Открытый урок русского языка по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку по теме

7 класс специальная(коррекционная) школа 8 вида

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол

Слайд 2

План - Что такое глагол? - Что обозначает? - На какие вопросы отвечает?

Слайд 3

- Прошедшее время - Настоящее время - Будущее время Время глаголов

Слайд 4

НЕ пишется с глаголами раздельно

Слайд 5

Глаголы прош . вр . изменяются по родам - работал (М.р.) - работала (Ж.Р.) - работало (С.р.) изменяются по числам - читала (ед.ч.) - читали (мн.ч.)



Предварительный просмотр:

Тема урока: Закрепление по теме «Глагол».

Класс:7 специальный (коррекционный) класс 8 вида

Цель: Обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи: Закрепить знания учащихся о глаголе.

Развивать умения находить глагол, определять  грамматические признаки глагола, правильно употреблять в речи.

Развивать и обогащать устную и письменную речь.

Коррекция слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

Воспитание трудолюбия.

Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний, умений и навыков.

Оборудование: Презентация, таблицы по теме «Глагол», тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, «Толковый словарь русского языка» Ожегова, сборник сказок А. С. Пушкина, стихи В. Кондрашева, С. Михалкова, пословицы.

Ход урока.

1.Эмоциональный настрой на урок.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке,

 Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

2.Интеллектуальная разминка.

-Какое сегодня число?

-Какое сейчас время года?

-Назови весенние месяцы.

-Назови шестую букву алфавита.

-Наша речь состоит из …

-На какую планету летал Незнайка?

-Назови пятый день недели.

-Назови три последних буквы алфавита.

-Какую рыбу поймал Емеля?

-В какой сказке есть говорящее зеркало?

Чтение стихотворения.

-Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет:

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет. (В. Кондрашов).

-О какой части речи говорится в стихотворении?

Работа над темой урока.

1.Сообщение темы и целей урока.(слайд № 1)

-Повторим и закрепим все, что изучили о глаголе. Все виды работ на сегодняшнем уроке будут направлены на закрепление ваших знаний о глаголе.

2. Повторение о глаголе с опорой на план. (слайд № 2)

-Что такое глагол?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

3.Найди глагол среди других частей речи. Подчеркни глагол двумя чертами. (Самостоятельная работа)

Зелень, зеленый, зеленеют.

Свет, светил, светлый.

Румяный, румянец, румянит.

Разбогател, богач, богатый.

Лепка, лепной, прилепит.

Объяснить значение слова румяный по «Толковому словарю». 

4.Роль глагола в предложении.

Дом ц…ревна обошла,

Все поря…ком убрала.

-Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть главные члены предложения.

-Сделайте вывод, чем является глагол в предложении?

-Определите время глаголов.

5.Повторение глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени. (слайд № 3)

-Назовите три времени глаголов. Измените по временам глаголы читать, работать (по выбору).

-Выпишите глаголы по временам в 3 столбика. Выборочный диктант.

И послушалась волна

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

 Мать с младенцем спасена:

 Землю чувствует она.

 Но из бочки кто их вынет?

 Бог неужто их покинет?

-Из какой сказки этот отрывок? Назовите автора.

Физкультминутка.

Вот высокая сосна.

К солнцу тянется она.

На поляне дуб старинный

Ветви в сторону раздвинул.

Приседаем, приседаем,

Ноги полностью сгибаем.

Чтобы мышцы укреплять.

Раз, два, три, четыре, пять.

-Слова какой части речи помогли выполнить зарядку?

6.Повторение глаголов с частицей НЕ.

(Чтение стихотворения Сергея Михалкова.)

Он честен и бесстрашен

На суше и в воде,

Товарища и друга не бросит он в беде,

Он гнезд не разоряет,

Не курит и не врет,

Не виснет на подножках,

Чужого не берет.

- О каких ребятах это стихотворение? Такими должны быть настоящие парни.

-Какое значение придает глаголу частица НЕ?

Как пишется НЕ с глаголами? (слайд № 4)

Самостоятельная работа по карточкам. Помогите  пословицам, некоторые из них потеряли частицу НЕ.

Под лежачий камень вода течет. Будет хлеба, будет и обеда.

Умелые руки знают скуки. Лень человека красит.

Откладывай доброе дело на завтра. Под лежачий камень вода течет.

Любишь калачи – сиди на печи. После дела за советом ходят.

Без труда выловишь рыбку из пруда. Если понимаешь, спроси у старшего.

Надо трудиться, а лениться. Лежа пищу добудешь.

Проверка: Как написали не с глаголами. На какую тему пословицы?

7.Повторение глаголов прошедшего времени. (слайд № 5)

Работа по учебнику с.236 упр.3

-Почему глаголы имеют разные окончания?

-Какие глаголы изменяются по родам и числам?

8.Правописание глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ .

Письмо под диктовку. Объясни правописание глаголов.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

9.Найдите и исправьте речевые ошибки.

Работа по учебнику с.237 упр.6

10. Тесты.

Повторили изученное о глаголе. Сейчас вам предстоит применить свои знания  и самостоятельно выполнить тесты.

Тест№ 1 – первый уровень сложности.

Тест №2 – второй уровень сложности.

Тест№3 – третий уровень сложности.

11. Выставление оценок.

Итог урока.

-Какую часть речи повторяли?

-Какие произведения художественной литературы и УНТ использовали на уроке?

-Как вы думаете, все ли мы знаем о глаголе? В последующих классах вы узнаете еще много нового.

