Урок по русскому языку на тему: "Сочетания "жи", "ши"". "Начальная школа ХХI века"- 1 класс по ФГОС
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

Клочко Надежда Анатольевна

На данном уроке ребята повторили знания о шипящих звуках  [ж] и [ш]; познакомились с написанием сочетаний жи и ши; в игровой форме удалось формировать навыки написания слов с сочетаниями жи и ши; создать условия для применения знаний и умений по данной теме

Первоклассники развивали свою орфографическую зоркость  и умение выделять орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, все задания содействовали развитию познавательной и речевой активности, фонематического слуха, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся , развивали умения комментировать учебные действия при выполнении заданий, осуществлять самопроверку , взаимопроверку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Материал урока позволил воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброжелательность к своим одноклассникам, бережное отношение к окружающему миру.

На уроке активно использовались: «Лента букв», Красная книга Северной Осетии, слоги, памятка, словарики, карточка со словарным словом, слова для составления пословицы, презентация, сигнальные карточки для самооценки, карточки для работы в парах  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сочетания жи-ши.

Тип урока: Получение новых знаний.

Материал учебника: с.63-65   Материал тетради: с. 68
Задачи:

1) учебные:

 повторить знания о шипящих звуках  [ж] и [ш]; познакомить с написанием сочетаний жи и ши; формировать навыки написания слов с сочетаниями жи и ши; создавать условия для применения знаний и умений по данной теме

2) развивающие:

развивать орфографическую зоркость  и умение выделять орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, содействовать развитию познавательной и речевой активности, фонематического слуха, внимания, логического мышления и творческих способностей учащихся , развивать умения комментировать учебные действия при выполнении заданий, осуществлять самопроверку , взаимопроверку и самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

3) воспитательные 

воспитывать трудолюбие, аккуратность, доброжелательность к своим одноклассникам, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран

Материал к уроку: «Лента букв», Красная книга Северной Осетии, слоги, памятка, словарики, карточка со словарным словом, слова для составления пословицы, презентация

Раздаточный материал: сигнальные карточки для самооценки, карточки для работы в парах  

                                  Планируемые результаты урока:

                                    Предметные

-учиться самостоятельно  определять тему текста;

- узнавать на слух опасные места при чтении и написании слов с сочетаниями жи и ши;

-упражняться в правописании  слов с сочетаниями жи и ши;

-учиться списывать с печатного и письменного  текста, писать под диктовку;

- составлять слова из букв и слогов и предложение из слов;

- пользоваться памяткой;

                                   Метапредметные        (познавательные,регулятивные,коммуникативные)

-учиться понимать и формулировать учебную задачу и решать ее при помощи учителя; анализировать, обобщать, выделять главное

- учиться осуществлять самоконтроль и самооценку собственной деятельности, находить и исправлять ошибки;

-  учиться работать в парах и проводить взаимопроверку;

                                  Личностные                          

-проявлять интерес к процессу чтения и письма;

-учиться уважительному отношению к чужому мнению;

-принятие образа  »хорошего ученика;

                                             

                                                           

                                                  СТРУКТУРА И  ХОД  УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает быстрое включение  детей в деятельность.

Готовятся к активной учебно - познавательной деятельности.

2

Актуализация знаний.

Работа по ленте букв

Предлагает детям просмотреть демонстрационную модель деления звуков на группы, задаёт наводящие вопросы с целью повторения изученного.

Ориентируясь на демонстрационную модель, делят звуки на группы, давая им характеристику и выделяя твёрдые согласные

3

Сообщение темы  урока

Рассказывает короткую сказку о ссоре твёрдых согласных с «ы» и подводит  учащихся к определению темы урока.

- А это хорошо, когда долго помнят обиду?

Слушают, анализируют, делают вывод

Отвечают на вопрос: «Нужно прощать и мириться.»

4

Словарная работа.

Предлагает ребус

Какое правило вы помнили, чтобы написать на 5?

Отгадывают слово «машина», записывают его в словарики, в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают орфограммы,  находят в нём спрятанное слово, составляют и записывают предложение. (У Саши машинка.)

Жи- ши пиши с буквой и

5

 Физкультминутка для глаз и рук.

