Урок по русскому языку на тему: "Сочетания "жи", "ши"". "Начальная школа ХХI века"- 1 класс по ФГОС
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Клочко Надежда Анатольевна

На данном уроке ребята повторили знания о шипящих звуках  [ж] и [ш]; познакомились с написанием сочетаний жи и ши; в игровой форме удалось формировать навыки написания слов с сочетаниями жи и ши; создать условия для применения знаний и умений по данной теме

Первоклассники развивали свою орфографическую зоркость  и умение выделять орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, все задания содействовали развитию познавательной и речевой активности, фонематического слуха, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся , развивали умения комментировать учебные действия при выполнении заданий, осуществлять самопроверку , взаимопроверку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Материал урока позволил воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброжелательность к своим одноклассникам, бережное отношение к окружающему миру.

На уроке активно использовались: «Лента букв», Красная книга Северной Осетии, слоги, памятка, словарики, карточка со словарным словом, слова для составления пословицы, презентация, сигнальные карточки для самооценки, карточки для работы в парах  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сочетания жи-ши.

Тип урока: Получение новых знаний.

Материал учебника: с.63-65   Материал тетради: с. 68
Задачи:

1) учебные:

 повторить знания о шипящих звуках  [ж] и [ш]; познакомить с написанием сочетаний жи и ши; формировать навыки написания слов с сочетаниями жи и ши; создавать условия для применения знаний и умений по данной теме

2) развивающие:

развивать орфографическую зоркость  и умение выделять орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, содействовать развитию познавательной и речевой активности, фонематического слуха, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся , развивать умения комментировать учебные действия при выполнении заданий, осуществлять самопроверку , взаимопроверку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

3) воспитательные 

воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброжелательность к своим одноклассникам, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран

Материал к уроку: «Лента букв», Красная книга Северной Осетии, слоги, памятка, словарики, карточка со словарным словом, слова для составления пословицы, презентация

Раздаточный материал: сигнальные карточки для самооценки, карточки для работы в парах  

                                  Планируемые результаты урока:

                                    Предметные

-учиться самостоятельно  определять тему текста;

- узнавать на слух опасные места при чтении и написании слов с сочетаниями жи и ши;

-упражняться в правописании  слов с сочетаниями жи и ши;

-учиться списывать с печатного и письменного  текста, писать под диктовку;

- составлять слова из букв и слогов и предложение из слов;

- пользоваться памяткой;

                                   Метапредметные        (познавательные,регулятивные,коммуникативные)

-учиться понимать и формулировать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; анализировать, обобщать, выделять главное

- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности, находить и исправлять ошибки;

-  учиться работать в парах и проводить взаимопроверку;

                                  Личностные                          

-проявлять интерес к процессу чтения и письма;

-учиться уважительному отношению к чужому мнению;

-принятие образа  »хорошего ученика;

                                             

                                                           

                                                  СТРУКТУРА И  ХОД  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает быстрое включение  детей в деятельность.

Готовятся к активной учебно - познавательной деятельности.

2

Актуализация знаний.

Работа по ленте букв

Предлагает детям просмотреть демонстрационную модель деления звуков на группы, задаёт наводящие вопросы с целью повторения изученного.

Ориентируясь на демонстрационную модель, делят звуки на группы, давая им характеристику и выделяя твёрдые согласные

3

Сообщение темы  урока

Рассказывает короткую сказку о ссоре твёрдых согласных с «ы» и подводит  учащихся к определению темы урока.

- А это хорошо, когда долго помнят обиду?

Слушают, анализируют, делают вывод

Отвечают на вопрос: «Нужно прощать и мириться.»

4

Словарная работа.

Предлагает ребус

Какое правило вы помнили, чтобы написать на 5?

Отгадывают слово «машина», записывают его в словарики, в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают орфограммы,  находят в нём спрятанное слово, составляют и записывают предложение. (У Саши машинка.)

Жи- ши пиши с буквой и

5

 Физкультминутка для глаз и рук.

Показывает физкульт-минутку с машинками после слов «Жи- жи-жи- крепче руль держи!»

А кто помнит правила светофора?

