Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Рабочая программа составлена наоснове авторской программы В.П. Канакиной "Русский язык". Преподавание ведется по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk.docx86.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2общеобразовательного класса разработана на основе авторской программы «Русский язык»(Канакина В.П. ,Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. , Бойкина М.В.–М. : Просвещение, 2011), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования ,с учетом рекомендаций ГОУ  ДПО « БелРИПКППС», изложенных в инструктивно – методическом письме «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Преподавание ведется по УМК «Школа России»(руководитель проекта А.А. Плешаков).

                                    Общая характеристика учебного предмета.

Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:

  • он является основным средством общения между людьми;
  • с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
  • язык является основным средством познания окружающего мира;
  • владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
  • использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. Учебник для общеобразов. учреждений.– М.: Просвещение, 2012
  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.– М.: Просвещение, 2012

Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке (работа индивидуальная, в группах и др.)

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений,  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

C целью выявления степени усвоения программного материала планируется проведение 14 контрольных работ.

  • Диктант- 4
  • Контрольное списывание-1
  • Словарный диктант-4
  • Тестирование-1
  • Контрольная  работа-4

Согласно локальному акту общеобразовательного учреждения итоговая аттестация обучающихся проходит в форме итогового контрольного диктанта с грамматическим заданием.

Описание места учебного  предмета в учебном плане.

Рабочая программа рассчитана: на 175 часов в год (5ч в неделю, 35 учебных недель)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык».

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

                                                      Содержание тем учебного курса

Наша речь (3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык — средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • Язык, речь  – средство общения людей.
  • понятия  «устная и письменная речь»;
  • Текст и предложения - единицы речи
  • Правила оформления предложения на письме, в устной речи

Уметь:

  • Строить самостоятельно простые предложения, составлять предложения из слов, дополнять и оформлять их на письме
  • Умение передавать содержание рассказа, пользуясь готовым планом;
  • Выделять предложение в устной речи и оформлять его на письме

Использовать в практической деятельности для:

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике
  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.

Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • Признаки предложения и использование в речи
  • Как оформление предложения на письме. Логическое ударение
  • Первоначальные представления о распространённом и нераспространённом предложении
  • Понятия «подлежащее», «сказуемое» -  главные члены предложения.

Уметь:

  • устанавливать связь слов в предложении из 3-4 слов, выделять подлежащее и сказуемое;
  • составлять предложение из слов, устанавливать между ними связь по вопросам;
  • употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце;
  • распознавать простое распространённое и нераспространённое предложения;

Использовать в практической деятельности

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике

                                                    Слово и его лексическое значение (18 ч).

Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).

Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы). Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • Понятия синонимы, антонимы  и их роль в речи
  • Признаки однокоренных слов, подбор их, выделение корня
  • общее представление о родственных (однокоренных) словах, корне как главной значимой части слова, термины «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова».
  • слогообразующая роль гласной в слоге,
  • об ударении, ударном и безударном слогах,

Уметь:

  • различать однокоренные слова среди других слов,
  • отличать однокоренные слова от внешне сходных неоднокоренных слов и форм слов
  • определять в слове слоги, составлять из слогов слова, а из слов предложения.
  • определять ударение в слове.
  • показывать подвижность ударения и использование этого свойства при проверке написания безударных гласных в слове
  • переносить слова с одной строки на другую

Использовать в практической деятельности

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике

Звуки и буквы (59 ч)

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях. 

Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.

Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила.  Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи ши, ча ща, чу щу.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. 

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • названия букв русского алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • гласные ударные и безударные;
  • согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие;
  •  правила переноса слов;

Уметь:

  • правильно и последовательно называть буквы алфавита, развивать умение пользоваться алфавитом при нахождении слов в словаре
  • делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
  • обозначать на письме мягкость согласных буквами е,ё,ю,я,и и мягким знаком (ь)
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
  • производить фонетический разбор: делить слова на слоги, определять ударный слог, последовательность звуков и букв в словах типа конь, сова, стриж;
  • писать слова с двойными согласными типа Анна, группа, класс, суббота,
  • писать слова с разделительным мягким знаком (ь), 
  • писать слова с непроверяемым написанием, указанные в программе 2 класса;
  • правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные на конце слов (ряд, воз),
  • правильно обозначать буквами безударные гласные в двусложных словах (мячи, река, окно);
  • правильно произносить слова. уметь пользоваться справочной странице «Произноси слова правильно»

