Правописание безударных личных окончаний глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Николаева Светлана Александровна

План - конспект урока  русского языка  в 4 классе по системе Л.В. Занкова ( + презентация). Поможет учителю при подготовке к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus.yaz_.docx69.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Цель. Закрепить умение правильного          написания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений; прививать интерес     к русским        традициям, познакомить с историей самовара и чаепития.

Оборудование. Рисунки и иллюстрации с изображениями самоваров, карточки с заданиями для детей, презентация к уроку, мультимедийное устройство.

1.Работа над изученным материалом.

1)Минутка чистописания.

Учитель. Сегодня мы продолжим работу над правописанием безударных личных окончаний глаголов глаголов, а также вы узнаете о традиции чаепития на Руси. А какое чаепитие без... отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.

Дети. Это самовар.

Учитель. Правильно, это русский самовар.

Учитель: (обращаясь к самовару):

Самовар свистит, гудит.
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

На минутке чистописания мы постараемся изобразить петлеобразными элементами, начиная с маленьких, как самовар пускает пар. Попробуем выполнить это задание на доске.

Ут-ют  ат-ят …

2)Словарная работа.

Подготовительная беседа 

У. Во всем мире знают русский самовар. Его родина – город умельцев и мастеров Тула. Первый самовар был изготовлен в 1778 г.  Назаром Лисицыным. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра и мельхиора. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. Тула – единственный город в стране, который с 1956 г. выпускает электрические самовары. На Руси издавна делали разные по форме и объему самовары. Были даже такие самовары, которые вмещали в себя до пяти ведер воды.

Учитель обращает внимание на доску, где прикреплены иллюстрации с изображениями самоваров.

– Ребята, вы видите только два самовара – разных по форме и внешнему виду. Посетив краеведческий музей, мы увидели бы коллекцию русских самоваров. Как вы понимаете слово коллекция?

Д. Собрание каких-то вещей.

У. Какое это слово?

Д. Словарное.

У. Как оно пишется?

Д. В первом слоге – безударный гласный о, затем удвоенный согласный л, после ц пишется и.

Коллекция, коллектив, клеить.

- Какое слово лишнее?

3)Упражнение в написании окончаний глаголов.

У. О самоваре сложено много пословиц и стихов, один из которых мы прочтем.

На доске:

САМОВАР

Давно на белом свете
Жив.т, годами стар,
Поэтами воспетый
Пузатый самовар.
Сиянье излуча.т
Морозным зимним днем,
Он сердце согрева.т
Особенным теплом.

 

У. Назовите глаголы, которые характеризуют самовар, как живое существо.

Д. Живет, излучает, согревает.

У. Да, ребята, в старину самовар являлся неодушевленным членом семьи, и его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иванович". Спишите стихотворение. Выделите окончания глаголов. Укажите спряжение глаголов.

Дети выполняют задание.

4)Работа с пословицами.

 – А теперь прочитайте пословицы.

1. С самоваром чай важнее и беседа веселее.
2. Самовар кип.т, уход.ть не вел.т.

Дети объясняют смысл пословицы. Указывают спряжение глаголов.

Списать, дополнить их глаголами, противоположными по смыслу.

От радости смеются, а от горя _____.

Мир стро.т, а война _______.

Дождик вымоч.т, а солнышко ________.

Ласточка день начина.т, а соловей _____.

Смелый наступа.т, а трус отступа.т.

– И нам наш самовар велит продолжать работу.

5)Выполнение упражнения. Определение спряжения глаголов.

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьет, сто лет проживет". А почему так говорят, мы узнаем из упражнения .

Карточка 2

Чай призна.т не только вкусным, но и целебным напитком. О свойствах чая говор.т так: "Чаепитие очища.т кровь, регулиру.т работу печени, снима.т сонливость, оживляя.т мышцы тела".

У. Найдите в тексте глаголы. Выпишите по группам. Вставьте нужные окончания.

Дети выполняют задание.

– Назовите глаголы I спряжения.

Д. Признают, очищает, регулирует, снимает, оживляет.

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

-– Назовите глаголы I I спряжения.

-Говорят.

6)Письмо по памяти.

 Карточка 3

Чай вам жажду ... ,
... , ... ,
Он ... все болезни.
Нет напитка нам полезней.

Слова для справок: утолит, излечит, успокоит, ободрит.

– Прочитайте стихотворение, дополняя его подходящими по смыслу глаголами.

Дети выполняют задание.

– Что можно сказать о глаголах, которые вы употребили?

Д. Это глаголы II спряжения.

Стихотворение читается еще два раза, и дети пишут его по памяти.

У. Проверим написанное, выделим окончания глаголов.

Дети выполняют задание.

7)Изменение глаголов по лицам. (В 3 лице  множественного числа.)

 1 в - I спряжение.

2в - II спряжение

 Шипит, пускает, свистит, украшает, согревает, лежит, угощает, смотрит.

Найдите глаголы подходящие к действию самовара, выделите в них окончания и укажите спряжение.

У. Чем привлекателен чай, мы узнаем, правильно составив предложения из слов.

8)Работа по карточкам. Творческая работа. Восстановление деформированного текста.

Карточка .

1) чай, женщины, Собирают, только.
2) женских рук, Аромат, не портит, чая, запах.
3) издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
4) травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

– Прочитайте слова первой строчки. Составьте предложение.

Аналогичная работа проводится со всеми предложениями.

– Прочитайте весь текст. Запишите его. Найдите в тексте глаголы, определите их время, лицо, число и спряжение, выделите окончания.

Дети выполняют задание учителя.

Один из учеников читает то, что у него получилось.

Собирают чай только женщины. Аромат женских рук не портит запах чая. На Руси издавна любят и умеют вкусно заваривать чай. Душистые травы придают чаю особый вкус.!!!!

9)Выборочное письмо. (Выполнение 173 упражнения.)

1в -1столбик.

2в – 2столбик.

1в – сможешь – 2лицо, ед.ч., б. в., 1спр.

Скажет -3л., ед.ч., б. в., 1спр.

2в – носит – 3л., ед.ч., н. в., 2спр.

Играют – 3л., мн.ч., н. в., 1спр.

10.Заменить одним глаголом.

Унести ноги – убежать(1спр.)

 Ломать голову – думать (1спр.)

Зарубить на носу –запомнить (2спр.)

Обвести вокруг пальца- обмануть (1спр.)

Чесать языком –болтать (1спр.)

11. Итог урока.Блиц – опрос.

1)Что такое спряжение?

 2)Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

3)Какие глаголы относятся к 2 спряжению?

4) Какие глаголы относятся к 1 спряжению?

5)Какие глаголы – исключения относятся ко 2 спряжению?

1 спряжению?

12.Домашнее задание: упр.173.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени

Урок- путешествие по русскому языку в 3-м классе ТЕМА УРОКА: Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени.ЦЕЛЬ УРОКА: Обосновать написание безударных окон...

Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...