Пояснительная записка по русскому языку 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_zapis_rus_yaz_3_kl.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе примерной программы по учебным предметам начальной школы, авторской программы  Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.

Программа направлена на достижение следующих целей:

формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;

овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

            воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

 Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы.

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.  Русский язык. Учебник.  3  класс. В 2-ух частях.

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 3  класс. В 2-ух частях.

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина.  Уроки русский язык. 3 класс. Методическое пособие.

Место курса в учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год. Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода, ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.

Ценность добра  осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины осознание ценности научного познания как части культуры  человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих   корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2.  Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4.   Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5.  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1.  Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2.   Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3.  Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4.  Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5.  Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6.  Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7.  Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8.  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9.  Овладение следующими логическими действиями:

•   сравнение,  анализ, синтез;

•   классификация и обобщение по родовидовым признакам;

•   установление аналогий и причинно-следственных связей;

•   построение рассуждений;

•   отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

 11.  Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12.  Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

1.  Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2.  Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3.  Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4.  Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5.  Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6.  Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7.  Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

                          Содержание учебного предмета «Русский язык», 3 класс

        

Речевое общение. Текст.

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать тему и цель речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнёр воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму её выражения. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания.

Текст. Письменная форма общения. Понимание того, что чтение и письмо – это письменная форма общения. Представление о тексте, план текста. Текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование. Художественный и научный тексты. составление и запись текстов делового характера: записки, объявления и др. Изложение текста –повествования по плану. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста.

Речевой этикет. Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребёнка.

Слово и его значение. Лексическое значение слова, его связь со звукобуквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имён, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик). Работа со словарями ( толковым, словарь синонимов, словарь антонимов)

Состав слова. Словообразование. Основа и окончание. Роль окончания в слове. закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. Корень – главная значимая часть слова.

Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных в корне слова.

Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: снег-снежок.

Приставка – значимая часть слова: её роль в словообразовании.

Правописание букв гласных и согласных в приставках.

Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

Приставка и предлог (сопоставление).

Суффикс как значимая часть слова: его роль в словообразовании. Правописание суффиксов –ик, -ек.

Сложные слова – слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов.

Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи.

Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отсеивание слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман  к категории существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных.

Род, число имён существительных. Правописание родовых окончаний. Имена существительные употребляемые только в единственном или множественном числе. изменение имён существительных по числам и вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие в мужском роде. Образование имён существительных с помощью суффиксов. Роль имён существительных в предложении и в речи.

Имя прилагательное. Общее значение и вопросы. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательное с твёрдой и мягкой основами. Правописание окончаний. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в предложение и тексте.

Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глагола по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время.

Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределённая форма глаголов. правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам.

Правописание НЕ с глаголами. Роль глагола в предложении и речи.

Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи.

Местоимение. Личные местоимения (общее понятие).

Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).

Имя числительное. Общее представление. Упражнения в правильном употреблении форм имён числительных в речи.

Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правила написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетании.

Предложение. Словосочетание. Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное). Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Предложения распространённые и нераспространённые. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие к сказуемому.

Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая в предложении с однородными членами.

     Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.

 Учащиеся будут знать:

  • Состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
  • Главные члены предложения (подлежащее, сказуемое)
  • Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Учащиеся будут уметь:

  • Проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • Обозначать на письме интонацию перечисления в предложении с однородными членами;
  • Отличать текст от набора предложений;
  • Определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
  • Устанавливать связи между предложениями в тексте;
  • Делить текст на части, устанавливать связи между ними;
  • Писать  изложения   в 60-70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
  • Распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
  • Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным впечатлениям;
  • Писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
  • Писать под диктовку тексты в 55-65 слов, включающие слова с изученными орфограммами;
  • Правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком;
  • Грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
  • Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов);
  •  Писать слова с непроверяемыми буквами;
  • Распознавать в тексте синонимы и антонимы;
  • Различать в слове его лексическое значение и звукобуквенную форму; проводить звукобуквенный анализ слов;
  • Самостоятельно ставить ударение в словах.

Материально-техническое обеспечение.

Л.Ф. Климанова, Т.В, Бабушкина. Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы.

Л. Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 3  класс. 2 части.

Л. Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Рабочая тетрадь. 3 класс. 2 части.

       Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М.,    «Просвещение», 2011 год.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  картинок.

Аудиоцентр/магнитофон.

Мультимедийный проектор

Итерактивная доска.

Компьютер.

Фотокамера цифровая.  

      Ученические  столы  двухместные  с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

      Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала, наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей, схемы, плакаты, таблички с терминами).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...

пояснительная записка по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 3 класс по учебнику Иванова...

Рабочая программа (с пояснительной запиской) по русскому языку 1 класс

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, в тематическом планировании расписаны УУД....

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс

Пояснительная записка по русскому языку "Планета знаний" 2 класс...

Пояснительная записка по русскому языку. 1 класс. ФГОС. Гармония .

Пояснительная  записка по  русскому  языку. 1 класс. ФГОС.Гармония ....

Пояснительная записка по русскому языку 1-4 по учебнику Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе:Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;Федерального Государственного образова...