Урок русского языка 3 класс "Неопределенная форма глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Пищальникова Юлия Александровна

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: "Неопределенная форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

2 квалификационной категории

Пищальникова Юлия Александровна

Урок русского языка. 3 класс

Тема: Неопределённая форма глагола.

Цель: Обучение детей нахождению глаголов неопределённой формы среди других глаголов с помощью постановки вопросов. Знакомство с суффиксами глаголов неопределённой формы.

Ход урока:

  1. Организационный момент (психологический настрой).
  2. Минутка чистописания (логопедический момент)

- Какие буквы спрятались в этом узоре?   (даётся узор с буквами «п» и «т»)

- Какие звуки они обозначают?

 - Что вы можете о них сказать? (согласные, глухие, бывают мягкие и твёрдые, парные, «п»-губной, «т»- зубной)

 - Что общего у этих букв? (элементы)

 - Вспомните, что помогло запомнить правописание «п» и  «т»? (у «п» - пара ног, у «т»- три ноги)

 - Запишите эти буквы в таком же узоре целую строку безотрывно.

 - А теперь расшифруйте слова и запишите их в столбик. Какая буква будет обозначена  двумя палочками? («п»), а какая тремя? («т»)  Слайд 1. (за//у///али, ///опи//, с//ал, ле///я///, //ойдё///, за//е///ь, ///о//а///ь)

 - Давайте проверим, что получилось? (Сначала дети зачитывают, а потом проверяют на экране).  Слайд 2. (запутали, топит, спал, летят, пойдёт, запеть, топать)

3.  Постановка проблемы.

- Что за слова у вас получились? (глаголы)

- Докажите, что это глаголы. (доказывают)

- Определите число и время этих глаголов, рядом в скобках. (определяют)

- Вы смогли выполнить задание? (да или нет)

- Если да, давайте проверим (проверяют устно) Слайд № 3.

- Если нет, В чём затруднение? (не определяется число и время у глаголов запеть и топать)

- Какой возникает вопрос? (Что это за глаголы?)

        4. Выдвижение гипотез и их проверка.

- Итак, какие у вас есть мнения?

Все гипотезы фиксируются учителем на доске:

Например:

 - Это не глаголы.

- Это глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

- Нельзя определить время и число.

(Гипотезы проверяются по одной)

Решающая гипотеза:  это глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?        У них нельзя определить время и число.

- Как же можно назвать такие глаголы?  (глаголы неопределённой формы)

- Ответили мы на поставленный вопрос? (Да. Это глаголы неопределённой формы).

        5. Открытие нового знания.

- Сделайте вывод. (Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? У них нельзя определить время и число).

- Какая тема урока сегодня? (Неопределённая форма глагола)

- Какая будет цель? (Учиться находить глаголы неопределённой формы среди других глаголов, правильно задавать к ним вопросы).

- Сравните ваш вывод с учебником на стр. 212.

        6. Первичное закрепление.

- А теперь, давайте потренируемся.

- Перед вами слова. Что это за слова? (глаголы)  Слайд 4 (косит, косить, нести, носят, носить, стричь, ходить, ходит)

-  Вы должны выписать только глаголы неопределённой формы. Выполнять это задание будем вместе, всё проговаривая. (коллективно выполняют работу)

- Сравните со словами на экране. У вас также?   Слайд 5 (косить, нести, носить, стричь, ходить)

- Как вы думаете, с помощью чего образуются глаголы неопределённой формы? (с помощью буквосочетаний –ть, -ти, -чь)

- Как вы думаете, что это? (высказывают свои мнения: окончания, суффиксы и т.д)

- Да,  -ть, -ти – это формообразующие суффиксы, с помощью них образуются глаголы неопределённой формы. Они не входят в основу слова.

- А что такое -чь? Где находится? (в корне)

- Давайте это посмотрим.

- Подберите однокоренные слова к слову стричь.   (стричь, стригу, стрижёт)

- Как это называется? (чередование)

- Что мы ещё узнали о глаголах неопределённой формы? ( имеют суффиксы –ть, -ти, -чь).

        7. Составление в группах опорного сигнала.

- Представьте нашу тему урока в ввиде схемы, на которую вы смогли бы опираться при распознавании  глаголов неопределённой формы. (дети работают в группах)

- Представьте свои схемы.  (дети выходят и рассказывают).    Физкультминутка

        8. Самостоятельная работа.

- А теперь, пользуясь вашими знаниями, вам предстоит выполнить задание самостоятельно.

- Перед вами письмо Малыша,которое он написал Карлсону.Посмотрите на экран.Слайд 6

- Подчеркните в тексте самостоятельно только глаголы неопределённой формы.

Взаимопроверка. – Поменяйтесь тетрадями. (Дети зачитывают глаголы  в неопределённой форме, а на экране выделяются эти слова)

- У всех так? Есть другие слова?

- Поставьте друг другу отметки.

-У кого «5»? «4»?

- А кто ещё недостаточно понял как находить глаголы неопределённой формы?

- Значит, что вам дя этого нужно?

        9. Итог урока.

- Зачем нам нужна эта тема?

- Мы достигли нашей цели?

- Как мы определяем глаголы неопределённой формы?

- Кого мы можем отметить на этом уроке? Почему?

        10. Домашнее задание ( на выбор)

1. Придумать и записать 10 глаголов неопределённой формы.

2. Выполнить упражнение № 568 на стр. 213.

3. Придумать стихотворение про неопределённую форму глагола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"...

Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

Урок развивающий и познавательный. Задания разнообразные и интересны для учеников....

урок русского языка "НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА"

Конспект урока русского языка с применением приёмов технологии критического мышления....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...