Технологическая карта к уроку русского языка "Личные формы глагола" 4 класс с элементами интеграции (рус.яз, лит.чт. и информатика). УМК Начальная школа XXI ввек.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прибылова Татьяна Михайловна

    Технологическая карта к уроку русского языка по теме «Личные формы глагола» с приложением в виде презентации с элементами дидактической игры "Начальная и личная форма глаголов", был разработан для урока русского языка в 4 классе.  Может быть использован как на этапе знакомства с данной темой, так и на этапе обобщения изученного материала. УМК "Начальная школа XXIвек". Н.Ф. Виноградова. Учебник - Русский язык. 4 класс. Автор:  С.В. Иванов,  раздел: "Как устроен наш язык", количество часов в неделю: 4,5; в год: 150 часов.

   Основной задачей урока является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx748.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный этап IX Всероссийского конкурса

        профессионального мастерства педагогов

                         "Мой лучший урок"

                               2014-2015уч.г.

http://wallpapers.1080p.ro/uploads/abstract/background_light_lines_spots_65932_1920x1200.jpg

Урок русского языка с элементами интеграции

(русский язык, литературное чтение,информатика)

в 4 классе:

                                                                           

                                                                             Учитель  начальных классов

                                                                              МБОУ СОШ №34 г. Тихорецка

                                                                              Прибылова Татьяна Михайловна

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала. 

ЦЕЛЬ:  дать понятие о личных формах глаголов, учить различать начальную и

личную формы глаголов. 

ЗАДАЧИ: - повторить глаголы неопределенной формы, учить различать глаголы начальной и личной форм, вспомнить личные местоимения.

- развивать речь, внимание, наблюдательность.

- прививать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Уметь пользоваться алгоритмом определения личных форм глагола.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

  • Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Основные понятия: начальная и личные формы глагола, личные окончания глаголов.

Межпредметные связи: литературное чтение, информатика.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые

результаты

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики.

Психологический настрой учащихся.

(Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка.)

Учитель. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро.

Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!

Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

 (слайд 1)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

Цели:

-актуализация изученного способа определения личных форм глаголов;

-мотивация к пробному учебному действию;

-фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

Демонстрируют свои знания и умения, умение работать дифференцированно.

Актуализация субъектного опыта учащихся, формулирование задач совместно с учащимися, включение учащихся в деятельность.

1. Минутка чистописания. 

- Сегодня мы окунемся в мир русского языка и литературы, а помогут нам в этот герои басен. А кого автора вы сейчас ответите. (слайд 2)

- Правильно это персонажи басен И.А. Крылова. И для чистописания мы возьмём замечательные слова уже известного нам баснописца, герои какой басни предлагают нам поработать над каллиграфией? (слайд 3)

Быть сильным хорошо. Быть умным лучше вдвое.C:\Users\1DF1~1\AppData\Local\Temp\Rar$DI08.786\kr-18.jpg

 И.А. Крылов

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся).

2. Актуализация знаний.

-Какой раздел русского языка мы изучаем?   (Как устроен наш язык)

- Послушайте стихотворение, о какой части речи пойдет речь?

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет, -

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам … (глагол)Портфолио фрилансера Дмитрий Балашников Urih. Рисунки и иллюстрации - Лебедь рак и щука. Фриланс, удаленная работа на FL.ru

3. Дифференцированная работа.

- Сегодня мы продолжим пополнять наши знания о глаголе. Но помогут нам в этом сегодня слова другой части речи. (Слайд 4)

Я, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, МЫ, ОНИ, ОНО

- Какие? (личные местоимения)

- Нам нужно расселить личные местоимения между тремя героями басни: «Кто говорит» (Рак), «Кто слушает»(Лебедь), «О ком говорят»(Щука).

Построение речевых высказываний

Уметь проводить сравнение по заданным критериям.

III. Формулирование тему урока, постановка учебной задачи.

Цели: 
- организовать постановку целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

- организовать формулирование темы урока учащимися

Соотносят свои действия с усвоенным способом определения личных форм глаголов и фиксируют причину затруднения.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Способ постановки темы урока (использование видеоряда)

Знакомство с личными формами глагола.

Сегодня ваши знания пополнятся новой информацией.

Следующее задание поможет вам  определить тему урока.

Учиться, учусь, смотреть, смотрю, помогать, помогают, выполнять, выполняешь. (Слайд 5)

- А теперь посмотрите на глаголы и определите, какие из них указывают на того (или тех), кто совершает действие? (учусь, смотрю, помогают, выполняешь)

- Какие глаголы на это не указывают? (учиться, смотреть, помогать, выполнять).

- В какой форме стоят глаголы смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

- При помощи чего они образовались? (с помощью суффикса ть).

- Выпишите глаголы в начальной форме, выделите основы и суффиксы. Что можете о них сказать? (суффикс не входит в основу глаголов).

- Подумайте как связаны глаголы первой группы с личными местоимениями? (к ним можно подставить личные местоимения)

- В какой же форме стоят глаголы первой группы? (в личной)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (личные формы глаголов).(Слайд 6)

- Верно, сегодня мы будем учиться различать начальную и личную формы глаголов.

