рабочая программа по программе Перспективная начальная школа
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

Дымова Галина Александровна

рабочая программа по русскому языку 2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 51

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

от 30.08.11 г.Протокол №1

руководитель МО

________/А.А.Сальникова/

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом  МБОУ СОШ №51 г.Липецка

от 31.08.11 протокол №1

Руководитель МС

__________/Н.Д.Покачалова/


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 51

___________/С.В.Бедрова

Приказ от 01.09.11 г. № 204

Рабочая учебная программа

_____________по русскому языку____________

(наименование учебного предмета (курса), уровень изучения )

на ступени начального общего образования, 2 класс

(ступень образования, класс)

2011 – 2012 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе

Программы «Русский язык» для четырехлетней начальной школы (авторы М.Л.Каленчук,  Н.А.Чуракова)_________________________

(наименование программы)

Программу составила

Дымова Галина Александровна, стаж работы 9 лет, первая квалификационная  категория______________________________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу, стаж, квалификационная  категория)

Липецк

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку реализует следующие задачи обучения:

  • освоение первоначальных знаний о языковых единицах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • создание предпосылок для формирования грамотного, безошибочного письма;
  • развитие устной и письменной речи учащихся;
  • развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
  • формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
  • формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
  • Примерной программы начального общего образования по русскому языку;
  • Федерального перечня учебников ;
  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • Положения МОУ СОШ №51 г.Липецка о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой (принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ №51 г.Липецка протокол от 29.12.2009 г. №4, утверждено приказом по МОУ СОШ №51 г. Липецка от 29.12.2009 г. № 298);
  • Учебного плана МБОУ СОШ №51 г.Липецка на 2011-2012 учебный год.

Рабочая программа также составлена на основе авторской программы по русскому языку М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской, Т.А.Байковой, Н.М.Лавровой- М.: Академкнига, 2011 г.

Выбор данной рабочей программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту начального общего образования по русскому языку, построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа дает возможность повышать орфографическую и пунктуационную грамотность, расширять кругозор выпускников начальной школы, уделять должное внимание формированию коммуникативной, языковой компетентности обучающихся. Большое внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Рабочая программа не изменялась, она полностью соответствует авторской программе.

Программа предназначена для изучения русского языка, составлена на 164 часов (из расчета 5 часов в неделю в соответствии с Учебным планом  МБОУ СОШ №51 г.Липецка на 2011-2012 учебный год, Годовым календарным учебным графиком),  из них 33 часа отведено на развитие речи (1 час в неделю).

Основной формой организации образовательного  процесса во 2 классе является урок.

В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках русского языка используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (диктант, грамматическое задание, изложение, сочинение, тестирование, анализ текста и др.)

ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
  • Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся  получат возможность научиться:

  • Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
  • Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Обучающиеся  научатся:

  • Различать изменяемые и неизменяемые слова;
  • Различать родственные слова и формы слова;
  • Находить значимые части слова;
  • Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;
  • Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
  • Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;
  • Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

Раздел «Лексика»

Обучающиеся  научатся:

  • Выявлять слова, значение которых требует уточнения;
  • Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
  • Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  • Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся  научатся:

  • Различать предложение, словосочетание и слово;
  • Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • Находить в предложении основу и неглавные члены;
  • Задавать вопросы к разным членам предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся  научатся:

  • Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова; Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
  • Различать на письме предлоги и приставки;
  • Употреблять разделительные ь и ъ знаки;
  • Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

Содержательная линия «Развитие речи»

Обучающиеся  научатся:

  • Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
  • Соблюдать орфоэпические нормы речи;
  • Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

В области познавательных УУД (общеучебных)

Обучающиеся  научатся:

  • инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
  • ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;
  • работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

В области коммуникативных УУД 

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества: 

  • работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);  
  • выполнять работу по цепочке;        

В рамках коммуникации  как взаимодействия: 

  • видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;
  • использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

Обучающиеся  научатся:

  • понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;  

проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также  самостоятельно выполнять работу над ошибками.

Реализации программы по русскому языку во 2 классе осуществляется на основе использования: учебника: Чуракова Н. А. Русский язык  - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2011г.

Учебник в трех частях разработан в соответствии с концепцией "Перспективная начальная школа" 

Цель книги - сформировать представления о формах слова и родственных словах, чтобы превратить эти представления в осознанный способ проверки основных орфограмм.

