Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами
Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Со словами с непроверяемым написанием младшие школьники встречаются практически на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.
В школе для заучивания словарных слов чаще всего прибегают к многократному повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, а плоды его ощутимы лишь на короткое время.
Используя различные методы работы со словарными словами, я ставлю следующие цели:
- активизировать интеллектуальные, творческие, эмоциональные ресурсы личности;
- формировать правильную самооценку, внутреннюю мотивацию, навыки учебной деятельности;
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- повысить качество обучения.
Каким бы не был мой урок, ведущими приемами всегда остаются ситуация игры и поиска, проблемная ситуация или вопрос. Часто использую нетрадиционные формы урока: урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник и т.д.
На одном из таких уроков мы знакомились с новым словарным словом ВЕТЕР.
- Отгадав загадку:
По полю рыщет,
Поет, да свищет,
Деревья ломает,
К земле приклоняет. (Ветер)
- Учащиеся поспешили записать отгадку, но встретились с затруднениями, т.к. не знали какую гласную писать в слабой позиции. И, предложили решить эту проблему, исследуя слово.
- На доске вывешивается табличка со словом ВЕТ.Р.
- Я предложила учащимся побывать на заседании «Ученых советов».
Группы – «ученые советы» - формируются по цвету (В начале урока на партах лежат цветовые элементы карт. Дети ищут свою группу по цвету, пересаживаются за определенный стол и складывают карту. Получаются слова-названия разделов русского языка: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография» и т.д. – это и есть названия «Ученых советов»). Таких советов 4, по 5 человек в каждой, а остальные «ученые» выполняют спецзадание: работа с фразеологизмами – 3 человека и синтаксический разбор предложения – 2 человека.
- Каждой группе выдается чистый лист, памятка и словарь.
ПАМЯТКИ:
«Морфология» - изучает части речи.
- часть речи;
- вопросы;
- что обозначает;
- характеристики этого слова.
«Фонетика» - изучает звуки.
- ударение и безударные гл.;
- слоги;
- транскрипция;
- согл., гл.;
- буквы, звуки.
Начинается самостоятельная исследовательская работа групп. Выбранный детьми ученик (докладчик) записывает результаты исследования на листе.
Затем прикрепляет лист с полученными результатами на доску и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Остальные ученики слушают и оценивают работу данной группы.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:
- Докладчик «ученого совета» «Орфография»:
В слове ВЕТЕР ударение падает на гласную Е, значит вторая гласная – безударная, в слабой позиции ее нужно проверить. Гласная непроверяемая, ее следует проверить по словарю и запомнить. В слове ВЕТЕР пишется буква Е. В этом слове 1 орфографическая трудность.
- Докладчик «ученого совета» «Морфология»:
Ветер – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.
Предмет - неодушевленный, мужского рода, ед.числа.
- Докладчик «ученого совета»Словообразование»:
Однокоренные слова: ветерок, ветрище, ветреный, обветрить и т.д.
Корень слова – ветер.
- Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:
Демонстрирует транскрипцию слова: [в' э т' и р]. Дает полную характеристику звукам. Называет количество букв и звуков в слове.
- Каждая группа предлагает свой вариант ПИКТОГРАММЫ, которая помогает запомнить данную орфограмму. После представления пиктограмм, выбирается наилучшая, которую дети зарисовывают в свой индивидуальный словарик.
ВЕТ Р
- Проверка выполнения спецзадания.
Ученики исследовали слово ветер с точки зрения фразеологии. Они нашли определения фразеологизмам в литературе и заслушивают ответы учащихся, соглашаясь с их мнениями или опровергая их.
Например:
Ветер в голове – речь идет о человеке несерьезном, легкомысленном, ненадежном.
Ветер свистит в карманах – карманы пусты.
- Закрепим наши знания, из данных слов составьте предложение.
Березки, веет, сквозь, ветерок, тихо, теплый.
Какая наука поможет нам продолжить исследования?
(Наука синтаксис, которая изучает связь слов и предложение).
Сквозь березки тихо веет теплый ветерок.(синтаксический разбор предложения)
2 ученика, которые отвечали за это задание, в последствии, предлагают выполнить дополнительные задания: отметить части речи, выписать словосочетания с новым словарным словом; составить следующие предложения, продолжая речь о ветре и т. д.
Подведение итогов работы:
- С какой целью мы сегодня выполняли исследовательскую работу?
(Узнали, как писать еще одно слово с непроверяемой гласной – это слово ВЕТЕР.)
- Можем ли мы утверждать, что все знаем о слове ветер? (нет)
Мы не исследовали его с точки зрения этимологии. Узнать историю происхождения слова ВЕТЕР вам предстоит дома – это и будет вашим домашним заданием.
Хотелось бы вам узнать научные данные о ветре, о том, какие бывают ветры и почему они возникают? Желающие могут подготовить об этом доклад к уроку «Окружающий мир».
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, дополнительной литературой (газеты, журналы, энциклопедии, справочники и т.д.), что в наше время – в век компьютеризации немало важно.
Это то, что касалось работы моих выпускников. Но со словами с непроверяемой гласной мы начинаем работать с первого класса. И о работе моих первоклассников я тоже хотела бы сказать несколько слов.
Как всегда, на уроке присутствует форма игры: «Сегодня мы попали на цветочную поляну. Посмотрите на парту, карточки какого цвета перед вами? (красные – это маки, желтые – это одуванчики, белые – это ромашки и голубые – васильки.)
В четырех разных сторонах стоят «Главные цветочки» - это и есть будущие докладчики! У этих детей такая же карточка и по команде: 1,2,3 – полянка наша расцвети, дети подбегают к своему докладчику, занимают определенное место и исследуют словарные слова.
После исследования каждая группа (по мере окончания работы) вывешивает под карточкой своего цвета листок с выполненными заданиями:
Линейка – ударение падает на гласный Е, безударная И. Запомнить легко – лИния (она получается ровной, если чертить по линейке). Сверяются с орфографическим словарем!
Линейка – это предмет, предмет – неодушевленный, т.к. отвечает на вопрос что?
[л' и н' э й' к а] – 7 букв, 7 звуков, 4 согл., 3 гласных (могут дать характеристику каждому звуку);
Составляют словосочетания: линейка (какая?) длинная, деревянная, прямая, розовая;
Составляют предложения по данным схемам с новым словарным словом: __ _________ ______ _ _ _ _ _
Составление пиктограмм. Это самое любимое занятие учащихся. Да, и опыт показывает, что постоянное использование подобных приемов, дает возможность повысить эффективность обучения по сравнению с простым заучиванием словарных слов. Вот несколько из них:
Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса активно работают в парах и группах, справляются со словарными диктантами, посещают библиотеку, самостоятельно готовят дополнительный материал к урокам. Я буду продолжать начатую работу и постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для работы над словарным словом"Сапоги"
Презентация к уроку русского языка (1-2 класс) для работы над словарным словом "Сапоги"....
Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."
Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...
Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"
Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-244393-1366211905.jpg)
Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.
"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/08/picture-218841-1473353713.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)
Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/19/picture-868310-1482161900.jpg)
Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.
Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/25/picture-100601-1387919259.jpg)
План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...