Главные вкладки

    Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения" с использованием технологии индивидуализации обучения
    план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

    Данильченко Любовь Петровна

    Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_lichn_orient.docx18.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Личностно-ориентированный урок в 4-м классе по теме "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"  с использованием  технология индивидуализации обучения

    Цель:

    1. Знакомство с глаголами-исключениями, формирование умения выбирать способ определения спряжения глагола.

    2.  Создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.                                                        

    4. Создание условий для здоровьесбережения детей.

    Задачи:

    1. Организовать пространство поиска, диалога, творчества.

    2. Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками.

    3. Применять в работе карточки с описанием основных учебных действий (алгоритмов).

    4. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества.

    5. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

    Оборудование: карточки, фишки, таблица глаголов, алгоритмы, памятки.

    Формы работы:  в парах, группах, диалог с учителем.

    Ход урока

    Орг. момент

    - Сегодня у нас урок необычный к нам пришли гости. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям.

    - И пусть хорошее настроение сохранится на весь урок.

    Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    1. Вхождение в тему. Полётный опрос. Создаю  ситуацию  успеха.

    (5человек работают по карточкам,  остальные со мной)

    а) Какая часть речи называется глаголом?   (Часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать?)

    б) Как изменяются глаголы ?   (В прош. вр. – по числам, в ед. ч. – по родам. В нас. и буд. вр. глаголы изменяются по лицам и числам)

    в) Как называется изменение глаголов по лицам и числам в нас. и буд. времени? (Спряжение)

    г) Сколько спряжений в русском языке? (2 спр.)

    д) Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?  (Существуют два способа определения спряжения:  

    1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если окончания –ут –ют первое спряжение, а если – ат –ят второе спряжение.

    2. Ставим глаголы в начальную форму. Все глаголы на –ить являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся – первого спряжения.)

    е) Приведите примеры глаголов 1 спр. , 2 спр.

      Учитель:  Приятно, что вы показали такие хорошие знания и сейчас вы без труда определите спряжение глаголов.

    Практическая работа.  (на доске записаны глаголы)    Используется приём: “Передай мел другому”

    Изуча_шь, приход_м, люб_шь, танцу_т, спор_шь, чита_т, принос_м, дар_шь, размышля_шь, бре_шь.

    Постановка проблемного вопроса.

    Что-то не так? Может попробуем выписать глагол бреешь и вы порассуждаете. (сам – но, 1. чел. у доски)

    - Что у вас получилось ?      бре_шь (н. ф. брить – 2 спр.      3л. мн. ч. бреют – 1 спр.)

    В чём вы увидели противоречие? (Написание этого глагола не поддаётся правилам)

    - А может это одно слово в русском языке и проблемы нет?

    Поиск решения. Работа в группах.

    Давайте проведём исследование и попробуем ответить на этот вопрос, разделитесь на три группы по желанию. Каждая группа получает задание)       1гр.         2 гр.         3 гр.

    смотреть        зависеть        дышать

    слышать        ненавидеть        терпеть

    видеть        вертеть        обидеть

    стелить        держать        гнать

    Какой вывод вы можете сделать, слово предоставляется 1 гр., а у 2 гр. , 3 гр.

    1. Заметили, что все глаголы стоят в н. ф. посмотрели по глагольному суффиксу………. 2. поставили глаголы в 3-ем л. мн. ч. у нас опять противоречие, значит есть ещё глаголы, которые не подчиняются правилу)

    Прочитайте ещё раз эти глаголы. Сколько их в русском языке?

    Как можно назвать эти глаголы?

    (Это глаголы- исключения, которые нельзя проверить, их нужно запомнить)

    - Какова теманашего урока?    (Глаголы – исключения) (на доску)

    Физминутка.

    Если я назову глаголы 1 спр. – приседают мальчики, 2 спр. – приседают девочки.

    Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

    Выражение решения.    - Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр…

    - Прочитайте правило. (сам – но)

    - Какое открытие вы для себя сделали?   (1спр…………. . , 2спр…….)

    Теперь можете сказать к какому спр. относится гл. бреешь?

    Орфограмму глаголов – исключений обоначаем так бреешь (брить – 1, искл.)

    Работа в парах.

    - Посмотрите на алгоритм, считаете ли вы его законченным? (См. приложение № 2 - если нет, что нужно добавить)

    Сравните с учебником стр. 153. Когда будете пользоваться этим алгоритмом?

    Закрепление полученных знаний.

    а) Учебник стр. 153. (выпишите 4 гл.) Проверка.

    б) (Глаголы - исключения развешаны по классу + гл. 1 и 2 спр.)

    (Сам – но запишите глаголы в столбик 1спр. , 2 спр.)

    Смотреть, слышать, слушать, видеть, стелить, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать, брить.

    Кому нужна помощь возьмите памятки. (См. приложение № 3)

    Какие глаголы относятся к 1 спр. ?

    - Какие ко 2 спр. ?

    - Ловушка – глагол слушать 2 спр. т. к. слышать – 2 спр. , искл. (Отличаются лексическим значением слов – см. толковый словарь.)

    Итог урока. (рефлексия)

    Какова была тема урока? А проблема?

    - Чьи рассуждения вам помогли сегодня на уроке?

    - Кто считает что работал на уроке хорошо, искупайте себя в аплодисментах.

    - Мне очень приятно было учить таких умных детей. Спасибо.

    Домашнее задание.

    1. Выучить правило стр. 152, по желанию можете сочинить своё стихотворение, глаголы – исключения.

    2. Составить словосочетания с глаголами исключениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку в 4А классе. Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».

    Открытый урок по русскому языку в 4А  классе.Тема: «Правописание безударных личныхокончаний глаголов»....

    Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"

    В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока....

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .Планируемые результаты:Личностные:- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неу...

    Урок русского языка в 4 классе "Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"

    Урок русского языка в 4 классе "Правописание   безударных личных окончаний глаголов. Глаголы-исключения"...

    Карточки для урока русского языка в 4 классе по теме «Безударные личные окончания глаголов».

    Карточки для урока русского языка по теме «Безударные личные окончания глаголов». Имеется проверка. Можно работать как в парах, так и в группах....

    Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...