Инструментальная задача первой  части учебника - обучать работе со словарями, чтобы открыть их для обучающихся  как один из   познания языкового материала и обеспечить еще один способ проверки изучаемых орфограмм.

 Во вторую часть включен раздел "Развитие речи", а также пять словарей, обслуживающих первую, вторую и третью части учебника "Русский язык", первую и вторую части учебника "Литературное чтение", хрестоматию по литературному чтению, учебник "Наш мир".

 Третья часть знакомит школьников с простыми способами словообразования, создавая тем самым условия для понимания состава слова; работает с кругом орфограмм, усвоение которых невозможно без знания состава слова и его морфологических характеристик; создаёт условия для использования словарей русского языка в качестве источника познания языкового материала и способа проверки изучаемых орфограмм.

СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(164 часа)

 1. Тема: «Фонетика и орфография» (25часов).

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а дру[к], ло[ж]ечка ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, нч. Написание ы или и после ц в разных частях слова. Написание частицы не со словами, называющими действия. Разграничение на письме приставок и предлогов. Написание разделительных ь и ъ. Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны  

знать/понимать:

  • что такое орфограмма;
  • разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использование словаря);
  • значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

уметь:

  • выполнять звукобуквенный анализ слова (определять количество слогов, выполнять элементарную транскрипцию, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику согласных и гласных звуков);
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе;
  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в
    корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные);
    жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в
    программе минимумом;
  • различать на письме приставки и предлоги;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм

2. Тема: «Морфемика и словообразование» (10часов).

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые. Корень слова. Понятие о родственных словах. Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании). Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными. Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения. Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны

 знать/понимать:

  • значимые части слова;
  • разные способы проверок орфограмм (путем разбора слова по составу);

уметь:

  • различать на письме приставки и предлоги;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности: объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально
    выраженное и нулевое окончания) и основу;     противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм

3. Тема: «Морфология» (78 часов).

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий. Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов. Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны

 знать/понимать:

  • части речи на понятийном уровне
  • значимые части слова;

уметь:

  • разграничивать разные слова и разные формы одного
    слова;
  • определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
  • изменять слова-названия предметов по числам и команде
    вопросов; определять их род;
  • изменять слова-названия признаков по числам, команде
    вопросов и родам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм.

4. Тема: «Лексика и лексикография» (10 часов).

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны  

знать/понимать:

  • названия различных типов словарей и их назначение;

уметь:

  • используя многозначность слов, употреблять в прямом и переносном значении;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • использовать учебные словари: толковый, словарь устойчивых выражений, орфографический (словарь «Пиши правильно»), обратный, орфоэпический (словарь «Произноси правильно»), этимологический (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи;
  • использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач;
  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы...);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета и орфографических норм;
  • точности, образности, яркости речи;

5. Тема: «Синтаксис» (8 часов).

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения. Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения. Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны

 знать/понимать:

  • члены предложения: главные и второстепенные;
  • типы предложений по цели высказывания и по интонации;

уметь:

  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • находить в предложении основу (главные члены) и второстепенные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
  • соблюдать изученные нормы пунктуации;
  • разбирать простое предложение по членам;
  • составлять схему предложения;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;          

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);

6. Тема: «Развитие речи» (33 часа).

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей. Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца. Текст-описание и текст-повествование. Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения. Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания. Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

Обучающиеся должны

 знать/понимать:

  • понятие «текст»;
  • типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
    окраске.

уметь:

  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
  • написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

№ урока

Дата

Тема

1

15

22.09

Входная контрольная работа  по тексту администрации

2

20.10

Контрольная работа по теме: «Слова предметы разного  рода»

3

44

10.11

Контрольная работа по теме: Различение родственных слов и форм  слова.

4

49

24.11

Контрольная работа  по теме: Многозначные слова

5

56

6.12

Контрольный диктант по теме: Правописание безударных гласных.

6

68

21.12

Контрольный диктант по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

7

71

26.12

Контрольная работа по теме: Чередование    звуков  по  звонкости-глухости

8

103

16.02

Контрольная работа за II триместр по тексту администрации

9

115

13.03

Контрольная работа по теме: Правописание приставок и частицы НЕ с словами-действиями

10

123

23.03

Контрольная  работа по теме: Части слова. Разбор слова по составу.

