Главные вкладки

    Открытый урок русского языка по теме "Времена глагола. Будущее время"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Аристова Татьяна Васильевна

    Данный урок проводится в 3 классе УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Времена глагола. Будущее время". На уроке используется групповая, парная и индивидуальная работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 3_klass_urok_russkogo_yazyka.docx63.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Класс: 3  

    Предмет: Русский язык

     Программа: Перспективная начальная школа

    УМК: Русский язык:  учебник для 3 класса : 2 ч. Ч. 2 / М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова,  Москва АКАДЕМКНИГА,   2012

    Тема: Времена глагола. Будущее время

    Цели урока: формировать представление о будущем времени  глаголов и учить определять время глаголов.

    Задачи урока:

    Образовательные: - продолжить работу над понятием времена глагола:

                                                  - сравнивать формы глагола;

                                                  - различать формы ед. и мн.ч. глаголов будущего времени;  

                                                  - привести учащихся к пониманию того, что глаголы будущего времени не изменяются по родам;

                                                   -научить детей изменять глаголы по временам, организовать наблюдение за ролью окончаний при изменении глаголов.

     Развивающие:   -активизировать мыслительную деятельность  учащихся, развивать память, мышление, речь.

    Воспитательные: повысить информационную культуру учащихся, интерес к предмету; воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь,  самостоятельность, усидчивость, внимание.

    Планируемые результаты:

    Предметные  

    1. Уметь определять  форму будущего времени глагола.

    2. Знать, как изменяются глаголы будущего времени

    3. Учатся извлекать нужную информацию из текста.

     Метапредметные:

    Регулятивные - уметь определять и формулировать цели урока; уметь самостоятельно контролировать своё время, планировать пути достижения цели; находить рациональные способы работы;  проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия;  высказывать свои предположения;

    Коммуникативные - уметь выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения  и следовать им; аргументировать свое мнение и позицию;

    Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); структурировать знания; использовать знаково-символьные средства; сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.

    Личностные  – самоопределение; умение слушать и выделять главное, запоминать; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; понимание значения различных видов информации в жизни человека; формирование интереса к изучению информатики через творческие задания, стремление использовать полученные знания.

    Тип урока: урок изучения  и применения новых знаний

    Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Методы обучения: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый, творческий.

    Оборудование: Книгопечатная продукция М.Л.Калечук, Н.А.Чуракова    Русский язык  3 класс. Часть 3, карточки для работы

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    I. Организационный момент

    Цель этапа: включение в деловой ритм; создание  благоприятного психологического настроя на работу

    -Добрый день! Поприветствуйте партнеров по лицу, партнеров по плечу. Пожелаем друг другу успехов, хорошего весеннего настроения, удачи и начинаем работать.

    Рассаживаются по группам

    Личностные: формирование навыков самоорганизации.

    Коммуникативные: -умение слушать учителя; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

    II. Актуализация знаний

    Цель этапа:

    актуализация опорных знаний и способов действий

    III. Решение проблемы Цель этапа:

    установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы.

    Интересная часть речи
    В русском языке живёт.
    Кто, что сделает, расскажет:
    Чертит, пишет иль поёт.
    Вышивает или пашет,
    Или забивает гол,
    Варит, жарит, моет, чистит –
    Всё расскажет нам … !

    -Ребята, мы продолжаем с вами открывать новые знания, путешествуя по стране Глагол. Нас ожидает трудная, но интересная и важная работа. Чтобы открывать что-то новое, мы должны быть уверены в уже имеющихся у нас знаниях.

    - Мы с вами уже много знаем об этой части речи. Как вы думаете, есть ли у глагола ещё секреты? Хотите узнать?

    - Предлагаю вам проверить свои знания о глаголе.

      Перед вами листочки, на которых записано интервью с глаголом.

    - Вам необходимо (около известного сведения поставить «+», около неизвестного «?»)

    «+» - это я знал

    «?» - новая информация

    1. Часть речи

    1. Обозначаю действия предметов.

    1. Имею 3 времени.

    1. Бываю настоящего, прошедшего и будущего времени.

    1. В неопределённой форме имею суффиксы: -ть, -ти, чь.

    1. В прошедшем времени изменяюсь по временам

    1. В будущем времени изменяюсь по числам.

    1. В будущем времени  не изменяюсь по родам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

    - Что для вас стало новой информацией?  

    Давайте проверим,  о чём вы знали раньше?

    - Ребята, сколько вопросов у вас получилось?  

    Возникла проблема, которую мы должны решить. Какая перед нами стоит задача?

    - Кто поможет мне назвать тему нашего урока?

    - Сформулируйте цель урока.

    - Предлагаю выполнить задание, которое поможет нам выяснить информацию о будущем времени глагола.

    1. Выявление общих признаков глагола будущего времени.

    – Каким признаком объединены слова?

    Пойдёт

    Засыплет

    Прокатимся

     - Что общего у этих глаголов?  

    2. Запоминай!

    Форма будущего времени глагола показывает, что действие будет происходить после момента речи.

    3. Практическая работа в группах

     Упражнение 196.

    -сравни глаголы в предложениях

    - в каком времени стоит глагол во всех предложениях?

    - позволяют ли вопросы к глаголам и форма записи различить глаголы ед.ч. и мн.ч.? Обоснуйте свой ответ

    - изменяются ли глаголы в форме будущего времени по числам?

