Главные вкладки

    Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Батищева Нина Александровна

    Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Батищева Нина Александровна

    Технологическая карта урока

    Учебный предмет: русский язык

    Класс: 3  "В"

    Тема урока

    «Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы»

    Тип урока

    Открытие нового знания (ОНЗ)

    Цель

    -познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы

    Задачи

    - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
    - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
    - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

    Планируемый

    результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия (УУД)

    Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.

    Личностные УУД

    Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

    интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

    Познавательные УУД

    Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

    решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

    Коммуникативные УУД

    Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

    координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

    Регулятивные УУД

    Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

    Методы

    Формы работы

    Методы: частично-поисковый, наглядный.

    Фронтальная, парная, индивидуальная

    Оборудование

    Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради.

    Технологическая карта урока

    Этапы

     урока

    Содержание учебного материала

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1. Организационный момент

    У:  Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы  уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

    - Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

    - Будем мы внимательны, активны и старательны.

    - Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

    -Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

    Приветствует обучающихся,

    проверяет их  готовность к

    уроку, включает в деловой ритм.

    Эмоциональный настрой.

    Приветствуют учителя,

    проверяют свою готовность к уроку.

    Личностные:

    мотивация к

    учебной

    деятельности и

    самоопределение

    2.Актуализация знаний

    У: Подготовим руку к письму.

    Минутка чистописания. 

    -Пропишите сочетания букв  по образцу в тетрадях.

    На доске: ть//ти//чь//

    У: Ребята,  мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.

    -Теперь я предлагаю провести словарную работу. Словарная работа у нас будет в таком виде, я буду зачитывать вам высказывание, а вы должны понять о каком словарном слове идёт речь.

    Словарная работа.

    1. Первый дневной приём пищи. (Завтрак)
    2. День недели между субботой и понедельником. (Воскресенье)
    3. Горел в траве росистой
      Фонарик золотистый.
      Потом померк, потух
      И превратился в пух.
      (Одуванчик)
    4. В белой юбочке стоит,
      Про любовь секрет таит:
      Может скажет, иль промашка -
      Погадай-ка нам
      (Ромашка)
    5. Сухие стебли зерновых культур. (Солома)
    6. День недели между четвергом и субботой. (Пятница)

    Подготовка к введению новой темы.

    Дети прописывают буквы по образцу.

    3. Самоопределение к деятельности

    Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих?  (О глаголе).

    - Что такое глагол?

    -Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких?

    -У вас на партах лежат листы со стихотворением, в которых пропущены слова. Слова, которые пропущены, указаны ниже стихотворения. Вы должны распределить данные слова так, чтобы они подходили данного стихотворения. На это задание я даю вам две минуты.

    Мы …   и  …  в окна.

    Тучи по небу …   .

    На дворе собаки … ,

    Даже …   не    … .

    (Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят)

    -Давайте, прочитаем, что у Вас получилось.

    Мы сидим и смотрим в окна.

    Тучи по небу летят.

    На дворе собаки мокнут,

    Даже лаять не хотят.

    -Слова какой части речи мы вставляли? (Глагол)

    -Из данных глаголов, которые мы сейчас вставляли, найдите глагол, у которого мы не можем определить время действия. (Лаять)

    -Что мы можем сказать об остальных глаголах? (Сидим, смотрим, летят, мокнут, не хотят)

    -Можем ли мы с помощью данных глаголов  определить в какое время происходит действие? (Можем)

    -А можем ли мы по данным глаголам определить - одно лицо выполняет действие или несколько? (Можем)

    -Значит какой можно сделать вывод? (По этим глаголам мы можем определить время действия лиц и число.)

    -А можем ли мы то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ? Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

    -Это глагол  не обозначает ни категорию  времени , ни  категорию числа.

    -Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

    -В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

    -Ребята какова тема нашего урока?

    -Назовите цель нашего урока?

    Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

    учебной задачи

    Формулируют тему урока и определяют задачи.

    -Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета.

    -Дети высказывают своё мнение.

    -Выполняют задание.

    Тема нашего урока : "Неопределённая форма глагола"

    -Узнать, какая форма  глагола  является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает

    Познавательные.

    Регулятивные:

    целеполагание – постановка учебной

    задачи на основе

    соотнесения того, что уже известно и  

    неизвестно.

    4. Работа по теме урока

    Физкультминутка

    -Ребята, обратите внимание на схему! Посмотрите внимательно.

    Лаять

             Пр. вр.                    Н..вр.    

                лаял                     лает

               лаяла                    лают

    -Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

    -От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

    -Какой вывод можно сделать? (Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола).

    -Ребята, запомните, что начальная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица- тот кто выполняет действие!!!

    Работа по учебнику.

    -Откройте учебник на странице 106. Прочитайте правило.

    -Что вы усвоили из данного правила?

    -Выполняем упражнение 182.

    -Прочитайте предложение.

    -Какая мысль выражена в предложении?

    - Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть – это формообразующие суффиксы)

    Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие  суффиксы –ть, -ти.

    -Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов.

    -   Если глагол в н.ф. –  присели

    - Если глагол в других формах – наклон вперёд.

    - Если слово не является глаголом – руки вверх


    Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь, бегает, (бороться).

    Организует исследовательскую деятельность детей.

    Составляют план

    достижения

    цели и

    определяют

    средства,

    аргументируют свои высказывания, делают выводы.

    Дают ответы

    Познавательные.

    Регулятивные:

    планирование –

    составление

    плана действий (с

    помощью учителя)

    5.Закрепление. Работа в парах по карточкам (взаимопроверка)

    У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

     Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

    -Прочитайте полученный текст.

    -Кто сделал так же?

    -О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

    Проверка 

    Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах.

    Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

    Проверяют по образцу.

    Делают выводы.

    Познавательные:

    чтение учебных заданий, их полноценное

    понимание и

    воспроизведение.

    Регулятивные:

    действие по

    намеченному

    плану, сохранение

    учебной задачи урока на каждом

    этапе.

    9.Рефлексия деятельности.

    Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

    Самооценка учащихся.

    10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

    У: Подведём итоги.

    -Какая тема урока у нас сегодня была?

    -Какую мы ставили перед собой задачу?

    -Удалось ли нам её решить? Давайте проверим. 

    Рефлексия.

    • Было интересно …
    • Было трудно …

    Самооценка учащихся.

    Выставление оценок учителем.

    Д/з Упр.184,с.107.

    Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке!

    Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

    Оценивают

    результаты

    своей

    деятельности

    на уроке

    Регулятивные:

    оценка своих

    достижений,

    осознание трудностей

    Личностные:

    Учебно-познаватель

    ный мотив

    изучения русского

    языка.  

    Ориентация

    на понимание

    причин успеха

    в учебе, проявление

    интереса к новому

    учебному материалу,

    развитие

    способности к

    самооценке


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

    Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

    УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

    Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.

      Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был...

    Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова».

    Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова». 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»...

    урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета

    Цель:   закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...

    Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А

    Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...