11

132

5.04

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

12

145

2.05

Контрольная работа по теме: «Правописание орфограмм в корне слова»

13

158

22.05

Итоговая контрольная работа по тексту администрации за II полугодие.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);

типы предложений по цели высказывания и эмоциональной
окраске.

Уметь:

  • определять в слове количество слогов, находить ударный и
    безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
  • проверять сомнительные написания (безударные гласные в
    корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные);
    жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  • выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  • писать словарные слова в соответствии с заложенным в
    программе минимумом;
  • различать на письме приставки и предлоги;
  • употреблять разделительные ь и ь;
  • выделять в слове окончания (дифференцируя материально
    выраженное и нулевое окончания) и основу;     противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  • выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  • сравнивать слова, связанные отношениями производности,
    объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  • мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  • обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  • разграничивать разные слова и разные формы одного
    слова;
  • определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
  • изменять слова-названия предметов по числам и команде
    вопросов; определять их род;
  • изменять слова-названия признаков по числам, команде
    вопросов и родам;
  • находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  • определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  • находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
  • находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
  • находить нужные словарные статьи в словарях различных
    типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  • правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы...);
  • определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  • членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  • грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  • владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • работы со словарями;
  • соблюдения орфоэпических норм речи;
  • устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
  • написания записки, письма, поздравительной открытки с
    соблюдением норм речевого этикета.

ЛИТЕРАТУРА

  • Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006
  • Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2005.
  • Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2008.
  • Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 2 класс. - М.: Академкнига, 2008.
  • Чуракова, Н. А., Каленчук, М. Л., Байкова, Т. А., Малаховская, О. В. Русский язык. 2класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига, 2008.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата прохождения темы

1

Типы словарей русского языка. Толковый словарь русского языка

1

2.09

2

 Обратный словарь русского языка

1

5.09

3

 Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно»

1

6.09

4

 Словарь «Происхождения слов»

1

7.09

5

 Какие бывают предложения

1

8.09

6

Звукобуквенная зарядка и ее значение

1

9.09

7

Главные и неглавные слова в предложении.

1

12.09

8

Основа предложения

1

13.09

9

Связь слов в предложении. Окончание.

1

14.09

10

 Что такое текст.

1

15.09

11

Форма слова

1

16.09

12

Окончания слов-названий предметов

1

19.09

13

Что такое словосочетание

1

20.09

14

Словарный  диктант.  

Словосочетание и основа предложения

1

21.09

15

Входная контрольная работа  по тексту администрации

1

22.09

16

Работа над ошибками.

Особенности связанного текста

1

23.09

17

Основа слова и его окончание

1

26.09

18

Нулевое окончание

1

27.09

19

 Слова-названия предметов, у которых нет окончаний

1

28.09

20

Словарный диктант

29.09

21

Проверочная работа по теме: Окончание

1

30.09

22

 Структура текста

1

10.10

23

Род слов предметов.

1

11.10

24

Неизменяемые слова предметы.

1

12.10

25

Неизменяемые и изменяемые слова предметы

1

13.10

26

Слова-названия разного рода

1

14.10

27

Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне»

1

17.10

28

Слова-названия предметов разного рода. Основа слова

1

18.10

29

Словарный диктант.

Нулевое окончание

1

19.10

30

Контрольная работа по теме: «Слова предметы разного  рода»

1

20.10

31

Работа над ошибками. Начальная форма слова.

1

21.10

32

Окончания слов предметов в мужском,  женском и среднем роде

1

24.10

33

Самостоятельная работа по теме «Виды разборов»

1

25.10

34

Начальная форма слов- предметов.

1

26.10

35

Начальная форма слов признаков

27.10

36

Начальная форма слов-названий действий. Родственные слова

28.10

37

Как писать письмо

31.10

38

Это слово и другое слово

1

1.11

39

Разные формы одного слова

1

2.11

40

Словарный диктант

1

3.11

41

Разные формы одного слова , родственные слова

1

7.11

42

Устное изложение текста «Утята»

1

8.11

43

Правописание родственных слов. Корень слова

9.11

44

Контрольная работа по теме: Различение родственных слов и форм  слова.

10.11

45

Обобщение изученного в I триместре. Р.Н.О.

11.11

46

Слова, у которых несколько значений. Многозначные слова

21.11

47

Развитие речи с элементами культуры речи. Тема и основная мысль текста

1

 22.11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

48

Словарный диктант.

