Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Балыкина Наталья Геннадьевна

Урок русского языка в 4 классе на закрепление темы "Местоимение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ "Шайковская СОШ №1"

               

Урок по теме:

«Упражнение в правильном употреблении и написании местоимений, построении и разборе предложений.»

 

                                                                                                         Урок подготовила

         учитель начальных классов

        Балыкина Н.Г.

2013г.

Цели урока:

1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках местоимений:

- закрепить понятие о местоимении, умение находить его в тексте;

- закрепление умения выполнять синтаксический разбор предложения.

 

 2. Формировать навык правописания местоимений с предлогами. Развивать навыки точного употребления местоимений в речи.

 

 3. Воспитывать интерес, любовь к русскому языку; чувство товарищества, взаимовыручку, уважение друг к другу, любовь к прошлому.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Форма урока: урок- путешествие

Оборудование: презентация, карточки с текстом.

Ход урока

I. Орг. момент.

  - Здравствуйте, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнёмся друг другу. С таким настроением мы будем работать на уроке.

   -Ребята, какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? ( День космонавтики)

  - Кто и когда  проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив полёт в истории человечества? (Слайд 1)

     Слово учителя.

    С того дня скоро пройдёт 52 года.

    Сегодня космонавтика развивается стремительно. Возможно наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек.

     Давайте представим, что сегодня нам выпала возможность совершить путешествие в космос. (Слайд 2)

Представим себе, что это не зал, это огромный космодром, а вы- космонавты.      В любое путешествие отправляются с определённой космической целью. Есть она и у нас. Скажите, над какой большой темой мы сейчас работаем? (Слайд 2 - щелчёк)

      Путешествуя, мы с вами повторим основные сведения, которые изучили по этой теме, покажем знания и умения, которые приобрели.

II. «Подготовка к полёту»

   Каждое путешествие имеет свои этапы прохождения. И наш тоже будет проходить поэтапно.

 

   Внимание «экипаж». Запись в бортовом журнале «открытого» вида (доска) занесите в свои бортовые журналы «закрытого вида» (рабочие тетради). В свои бортовые журналы вы будете заносить основное, что будет происходить во время полёта. За правильные ответы на уроке будете получать звёздочки, ваши достижения будут занесены в Почётную книгу космических достижений (журнал).

    1. Чистописание

- Писать будем сегодня букву, которая стоит первой в имени первого советского космонавта. (Это Юрий Алексеевич Гагарин. Буква Ю)

Ю

Юрий Гагарин

2. Словарная работа

- Ребята, а на чём мы отправимся в путешествие? (на ракете) (Слайд 3)

- Как иначе можно назвать ракету? (космический корабль)

- Запишем новое словарное слово, в котором букв больше, чем звуков. (корабль)

корабль

Работа со словарём, оформление орфограммы.

Подбор однокоренных слов.

Составление и запись предложения со словосочетанием "космический корабль".

(1 ученик работает у доски: записывает предложение, разбирает по членам, даёт характеристику.)

   

III. « Взлёт ракеты».

 Беседа по вопросам.

     Проверим наш космический корабль. Ракета взлетит, если заполним её отсеки основными понятиями, изученными по теме нашего урока.

                Расскажите о местоимении по плану:    (слайд 4)

  1. Что  такое местоимение?
  2. На что указывает?
  3. На какие вопросы отвечает?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения чаще всего бывает?

                   (слайд 4)

Местоимение

 Часть речи
                            Указывает на предмет, но не называет его.
Кто?

Изменяется по лицам и падежам.
                  Подлежащее                 Дополнение                Обстоятельство

Итак, к полёту все готовы. Взлетаем! ( Музыка космического характера) (слайд 5)

  IV. Закрепление понятий  о местоимении в тексте    (слайд 6)

    Первую остановку мы совершим на планете «Найди-ка». Чтобы жители этой планеты дружелюбно приняли нас в гости, мы должны найти и выписать все местоимения  из текста.

 (текст на экране)

Мы вечером с папой играли вдвоём.
Я был космонавтом, а он кораблём.
Готовясь к полёту, скафандр я надел
И в космос на папе умчаться хотел.
Но только корабль мой повёл себя странно-
Не мог одолеть притяженье дивана.