    -а по родам?

    Сделай вывод: изменяются ли глаголы в форме наст.вр. и буд. вр. по числам?

    4. Первичная проверка понимания нового материала

    1. Работа в парах с партнером по плечу

    -Перед вами стихотворение о Черепашке. Вы должны найти все глаголы будущего времени, подчеркнуть их красным карандашом.

    Была я малышкой,

    Играла пустышкой,

    Гуляла с братишкой

    И с няней-мартышкой.

    Я пела, плясала,

    Над книжкой зевала,

    Цветы собирала,

    О чуде мечтала.

    Но время бежало,

    И я подрастала.

    Я скоро узнала,

    Что взрослою стала

    И детство моё

    Навсегда потеряла.

    Сейчас я живу

    В небольшом зоопарке

    Я в школу бужу

    По утрам малышей,

    Кормлю их, купаю

    От ног до ушей.

    Я штопаю, глажу, стираю,

    Игрушки за них убираю,

    Мету, отмываю,

    Кручу, кипячу,

    Хвалю и ругаю,

    Шучу и ворчу.

    В понедельник или в среду

    Всё я брошу и уеду,

    И оставлю их одних,

    Безобразников моих.

    Сяду в поезд и тогда

    Посмотрю на города.

    Я отправлюсь в южный порт,

    На какой-нибудь курорт.

    Буду плавать, буду прыгать.

    Когда море надоест,

    Запланирую отъезд.

    И вернусь обратно к ним,

    К безобразникам моим.

    1. Упр. 198. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

    -Откройте тетради, запишите число 14 мая классная работа

    -Прочитайте текст, задание.

    -Всем  понятно? Приступайте к выполнению

    -Зачитаем, какое стихотворение у вас получилось.

    -Какие глаголы стоят в начальной форме?

    -Еще какие глаголы вам встретились в стихотворении? Назовите время и число этих глаголов.

    1. Игра «Почтальон»

    А теперь прочитаем слова на доске: зеленеет, расцветут, молчала, гремел, кричит, оживёт, задремлет, дарит, написал, споем,

    - Что объединяет все эти слова?

    -Какое задание вы можете предложить к этим словам?

    - Предлагаю вам попробовать себя в роли почтальона. На доске конверты. На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт

     Настоящее вр.        Прошедшее вр.

    зеленеет                   молчала

    кричит                      написал

    дарит                        гремел

    Будущее вр.

    задремлет

    оживет

    расцветут

    споем

    4. Работа с текстом. Парная работа с партнером по лицу

    -Каждая пара получает задание. Это текст, у всех он разный. Нужно изменить время глаголов на будущее. (Если время будет, то записать этот текст в тетрадь)

    -Зачитайте, какой текст у вас получился.

     Субъективная аналогия

    -Каждая группа представит себя в виде глагола определённого времени. Используя приём олицетворения, опишите как вы себя чувствовали бы   в роли глагола настоящего, прошедшего и будущего времени. Можно использовать ответы на вопросы:

    -Каково быть..?

    - Как бы себя чувствовал…?

    - Какой бы была жизнь…?

    - Нравится ли вам быть…?

    - Что нового каждый из вас узнал на уроке?

    - Как изменяются глаголы будущего времени?

    - В каком времени могут стоять глаголы? 

    Оценки за урок

    - Подойдите к моему столу, возьмите звездочку и прикрепите к нашей Ленте времени: если у вас возникли трудности и вы не усвоили материал в полной мере, то прикрепите звездочку к настоящему времени; если вы считаете, что тема вами усвоена и вы готовы двигаться вперед к новым знаниям, то прикрепите звездочку к будущему времени.

    В одной стране у каждого жителя была своя машина времени. Но все ею пользовались по-разному. Одни путешествовали только в прошлое, им нравилось только вспоминать и не думать о том, что их ждёт.

    Другие только в будущее путешествовали, им не хотелось вспоминать то, что было, и они совсем не хотели думать о настоящем.

    Но были в этой стране люди, которые жили только настоящим, они не понимали тех, кто вспоминал всё время; и тех, кто мечтал и мечтал.

    Я вам желаю уважительно относиться к своему прошлому, ценить свое настоящее и задумываться о своем будущем.                                

    Продолжают фразу …..глагол

    Отвечают на вопрос

    Учащиеся заполняют таблицу

    Познавательные: - выдвигать предположения и обосновывать их;

    анализируя и сравнивая предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения  высказывания;

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, используют чужие высказывания для обоснования своего суждения.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. 3 класс. "Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?"

    На этом уроке я ставлю перед собой следующие задачи: развивать умение определять время глагола; помочь учащимся осмыслить особенности временных значений; выделить внешние приметы каждого из времён; пр...

    Урок русского языка в 4 классе "Будущее время глагола" УМК "Начальная школа 21века"

    Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока "Будущее время глагола". Лексическая тема "Новогодний праздник"...

    Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

    Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

    Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"

    Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Настоящее время глагола". Программа "Начальная школа 21 века"...

    Открытый урок русского языка по теме "Глагол"

    7 класс специальная(коррекционная) школа 8 вида...

    Русский язык 2 класс. Презентация. Будущее время глагола.

    Презентация. Русский язык. 2 класс. Будущее время глагола....