Многозначные слова

23.11

49

Контрольная работа  по теме: Многозначные слова

24.11

50

Работа над ошибками.

1

25.11

51

Слова-омонимы

1

28.11

52

Тема и основная мысль текста (продолжение)

1

29.11

53

Слова - синонимы

30.11

54

Слова и их дальние родственники

1

1.12

55

Чередование гласных звуков в корнях слов

1

5.12

56

Контрольный диктант по теме: Правописание безударных гласных.

1

6.12

57

Работа над ошибками. Работа по картине Т. Мавриной «Костер во дворе»

1

7.12

58

Парные звонкие и  глухие в корне  слова.

1

8.12

59

Парные звонкие и  глухие в конце слова.

1

9.12

60

Проверка парных звонких и глухих согласных в словах.

1

12.12

61

Основная мысль или главное переживание текста

1

13.12

62

Чередования звуков в корнях слов, которое видно на письме

14.12

63

Чередования звуков в корне. Проверка слов с парными согласными.

1

15.12

64

Проверочная работа по теме: Правописание парных согласных в корне.

1

16.12

65

Правописание слов с сочетаниями жи-ши.

1

17.12

66

Правописание слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу.

1

19.12

67

Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка»

1

20.12

68

Контрольный диктант по теме: Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

21.12

69

Написание слов мужского и женского рода с шипящим на конце. Р.Н.О.

1

22.12

70

Письменная проверочная работа по: Непроверяемая безударная гласная в словах.

1

23.12

71

Контрольная работа по теме: Чередование    звуков  по  звонкости-глухости

1

26.12

72

Обобщение пройденного материала по теме: Родственные слова. Р.Н.О.

1

27.12

73

Обобщение по теме: Безударные гласные в корне слова.

1

28.12

74

Устное изложение по тексту В. Бианки

1

29.12

75

Предложение. Схема предложения

1

30.12

76

Предложение. Основа предложения

1

10.01

77

Проверочная работа по теме: Предложение

11.01

78

Основа предложения. Взаимосвязь слов в предложении

12.01

79

Обучающие изложение по тексту Весенний звон»

13.01

80

Начальная форма слов – действий

16.01

81

Начальная форма слов  предметов

1

17.01

82

Начальная форма слов – признаков

1

18.01

83

Написание Ы, И после  Ц в середине слова.

1

19.01

84

Написание Ы, И после  Ц в окончаниях  слов  предметов

1

20.01

85

Словарный диктант.

Образование слов. Что такое суффикс

1

23.01

86

Развитие речи с элементами культуры речи. Что мы знаем о тексте

1

24.01

87

Суффиксальный способ образования слов предметов.

1

25.01

88

Суффиксальный способ образования слов предметов. Закрепление.

1

26.01

89

Суффиксальный способ образования слов, называющих предметы

1

27.01

90

Обобщение по теме: Суффиксальный способ образования слов

1

30.01

91

Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части

1

31.01

92

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.  Написание буквосочетаний ЧК-чн.

1

1.02

93

Словарный диктант.

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Сложные слова

1

2.02

94

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

1

3.02

95

Развитие речи с элементами культуры речи  Работа с картиной А. Матисса «Разговор»

1

6.02

96

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки

1

7.02

97

Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов

1

8.02

98

Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов

9.02

99

Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов

10.02

100

Развитие речи с элементами культуры речи. Деление текста на части (продолжение)

1

13.02

101

Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов

1

14.02

102

Образование новых слов. Суффиксы слов, называющих предметы. Значение суффиксов

1

15.02

103

Контрольная работа за II триместр по тексту администрации

1

16.02

104

Работа над ошибками. Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

17.02

105

Что такое обращение?

1

27.02

106

Роль обращения в письменной речи

1

28.02

Приставка. Образование новых слов с помощью приставки

1

29.02

108

Образование новых слов с помощью приставки

1

1.03

109

Развитие речи с элементами культуры речи. Как написать поздравление: открытка к 8 марта

2.03

110

Частица НЕ со словами, называющими действия

1

5.03

111

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия

1

6.03

112

Написание частицы НЕ со словами, действиями. Самостоятельная работа по теме «Словарные слова»

1

7.03

113

Написание частицы НЕ со словами, называющими действия

1

9.03

114

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение. Как писать изложение.