Оцените свою работу сами (слайд № 9):

Кто легко выделяет глаголы и справился со всеми заданиями?

Кому было сложно?

Домашнее задание.

С.237 упр.5.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока  по русскому языку.

Класс 7

Тема урока: Закрепление по теме «Глагол».

Тип урока: Закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.

Характеристика класса: В 7 классе 3 учащихся, все ребята имеют по предмету четверки. 2 ученика работают на уроке активно, быстро. Это учитывалось при планировании урока. К уроку подготовлена презентация, карточки для индивидуальной работы.Тестовые задания были составлены разной степени сложности.

Цель урока: Обобщить, закрепить и  систематизировать знания учащихся о глаголе.

Задачи урока:  1)Формирование умения  находить глагол и определять его грамматические признаки.

2)Развивать и обогащать устную и письменную речь.

3)Коррекция слухового и зрительного восприятия, логического мышления, памяти.

4)Воспитания трудолюбия.

 Во время организационного момента дала установку на достижение хорошего результата  на уроке. Провела интеллектуальную разминку на коррекцию слухового восприятия, развитие памяти и логического мышления.

 Все виды работ на уроке были направлены на закрепление знаний о глаголе.

Задания были разнообразными. Закрепляли умения находить глагол среди других частей речи, определять его роль в предложении, изменять глаголы по временам, числам.

Повторили правописание частицы НЕ с глаголами, изменение глаголов  прошедшего времени  по родам и числам,  правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Были использованы письмо под диктовку, выборочный диктант, работа у доски, составление пословиц, составление предложений, исправление речевых ошибок в тексте, проверочные тесты.

Ученики с удовольствием работали со слайдами презентации.

В качестве речевого материала  подобраны стихи о глаголе, пословицы о труде, отрывки из сказок А. С. Пушкина, стихотворение С. Михалкова.

Проведена физкультминутка с использованием глаголов движения.

Прослеживалась связь с уроками чтения. Была работа со словарем.

Воспитательная направленность урока заключается в воспитании трудолюбия, нравственных качеств, интереса к художественной литературе, УНТ.

На уроке реализовывала принципы доступности, наглядности, научности. Наглядные пособия, дидактические материалы отобраны в соответствии с целями занятия и возможностями учащихся.

Все этапы урока были связаны между собой, проведены четко, работали на цель и задачи урока.

Время использовалось рационально.

Психологическая атмосфера доброжелательная. При подведении итогов урока использовала приемы рефлексии. В течение урока дети оценивали себя, занося данные своей работы в оценочный лист.

Считаю, что все поставленные задачи реализованы.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Карточки для индивидуальной работы по теме «Правописание НЕ с глаголами»

Под лежачий камень вода течет.

Умелые руки знают скуки.

Откладывай доброе дело на завтра.

Любишь есть  калачи – сиди на печи.

Без труда выловишь рыбку из пруда.

Надо трудиться, а лениться.

Лень человека красит.

Под лежачий камень вода течет.

После дела за советом ходят.

Если понимаешь, спроси у старшего.

Будет хлеба, будет и обеда.

Разгрызешь ореха – съешь ядра.

Не за свое дело берись, а за своим ленись.

Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Лежа пищу добудешь.

Торопливость делу помогает.

Будет хлеба, будет и обеда.

Разгрызешь ореха – съешь ядра.

Торопливость делу помогает.

Приложение 2.

Тест №1

1.Впиши пропущенные слова.

Глагол – это часть речи, которая обозначает ___________________ _ _____________________

И отвечает на вопросы __________________________________________________________

2.Среди данных слов подчеркни только глаголы.

Строитель, новый, думать, ранняя, строит, теплое, постучал, гнездо, встретимся, ветер.

3.Выбери правильное утверждение ( неверное зачеркни).

 а) НЕ с глаголами пишется слитно.

Б) НЕ с глаголами пишется раздельно.

4.Соедини стрелками слова.

Солнце                                    светил

Месяц                                     светила

Луна                                        светили

Звезды                                   светило

Тест №2.

1.Впиши пропущенные слова.

Глагол – это часть речи, которая обозначает__________________________________

И отвечает на вопросы ___________________________________________________

2.Среди данных слов подчеркни только глаголы.

Писатель, интересный, ждать, весна, звонкая, придумали, светофор, запомним, улыбнулось.

3.Выбери правильное утверждение ( неверное зачеркни)

А) Глагол в предложении является подлежащим.

Б)Глагол в предложении является сказуемым.

4.Соедини стрелками слова.

 правдивый                                                 существительное

проверил                                                  прилагательное

мороз

светится                                                   глагол

золотой

Тест №3.

1.Впиши пропущенные слова.

Глагол – это часть речи, которая обозначает ______________________________________

И отвечает на вопросы _______________________________________________________

2.Среди данных слов подчеркни только глаголы.

Беглец, русская, любить, народная, бегство, создал, рассказывает, красный, огонек, бежать, темный, покрасит.

3.Выбери правильное утверждение (неверное зачеркни)

А )Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Б) Глаголы настоящего времени изменяются по родам.

4.Соедини стрелками слова и части речи.

цветной                                существительное

Гуляет

Кошка                                   прилагательное

Проснулись

Ветка                                     глагол

Солнечное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Открытый урок русского языка по теме "Обобщение знаний о звуках русского языка. Фонетика"

Это урок обобщения и систематизации знаний. Проведён в конце 4 года обучения. На протяжении всего урока видно достижение планируемых результатов учащихся по разделу русского языка "Фонетика"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....