                                                                     Части речи (58 ч)

Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран,  городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать, иметь представление

  • понятие «существительное»; одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Различать имена собственные.
  • понятие «глагол» , глаголы в единственном и множественном числе , представление о разном времени
  • Понятие «прилагательное»,  прилагательные в единственном и множественном числе
  • Роль предлогов,  раздельное написание предлогов со словами
  • Понятие «местоимение», их роль в тексте

Уметь

  • писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, в названиях городов, деревень, в кличках животных
  • правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
  • различать слова, отвечающие на вопрос кто?,  и слова, отвечающие на вопрос что?;

                                                                     Текст  (4 ч)

(но ещё часы включены в темы в течение года в другие разделы)

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.

Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.

Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста-рассуждения.

Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.

Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.

Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.

В результате изучения темы учащиеся 2 класса должны

Знать/понимать:

  • Отличие текста от набора отдельных предложений не объединённых общей темой, роль текста в общении людей
  • Связь по смыслу предложений в тексте
  • О видах текста по цели высказывания(повествование, описание, рассуждение), распознавание их
  • Структура текста – повествования; (части текста)
  • Понятия « красная строка в тексте», «заголовок», «опорные слова»

Уметь:

  • определять тему текста и озаглавливать его с опорой на тему;
  • делить сплошной текст на предложения (3 - 4 предложения);
  • устанавливать связь по смыслу между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из 3 частей);
  • писать изложение (по вопросам) текста из 30-45 слов;
  • сочинения по серии картинок под руководством учителя
  • составлять и записывать текст из 3-5 предложений на заданную тему или по наблюдениям, по ситуации;
  • употреблять при записи текста красную строку.
  • Употреблять в речи «волшебные» слова

Использовать в практической деятельности

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.)
  • соблюдения орфоэпических норм; работы со словарями;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения

                                                 Повторение изученного за год (16 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы.  Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов.

Проекты:

Проект «И в шутку и всерьёз». Создание нового информационного объекта — занимательных заданий по русскому языку

Проект «Пишем письмо».

Проект  «Рифма».  

Проект «В словари — за частями речи!».

Слова с непроверяемыми написаниями

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка.

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.

Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:

  1. и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
  2. л, м, Л, М, я, Я, А;
  3.  у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
  4. с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
  5.  ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
  6.  н, ю, Н, Ю, к, К;
  7.  В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
  8.  Ф, У, Т, Р, Б, Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.

Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

Календарно- тематическое планирование

        

п.п

Часы учебно-

го

време

ни

Наименование раздела и тем

Плановые сроки

прохожде

ния

Характеристика деятельности учащихся

                                                                     Наша  речь (3ч)

1

1

Знакомство с учебником. Язык и речь и их значение в жизни.

Характеризовать особенности ситуации общения.

2

2

Требования к речи. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи

3

3

Диалог и монолог

Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Развивать познавательный интерес к происхождению слов.  Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

                                                                      Текст (4ч)

4

1

Текст. Признаки текста.

Отличать текст от других записей по его признакам Осмысленно читать текст. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить  в тексте смысловые пропуски

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, заключение. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной учебной  коммуникативной задачей

5

2

Смысловое единство предложений в тексте; тема и главная мысль текста; построение текста: вступление, основная и заключительная части

6

3

Смысловое единство предложений в тексте; тема и главная мысль текста; построение текста: вступление, основная и заключительная части

7

4

Анализ текста. Устный рассказ по рисунку, по данному началу и опорным словам

                                                                 Предложение(12ч)

8

1

Различие предложения и слова. Предложение, его назначение и признаки.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложении раздельно

Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения . Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения

9

2

Выделение предложений из потока речи.

10

3

Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах

11

4

Главные и второстепенные члены предложения и их значение.

12

5

Основа предложения

13

6

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения

14

7

Упражнение в распознавании главных членов предложения.