1

12.03

115

Контрольная работа по теме: Правописание приставок и частицы НЕ с словами-действиями

1

13.03

116

Р.Н.О. Состав слова

1

14.03

117

Состав слова. Суффиксы начальной формы глаголов

1

15.03

118

Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов. Описание и повествование.

1

16.03

119

Состав слова. Правописание Ь в начальной форме глагола после Ч.

1

19.03

120

Образование слов с помощью приставки и суффикса

1

20.03

121

 Образование слов с помощью приставки и суффикса

1

21.03

122

Образование слов с помощью приставки и суффикса

1

22.03

123

Контрольная  работа по теме: Части слова. Разбор слова по составу.

1

23.03

124

Р.Н.О.

Употребление приставок НА-, О- в словах надеть, надевать, одеть, одевать

1

26.03

125

Развитие речи с элементами культуры речи. Типы текстов: описание, повествование

1

27.03

126

Правильное употребление приставок НА-, О- в словах надеть, надевать, одеть, одевать

1

28.03

127

Образование слов. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

1

29.03

128

Образование слов. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного

1

30.03

129

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. Образование сложных слов

1

2.04

130

Образование сложных слов и их значение сложных слов

1

3.04

131

Развитие речи с элементами культуры речи. Научный и художественный тест

1

4.04

132

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

5.04

133

Р.Н.О.Правописание сложных слов.

1

6.04

134

Разделительный мягкий знак

1

16.04

135

Развитие речи с элементами культуры речи. Научный и художественный тест(продолжение)

1

17.04

136

Разделительный твердый знак

1

18.04

137

Написание слов с разделительным Ь и Ъ

1

19.04

138

Словарный диктант.

Разделительный Ь и Ъ. Правописание слов с разделительным Ь и Ъ

1

20.04

139

Проверочная работа по теме: Правописание слов с разделительными Ь и Ъ

1

23.04

140

Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи»

1

24.04

141

Обобщение пройденного материала по теме: Правописание слов с разделительным Ь и Ъ

1

25.04

142

Обобщение пройденного материала по теме: Родственные слова и формы одного и того же слова

1

26.04

143

Обобщение пройденного материала по теме: Чередование гласных и согласных звуков в словах

1

27.04

144

Обобщение пройденного материала по теме: Правописание сложных слов

1

30.04

145

Контрольная работа по теме: «Правописание орфограмм в корне слова»

1

2.05

146

Р.Н.О. Развитие речи с элементами культуры речи  Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»  

1

3.05

147

Чередование согласного звука с нулевым звуком в корне слова

1

4.05

148

Непроизносимый согласный в корне слова

1

7.05

149

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

1

8.05

150

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук

1

10.05

151

Р.Н.О. Развитие речи с элементами культуры речи  Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере»  

1

11.05

152

Проверка слов с непроизносимым согласным в корне слова

1

14.05

153

Обобщение пройденного материала по теме: Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова

1

15.05

154

Обобщение пройденного материала по теме: Правописание слов с непроизносимым согласным в корне слова

1

16.05

155

Развитие речи с элементами культуры речи. Обучающие изложение по тексту «Ступеньки»

1

17.05

156

Р.Н.О. Виды  орфограмм  и способы  их  проверки

1

18.05

157

Обобщение. Виды  орфограмм  и способы  их  проверки

1

21.05

158

Итоговая контрольная работа по тексту администрации за II полугодие.

1

22.05

159

Работа над ошибками. Непроизносимый согласный в корне слова

1

23.05

160

Чередование гласных в корнях слов, которое не видно на письме

1

24.05

161

Употребление приставок и предлогов

1

25.05

162

Лексическое значение слова

1

28.05

163

Словарный диктант.

Правописание орфограмм в корне слова

1

29.05

164

Развитие речи с элементами культуры речи. Задание для членов клуба «Ключ и заря»

1

30.05

Итого количество часов за учебный год

164


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 3 класс "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа составлена на основе учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. по русскому языку (Н.А.Чуракова,...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа". Составитель: Чуфенёва А.Ю....

рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочие программы по курсу "Математика", "Русский язык", "Литературное чтение", "Окружающий мир" и "Технология" разработаны на основе авторских программ по УМК "Перспективная начальная школа" на четыр...

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование по предметам: математика, русский язык, литературное чтение за 2 класс....

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Рабочие программы разработаны по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочие программы по УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс...

рабочая программа 3 класс перспективная начальная школа

рабочая программа 3 класс  перспективная начальная школа...