфографическая работа.

1

132

Проверочная работа «Восстановление деформированного текста».

1

Законы языка в практике речи

(16 ч.)

133

 Речь – характеристика человека. Как мы говорим. Диалог. Реплики. Повторение изученных орфограмм.

1

134

Средства письменной и устной речи. Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Диалог. Слова вежливого обращения. 

1

135

Ознакомление с функциями речи. Повторение изученных орфограмм.

1

136

 Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. Работа со словарными словами. Звуко-буквенный и грамматический анализ слов. 

1

137

Роль (функция) стихотворного текста. Фонетический анализ. Работа с орфограммами корня. Грамматический анализ слов. Редактирование. Дифференциация орфограмм.

1

138

 


Итоговая стандартизированная диагностика (комплексная контрольная работа).

1

139

Исследование текста, его редактирование. Работа с изученными орфограммами. Обобщение знаний о слове.

1

140

Функции речи в разных речевых ситуациях. Слогоделение. Однокоренные слова и формы слов. 

1

141

 Смыслоразличительная роль звуков. Лексическое и грамматическое значение слов. Правила обозначения  звуков буквами. Наблюдение роли текста. Составление своего текста. 

1

142

Составление текста по его началу. Различение средств устной и письменной речи. Словообразование. Орфографическая работа. 

1

143

 Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов. Повторение изученных орфограмм.

1

144

Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. Анализ речевой ситуации. Выделение частей слова.

1

145

Смыслоразличительная роль звука. Речь – характеристика литературного героя. Многозначность слов. Повторение изученных орфограмм. 

1

146

Восстановление пропущенной части текста. Анализ предложений по цели и интонации.  Переносный смысл слов. Звуко-буквенный анализ слов. 

1

147

Анализ разных видов объявлений, их компоненты. Написание объявлений.

1

148

Звуко-буквенный анализ слов. Повторение изученных орфограмм. Родственные слова. Корень. Антонимы. Вывод о значении системы языка для речи.

1

Резервные уроки.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...