Раздел программы "Учимся родному языку"(10 часов)
план-конспект занятия по русскому языку по теме

Кузьминова Наталья Васильевна

Раздел содержит пояснительную записку, содержание, а так же тематическое планирование при подготовки детей к школе, т.е. при работе в ШБП. Итоговое занятие  "Игра - путешествие по городу звуков".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_programmy_uchimsya_rodnomu_yazyku.doc58 КБ
Microsoft Office document icon tema.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 3

«Учимся родному языку»

(10 часов)

          В процессе общения пополнять  активный  словарь  словами, характеризующими качества и свойства предметов (какой? из чего сделан? для чего нужен?), обобщающими словами (мебель, одежда, обувь, посуда и пр.).

         При ответе на вопросы, описании предметов пользоваться словами, характеризующими их свойства и качества (например: широкий, мелкий,  глубокий, узкий, мягкий и др.).  Сравнивать объекты окружающего мира, описывать схожие и различные черты (например: два разных яблока, яблоко и банан и др.).

         Задавать различные вопросы взрослым и сверстникам.  В процессе речевого общения, игры, занятий использовать слова, характеризующие эмоциональные состояния людей (печальный, грустный, обиженный, усталый).

         Участвовать в коллективном рассказывании, беседе, в составлении более полной характеристике любого объекта – игрушки, предмета быта, декоративно – прикладного искусства (название, назначение, цвет, форма, величина, материал).

         Составлять небольшие рассказы на близкие детям темы (игры, любимые занятия, игрушки, праздники).

        Кратко характеризовать особенности внешнего вида, повадок, условий обитания животных (например: кошки, утёнка, муравья, лягушки, вороны).

        Составлять описательные и повествовательные рассказы по графической схеме - плану  на доступные детям темы (например: «Что случилось в лесу», «Зимние забавы», «Весна пришла» и др.). Составлять рассказ - рассуждение, рассказ по серии сюжетных картинок (последовательной и с нарушением последовательности) на доступные детям темы.

       Проявлять интерес к рифмованию слов, участвовать в коллективном придумывании стишков, потешек, загадок. Заучивание скороговорок, чистоговорок.

       В процессе моделирования учиться различать слово и предложение, составлять предложения по образцу и самостоятельно. В игре строить модели предложений.

       Выделять часто встречающийся в словах звук, обозначать его соответствующим знаком – заместителем. Следуя образцу, интонационно выделять в слове звук, называть его изолированно; называть слова по определённому фонематическому признаку, гласные и согласные звуки, пары звуков по твёрдости – мягкости.

       Соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить звуковой анализ слов из трёх – пяти звуков (в процессе моделирования).

        Различать и обозначать соответствующим  знаком – заместителем гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки. В соответствии с игровыми правилами менять звуковой состав слова, называть слова с определённым звуком, заданной звуковой структурой слова.

      Читать слоги, структурно несложные слова и предложения. Интонационное выделение ударного слога, обозначение ударения.

     Самостоятельно сравнивать результаты своей работы с образцом.

     Тематическое планирование «Учимся родному языку»

№п/п

          Тема   занятий

      Формы      

  проведения

Универсальные учебные действия (УУД)

Кол-во

часов

   1

Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Описание картинки. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами». Обведение узоров по контору.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные  –осмысливания процесса общения как способа и передачи информации; описание предмета; логические - логические - построении рассуждений о значении понятия «общение»; описание картинки.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: адекватное представление о школе, о поведении в процессе учебной деятельности.

    1

  2

Слово. Предложение. Текст. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Игры «Опиши предмет». Обведение узоров по контору.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – составление рассказа по сюжетным картинкам, обозначая каждое предложение полоской; логические – выявление сходства и различия в объектах; построение рассуждений о значении понятия «предложение».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные:  высказывают своё мнение.

     1

   3

Гласные звуки и буквы. Нахождение и выделение их в тексте. Моя любимая игрушка. Игра «Кто наблюдательнее». Обведение узоров по контору.

 Беседа,

 рассуждение,

 описание.

Познавательные:  общеучебные  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  логические – классификация предметов по заданному признаку; сравнение звуков; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.

     1

   4

Гласные и согласные звуки. Условные знаки и обозначения. Игра «День - ночь». Обведение узоров по контору.

 Беседа,

 рассуждение.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, ознакомление со схемами звукового состава слов;  логические –  сравнение звуков; выделение заданного звука в словах, определение его места в слове.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами; уважают мнение других.

      1

    5

Гласные звуки. Условные обозначения. Звуковой анализ слов. Игра «Идём в гости». Обведение узоров по контору.

 Беседа.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, ознакомление с обозначением гласного звука в модели слова;  логические –  сравнение звуков; выделение заданного звука в словах; определение его места в слове.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами; уважают мнение других.

      1

   6

Согласные звуки. Введение понятий «твёрдый и мягкий согласные звуки». Игры «Сказочные владения радуги», «Доскажи словечко». Обведение узоров по контору.

 Беседа.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, ознакомление с обозначением согласных твёрдых и мягких звуков в модели слова;  логические –  построение рассуждений о значении понятий «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами; уважают мнение других.

      1

   7

В стране слов и слогов. Господин слогораздел. Игра «Раздели слоги на части». Обведение узоров по контору.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – ознакомление со способом чтения прямого слога; выполнение звукового анализа слов; структуирование знаний;  логические –  построение рассуждений о значении понятия «слог».

