Главные вкладки

    Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Прибылова Татьяна Михайловна

        Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был разработан для урока русского языка в 4 классе.  Может быть использован как на этапе знакомства с данной темой, так и на этапе обобщения изученного материала. УМК "Начальная школа XXIвек". Н.Ф. Виноградова. Учебник - Русский язык. 4 класс. Автор:  С.В. Иванов,  раздел: "Как устроен наш язык", количество часов в неделю: 4,5; в год: 150 часов.

       Основной задачей урока является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_uroka.docx748.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальный этап IX Всероссийского конкурса

            профессионального мастерства педагогов

                             "Мой лучший урок"

                                   2014-2015уч.г.

    http://wallpapers.1080p.ro/uploads/abstract/background_light_lines_spots_65932_1920x1200.jpg

    Урок русского языка с элементами интеграции

    (русский язык, литературное чтение,информатика)

    в 4 классе:

                                                                               

                                                                                 Учитель  начальных классов

                                                                                  МБОУ СОШ №34 г. Тихорецка

                                                                                  Прибылова Татьяна Михайловна

    ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. 

    ЦЕЛЬ:  дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и

    личную формы глаголов. 

    ЗАДАЧИ: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.

    - развивать речь, внимание, наблюдательность.

    - прививать интерес к изучаемому предмету.

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    • Уметь пользоваться алгоритмом определения личных форм глагола.

    Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    • Регулятивные УУД:

    – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    – проговаривать последовательность действий на уроке;

    – высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

    - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    • Коммуникативные УУД.

    - уметь оформлять свои мысли в устной форме;

    - слушать и понимать речь других;

    - договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

    – учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

    • Познавательные УУД.

    - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

    – делать выводы о результатах совместной работы.

    Основные понятия: начальная и личные формы глагола, личные окончания глаголов.

    Межпредметные связи: литературное чтение, информатика.

    Технология проведения

    Деятельность учеников

    Деятельность учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

    Планируемые

    результаты

    I. Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

    Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

    Организует проговаривание правил поведения на уроке.

    Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

    Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.

    Психологический настрой учащихся.

    (Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка.)

    Учитель. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро.

    Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!

    Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

     (слайд 1)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

    Цели:

    -актуализация изученного способа определения личных форм глаголов;

    -мотивация к пробному учебному действию;

    -фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

    Демонстрируют свои знания и умения, умение работать дифференцированно.

    Актуализация субъектного опыта учащихся, формулирование задач совместно с учащимися, включение учащихся в деятельность.

    1. Минутка чистописания. 

    - Сегодня мы окунемся в мир русского языка и литературы, а помогут нам в этот герои басен. А кого автора вы сейчас ответите. (слайд 2)

    - Правильно это персонажи басен И.А. Крылова. И для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца, герои какой басни предлагают нам поработать над каллиграфией? (слайд 3)

    Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.C:\Users\1DF1~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI08.786\kr-18.jpg

     И.А. Крылов

    - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).

    2. Актуализация знаний.

    -Какой раздел русского языка мы изучаем?   (Как устроен наш язык)

    - Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь?

    Интересная часть речи

    В русском языке живет.

    Кто что делает расскажет:

    Чертит, пишет иль поет, -

    Вышивает или пашет,

    Или забивает гол,

    Варит, жарит, моет, чистит –

    Все расскажет нам … (глагол)Портфолио фрилансера Дмитрий Балашников Urih. Рисунки и иллюстрации - Лебедь рак и щука. Фриланс, удаленная работа на FL.ru

    3. Дифференцированная работа.

    - Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 4)

    Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО

    - Какие? (личные местоимения)

    - Нам нужно расселить личные местоимения между тремя героями басни: «Кто говорит» (Рак), «Кто слушает»(Лебедь), «О ком говорят»(Щука).

    Построение речевых высказываний

    Уметь проводить сравнение по заданным критериям.

    III. Формулирование тему урока, постановка учебной задачи.

    Цели: 
    - организовать постановку целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    - организовать формулирование темы урока учащимися

    Соотносят свои действия с усвоенным способом определения личных форм глаголов и фиксируют причину затруднения.

    Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

    Организует формулирование темы урока учащимися.

    Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

    Способ постановки темы урока (использование видеоряда)

    Знакомство с личными формами глагола.

    Сегодня ваши знания пополнятся новой информацией.

    Следующее задание поможет вам  определить тему урока.

    Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 5)

    - А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь)

    - Какие глаголы на это не указывают? (учиться, смотреть, помогать, выполнять).

    - В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

    - При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).

    - Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов).

    - Подумайте как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)

    - В какой же форме стоят глаголы первой группы? (в личной)

    - Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 6)

    - Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.

    - Сделаем вывод: (Слайд 6)

    Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.

    Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.

    – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    – высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

    - уметь оформлять свои мысли в устной форме;

    – учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

    - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

    IV. Этап освоения новых знаний.

    Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

    Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

    Предлагают способы выхода из затруднения: прочитать в учебнике и т.д.

    Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

    Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

    - Отройте учебник Урок 40 на стр. 102  и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: "Обрати внимание!"

    - Выполнить следующее упражнение вам предлагают ворона и лиса из какой басни? (слайд 7)

    Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания на стр. 102 учебника? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

    ( 2 человека у доски, остальные в тетрадях).

    - Проверьте друг друга, оцените соседа. (Слайд 8) - Сделаем вывод: (Слайд 9)

    Глаголы в личной форме указывают

    на того (тех), кто совершает действие.

    Личные формы образуются с

    помощью окончаний.

    (я) говорю

    (ты) говоришь

    (он, она, оно) говорит

    (мы) говорим

    (вы) говорите

    (они) говорят

    ФИЗМИНУТКА (слайды 10-27)

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

    – преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

    – делать выводы о результатах совместной работы.Как нарисовать ворону с сыром и лису пошагово Сайт о рисовании

    V. Этап закрепления новых знаний.

    Цель:

    - организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

    Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

    Работают в парах, исполняя распределенные роли.

    Организует усвоение детьми нового способа действия.

    Работа в парах. Прочитайте задание упр. 2 стр. 103. Персонажи какой басни могут нам в этом задании? Запишите личные местоимения и глаголы парами так, чтобы было понятно кто совершает действие.

    Например: я умею, ….

    Проверка. (Слайд 28)

    - Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару? (окончание)

    - С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний).

    - учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

    – делать выводы о результатах совместной работы.

    Blogs

    VI. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

    Цель:

    -проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

    Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

    Организует дифференцированную работу с последующей проверкой работы по эталону.

    Выполним упражнение 4 на стр. 104. А поможет нам в этом обезьяна, из какой она басни?

    Вам надо списать глаголы и обозначить в них основы.  Обезьяна даёт вам подсказку: "Суффиксы -ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются."

    Проверка (слайд 30)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме

    Уметь оценивать правильность выполнения действия.

    ПООБЩАЕМСЯ?! Страница 544 Форум клуба рыбака

    VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. учащихся.

    Цель:

    -провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

    - оценить собственную деятельность на уроке;

    - обсудить и записать домашнее задание.

    Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

    Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Организует рефлексию.

    Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке.

    Обсуждает с учащимися домашнее задание:

    Игра «Займи свободное место»

    - У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением.

    - Итак, все ли справились с заданием?

    У кого возникли сложности, выполняя это задание?

    Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока.

    Оцените свою работу. Изобразите на полях соответствующий квадратик. (Слайд 31)

    - Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную)

    - С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания)

    Домашнее задание: (Слайд 32)

    В учебнике: Урок 40 стр. 102-103-правила выучить, упр.3

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Оборудование: С.В. Иванов  Русский язык. 4класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

     стр. 102-104;  презентация к уроку с элементами дидактической игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 4 классе с элементами интеграции (окружающий мир)

    Урок русского языка в 4 классе с элементами интеграции  (окружающий мир) Тема:  Формирование умения решать  орфографические задачи в  безударных личныхокончаниях глаголо...

    Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе по теме: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК «Школа 2100»

    На уроке сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне  слова;- подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;- расширить словарный запас учащихся;-освоение уме...

    технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

    Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

    УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

    Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе 21 век №Спряжение глаголов"

    Предмет: русский язык                         Тема урока: «Спряжение ...

    Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А

    Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...