        

(взаимопроверка)  (слайд 7)

   -Как отличить местоимение от других частей речи?

- Поиграем с жителями этой планеты в игру "Четвёртое - лишнее".

(Слайд 8)

Я читаю группы слов. одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.

1. Он, оно, она, я. (Я - местоимение 1 лица, остальные - 3 лица.)

2. Я, ты, они, он. ( Они - во множественном числе, остальные - в единственном.)

3. Мы, он, оно, но, вы. ( Но - союз, остальные - местоимения.)

4. Ты, к, от, за. (Ты - местоимение, остальные - предлоги.)

5. Мне, мну, мни, мнём. (Мне - местоимение, остальные - глаголы.)

   V. Раздели услышанные местоимения на 3 группы по лицам. (слайд 9)

    Вторую остановку мы совершим на планете «Раздели-ка». Жители этой планеты просят у нас помощи. Они не могут разделить местоимения на группы по лицам. Поможем? Вспомним местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

(Работа в парах)

 

Учитель читает, а дети записывают в 3 столбика местоимения.

  1. Аист ест большой арбуз

- С виду алый, а на вкус?

Он и сам не разберёт:

То ли сахар, то ли мёд. (Г. Сатир)

  1. Она весну встречает -

Сережки надевает.

Накинута на спинку

 Зелёная косынка.

  1. Ты не бойся - это гусь,

Я сама его боюсь.

Ты не прячься, гриб, в траву.

Всё равно тебя сорву!

  1. После утренней зарядки

Мы работали на грядке -

И посадки все в порядке,

Их теперь полить пора.

  1. А теперь взгляните:

Обогнав меня,

Выросла за лето

Вишенка моя. (Г. Бойко)

  1. Галка села на забор,

Грач завёл с ней разговор. (Б. Тимофеев)

  1. Вниз головой гимнаст летит,

Гимнастка на него глядит. (В. Берестов)

  1. Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть или не мыть? (Э. Мошковская)

  1. Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, -

Сам ты в этом виноват!

(Проверка с экрана)

VI. Закрепляем понятия о написании местоимений  3-го лица с предлогами

(слайд 9)

  Дальше мы отправимся на планету "Исправька-ка". Жители этой планеты спрашивают:" Как пишутся местоимения с предлогами? Как пишутся местоимения 3-го лица после предлогов?"

Они предлагают вам исправить в предложениях ошибки и записать их в тетрадь так, чтобы получился текст. (предложения на экране и у ребят на партах в разброс)   (Слайд 10)

(работают в парах)

ВАСЯ И МИША ПРИЕХАЛИ В СЕЛО. ПЕРЕД ИМИ БОЛЬШОЙ ПРУД. В НЕМ ВОДЯТСЯ КАРПЫ. МАЛЬЧИКИ РЕШИЛИ ПОРЫБАЧИТЬ. У ИХ БЫЛИ УДОЧКИ И НАЖИВКА. РЕБЯТА ПОЙМАЛИ МНОГО ИХ. К ИМ ПРИБЕЖАЛ КОТ МУРЗИК. У ЕГО ХИТРЫЕ ГЛАЗКИ. (Вася и Миша приехали в село. Перед ними большой пруд. В нем водятся карпы. Мальчики решили порыбачить. У них были удочки и наживка. Ребята поймали много рыбы. К ним прибежал кот Мурзик. У него хитрые глазки.)

(чтение получившегося рассказа и сверка с экрана) (Слайд 11)

 VII. Физкультминутка  (слайд 10)

Следующая остановка «Музыкальная»

ЭЛЕКТРОННАЯ ФИЗМИНУТКА "Звёздная физкультминутка"

- Танцуйте вместе со звёздочками.  

                                               

VIII. (слайд 11) Мы с вами оказались на планете «Поразмысли-ка».

Жители этой планеты предлагают подумать и ответить на хитрые вопросы:

1) Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ ВЫ - МЫ - ТЫ.)

2) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? (ТЫ -К- ВЫ.)

3)  Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О - НА.)

4) Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? (ОН.)

5) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы получилось название животного? (ЗА - Я - Ц.)

6)  Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (ОНО.)

- Ещё они вам предлагают разгадать кроссворды. (работа по рядам, кроссворды на доске). У каждого из вас задание, выбегаете и записываете ответ в определённое место.

