Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Муратова Марина Викторовна

 

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроке русского языка при работе со словарными словами

Исследовательская деятельность на уроке русского языка – это творческая деятельность в целях изучения предмета, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Со словами с непроверяемым написанием младшие школьники встречаются практически на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.

В школе для заучивания словарных слов чаще всего прибегают к многократному повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, а плоды его ощутимы лишь на короткое время.

Используя различные методы работы со словарными словами, я ставлю следующие цели:

- активизировать интеллектуальные, творческие, эмоциональные ресурсы личности;

- формировать правильную самооценку, внутреннюю мотивацию, навыки учебной деятельности;

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- повысить качество обучения.

Каким бы не был мой урок, ведущими приемами всегда остаются ситуация игры и поиска, проблемная ситуация или вопрос. Часто использую нетрадиционные формы урока: урок-путешествие, урок-сказка, урок-праздник и т.д.

На одном из таких уроков мы знакомились с новым словарным словом ВЕТЕР.

  1. Отгадав загадку:

По полю рыщет,

Поет, да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

  1. Учащиеся поспешили записать отгадку, но встретились с затруднениями, т.к. не знали какую гласную писать в слабой позиции. И,  предложили решить эту проблему, исследуя  слово.
  2. На доске вывешивается табличка со словом ВЕТ.Р.
  3. Я предложила учащимся побывать на заседании «Ученых советов».

Группы – «ученые советы» - формируются по цвету (В начале урока на партах лежат цветовые элементы карт. Дети ищут свою группу по цвету, пересаживаются за определенный стол и складывают карту. Получаются слова-названия разделов русского языка: «Морфология», «Фонетика», «Словообразование», «Орфография» и т.д. – это и есть названия «Ученых советов»). Таких советов 4, по 5 человек в каждой, а остальные «ученые» выполняют спецзадание: работа с фразеологизмами – 3 человека и синтаксический разбор предложения – 2 человека.

  1. Каждой группе выдается чистый лист, памятка и словарь.

ПАМЯТКИ:

«Морфология» - изучает части речи.

- часть речи;

- вопросы;

- что обозначает;

- характеристики этого слова.

«Фонетика» - изучает звуки.

- ударение и безударные гл.;

- слоги;

- транскрипция;

- согл., гл.;

- буквы, звуки.

Начинается самостоятельная исследовательская работа групп. Выбранный детьми ученик (докладчик) записывает результаты исследования на листе.

Затем прикрепляет лист с полученными результатами на доску и рассказывает о том, что узнал «ученый совет». Остальные ученики слушают и оценивают работу данной группы.

ПРОВЕРОЧНАЯ  РАБОТА:

  1. Докладчик «ученого совета» «Орфография»:

В слове ВЕТЕР ударение падает на гласную Е, значит вторая гласная – безударная, в слабой позиции ее нужно проверить. Гласная непроверяемая, ее следует проверить по словарю и запомнить. В слове ВЕТЕР пишется буква Е. В этом слове 1 орфографическая трудность.

  1. Докладчик «ученого совета» «Морфология»:

Ветер – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет.

Предмет - неодушевленный, мужского рода, ед.числа.

  1. Докладчик «ученого совета»Словообразование»:

Однокоренные слова: ветерок, ветрище, ветреный, обветрить и т.д.

Корень слова – ветер.

  1. Докладчик «ученого совета» «Фонетика»:

Демонстрирует транскрипцию слова: [в' э т' и р]. Дает полную характеристику звукам. Называет количество букв и звуков в слове.

  1. Каждая группа предлагает свой вариант ПИКТОГРАММЫ, которая помогает запомнить данную орфограмму. После представления пиктограмм,  выбирается наилучшая, которую дети зарисовывают в свой индивидуальный словарик.

ВЕТ    Р

  1. Проверка выполнения спецзадания.

Ученики исследовали слово ветер с точки зрения фразеологии. Они нашли определения фразеологизмам в литературе и заслушивают ответы учащихся, соглашаясь с их мнениями или опровергая их.

Например:

Ветер в голове – речь идет о человеке несерьезном, легкомысленном, ненадежном.

Ветер свистит в карманах – карманы пусты.

