Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Луценко Лариса Анатольевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

Планируемые результаты:

Личностные:

- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

Познавательные УУД:

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);

- умение осуществлять анализ и синтез;

- умение строить рассуждения;

- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Коммуникативные УУД

- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;

- умение прислушиваться к мнению собеседников;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;

- умение развивать устную и письменную речь;

- умение расширить активный словарный запас;

- умение определять спряжение глаголов;

- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;

- умение определять лицо и число глагола;

- умение объяснять смысл пословиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_rus.yaz_4_klass.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Старокрымский УВК №1 «Школа - гимназия»

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Учитель Луценко Лариса Анатольевна

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

Планируемые результаты:

Личностные:

- Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-умение в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

Познавательные УУД:

-уметь извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);

- умение осуществлять анализ и синтез;

- умение строить рассуждения;

- умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;

- умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;

- умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Коммуникативные УУД

- умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;

- умение прислушиваться к мнению собеседников;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

Предметные:

- умение стремиться к совершенствованию собственной речи;

- умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;

- умение развивать устную и письменную речь;

- умение расширить активный словарный запас;

- умение определять спряжение глаголов;

- умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний глаголов;

- умение определять лицо и число глагола;

- умение объяснять смысл пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Каллиграфическая минутка с офографическим заданием.

Км ксм ос  мс  вт  ав  Г   Г   Г  - Что объединяет соединения букв на первой строке?

Какое слово можно составить? – Подберите родственные слова. (Космос, космонавт, космический, космодром).

- Кто знает, в каком году состоялся первый полёт человека в космос? (1961г.)

3. Списывание с заданием.

Раздвинутся земного дома стены,

И будет, стоит только захотеть,

На всех планетах Солнечной системы,

Как музыка, людская речь звенеть.

Задание:1)  По словарю выяснить значение понятия «Солнечная система».

2)  в выделенных словах определить спряжение.

Вопрос: _Легко вам было определить спряжение?  (Да, окончания под ударением).

3) Прочтите глаголы.

      стро[и]шь                работа[и]м        

- Ребята, какие трудности в правописании этих глаголов нам встречаются? (Написание безударных окончаний)

Составим  алгоритм  определения  спряжений:

Дети:  1)  . Для этого нужно поставить глагол в начальную форму. Если глагол оканчивается на –ить (кроме брить, стелить), значит, это глагол II спряжения. В окончании пишем гласную И.

2) Если глагол оканчивается на –еть, ать, оть, уть, ять -  это глагол I спряжения (кроме глаголов-исключений: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать). В его окончании пишем гласную Е.

стро[и]шь – строить(II) – строИшь

работа[и]м – работать(I) – работаЕм

4. Сообщение темы, цели, задачи урока.      

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний глаголов)

- Какие цели и задачи поставим перед собой? (Учиться правильно писать безударное окончание глагола; применять алгоритм определения спряжения.)

5. Работа по теме урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Какие орфограммы, связанные с правописание глаголов вы знаете? (мягкий знак после шипящих во всех формах глаголов, правописание личных безударных окончаний глаголов, написание НЕ с глаголами)

  1. Формирование темы и целей урока.

- Посмотрите на слова, записанные на экране:

 Плач…шь

 Люб…т

 Сеять

- Что их объединяет?(это глаголы)

- Какой глагол можно исключить? (сеять)

- Почему? (глагол неопределённой формы)

- Как определили, что это глагол  неопределённной  формы?  (задали вопрос)

- Посмотрите на то, как записаны оставшиеся глаголы, определите тему урока

(Правописание безударных личных окончаний глаголов).

- Какой цели необходимо достичь при изучении этой темы? (научиться писать безударные личные окончания глаголов)

  1. Повторение шагов алгоритма (запись на доске,  1 чел. у доски)

4.  Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.

а) (на доске ) Вставить в окончания глаголов буквы И или Е, опираясь на алгоритм. Выделить окончания  ( по 1 чел. у доски цепочка)

свар…т          

лета…шь

покупа…т

продикту…т

завян…т

спрос…т

- Окончания выделены.  Разберите 1  глагол по составу. ( По выбору)

в) Работа в парах.   (На экране).

- Вспомните, что такое синонимы? (слова, близкие по лексическому значению)

- Что такое фразеологизмы? ( устойчивые сочетания слов).

- Подберите к глаголам левого столбика синонимы – фразеологизмы из правого столбика. Запишите их парами в тетрадь. Вставьте пропущенные окончания глаголов, объясните.

Дремл…т       вод…т за нос

Убега…т       унос…т ноги

Обманыва…т      клюёт носом

Запомн…ть       заруб…ть на носу

Физминутка  (проводят дети, ответственные за зарядку).

г) Работа в группах.

- Исследуйте пословицы. Объясните, как вы их понимаете. Определите спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Помните правила работы в группах.

1) По одёжке встреча..т,  по уму провожа…т.

2) Без труда не вын…шь и рыбку из пруда.

3) Дела…шь наспех – дела..шь на смех.

4) Учи других и сам науч…шься.

5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.

- От группы 1 чел. объясняет. Каждой группе по одной пословице. Остальные проверяют. Если правильно ставят +. Оцените работу группы. 5 « +» - отлично, 4 – хорошо, 3 – надо поработать. Запишите в тетрадь одну наиболее понравившуюся пословицу.

д) Проверочная  работа по уровням.

1 уровень

Определить спряжение глаголов, опираясь на неопределённую форму глагола. Вставить пропущенные окончания в глаголы 3л., ед.ч. (ОН что делает?)

Кол…т – колоть

Говор…т – говорить

Пиш…т – писать

Устан…т – устать

Ход…т – ходить

Науч…т – научить

2 уровень

Определить спряжение, вставить пропущенные окончания.

Плач…т, собира…т, узна…т, дремл…шь, дар…т, друж…т, люб…т, устан…шь

3 уровень

Образуйте от данных имён существительных однокоренные глаголы в форме настоящего времени, 3 лица, единственного числа.

Игра –

Свет –

Холод –

Подход –

Прыжок –

Письмо –

6. Подведение итогов урока

- С какой орфограммой работали на уроке?

- Какую цель ставили?

- Представьте, что вы уже учитесь в 5 классе. Как вы будете объяснять на уроке правописание безударных личных окончаний глаголов?

7. Рефлексия

- Оцените, насколько каждый из вас достиг цели урока. На полях напротив последней записи в этой классной работе поставьте «!», если всё понятно. Если остались вопросы, поставьте «?». Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...