Следят за машинками глазами и крутят в руках воображаемый руль

«Красный- стой, жёлтый- жди, а зелёный цвет- иди!»

6

Упражнение в составлении слов из слогов и букв.

Предлагает: лы. ж, ж, ы,ы ,и, и, е.             Какие буквы остались и почему?

На доске составляют слова: лыжи, ежи. Записывают эти слова в тетрадь

Отвечают на вопрос

7

Упражнение в правописании слов на тему урока.

Предлагает загадки

Отгадывают, записывают в тетрадь

8

Взаимопроверка  написанных слов  (работа в парах)

Предлагает детям проверить по образцу  Какое правило вам помогло?

Меняются тетрадями и проверяют работу

9

Дифференциро-ванная  работа (работа в парах)

Предлагает карточки с разноуровневым заданием

Читают, зачёркивают лишнее слово (при необходимости- можно посоветоваться с товарищем)

10

Упражнение в исправлении ошибок.

Игра «Найди ошибки»

Работа с текстом

Предлагает предложение: «У жырафа большые ушы»  А разве у жирафа большие уши? Как же теперь исправить написанное?

Краткая информация о жирафах

Исправляют орфографические ошибки, списывают в тетрадь.

Меняют . на ? и пишут ответ: «Нет!»

Рассказывают о том, что запомнили о жирафе?

11

Физкультминутка (музыкальная)

Поёт и показывает физкультминутку «У жирафа пятна…»

Выполняют упражнения для снятия утомления.

12

Знакомство с цветами из Красной книги Северной Осетии

Рассказывает стих о цветах и жирафе   А какие цветы нельзя рвать? Почему? Показывает ландышиПочему именно ландыши я показываю вам на этом уроке?

Отвечают на вопросы.(Чтобы природа радовала своей красотой,  нельзя рвать полевые цветы.  Можно рвать только цветы,  посаженые человеком)

13

Работа с учебником

(с. 63 № 1).

Читает текст.Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы (Короткие монологи о добре)

14

Работа с деформированным предложением. Работа с пословицей. Работа по развитию речи

Предлагает из слов       ( Жизнь добрые на дана дела)составить предложение, объяснить смысл.Какое правило использовали при написании слова «жизнь»?

У доски составляют из слов пословицу и записывают её в тетрадь.

Объясняют смысл.

Делают вывод.

15

Работа в прописи (с.68)

Соединить стрелками слоги

Составляют из слогов слова в рабочих тетрадях.

16

Итог  урока

Предлагает детям ответить на вопрос: «Как пишутся сочетания жи-ши»?

Отвечают на вопрос

17

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся самим оценить свою деятельность и нарисовать улыбку ёжику, если они довольны своей работой на уроке. Если недовольны уроком, то нарисовать огорчение.  

Оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Слова в предложении» (УМК « Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний у обучающихся о необходимости взаимосвязи слов в предложениях.Планируемые результатыПредметные:1) знать о значимости взаимосвязи слов в предложениях2) уме...

Конспект урока русского языка "Учимся применять орфографические правила" (Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Учимся применять орфографические правила»Цели деятельности учителя: актуализация знаний по изученным орфографическим правилам написания слов; развитие орфографической зоркости, обог...

Технологическая карта урока русского языка: "Синонимы в тексте" (УМК "Начальная школа 21 века", 2 класс)

Цель урока: создание условий для систематизации знаний у обучающихся о синонимах, распознавания синонимов в тексте.Задачи урокаДидактические:1. закрепить понятие «слова-синонимы»;2. в...

Технологическая карта урока русского языка "Относительные имена прилагательные" (УМК "Начальная школа ХХI века", 3 класс)

Цель урока: формирование представление о понятии ”относительные имена прилагательные”.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с относительными именами прилагательными;2. Обобщит...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся писать письма» (УМК «Начальная школа 21 века», 3 класс 1 часть)

Тип урока: урок открытия «новых» знаний.Цель урока: формирование умения писать письма и правильно адресовать их. Задачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся с правилами офор...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение имён числительных» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления об изменении имён числительных по падежам.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правила изменения имён числительных по падежам.2. Уметь определ...