Показывает физкульт-минутку с машинками после слов «Жи- жи-жи- крепче руль держи!»

А кто помнит правила светофора?

Следят за машинками глазами и крутят в руках воображаемый руль

«Красный- стой, жёлтый- жди, а зелёный цвет- иди!»

6

Упражнение в составлении слов из слогов и букв.

Предлагает: лы. ж, ж, ы,ы ,и, и, е.             Какие буквы остались и почему?

На доске составляют слова: лыжи, ежи. Записывают эти слова в тетрадь

Отвечают на вопрос

7

Упражнение в правописании слов на тему урока.

Предлагает загадки

Отгадывают, записывают в тетрадь

8

Взаимопроверка  написанных слов  (работа в парах)

Предлагает детям проверить по образцу  Какое правило вам помогло?

Меняются тетрадями и проверяют работу

9

Дифференциро-ванная  работа (работа в парах)

Предлагает карточки с разноуровневым заданием

Читают, зачёркивают лишнее слово (при необходимости- можно посоветоваться с товарищем)

10

Упражнение в исправлении ошибок.

Игра «Найди ошибки»

Работа с текстом

Предлагает предложение: «У жырафа большые ушы»  А разве у жирафа большие уши? Как же теперь исправить написанное?

Краткая информация о жирафах

Исправляют орфографические ошибки, списывают в тетрадь.

Меняют . на ? и пишут ответ: «Нет!»

Рассказывают о том, что запомнили о жирафе?

11

Физкультминутка (музыкальная)

Поёт и показывает физкультминутку «У жирафа пятна…»

Выполняют упражнения для снятия утомления.

12

Знакомство с цветами из Красной книги Северной Осетии

Рассказывает стих о цветах и жирафе   А какие цветы нельзя рвать? Почему? Показывает ландышиПочему именно ландыши я показываю вам на этом уроке?

Отвечают на вопросы.(Чтобы природа радовала своей красотой,  нельзя рвать полевые цветы.  Можно рвать только цветы,  посаженые человеком)

13

Работа с учебником

(с. 63 № 1).

Читает текст.Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы (Короткие монологи о добре)

14

Работа с деформированным предложением. Работа с пословицей. Работа по развитию речи

Предлагает из слов       ( Жизнь добрые на дана дела)составить предложение, объяснить смысл.Какое правило использовали при написании слова «жизнь»?

У доски составляют из слов пословицу и записывают её в тетрадь.

Объясняют смысл.

Делают вывод.

15

Работа в прописи (с.68)

Соединить стрелками слоги

Составляют из слогов слова в рабочих тетрадях.

16

Итог  урока

Предлагает детям ответить на вопрос: «Как пишутся сочетания жи-ши»?

Отвечают на вопрос

17

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся самим оценить свою деятельность и нарисовать улыбку ёжику, если они довольны своей работой на уроке. Если недовольны уроком, то нарисовать огорчение.  

Оценивают собственную деятельность, фиксируют неразрешённые затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. "Имя числительное". Система учебников "Начальная школа XXI века".

Урок разработан в свете ФГОС НОО.Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке русского языка в 4 классе.Система учебников «Начальная школа ХХIвека»....

Сценарий урока русского языка по теме: "Слова - антонимы" (Начальная школа XXI века)

Урок разработан в соответствии с деятельностным методом....

Урок русского языка по программе УМК «Перспективная начальная школа» 4 а класс

 Тема: Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нам из других языков.   Цели: 1. Не только научить писать слова с удвоенной буквой согласного, но и попытаться объясни...

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

Разработка урока по русскому языку по теме: «Продолжаем определять начальную форму слов» 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»...

Рабочая программа по русскому языку 2 классс по УМК "Начальня школа 21 века"

Рабочая пограмма по русскому языку 2 класс 2015-2016 учебный год. УМК "начальная школв 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку для работы по УМК «Начальная школа XXI века».

Рабочая программ по русскому языку для работы по УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока русского языка «Слова в предложении» (УМК « Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний у обучающихся о необходимости взаимосвязи слов в предложениях.Планируемые результатыПредметные:1) знать о значимости взаимосвязи слов в предложениях2) уме...