Урок русского языка 4 класс. Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Афанасьева Елена Николаевна

 

Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Тверская область

                  г. Вышний Волочёк

МБС(К)ОУ  С(К)ОШ № 4 VII вида

Учитель начальных классов:

Афанасьева Елена Николаевна.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Тема урока: Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов.

Цели:

Образовательная: совершенствовать знания учащихся о временных формах глагола, познакомить с написанием глагольных суффиксов.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, навыки  коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, аккуратность при работе, умение внимательно слушать, уважать другое мнение.

                                              Ход урока.

I. Организационный момент. Мотивация деятельности.

– Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!


Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.

Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих удач!

1.Проверка дом. задания.(карточка)

1. Рассыпалось название темы урока.        

2. Запишите в тетрадях сегодняшнее число, кл. работа.                

II. Чистописание.

- Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого свои буквы, в

написании которых вы допускаете ошибки.

- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.

- Не забывайте о правилах посадки.

III . Словарная работа.

 ВАСРЬЛО. (Словарь.)    кроссворд.

Выписать из словаря такие слова, при написании которых встречаются такие соединения.

IV.Основная часть.

1.Введение в тему. БЛИЦ-ОПРОС.

  • -какую часть речи мы изучаем? /глагол/
  • -глагол это ... /самостоятельная часть речи/
  • -которая обозначает ... /действия предметов/
  • -отвечает на вопросы .../что делать? что сделать?/
  • -глаголы изменяются по ... /временам/
  • -в настоящем времени обозначают ... и отвечают на вопросы...
  • -в будущем времени обозначают ... и отвечают на вопросы ...
  • -в прошедшем времени обозначают ... и отвечают на вопросы...

2. Упражнение «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

  1. Трещит, скрипит, воет, подбежали. (подбежали – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.) 
  2. Встречал, визжит, поскрипывает, дует. (Встречал)
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивила.(Удивила – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.) 
  • Разбор слов по составу.

 -Ребята сделайте вывод. (-л- это суффикс глаголов прошедшего времени. Гласная перед ним - это тоже суффикс.)

  Сегодня очень важно чтобы вы запомнили, что есть суффикс -л-, который образует форму прошедшего времени. Этот суффикс содержится даже в вопросе: что делал? Что делала? Что делали?

Чтение правила в учебнике.(стр.109)

3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА. (Работа в парах)

Вывешиваю листы со словами. После краткой беседы по каждому листу прикрепляю над каждым листом схему части слова. Дети из указанных частей составляют новые слова, самостоятельно записывают их в тетрадь. После проверки лист с полученными словами вывешиваю на доске. С полученными словами и словами 4-го листа составляем предложения на тему "Весна". Дети записывают предложения в тетради и на доске, обозначают орфограммы.

приставка

корень

суффикс

окончание

 

напишем

поступаем

светили

весна

наступила

заморозим

играем

сверкала

солнышко

заиграло

запоём

звеним

свистел

ручейки

зазвенели

нарисуем

заступимся

удивило

утро

наступило

К какому времени относятся все эти глаголы?

Образуйте неопределённую форму глагола.(наступить, заиграть, зазвенеть)

  • Разбор по составу.
  • Со словосочетаниями "весна наступила, солнышко заиграло, ручейки зазвенели" составляем предложения.

4.Синтаксический разбор предложения.

 

Наступило прекрасное время года.

 

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

5.Тема урока.

 

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

 

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

 

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

 

- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

6.Физкультминутка.

- Я назову вам глаголы, если это:

  • глагол настоящего времени – руки на пояс;
  • глагол прошедшего времени – присядьте;
  • глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют)

V. Закрепление.

1.Работа по карточкам.(разноуровневые)

2. Работа по учебнику.

Стр.109 упр.500.

Ребус «говорили»

 IV. Итог урока.

Чему учились сегодня на уроке ?

Самомооценка.

- Поставьте себе оценки с помощью цветов. Какой свет обозначает опасность? (Красный).

“Красный” -

Стоп! Вперёд нельзя, друзья!
Повторять усядусь я.

“Жёлтый” -

Здесь – внимание, друзья!
Сомневаюсь ещё я.

“Синий” -

А теперь вперёд, друзья!
В знаниях уверен я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония

Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....

Конспект урока русского языка на тему "Времена глаголов" 3 класс.

Конспект рабочего урока по русскому языку для 3 класса ....

Открытый урок русского языка по теме "Времена глагола. Будущее время"

Данный урок проводится в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Времена глагола. Будущее время". На уроке используется групповая, парная и индивидуальная работа....

Прошедшее время глагола.Правописание глагольных суффиксов.

Прошедшее время глагола.Правописание глагольных суффиксов....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Времена глаголов" - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об изменении глаголов по временам; умения определять время глагола.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся умения писать грамотно суффиксы глаголов в прошедшем времени.Задачи урока:Дидактические:1. повторить пройденный материал по теме «Прош...