Урок русского языка в 4 классе. Тема "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Борисова Марина Владимировна

Конспект урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_borisova_m.v.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе (УМК «Школа 2100»)

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов

Цели:

  1. овладение функциональной грамотностью (расширение активного и пассивного словарного запаса);

  1. овладение алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.

  1. развитие умений различных видов устной (устной учебно-научной и устной разговорной речи) и письменной речи;

  1. приобретение и систематизация знаний о языке (обобщение имеющихся знаний по теме «Глагол», сообщение новых знаний о правописании безударных личных окончаний глагола);

  1. овладение орфографией и пунктуацией (развитие умения правильно писать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания);

  1. развитие чувства языка (внимание к составу слова, работа с лексическим значением слова).

Ход урока.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Настрой на работу

- Что бы вы хотели пожелать друг другу, самому себе перед началом урока?

(Ответы детей)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Языковая разминка

- Послушайте предложение. Пусть поработает ваше воображение, расскажите, что вы увидели на своём «мысленном экране».

Солнце и звёзды горят до утра в бледном соседстве луны.

- Это предложение я взяла из стихотворения, которое написал Юрий Коринец. А называется оно «Белая ночь». С этим произведением нам предстоит встретиться на уроках литературного чтения.

- Запишите предложение под диктовку.

Сформулируйте задания к данному предложению, которые вам бы хотелось выполнить, аргументируйте свой выбор.

-  Выполните синтаксический разбор.

Дайте оценку своей работе по алгоритму.

(Дети рассказывают о том, что представили).

Один ученик работает у доски.

(Это могут быть задания, при выполнении которых учащиеся испытывают трудности; наиболее интересные для детей задания и др.)

Солнце и звёзды  горят до утра в бледном соседстве луны.(Повеств., невоскл., простое с однородными подлежащими, распр.)

 

        .

Актуализация изученного

- Какой частью речи выражено сказуемое в данном предложении?

- Что вам уже известно об этой части речи?

- Что является начальной формой глагола?

- Как изменяются глаголы?

- Как называется изменение глагола по лицам и числам?

- Что мы уже знаем о спряжении глаголов?

- Определите спряжение глагола горят.

(Работу можно построить иначе. Тогда учитель предлагает учащимся самим задать вопросы классу по теме «Глагол»).

- Сказуемое выражено глаголом.

(Учащиеся дают ответы)

-Неопределённая форма

- Глаголы изменяются по временам, лицам и числам.

- Спряжение

- Глаголы бывают I и II  спряжения, (вспоминают окончания глаголов каждого спряжения); спряжение – постоянный признак

- II спряжение, т. к….

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Постановка учебной проблемы

Используется второй приём создания проблемной ситуации.

- Запишите под диктовку глаголы и определите спряжение: приносим, летаете, владеете, ловят, торопит, колете, хохочет.

- Какое было задание?

- А как выполнили?

- Почему так получилось? В чём затруднение?

- Какой же вопрос у вас возникает?

(Вопрос фиксируется на доске)

- А важно ли уметь это делать?

Два ученика работают с обратной стороны доски. (Т.к. задание представляет трудность для учащихся, можно предположить, что записи будут разными и не во всех случаях верными)

- Одинаковое, необходимо было записать глаголы и определить их спряжение.

- По-разному.

- Окончание глаголов безударные, сложно определить спряжение.

- Как определить спряжение глаголов, если окончание безударное?

- Да, определив спряжение, мы будем знать, какую гласную в окончании написать.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Поиск решения

На доске фиксируется правильный вариант выполнения предыдущего задания:

           

           приносим     II спр.

           летаете          I спр.

           ловят             II спр.

           торопит         II спр.

           колете            I спр.

           хохочет          I спр.

- Какие есть предположения, версии?

- Так. Все с этим  согласны?

- Какие будут другие предположения?

- Согласны?

- Сравните слова  приносим и идём.

(подсказка к контраргументу)

- Может быть поможет неопределённая форма глагола? (решающая гипотеза) Как проверить? (подсказка к проверке)

- Может быть как-то рассортируем слова?