15

8

Второстепенные члены предложения

16

9

Распространенные и нераспространенные предложения

17

10

Составление рассказа по репродукции картины

И.С. Остроухова «Золотая осень»

Рассматривать   репродукцию   картины   И. С. Остроухова   «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника.

Составлять рассказ по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

18

11

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 1классе»

19

12

Работа над ошибками

Слова, слова, слова …(18ч)

20

1

Общее представление о лексическом значении слова.

Объяснять лексическое значение слова.

Находить в тексте незнакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам.

Распознавать многозначные слова,

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Определять значение слова по толковому словарю

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.                                                           

Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова синоним

Работать со словарями синонимов  учебника.

Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слова антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.

21

2

Понимание  слова как единства звучания  и значения. Значение слова в толковом словаре и тексте

22

3

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы однородных предметов

23

4

Однозначные и многозначные слова

24

5

Прямое переносное значение слов

25

6

Синонимы

26

7

Антонимы

27

8

Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам

28

9

Родственные слова

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определенными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Работать со словарём однокоренных слов учебника  Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

29

10

Однокоренные слова. Корень слова

30

11

Упражнение в распознавании коня  в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

31

12

Обобщение об однокоренных (родственных) словах

32

13

Слово, слог, ударение

Словарный диктант №1

Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Ударение. Определять ударение в слове.

Находить слова по заданной модели.

Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

33

14

Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения

34

15

Использование свойств подвижности ударения для проверки написания слов с безударным гласным в корне

35

16

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую  (якорь,     (крот, улей, зима), Переносить слова по слогам.

36

17

Упражнение  в переносе части слова с одной строки на другую

37

18

Контрольная работа №1 по теме «Слово. Слог. Ударение»

                                        Звуки и буквы (59ч)

38

39

1

2

Работа над ошибками.

Звуки речи и буквы для их обозначения на письме

Различать звуки и буквы. Осознавать смыс-лоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит».Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями.

40

3

Фонетический анализ (разбор) слова

41

4

Алфавит. Уточнение представлений об алфавите. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами

42

5

Составление рассказа  по репродукции З.Е. Серебряковой «За обедом»

Составлять рассказ по репродукции картины 3. Е. Серебряковой обедом», используя опорные слова (под руководством учителя)

43

6

Уточнение  представлений о гласных звуках. Роль гласных букв е, ё, ю, я, в слове

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава травы, травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным»гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непро-веряемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов.

Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

44

7

Слова с буквой э. Письменные ответы на вопросы к тексту

45

8

Обозначение  гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова.

46

9

Особенности проверочного слова

47

10

Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова

48

11

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными .

49

12

Упражнение в написании слов с проверяемыми безударными гласными .

50

13

Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением

51

14

Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением

52

15

Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением

53

16

Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемых и не проверяемых ударением

54

17

Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемых и не проверяемых ударением

55

18

Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемых и не проверяемых ударением.

56

19

Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемых и не проверяемых ударением. Словарный диктант №2

57

20

Составление рассказа по репродукции С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство»

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Составлять текст из предложений.

58

21

Уточнение представлений о согласных звуках и их основных признаках и о буквах, которыми они обозначаются согласные буквы на письме.

Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка».

оставлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком.

Различать согласный звук [й'] и гласный звук [и].  Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й]. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое» {чай-ка).

59

22

Уточнение представлений о согласных звуках и их основных признаках и о буквах, которыми они обозначаются согласные буквы на письме.

60

23

Согласный звук й и буква (и краткое). Наблюдение вариантов обозначения звука ,]

61

24

Согласный звук й и буква (и краткое). Наблюдение вариантов обозначения звука ,]

62

25

Удвоенные согласные

Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

63

26

Проект «И в шутку и всерьёз»

64

27

Твердые и мягкие  согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами

Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки

Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме.

65

28

Твердые и мягкие  согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами

66

29

Обозначение мягкости согласного звука Ь

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

67

30

Диктант №2 по теме «Правописание слов с изученными орфограммами»

68

31

Работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с мягкими согласными звуками

69

32

Проект «Пишем письмо»

70

33

Буквосочетания чн, чк, щн,  нч, нщ

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.). Работать с орфоэпи-ческим словарём

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями.Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн, нч,

71

34

Орфоэпические нормы произношения  слов с сочетаниями чн, чт

72

35

Правописание сочетаний чк,чн,чт,щн,нч

73

36

Проект «Рифма»

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

74

37

Буквосочетания жи-ши, ча-ща,чу- щу

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу,

Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща. чу—щу.