- Сделаем вывод: (Слайд 6)

Глаголы в начальной форме не указывают на того (тех), кто совершает действие.

Глаголы в личной форме указывают на того (тех), кто совершает действие: я учусь, я смотрю, они помогают.

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Этап освоения новых знаний.

Цель: построить проект выхода из затруднения: обдумать цель, тему урока, способ и средства выхода из затруднения.

Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Предлагают способы выхода из затруднения: прочитать в учебнике и т.д.

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Организует формулировку темы урока детьми, постановку цели урока, обсуждение способов выхода из затруднения.

- Отройте учебник Урок 40 на стр. 102  и прочитайте с соседом по парте друг другу правило в рубрике: "Обрати внимание!"

- Выполнить следующее упражнение вам предлагают ворона и лиса из какой басни? (слайд 7)

Прочитайте задание. Какую подсказку нам дают для выполнения этого задания на стр. 102 учебника? (к глаголам в личной форме можно подставить слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

( 2 человека у доски, остальные в тетрадях).

- Проверьте друг друга, оцените соседа. (Слайд 8) - Сделаем вывод: (Слайд 9)

Глаголы в личной форме указывают

на того (тех), кто совершает действие.

Личные формы образуются с

помощью окончаний.

(я) говорю

(ты) говоришь

(он, она, оно) говорит

(мы) говорим

(вы) говорите

(они) говорят

ФИЗМИНУТКА (слайды 10-27)

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник  и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой  формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.Как нарисовать ворону с сыром и лису пошагово Сайт о рисовании

V. Этап закрепления новых знаний.

Цель:

- организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи

Договариваются о распределении ролей: исполнитель-контролер в паре.

Работают в парах, исполняя распределенные роли.

Организует усвоение детьми нового способа действия.

Работа в парах. Прочитайте задание упр. 2 стр. 103. Персонажи какой басни могут нам в этом задании? Запишите личные местоимения и глаголы парами так, чтобы было понятно кто совершает действие.

Например: я умею, ….

Проверка. (Слайд 28)

- Какая часть слова глаголов помогла вам правильно подобрать ему пару? (окончание)

- С помощью чего образуются личные формы глаголов? (с помощью окончаний).

- учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

– делать выводы о результатах совместной работы.

Blogs

VI. Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

Оценивают правильность выполнения упражнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Организует дифференцированную работу с последующей проверкой работы по эталону.

Выполним упражнение 4 на стр. 104. А поможет нам в этом обезьяна, из какой она басни?

Вам надо списать глаголы и обозначить в них основы.  Обезьяна даёт вам подсказку: "Суффиксы -ть, -ти и личные окончания глаголов образуют форму слова, поэтому в основу не включаются."

Проверка (слайд 30)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

ПООБЩАЕМСЯ?! Страница 544 Форум клуба рыбака

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. учащихся.

Цель:

-провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- оценить собственную деятельность на уроке;

- обсудить и записать домашнее задание.

Строят  монологическое  высказывание,  участвуют  в учебном  диалоге,  аргументируют  свою точку  зрения.

Выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Предлагает оценить учащимся собственную  деятельность на уроке.

Обсуждает с учащимися домашнее задание:

Игра «Займи свободное место»

- У 7 учеников класса есть карточки с личным местоимением, у всех остальных учеников глаголы в неопределённой форме. Правила игры следующие: ученик, у которого карточка с местоимением занимает любое свободное место и называет свое местоимение товарищу, тот в свою очередь должен образовать подходящую личную форму глагола (в настоящем времени) в соответствии с названным местоимением.

- Итак, все ли справились с заданием?

У кого возникли сложности, выполняя это задание?

Кто с лёгкостью выполнял все задания сегодняшнего урока.

Оцените свою работу. Изобразите на полях соответствующий квадратик. (Слайд 31)

- Какие формы может иметь глагол? (начальную и личную)

- С помощью чего образуются глаголы в личной форме? (с помощью окончания)

Домашнее задание: (Слайд 32)

В учебнике: Урок 40 стр. 102-103-правила выучить, упр.3

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Оборудование: С.В. Иванов  Русский язык. 4класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.

 стр. 102-104;  презентация к уроку с элементами дидактической игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе с элементами интеграции (окружающий мир)

Урок русского языка в 4 классе с элементами интеграции  (окружающий мир) Тема:  Формирование умения решать  орфографические задачи в  безударных личныхокончаниях глаголо...

технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Заимствованные слова. Повторение. Перенос слова" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта составлена по всем требованиям новых ФГОС, содержит описание учебного материала, УУД, физминутки. Надеюсь, пригодится в работе....

УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта к уроку русского языка в 4 классе 21 век №Спряжение глаголов"

Предмет: русский язык                         Тема урока: «Спряжение ...

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А

Технологическая карта к уроку русского языка Времена глаголов 3 класса Батищева Н.А...