- Выделите суффикс -ть- неопределённой формы и глагольный суффикс перед –ть-. Что заметили?

- Сделайте вывод.

(Учитель по мере формулирования правила учениками составляет опору на доске)

I спр.                                II спр.

   а                                  

                                    и            ть

   о

  у              ть

  я

 

  е

 

- Что поможет нам проверить, правы ли мы в своих утверждениях?

- Откройте страницу 81, прочтите правило. Что нового для себя узнали?

- Какой вопрос у нас возник в начале урока? Дали мы на него ответ?

- Почему важно уметь определять спряжение глагола, если окончание безударное?

- Какова же тема нашего урока? Какую цель перед собой поставим?

(Тема появляется на доске)

- Поработаем в парах (группах), составим алгоритм того, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Поможет вам упр 256 на с. 83

- Проверим работу. (Составляется блок-схема на интерактивной доске)

Возвратиться к глаголам, которые записывали учащиеся на доске. На основе приобретённых знаний ученики исправляют допущенные ошибки.

Физкультминутка для глаз

- Может определить по вопросу, какое окончание у вопроса, такое и у глагола. (Ошибочная гипотеза 1)

- К словам хохочет и торопит задаём один и тот же вопрос (что делает?), а окончания глаголов разные. (контраргумент)

- Может быть, подобрать слово- помощник, глагол того же лица и числа, но с ударным окончанием? (Ошибочная гипотеза 2)

Могут молчать.

- Глаголы употреблены  в 1-м  лице, мн.ч. , одно ударное, другое нет, но спряжения и окончания различны. (контраргумент)

- Выпишем в один столбик глаголы I спряжения, а во второй -  II спряжения. Запишем рядом глаголы в начальной форме.

(Ученики работают в тетрадях, один у доски. Возможен вариант, когда после проговаривания  появляется запись на интерактивной доске)

         I спр.

летаете – летать

колете – колоть

хохочет – хохотать

          II спр.

приносим – приносить

ловят – ловить

торопит - торопить

- У глаголов II спряжения глагольный суффикс –и-, а у глаголов I спряжения -а-, -о-

(формулируют правило)

- Нужно проверить по учебнику.

- У глаголов I спряжения перед суффиксом –ть- могут быть ещё суффиксы –у-, -я-, -е-.

(Ответы детей)

- Чтобы правильно написать гласную букву в окончании.

- Правописание безударных личных окончаний глаголов.

(Работа в парах или группах)

Применение нового знания

  - Хотите проверить свои силы? Я предлагаю вам выполнить упр. 257 на с.84. Прочитайте задание, что необходимо сделать?

- Поработайте в парах и прокомментируйте друг другу последние 4 словосочетания.

- Сверьте свою работу с образцом. (Открывается запись на доске)

Заботимся (заботиться, II) о родителях, слушаете (слушать, I) музыку, встретим (встретить, II ) его у школы, они любят (любить,II) читать книги

. Дайте оценку своей работе. Кто желает оценить свою работу перед всем классом?

- Используя алгоритм, определить, какую гласную надо писать в окончании глаголов.

(Идёт работа с проговариванием у доски)

(Работают в парах)

(Сверяют с образцом. По алгоритму дают оценку своей работе).

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Итог урока

- Какая проблема была на уроке? Какую цель ставили пред собой? Удалось ли её достичь? Как оцениваете свою работу, класса?

(Обсуждение, обобщение, анализ работы)

Домашнее задание

Подготовить вопросы к классу по новой теме, с. 94 упр.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока русского языка по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени "

Данная презентация по русскому языку 4 класс по еме "Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени" Урок освоение новых знаний....

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе

Урок русского языка по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)» в 4 классе. Урок может быть проведён по любой программе.Шевченко Елена Петровна, МОУ СОШ №16, г.Подольск....

Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола"

Презентация по русскому языку 4 класс "Правописание безударных личных окончаний глагола" по УМК "Начальная школа XIX века"...

Урок русского языка в 4классе Тема: « Безударные личные окончания глагола. Закрепление.»

Методическая разработка урока русского языка по теме " Безударные личные окончания глагола.Закрепление."...