75

38

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща,чу- щу

76

39

Контрольная работа №2 по теме «Звуки и буквы»

77

40

Работа над ошибками

78

41

Глухие и звонкие согласные звуки. Определение качественной характеристики согласного звука

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие соглас-ные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой

надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

79

42

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемого и проверочного слова.

80

43

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемого и проверочного слова.

81

44

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемого и проверочного слова.

82

45

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемого и проверочного слова.

83

46

Обозначение буквами парных по глухости-звонкости в конце слова и перед согласными. Особенности проверяемого и проверочного слова

84

47

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук , на конце слова или перед согласным в корне

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка трава, травушка; мороз — морозы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согл. звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

85

48

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук , на конце слова или перед согласным в корне

86

49

Упражнение в написании слов с парным  по глухости-звонкости согласным в конце слова

87

50

Упражнение в написании слов с парным  по глухости-звонкости согласным в конце слова

88

51

Упражнение в написании слов с парным  по глухости-звонкости согласным в конце слова

89

52

Упражнение в написании слов с парным  по глухости-звонкости согласным в конце слова

90

53

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Словарный диктант №3

91

54

Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласными в корне слова

92

55

Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласными в корне слова

93

56

Использование на письме разделительного мягкого знака

Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мяг. знаком (ь).

Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком.  Объяснять написание разделительного ь в словах.

94

57

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи

95

58

Правописание слов с разделительным мягким знаком

96

59

Контрольное списывание

                                          Части речи (2ч) (общее представление)

97

1

Упражнение в группировке слов по частям речи

соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.

Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

98

2

Упражнение в группировке слов по частям речи

Имя существительное (19ч)

Имя существительное как часть речи (3ч)

99

1

Значение  и употребление в речи имен существительных.

Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

100

2

Ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи.

101

3

Ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи.

102

1

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

103

2

Упражнение в распознавании имён существительных, отвечающих на вопросы  кто?  что?

104

3

Упражнение в распознавании имён существительных, отвечающих на вопросы  кто?  что?

105

4

Упражнение в распознавании имён существительных, отвечающих на вопросы  кто? что?

     Собственные и нарицательные имена существительные (5ч)

106

1

Правописание собственных имен существительных

107

2

Правописание собственных имен существительных

108

3

Правописание собственных имен существительных

109

4

Правописание собственных имен существительных.

110

5

Составление устного рассказа по репродукции В.М.Васнецова «Богатыри»

Число имен существительных, изменение имен существительных

 по числам (2ч)

111

1

Упражнение в распознавании числа имен существительных и в изменении их по числам

Определять число имён существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга книги). Работать с орфоэпическим словарём.

Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля — туфли, простыня — простыни).

112

2

Употребление имен существительных только в одном числе

                                        Обобщение знаний об имени существительном(5ч)

113

1

Обобщение знаний об имени существительном

Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифици-ровать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существит. с определённым признаком.

114

2

Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи.

115

3

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

116

4

Контрольная работа №3 по теме «Имя существительное»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

117

5

Работа над ошибками

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

Глагол (12ч)

Глагол как часть речи (4ч)

118

1

Значение и употребление в речи глаголов. Ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи

Распознавать глагол среди других частей ре-чи по обобщённому лексическому значению и вопросу.  Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.                                            

Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

119

2

Упражнение в распознавании глаголов

120

3

Упражнение в распознавании глаголов

121

4

Составление рассказа по репродукции А.К. Саврасова «Грачи прилетели»

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

                                                             Число глагола (2ч)

122

1

Изменение глагола по числам

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. 

 Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.                                                                                         

123

2

Формирование навыка правильного употребления глаголов (одеть, надеть) в речи.

                                 Правописание глаголов с частицей НЕ (1ч)

124

1

Правописание глаголов с частицей НЕ

Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).

                                                 Обобщение знаний о глаголе (2ч)

125

1

Упражнение в распознавании глаголов, правописание глаголов с изученными орфограммами

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множествен-ное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола.