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

     1

   8

Ударение. Обозначение ударения. Игра «Молоточки».  Малые жанры фольклора (разучивание скороговорок, чистоговорок). Обведение узоров по контору.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы; выполнение звукового анализа слов;  

логические –  построение рассуждений о значении понятий «слог», «ударение», «ударный слог»; соотнесение слова (название рисунка) со слогоударной схемой слова.

Регулятивные: принимать сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение.

     1

   9

Звуковые схемы. Составление слов из заданных звуков. Игры «Доскажи словечко», «Составь слово». Обведение узоров по контору.

Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов; составление моделей слов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структуирование знаний; логические – преобразование слов путём замены буквы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение

     1

  10

Игра – путешествие по городу звуков. Анализ слов. Составление рассказа по сюжетной картинке. Игра «Угадай словечко».

Обведение узоров по контору.








Дидактическая

        игра.

Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов; составление моделей слов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структуирование знаний;  составление рассказа по сюжетным картинкам; логические – преобразование слов путём замены буквы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами другим авторитетным мнением.

     1



Предварительный просмотр:

                       Тема:  Игра – путешествие по городу звуков.

Закрепление знаний о звуках русского языка. Анализ слов. Составление рассказа по сюжетной картинке. Игра «Угадай словечко». Обведение узоров по контору. Развитие речи, наблюдательности.

         План занятия

 Деятельность

                  учащихся

            УУД

  1. Орг. момент.
  2. Повторение о звуках.

- Отправляемся в путешествие по городу звуков.

- В этом городе живут  гласные и согласные звуки.

- Какие звуки называем гласными? Докажите.

- Какие согласными? Докажите.

- Вспомним стихи о звуках:

 Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать,

Но не желают скрипеть и молчать…


А согласные согласны-

Шелестеть, ворчать, сопеть, даже фыркать и скрипеть, но не хочется им петь…

- Молодцы!

- Какими бывают согласные звуки? Приведите пример.

- Какими фишками мы их обозначаем?

  3. Практическая  

                        работа.

- Вдруг на город налетел сильный ветер и сорвал со звуков их платьица.

Помогите им приобрести прежний наряд.






     3. Физминутка.

  1. Анализ слов.

- Буквы рассыпались. Собери из них слова.

   К                   Ш

          О                     Т

  А             Д       М


      

Шар, дом, кот.

- Составим схемы слов, дадим характеристику каждому звуку.

  5. Составление рассказа по сюжетной картинке.

- Составим из картинок рассказ.


  1. Игра «Доскажи словечко».



  1. Физминутка.

(подготовка руки к штриховке).

    Пальчик, пальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел.

  1. Штриховка фигур.

- Найдите закономерность, заштрихуйте фигуру.



  1. Итог.

- Чем занимались? Какие задания понравилось выполнять? Что вызвало затруднение?

Спасибо! Было приятно с вами работать. До скорой встречи!

Мотивационный момент - дети настраиваются на работу.





Фронтальная работа. Дети высказывают своё мнение, вспоминают стихи о звуках.



























Индивидуальная работа.

Дети закрашивают гласные и согласные звуки в соответствующие цвета: красный, синий, зелёный.





Двигательная разгрузка.


Дети составляют слова, схемы слов, характеризуют каждый звук.








Работа в парах.



Составление рассказа, определение порядка событий.

Фронтальная работа.








Игра в рифму.

Ребята подбирают рифму.

Фронтальная работа.









Сжимание и разжимание кистей.

Мышечная релаксация.










Дети заштриховывают фигуру, не нарушая последовательности.

Индивидуальная работа.


Высказывания детей.

Познавательные: общеучебные – выполнение звукового анализа слов; составление моделей слов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структуирование знаний;  составление рассказа по сюжетным картинкам; логические – преобразование слов путём замены буквы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами другим авторитетным мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура добрососедства (4 класс) "Принимаем гостей, приветствуя их на родном языке" ( раздел программы «Язык соседа»).

Цели и задачи урока:патриотическое и национальное воспитание подрастающего поколения;формирование нравственных ценностей;развитие коммуникативных, творческих, индивидуальных способностей ;пополнение с...

рабочая программа по родному языку в русской группе 2 часа в неделю 3 кл

рабочая программа по родному языку в русской группе...

КТП по родному языку 2 часа

Календарно-тематический план родного языка 4 класс...

Методические рекомендации. Предмет «Технология». «Композиция с использованием волокнистых материалов, картона, бумаги и приема плетения.» Раздел «Человек и земля» (32 часа), тема «Народный костюм» (4 часа).

Методические разработки. Предмет «Технология». «Композиция с использованием волокнистых материалов, картона, бумаги и приема плетения.»Раздел «Человек и земля» (32 ...

Рабочая программа по предмету « русский родной язык» 4 б,в класс (класс) 34 часа

Рабочая программапо  предмету « русский родной язык»  4 б,в  класс(класс)34 часа...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (17 часов)

Данный материал представляет собой рабочую программу по литературному чтению на родном языке (русском) для 3 класса с пояснительной запиской и КТП на 17 часов...

Литературное чтение на родном языке(русском)_1 класс (0,5 часа)

Литературное чтение на родном  языке (русском)_1 класс...