Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы Батищева Н.А
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта к уроку русского языка Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы Батищева Н.А

Скачать:


Предварительный просмотр:


Батищева Нина Александровна

Технологическая карта урока

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3  "В"

Тема урока

«Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы»

Тип урока

Открытие нового знания (ОНЗ)

Цель

-познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределённой формы

Задачи

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Методы

Формы работы

Методы: частично-поисковый, наглядный.

Фронтальная, парная, индивидуальная

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, наглядный и раздаточный материал, рабочие тетради.

Технологическая карта урока

Этапы

 урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

У:  Ребята, на каждом уроке вы убеждаетесь, что русский язык интересен, красив и сложен. Вы  уже многое знаете. В своих познаниях продолжаете идти дальше, раскрывая тайны русского языка.

- Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые открытия. 

- Будем мы внимательны, активны и старательны.

- Поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и активную работу!

-Замечательно! Желаю вам с удовольствием поработать!

Приветствует обучающихся,

проверяет их  готовность к

уроку, включает в деловой ритм.

Эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя,

проверяют свою готовность к уроку.

Личностные:

мотивация к

учебной

деятельности и

самоопределение

2.Актуализация знаний

У: Подготовим руку к письму.

Минутка чистописания. 

-Пропишите сочетания букв  по образцу в тетрадях.

На доске: ть//ти//чь//

У: Ребята,  мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.

-Теперь я предлагаю провести словарную работу. Словарная работа у нас будет в таком виде, я буду зачитывать вам высказывание, а вы должны понять о каком словарном слове идёт речь.

Словарная работа.

  1. Первый дневной приём пищи. (Завтрак)
  2. День недели между субботой и понедельником. (Воскресенье)
  3. Горел в траве росистой
    Фонарик золотистый.
    Потом померк, потух
    И превратился в пух.
    (Одуванчик)
  4. В белой юбочке стоит,
    Про любовь секрет таит:
    Может скажет, иль промашка -
    Погадай-ка нам
    (Ромашка)
  5. Сухие стебли зерновых культур. (Солома)
  6. День недели между четвергом и субботой. (Пятница)

Подготовка к введению новой темы.

Дети прописывают буквы по образцу.

3. Самоопределение к деятельности

Прежде чем определить тему и цели нашего урока, давайте вспомним, о чем говорили на предыдущих?  (О глаголе).

- Что такое глагол?

-Как вы думаете, можем ли мы в глаголах встретить такие буквосочетания? Например, в каких?

-У вас на партах лежат листы со стихотворением, в которых пропущены слова. Слова, которые пропущены, указаны ниже стихотворения. Вы должны распределить данные слова так, чтобы они подходили данного стихотворения. На это задание я даю вам две минуты.

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

(Сидим, смотрим, летят, мокнут, лаять, не хотят)

-Давайте, прочитаем, что у Вас получилось.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

-Слова какой части речи мы вставляли? (Глагол)

-Из данных глаголов, которые мы сейчас вставляли, найдите глагол, у которого мы не можем определить время действия. (Лаять)

-Что мы можем сказать об остальных глаголах? (Сидим, смотрим, летят, мокнут, не хотят)

-Можем ли мы с помощью данных глаголов  определить в какое время происходит действие? (Можем)

-А можем ли мы по данным глаголам определить - одно лицо выполняет действие или несколько? (Можем)

-Значит какой можно сделать вывод? (По этим глаголам мы можем определить время действия лиц и число.)

-А можем ли мы то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ? Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

-Это глагол  не обозначает ни категорию  времени , ни  категорию числа.

-Как вы думаете, как называется такая форма глагола?

-В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола.

-Ребята какова тема нашего урока?

-Назовите цель нашего урока?

Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку

учебной задачи

Формулируют тему урока и определяют задачи.

-Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета.

-Дети высказывают своё мнение.

-Выполняют задание.

Тема нашего урока : "Неопределённая форма глагола"

-Узнать, какая форма  глагола  является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает

Познавательные.

Регулятивные:

целеполагание – постановка учебной

задачи на основе

соотнесения того, что уже известно и  

неизвестно.

4. Работа по теме урока

Физкультминутка

-Ребята, обратите внимание на схему! Посмотрите внимательно.

Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ?

-От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

-Какой вывод можно сделать? (Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола).

-Ребята, запомните, что начальная форма глагола не обозначает ни времени, ни лица- тот кто выполняет действие!!!

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 106. Прочитайте правило.

-Что вы усвоили из данного правила?

-Выполняем упражнение 182.

-Прочитайте предложение.

-Какая мысль выражена в предложении?

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределённой форме. Назовите их. (ти, ть – это формообразующие суффиксы)

Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие  суффиксы –ть, -ти.

-Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи и разные формы глаголов.

-   Если глагол в н.ф. –  присели

- Если глагол в других формах – наклон вперёд.

- Если слово не является глаголом – руки вверх


Ходить, ходит, кость,  косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости,  везти, грусть,  стеречь, бегает, (бороться).

Организует исследовательскую деятельность детей.

Составляют план

достижения

цели и

определяют

средства,

аргументируют свои высказывания, делают выводы.

Дают ответы

Познавательные.

Регулятивные:

планирование –

составление

плана действий (с

помощью учителя)

5.Закрепление. Работа в парах по карточкам (взаимопроверка)

У: Записать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы.

 Красива и богата Россия. Её надо (берегу). Нужно (охраняла) леса, поля и луга. (Защищают) моря, реки и озёра от загрязнения. (Озеленяем) улицы городов и сёл. И тогда наша  родина будет (радую) нас своей красотой.

-Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

-О чём этот текст? (О том, что нужно беречь и охранять природу)

Проверка 

Организует самостоятельную деятельность детей, а затем работу в парах.

Самостоятельное выполнение задания с взаимопроверкой.

Проверяют по образцу.

Делают выводы.

Познавательные:

чтение учебных заданий, их полноценное

понимание и

воспроизведение.

Регулятивные:

действие по

намеченному

плану, сохранение

учебной задачи урока на каждом

этапе.

9.Рефлексия деятельности.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Самооценка учащихся.

10. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

У: Подведём итоги.

-Какая тема урока у нас сегодня была?

-Какую мы ставили перед собой задачу?

-Удалось ли нам её решить? Давайте проверим. 

Рефлексия.

  • Было интересно …
  • Было трудно …

Самооценка учащихся.

Выставление оценок учителем.

Д/з Упр.184,с.107.

Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке!

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке

Регулятивные:

оценка своих

достижений,

осознание трудностей

Личностные:

Учебно-познаватель

ный мотив

изучения русского

языка.  

Ориентация

на понимание

причин успеха

в учебе, проявление

интереса к новому

учебному материалу,

развитие

способности к

самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.

  Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был...

Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова».

Технологическая карта к уроку русского языка «Начальная форма слова». 2 класс.УМК «Перспективная начальная школа»...

урок русского языка 2 класс пнш тема: "Начальная форма слов- названий признаков предмета

Цель:   закрепить умение определять начальную форму слов- названий признаков предмета Задачи урока:Образовательные: повторить, на какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки пре...

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...

Технологическая карта для урока русского языка на тему «Формы слова. Окончание»

Технологическая карта и презентация для урока русского языка на тему "Форсы слова. Окончание".Этот материал будет полезен учителям 3 классов, когда в конце 1 четверти изучается раздел "...

Технологическая карта к уроку русского языка , 4 класс, "Неопределённая форма глагола"

В технологической карте раскрываются основные признаки данной глагольной формы с помощью упражнений-исследований, работа учащихся проводится фронтально. индивидуально, в группах....