126

2

Восстановление деформированного повествовательного текста

                               Текст – повествование и роль в нем глаголов (3ч)

127

1

Наблюдение над ролью глаголов в тексте – повествовании.

Распознавать текст-повествование.

Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.

128

2

Составление текста-повествования на предложенную тему.

129

3

Диктант №3 по теме «Глагол»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Имя прилагательное (13ч)

Имя прилагательное как часть речи (6ч)

Анализировать свою письменную работу; работать над ошибками

130

1

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилага-тельное и лексическим значением имён прилагательных.

Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

131

2

Значение и употребление в речи имен прилагательных

132

3

Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и словосочетании

133

4

Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и словосочетании

134

5

Употребление в речи мен прилагательных противоположных по значению

135

6

Упражнение в распознавании имен прилагательных среди однокоренных слов

                   Единственное и множественное число имен прилагательных (2ч)

136

1

Число имен прилагательных, изменение  имен прилагательных по числам.

Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.

Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

137

2

Упражнение в определении и сравнении имен прилагательных единственного и множественного числа.

        Обобщение знаний об имени прилагательном(2ч)

138

1

Обобщение знаний об имени прилагательном

139

2

Упражнение в определении и сравнении имен прилагательных единственного и множественного числа. Словарный диктант № 4

Текст – описание и роль в нем имен прилагательных (3ч)

140

1

Понятие о тексте –описании.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя).

141

2

Составление текста- описания на основе личных наблюдений( описание домашнего животного)

142

3

Составление  текста- описания натюрморта по репродукции Ф. П. Толстого  «Букет цветов, бабочка и птичка»

                                                           Местоимение (4ч)

143

1

Местоимение как часть речи

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена сущес.

различать местоимения, правильно употреблять их в речи, совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.

Составлять из предложений текст,

144

2

Значение и употребление личных местоимений

145

3

Редактирование текста с повторяющимися именами существительными

146

4

Составление по рисункам текста - диалога

                                               

                                                  Текст – рассуждение (2ч)

147

1

Текст – рассуждение  (общее понятие)

Распознавать текст – рассуждение

Создавать устные и письменные тексты- рассуждения

148

2

Структура текста - рассуждения

                                                                    Предлоги (6ч)

149

1

Предлог как часть речи. Роль предлога в речи.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

Раздельно писать предлоги со словами.

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами.

Правильно употреблять предлоги в речи

Раздельно писать предлоги со словами.

150

2

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами

151

3

Раздельное написание наиболее распространенных предлогов с именами существительными

152

4

Упражнение в распознавании предлогов, в правильном их употреблении с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными

153

5

Восстановление деформированного повествовательного текста.

Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст.

154

6

Проект « В словари – за частями речи!»

155

7

Контрольная работа №4 по теме

« Части речи»

Оценивать свои достижения при выполнении заданий

Повторение изученного (16ч +4ч )

156

1

Работа над ошибками. Слово. Словосочетание. Предложение.

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

157

2

Части речи, их значение  и признаки. Разбор слова как части речи

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

158

3

Самостоятельные части речи.

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

159

4

Служебные части речи.

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи

160

5

Корень как часть слова и общая часть родственных слов.

Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем).

Контролировать правильность объединения слов в группу.

161

6

Корень как часть слова и общая часть родственных слов.

162

7

Однокоренные слова

163

8

Диктант №4 по теме «Правописание орфограмм корня»

Применять изученные правила при записи под диктовку

164

9

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-

буквенный разбор слов

165

10

Правописание безударных гласных.

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

166

11

Правописание безударных гласных.

167

12

Правописание звонких и глухих согласных.

168

13

 Правописание звонких и глухих согласных.

169

14

Правописание орфограмм в  корне слова.

170

15

Правописание орфограмм в  корне слова.

171

16

Тестирование по теме «Изученное во 2 классе»

Контролировать собственные действия.

Определять наличие изученных орфограмм.

172

17

Работа над ошибками. Правописание орфограмм в  корне слова.