  1. 1 л., мн.ч., в Р.п. (нас)        1) 1 л., мн.ч., в Д.п. (нам)
  2. 2 л., мн.ч., в Д.п. (вам)        2) 1 л., ед.ч., в Д.п. (мне)
  3. 2 л., мн.ч., в Р.п. (вас)        3) 3 л., ед.ч., в Р.п. (его)
  4. 1 л., ед.ч., в Д.п. (мне)        4) 3 л., мн.ч., в И.п. (они)
  5. 3 л., ед.ч., (ему)        5) 3 л., мн.ч., в Т.п. (ими)

  1. 3 л., мн.ч., в И.п. (они)
  2. 1 л., мн.ч., в Д.п. (нам)
  3. 3 л., мн.ч., в Т.п. (ими)
  4. 3 л., мн.ч., в Р.п. (их)

3 л., мн.ч., в Д.п. (им)

 1Х.   «Возвращение».

    Наше путешествие подходит к  концу. Чтобы возвратиться на Землю, нужно ещё раз ответить на вопросы:

1) Что такое местоимение?

2) Перечислите местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

3) После каких местоимений пишется буква Н?

  Х. Адаптация космонавтов.

Адаптация- приспособления организмов к изменившимся условиям.

   - Вам понравилось путешествие?

- Что было для вас интересным?

- Что запомнилось?

-  Кто какие испытывал затруднения?

- Отметим самых активных космонавтов (подсчёт звёздочек, оценки)

  Наше космическое путешествие состоялось       (слайд 15)

ХI. Задание на дом.

     Уже в домашних условиях выполните задание 391.

                                               Карточка 1.

Мы вечером с папой играли вдвоём.
Я был космонавтом, а он кораблём.
Готовясь к полёту, скафандр я надел
И в космос на папе умчаться хотел.
Но только корабль мой повёл себя странно-
Не мог одолеть притяженье дивана.

                                              Карточка 2.

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет.

           Длинной шеей поверчу-

           Груз тяжёлый подхвачу,

           Где прикажут- положу:

           Человеку послужу.

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб.

                                       

                                            Карточка 3.

Ломать голову-

Надуть губы-)

Водить за нос-

Клевать носом-

Зарубить на носу-

Совать нос-

Дать стрекача-

                                                   

                                           Карточка 4.

   Мир строит, а война…

   Смелый побеждает, а трус…

   Труд кормит, а лень …

   Человек от лени болеет, а от труда…

   Сумел завязать, сумей и….

   Легко друга потерять, но трудно …

   Ласточка день начинает, а соловей …


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Этот полёт длился 108 минут. Юрий Гагарин – первый человек в космосе Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 2

Местоимение Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 3

К О РАБЛЬ Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 4

Местоимение Часть речи Указывает на предмет, но не называет его. Кто? Изменяется по лицам и падежам. Подлежащее Дополнение Обстоятельство Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 5

Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 6

МЫ Мы вечером с папой играли вдвоём. Я был космонавтом, а он кораблём. Готовясь к полёту, скафандр я надел И в космос на папе умчаться хотел. Но только корабль мой повёл себя странно- Не мог одолеть притяженье дивана. Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 7

МЫ Я ОН Я Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 8

Игра «Четвёртое – лишнее» Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 9

РАЗДЕЛИТЕ местоимения на группы 1-е лицо 2-е лицо 3-е лицо Я МЫ МЕНЯ НАМ ТЫ ТЫ ТЕБЯ ТЫ ОН ОНА ИХ С НЕЙ НА НЕГО С НИМ Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 10

Перед ними большой пруд . Вася и Миша приехали в село. ИСПРАВЬ! В нем водятся карпы. Мальчики решили порыбачить. У них были удочки и наживка. Ребята поймали много рыбы. К ним прибежал кот Мурзик. У него хитрые глазки. Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"

Слайд 11

МОЛОДЦЫ! Вася и Миша приехали в село. Перед ними большой пруд. В нем водятся карпы. Мальчики решили порыбачить. У них были удочки и наживка. Ребята поймали много рыбы. К ним прибежал кот Мурзик. У него хитрые глазки. Балыкина Н.Г. МКОУ "Шайковская СОШ №1"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...