  1. Закрепим наши знания, из данных слов составьте предложение.

Березки, веет, сквозь, ветерок, тихо, теплый.

 Какая наука поможет нам продолжить исследования?

(Наука синтаксис, которая изучает связь слов и предложение).

Сквозь березки тихо веет теплый ветерок.(синтаксический разбор предложения)

2 ученика, которые отвечали за это задание, в последствии,  предлагают выполнить дополнительные задания: отметить части речи, выписать словосочетания с новым словарным словом; составить следующие предложения, продолжая речь о ветре и т. д.

Подведение итогов работы:

  1. С какой целью мы сегодня выполняли исследовательскую работу?

(Узнали, как писать еще одно слово с непроверяемой гласной – это слово ВЕТЕР.)

  1. Можем ли мы утверждать, что все знаем о слове ветер? (нет)

Мы не исследовали его с точки зрения этимологии. Узнать историю происхождения слова ВЕТЕР вам предстоит дома – это и будет вашим домашним заданием.

Хотелось бы вам узнать научные данные о ветре, о том, какие бывают ветры и почему они возникают? Желающие могут подготовить об этом доклад к уроку «Окружающий мир».

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, дополнительной литературой (газеты, журналы, энциклопедии,  справочники и т.д.), что в наше время – в век компьютеризации немало важно.

Это то, что касалось работы моих выпускников. Но со словами с непроверяемой гласной мы начинаем работать с первого класса. И о работе моих первоклассников я тоже хотела бы сказать несколько слов.

Как всегда, на уроке присутствует форма игры: «Сегодня мы попали на цветочную поляну. Посмотрите на парту, карточки какого цвета перед вами? (красные – это маки, желтые – это одуванчики, белые – это ромашки и голубые – васильки.)

В четырех разных сторонах стоят «Главные цветочки» - это и есть будущие докладчики! У этих детей такая же карточка и по команде: 1,2,3 – полянка наша расцвети, дети подбегают к своему докладчику, занимают определенное место и исследуют словарные слова.
После исследования каждая группа (по мере окончания работы) вывешивает под карточкой своего цвета листок с выполненными заданиями:

Линейка – ударение падает на гласный Е, безударная И. Запомнить легко – лИния (она получается ровной, если чертить по линейке). Сверяются с орфографическим словарем!

Линейка – это предмет, предмет – неодушевленный, т.к. отвечает на вопрос что?

[л' и н' э й' к а] – 7 букв, 7 звуков, 4 согл., 3 гласных (могут дать характеристику каждому звуку);

Составляют словосочетания: линейка (какая?) длинная, деревянная, прямая, розовая;

Составляют предложения по данным схемам с новым словарным словом:   __     _________   ______    _ _ _ _ _

Составление пиктограмм. Это самое любимое занятие учащихся. Да, и опыт показывает, что постоянное использование подобных приемов, дает возможность повысить эффективность обучения по сравнению с простым заучиванием словарных слов. Вот несколько из них:

Результаты моей работы уже видны. Ученики моего класса активно работают в парах и группах, справляются со словарными диктантами, посещают библиотеку, самостоятельно готовят дополнительный материал к урокам. Я буду продолжать начатую работу и постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для работы над словарным словом"Сапоги"

Презентация к уроку русского языка  (1-2 класс) для работы над словарным словом "Сапоги"....

Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."

Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...

Презентация "Профориентационная работа на уроках русского языка на примере изучения словарных слов"

Данная презентация может использоваться как наглядное пособие при изучении словарных слов....

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами» 26.12.2013г.

"Активизация интереса и познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка при работе над словарными словами"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в начальной школе (из опыта работы)

Хочу поделиться своим опытом работы с привлечением справочной литературы и Интернет-ресурсов на уроках русского языка....

Исследовательская работа на уроках русского языка при работе со словарными словами.

Исследовательская работа на уроке русского языка на примере слова "воробей"...

План работы над темой самообразования: «Использование исследовательской деятельности на уроках русского языка как одно из условий формирования УУД младших школьников».

Цель: способствовать формированию УУД через внедрение исследовательской деятельности на уроках русского языка. Задачи:- проанализировать познавательную и исследовательскую деятельность в об...