173

18

Упражнения в применении изученных правил правописания

Применять изученные правила при записи под диктовку

174

19

Упражнения в применении изученных правил правописания

Находить в тексте слова, требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

175

20

Упражнения в применении изученных правил правописания

                                   

  Материально- техническое обеспечение образовательного процесса Книгопечатная продукция

Канакина В.П. ,Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А. , Бойкина М.В. Русский язык. Программа.–М. : Просвещение, 2011

Учебники

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2012
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2012

Рабочие тетради

  1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.В 2ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2012
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г.Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс.В 2ч. Ч.1.– М.: Просвещение, 2012

Методические пособия

1.Поурочные планы. Русский язык. (Электронное пособие)- Волгоград:Учитель,2009

2.Жиренко О.Е., Обухова Л.А.Поурочные разработки по русскому языку + фольклор на уроках русского языка и чтения. -М.: ВАКО,2007

3. Бетенькова Н. М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка [Текст] / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. (1–4 кл.). – М.: АСТ Астрель, 2004.

 4.Волина В. Весёлая грамматика [Текст] / В. Волина. – М., 1995.

 Волошина О. И. Русский язык. Тесты. 1–4. – М.: Дрофа, 2001.

5. Канакина В.П., Щеголев Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ

6. Зубарева Л.В., Плешакова. Развивающие задания и упражнения (Электронное пособие по русскому языку)-Волгоград: Учитель ,2010

7.Дьячкова Г.Т., Каркошкина Т.Н., Чаус Е.А. Олимпиадные задания( Электронное пособие)

-Волгоград:Учитель,2010

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе

по русскому языку

Словари по русскому языку

Технические средства обучения

1. Классная магнитная доска набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Маркерная доска.
3. Ноутбук

4. Мультимедийный проектор

Оборудование класса

Ученические парты

Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов

Формы и средства контроля

C целью выявления степени усвоения программного материала планируется проведение 14 контрольных работ :

Списывание – 1

Диктант – 4

Словарный диктант – 4

Тестирование – 1

Контрольная работа – 4

Количество слов для словарных диктантов: 8-10 слов

Количество слов для контрольных диктантов: в 1полугодии – 30-35, в конце года- 40-45 слов. 

      Диктант №1

                                                             Заблудились.
Мальчики идут в лес за грибами. На сосне белка. Миша Сорокин и Лёня Петров побежали за ней. Белка прыг да прыг и увела ребят в чащу. Стали они кричать. Крик услышал лесник. Он помог мальчишкам выйти из леса.
Задания
1. Подчеркнуть буквы, которые надо проверить:
1-й вариант—в первых двух предложениях;
2-й вариант—в четвёртом предложении.
2. Поставить ударение в словах этих предложений.

Диктант №2

                                                                   Зима в лесу.
Побелели поля и луга. Льдом покрылась река, она уснула, как в сказке. Красиво в лесу. На ёлках и соснах лежат снеговые шубы. Пушистые варежки зимушка надела на ветки деревьев. Молодые кустики укрылись пушистым снежком. Под елью на снегу видны узоры разных следов. Как хороши эти узоры!
Задания
1. В пятом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
2. Разобрать слова по составу.
Охрана, комочки, цвет.
3. К словам сторож, голод подобрать однокоренные слова с безударными гласными в корне, выделить корень.

Диктант №3

                                                                     Весной.
Пришла радостная пора. Весеннее солнце сгоняет снег. По овражкам журчат ручьи. Оживает каждый кустик и травинка. На деревьях набухли и потемнели почки. На голых ветках орешника показались цветы. Они похожи на серые колючки на гибких прутьях. Это серёжки. Появились проталины. Пробегает лёгкий ветерок. Скоро зацветут ранние цветы. Здравствуй, весна! Здравствуй, яркое солнце!
Задания
1. Подчеркнуть главные члены в десятом предложении.
2. Выписать одно слово с безударной гласной, одно — с парной согласной в корне, которые нужно проверить.
3. Подобрать и записать слово, противоположное по значению.
Радостный —...

