Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Безударные личные окончания глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

В конспекте урока прописаны цели, задачи, методы,  тип урока,раскрыты формы работы, предложен краткий план урока с указанием деятельности учителя и учащихся, дан подробный конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Класс – четвертый

Тип урока: Изучение нового материала.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический.

Цель: создать условия для “открытия” правила правописания безударных личных окончаний глаголов и зависимости их от начальной формы.

Задачи:

образовательные:

  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу начальной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран;
  • карточки с заданиями;
  • учебник русского языка I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”)

Необходимое оборудование и материалы для занятия: компьютер, проектор, экран, доска, тетради, учебники, карточки.

Технологии, методы:

  • проблемное обучение;
  • иформационно-коммуникационное;
  • частично-поисковый;
  • практический;
  • наблюдение, сравнение, анализ;
  • словесный.

План занятия

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

1

2

Вхождение в тему.

Проверка знаний и умений учащихся, полученных ранее. Фронтальный опрос. Постановка проблемы.

Повторяют орфограммы, вставляют пропущенные буквы. Размышляют. Выход на проблему.

4

3

Стадия вызова. Прием “Продолжи фразу”

Подготовка учащихся к получению новых знаний.

Актуализация знаний. Осмысление. Работа в парах. Взаимопроверка.

5

4

Стадия осмысления. Решение проблемного вопроса.

Разъяснение заданий. Наблюдение, помощь.

Индивидуальная и парная работа. Анализируют, размышляют, работают с научной информацией. Делают открытие.

12

5

Составление алгоритма.

Анализ, помощь, фиксация.

Систематизация знаний.

3

6

Закрепление.

Объяснение заданий, организация игры, помощь.

Самостоятельная, парная работа.

9

7

Самостоятельная работа.

Организация самостоятельной работы, наблюдение, помощь.

Применение знаний.

5

8

Итог урока

Организация.

Определение ценности и полезности урока.

1

9

Рефлексия.

Организация рефлексии деятельности.

Осуществляют рефлексию собственной учебной деятельности.

2

10

Домашнее задание.

Разъяснение дифференцированного задания.

Восприятие. Запись.

1

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.

II. Вхождение в тему.

На доске (или на экране) слова: с_сна,  в_лна,  сверка_т,  пч_ла,   к_рмушка.

- Назовите орфограмму, встречающуюся в данных словах, подберите проверочные слова.

(Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением.

С_сна – со'сны, в_лна – во'лны, пч_ла – пчё'лы, к_рмушка – ко'рм.)

- Какое слово вызвало затруднение? Почему?

(Слово “сверкает” - безударная гласная в окончании. Мы ещё не знаем, как её проверять.)

- О какой части речи будем сегодня говорить на уроке?

- В какой части слова находится орфограмма, которую мы изучаем?

- Как называется изучаемая орфограмма?

- Что у вас вызывает трудности?

- Над этим мы и будем работать на уроке.

III. Стадия вызова.

Приём “Продолжи фразу”.  (актуализация знаний)

Каждый ученик работает по карточке ( можно вывести на экран)

а) Часть речи, которая обозначает действие ...(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? называется ... (глаголом)

б) Не с глаголами пишется ... (отдельно)

в) Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы... (что делать?, что сделать?)

г) Глаголы в начальной форме имеют суффиксы .... (ть, ти,чь)

д) Глаголы изменяются в прошедшем времени и ...(по числам, в ед. ч. – по родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)

е) В предложении глагол является .... (сказуемым).

ё) Спряжение – это ... (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

Работа в парах. Взаимопроверка.

- Обсудите результаты своей работы. …..- Проверим вашу работу.

IV. Стадия осмысления.

1. Работа с текстом

(Работа в парах)

(На экране текст)

 Прочитайте текст. Выясните, что вы знаете, а что ново для вас,  затем результаты обсудите с соседом по парте:

Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действия предметов.

Глаголы изменяются по временам. Они бывают настоящего времени, будущего времени и прошедшего времени.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются.

Спряжение глаголов определяем по ударным личным окончаниям.

По окончаниям в 1-м лице определить спряжение нельзя, потому что они одинаковые для ОБОИХ спряжений! Нужно определять спряжение по окончаниям глаголов во 2-м или 3-м лице!

Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо помнить, что у глаголов 1-го спряжения в окончаниях есть буква -Е и буквы -У или -Ю в 3-м лице множественного числа, а у глаголов 2-го спряжения – буква -И и буквы -А и -Я в 3-м лице множественного числа.

Безударное окончание глагола можно правильно написать, определив спряжение по его начальной форме.

- Что нового узнали? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

2. Решение проблемного вопроса.

Групповая работа

- Какая проблема встала перед нами? 

(Как определить спряжение глагола по начальной форме?)

Попробуйте выяснить, как определить спряжение по начальной форме глагола.

(Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают с сообщениями).

- Как проверить верность наших выводов?

(Надо обратиться к научной информации).

- Поработайте с плакатами Летучей мыши и текстом на стр.54 – 56. 

 - Какое открытие вы для себя сделали7 (Что нового узнали?)

1. Если мы не знаем, как писать безударные личные окончания глагола, нужно поставить глагол в начальную форму и посмотреть на глагольный суффикс.

2. Если глагольный суффикс –и-, значит, это глагол 2-го спряжения и надо писать личные окончания глаголов 2-го спряжения: букву –и- в окончаниях ед.ч. и буквы -а/-я – в окончаниях 3-го лица мн.ч.

3. Если у глагола в начальной форме нет суффикса –и-, значит, это глагол 1-го спряжения, и в безударных окончаниях ед.ч. надо писать букву –е-, а в окончаниях 3-го лица мн.ч. – буквы –у/-ю.

V. Физминутка. Встаньте  из – за парты. Слушайте и выполняйте.

- Если я назову глаголы 1 спряжения – выполняем хлопки над головой, 2 спряжения – хлопки за спиной.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

VI. Составление алгоритма.

- Что общего между словами, которые я называла?

У этих слов ударное окончание.

- Давайте составим алгоритм определения спряжения: 

 1. Проверяем, какими являются окончания личных форм глагола – ударными или безударными.

2. Если личные окончания ударные, спряжение определи по букве окончания: если -Е (-Ё) и -У (-Ю), значит, это глагол 1-го спряжения; если -И и -А (-Я) – 2-го спряжения.

3. Если личные окончания безударные, поставь глагол в начальную форму и посмотри, какой у него глагольный суффикс. Если суффикс –и-, значит, глагол (как правило!) 2-го спряжения; если другой суффикс, то глагол (как правило!) 1-го спряжения.

VII. Закрепление.

1. Упр. 33, стр. 56 (работа в парах)

Запиши словосочетания.

Налить воды, грузить вагон, сеять пшеницу, забить гол, зашить дырку, уснуть на уроке, колоть дрова, шагать по улице, вязать шарф.

Попробуй определить спряжение глаголов. Пользуйся инструкцией и подсказкой (на стр. 56 – 57 учебника).

Проверка

-Один ученик, был невнимателен на уроке, решил, что глаголы налитьзабить и зашить – это глаголы 2-го спряжения, потому что у них глагольный суффикс – и -.

- Вы согласны с этим мальчиком? Докажите.

2. Самостоятельная работа.

- Пользуясь новым способом определения спряжения, вставим пропущенные гласные в окончания глаголов:

 На доске.

Пиш_т,  вяж_м,  вар_м,  чита_шь,  отвеча_т.

 Проверить.

Дополнительное задание.

 - Поставьте глаголы в форму настоящего времени;

определите спряжение; выделите окончание.

НА доске (или на карточках 3-5 шт.  для быстроработающих)

Весеннее солнце теплыми лучами (пригревать) ____________землю.

Природа (оживать) ___________ от зимнего сна. Одним из первых (прилетать) ___________ весной грач.

IX. Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Что нового о глаголе вы узнали?

- Для чего мы учимся определять спряжение глагола?

X. Рефлексия.

- Закончите фразу “Теперь я знаю...” или “Я умею...”.

XI. Дом. задание.

стр.58, упр.34;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...

Конспект урока по русскому языку. Тема «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения» 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему «Правописание безударных личных окончаний глагола. Глаголы исключения»...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...