Программа кружка "Словарик"
рабочая программа по русскому языку по теме
Цель данной программы – развитие у учащихся осознанного навыка написания и правильного употребления непроверяемых слов в устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется.
Учителей начальной школы постоянно волнует проблема: как научить каждого ребенка писать словарные слова без ошибок.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы. Недостаточно, что бы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог их переносить на другие встречающиеся ему явления языка.
Традиционно слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. В результате дети ориентируются лишь на формальное заучивание этих слов, не обеспечивается достаточно быстрое и прочное их осознание. Об этом свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в словарных словах, так и в родственных с ними.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе:
- понимания учеником значения изучаемого слова;
- сущности и характера содержащейся в нем трудности;
- установления связи данного слова с ранее изученными словами;
- сообщения и использования специальных приемов запоминания;
- активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.
Цель данной программы – развитие у учащихся осознанного навыка написания и правильного употребления непроверяемых слов в устной и письменной речи.
Задачи курса:
– обучение безошибочному письму;
- формирование орфографической зоркости;
- развитие умений анализировать языковые факты и явления.
Обязательный список словарных слов должен соответствовать содержанию учебного материала и основным требованиям к знаниям учащихся к концу учебного года.
Объем нагрузки:
Программа рассчитана на 34 часа. Изучение каждой темы программы состоит из 3 этапов: на 1 этапе учащиеся накапливают активный словарь, отрабатывают технические навыки, изучают способы создания новых слов; второй этап посвящен творческой работе; третий – анализ деятельности учащихся. Формы, содержание, количество часов, выделенных на изучение каждой темы, носят рекомендательный характер и по усмотрению педагога могут быть изменены.
Содержание программы.
Виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:
- фонетические упражнения;
- словообразовательные упражнения;
- морфологические упражнения;
- синтаксические упражнения:
- упражнения лексического характера;
- упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
- упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками.
Виды диктантов:
- выборочный (с предварительным разбором);
- комбинированный;
- картинный
- зрительный;
- цифровой;
- с использованием загадок;
- по памяти;
- с комментированием;
- этимологический;
-синонимический, антонимический, и фразеологический;
- свободный;
- творческий.
В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы:
- включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы;
- составление стихотворений со словарными словами, юморесок, загадок;
- проведение викторин, конкурсов: «Кто знает больше слов на букву»а» («м» и т. д.)
Текущий контроль и анализ результатов:
- Диагностика уровня развития навыка правильного написания словарных слов.
- Анализ выполнения индивидуальных, творческих работ.
- Анкетирование родителей.
К окончанию курса учащиеся должны:
- обучиться безошибочному письму словарных слов;
- развить умение анализировать языковые факты и явления;
- сформировать орфографическую зоркость;
- овладеть умениями и навыками быстрого и точного применения полученных знаний о слове на практике;
- расширить активный словарь.
В процессе словарно-орфографической работы учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями. Навык написания трудных слов во многом зависит и от активного словаря учащегося. Чем богаче словарь, тем выше уровень орфографической грамотности.
Успех словарно-орфографической работы зависит от соблюдения целого ряда условий, главными из которых являются следующие:
1. Четкое планирование слов, подлежащих изучению (охват всех слов, ритмичность их повторения).
2. Сочетание словарно-орфографической работы с изучением основных программных тем.
3.Необходимы тренировочные упражнения, опирающиеся на зрительные, двигательные, слухоартикуляционные восприятия. Использование приема создания ассоциативного образа к словарному слову.
4.Систематичность и разносторонний характер работы с орфографическим словарем.
5. Постоянный контроль за усвоением правописания трудных слов.
В результате упражнений над словарным словом учащиеся овладевают знаниями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике.
Тематическое планирование
№ | Тема | Час | Основное содержание и формы проведения занятия |
Тематическая группа «Животные» | 3 | Упражнения лексического характера. Словообразовательные упражнения. Задания на замену развернутого определения одним словом. | |
Тематическая группа «Школа» | 3 | Ассоциативные образы. Орфографические упражнения . Стихи-опоры и рифмы- подсказки. Кроссворды, ребусы. | |
Тематическая группа «Овощи –фрукты» | 3 | Упражнения фонетического характера. Словообразовательные упражнения. Морфологические упражнения со словарными словами. | |
Тематическая группа «Инструменты» | 3 | Упражнения лексического характера. Задания на замену развернутого определения одним словом. Игра «Спрятанные слова». | |
Тематическая группа «Растения» | 3 | Синтаксические упражнения со словарными словами. Упражнения фонетического характера. Шарады. | |
Тематическая группа «Месяцы, дни недели» | 4 | Упражнения лексического характера. Упражнения-наблюдения над фразеологизмами. Пословицы и поговорки со словарными словами. | |
Тематическая группа «Прилагательные» | 4 | Упражнения-наблюдения за многозначностью и омонимичностью словарных слов. Морфологические упражнения со словарными словами. Лото «Словарные слова». | |
Тематическая группа «Наречия» | 3 | Ассоциативные образы. Словообразовательные упражнения. Игра «Четвертый лишний». | |
Тематическая группа «Посуда» | 3 | Задания на замену развернутого определения одним словом. Стихи-опоры и рифмы- подсказки. Игра «Доскажи словечко». | |
Тематическая группа «Вежливые слова» | 3 | Ассоциативные образы. Упражнения-наблюдения над фразеологизмами. Составление рассказов по теме «Вежливые слова» | |
Сочинители. | 2 | Написание мини-сочинений, стихотворений из слов с непроверяемыми написаниями. |
Список литературы
- Введенский Л. А., Саакьян Р. Я. Наш родной язык. – М.: Просвещение, 1971.
- Волина В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
- Волина В. Откуда пришли слова. – М.:АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Волина В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Илларионов Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
- Канакина В. П. Учусь работать самостоятельно. – М.: Новая школа, 1996.
- Львов М. Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
- Начальная школа: науч.- попул. журн. – Вып. 1988 – 2004 гг.
- Русский язык. 1 -4 классы: словарно-орфографическая работа / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...