Диктант №4

                                                               Река Медведица.
Протекает по русской земле река Медведица. Она впадает в Волгу. Красивы её берега. По обеим сторонам стоят сосновые леса. Над рекой низко склонились грустные ивы. Гибкие ветви свисают над зеркальной гладью воды. Под корягами ходят стайки мальков. По утрам от воды поднимается лёгкий туман.
На берегу чудесный пляж. Ребятишки из деревни Посады бегут к реке. Купанье освежает. Хорошо полежать на песке под лучами солнца.
Задания
1. Пятое предложение разобрать по членам предложения. Выписать сочетания слов по вопросам.
2. К прилагательному лёгкий подобрать противоположное по значению.
Лёгкий (туман) —...

Словарный диктант №1

Здравствуй, прощай, сентябрь, родина, скоро, быстро, ветер, рисунок, яблоко, яблоня.

Словарный диктант №2

Берёза, ягода, лопата, осина, дорога, до свидания, сахар, желтый, посуда.

Словарный диктант №3

Одежда, снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток, урожай, мебель, коньки, тарелка

                                                                        Словарный диктант №4

Народ, метро, завод, вдруг, отец, фамилия, город, улица, Россия,

Контрольная работа №1

  1. Списать.. Обозначить в словах ударение. Разделить слова на слоги вертикальными черточками.

  У всякого зверя своя защита: у медведя — могучие лапы, у волка — крепкие зубы, у быка и барана — рога.

      2. Подобрать и написать слова, в которых:

один слог; два слога и ударение падает на первый слог; два слога и ударение падает на второй слог;

три слога и ударение падает на второй слог.

      3. Списать, разделив слова для переноса.      

Удочка, подарок, ребус, низенький, ехать.

       4. Дописать слог или слоги, чтобы получилось слово.

 Ма... , по... , чай... , ре... , ро... .

5.Выбрать предложения на тему «Цыпленок и его мама», расположить эти предложения так, чтобы получился текст.

      Под дубом рос белый гриб. И была у него мама. Жил на свете цыпленок. Ястреб свил гнездо на вершине сосны. Он был маленький. Мама очень любила цыпленка.

 

6. Найти лишнее слово.

 Тополь, ель, роза, сосна;
      опята, оса, груздь, сыроежка;
      журавль, жук, соловей, жаворонок;
      молоток, портфель, пила, топор.

Контрольная работа №2

  1. Запиши однокоренные слова группами.

      Снег, цветник, звонкий, снеговик, садик, звон, рассада, садовник, цветной, звонить, сад, цветёт, снежок, цветок, снежинка, цвет, звонок, посадить, снегурочка, звоночек.

     2.  Подбери названия (имена собственные) следующим предметам и запиши.

Собака  …, корова …, кот …, река …, улица …, город …, деревня ….

3   Раздели слова в две группы: в первую – с разделительным мягким знаком, во вторую – со смягчающим мягким знаком.

Окуньки, осенью, платье, пальто, семья, вьюга, учительница, льёт, крыльцо, счастье, сильный, пальцы.

  1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. устно подбери проверочные слова.

     Зима началась лё..кими м..ро..цами. Принарядила она дере..ца и кусты в белые шу..ки. На каждый сугро..  надела ша..ку. Под сне..  на ночь спрятала ря..чика. А м..две..ь  уже с осени зале..  в берлогу.

  1. Запиши пословицы, вставь пропущенные буквы.

Ш..ла в мешке не утаишь.

Ч..жая душа – потёмки.

Сам погибай – а т..варищ..  выруч..й

Контрольная работа №3

1.Прочитай слова: Кукла, тетрадь, ветер, малыш, снег, картина, воробей, учитель, гром.

Запиши слова в три столбика:

Предметы

Живые существа

Явления природы

2.Образуй одушевлённые имена существительные.

пожар - …

футбол - ….

гитара - …

3.Подчеркни имена собственные.

Мальчик Слава, река Терек, попугай Гоша, гора Эльбрус.

4.Поставь имена существительные во множественное  число, вставь пропущенные буквы.

зв…зда - …..                              д…ревня -

журавль - ….                            яг…да –

5.Составь предложения и запиши их. Подчеркни одной чертой собственные имена существительные, двумя чертами – нарицательные.

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу.

Контрольная работа №4

  1. Исправьте ошибки.

Аня Соколова и толя Суботин ходили в лес Харашо зимой в лису! Вот слиды птиц. На уроке русского языка рибята напишут расказ.

  1. Составьте предложения. Подчеркните главные члены. Укажи части речи

лесную, полянку, солнце, пригрело, весной

бегут, весело, по, ручьи, полям

из, медведь, выбрался, берлоги

в, звонко, поют, лесу, птицы

  1. Раздели слова в два столбика (кто?, что?).

Рак, село, ягода, ворона, Иван, дождь, поляна, лисица.

  1. Выпиши слова, обозначающие действие предметов.

Бежит, весна, белеет, беленький, вьют, улица, рисует, тает.

  1. Напиши признаки предметов.

Заяц (какой?) - ….

Лиса (какая?) – ….

Море (какое?) – ….

     6.  Раздели текст на предложения. Запиши

Контрольное  списывание.

Утята.

      Гуляли забавные утята по двору. Ходили они гуськом чистые и пушистые. Искали малыши корм. Щипали утята травку.

       Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в речке.

- О чём текст? Озаглавь  текст. Спиши.

Грамматическое задание.

  1. Подчеркни слова, которые по-разному называют утят.
  2. Найди в тексте два слова с безударной проверяемой гласной в корне слова, выпиши. Придумай на это правило ещё два слова, запиши их.
  3. Найди два слова с мягким знаком-показателем мягкости, выпиши. Подбери ещё три слова на это правило, запиши их.
  4. Выпиши первое предложение. Выдели в нём главные члены предложения. Определи части речи в этом предложении.
  5. Раздели слова для переноса: пушистые, речка, утята, корм, гуськом.
  6. Сделай звуко-буквенный анализ слова утята.

Тестирование «Изученное во2 классе»

Учени____ 2класса _______________________________________________________________

  1. Подчеркни слова, которые начинаются на звонкий звук.

грач         труба

дача         крот

март        сыр

  1. Подчеркни слова, которые начинаются на мягкий согласный звук.

петь    мята

крыша       лампа

липа          тропа

  1. Подчеркни верный вариант деления слова на слоги.

ко-ньки, конь-ки

ско-льзкий, сколь-зкий, скольз-кий

приг-о-рок, при-го-рок, при-гор-ок

  1. Подчеркни верный вариант ударения в слове:

звонит, звонит, алфавит, алфавит, щавель, щавель.

  1. Определи сколько звуков в данных словах. Отметь знаком «+» верные ответы.

окунь     тайга       съели

пять        четыре   три

  1. Какие части слова подчёркнуты? Отметь знаком «+» верные ответы.

лесной             забежал              котёнок

приставка        приставка          приставка

корень              корень               корень

суффикс           суффикс            суффикс

  1. Какие из данных слов однокоренные? Подчеркни.

Вода, водяной, водный, заводной.

  1. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах.

Р е/и бята    с а /о бака    тра м/н вай

9. Соедини стрелочкой слова с безударной гласной с проверочными словами. Вставь пропущенные буквы.

                             д –мик                                                                 тр-винка

   д -ма                 д-мище                              тр-ва                          тр-вка

                                   д- машний                                                            тр-вяной

10 . Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах:

под ъ/ь езд,    в ъ/ьюга,     с ъ/ьёмка,       л ъ/ь ём

11. Напиши, где нужно, вместо пропуска ь.

ден-, печ-ка, ноч-ной, кон-ки, овощ-ной, слон-.

12. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах.

М/м осква, С/с ело, О/о ка, В/в асилий, Г/г ород, Р/ река.

13. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах.

Ле б/ф, кро д/т, гла з\с, ё ж/ш, ду п/б, вол к/г.

14. Подчеркни слова с предлогами.

(от) бежал  (от) остановки,

(в) летел (в) дом,

(за) катился  (за) шкаф

15.Отметь знаком «+» слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какие?

летний           ходил

ручей              говорил

река                зелёные

16. Отметь знаком «+» слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

мышка        еловая

серая           бегать

шишка        девочка

17. Отметь знаком «+» слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?

славный                     ходил

спел                            цветы

пища                           читаем

18. Отметь знаком «+» предложения.

      Стоит тёплый летний день.

Туча гром большая упали

На землю упали первые капли дождя.

       дождь лить сильный навес

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...