Упражения для развития орфографической зоркости младших школьников
методическая разработка по русскому языку по теме
материал содержит упражнения и игры для отработки орфографического навыка на уроке русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Упражнения для развития орфографической
зоркости младших школьников».
Учитель начальных классов
Чернова Н.Н.
Основа орфографической грамотности школьников закладывается в начальных классах. От того насколько дети научатся сознательно соотносить правило c написанием зависит насколько грамотно они будут писать в будущем. Научить грамотно писать учащихся – задача не из лёгких. Очень часто школьники хорошо усваивают теорию, но не умеют грамотно писать, знают хорошо правила – но допускают при письме много ошибок.
Чтобы научить учащихся основам орфографической грамотности предлагаю на уроках использовать ряд упражнений:
- Одна из главных задач - научить ребёнка безошибочно определить место орфограммы и решать орфографические задачи. Поэтому огромное внимание в обучении орфографии уделяется формированию орфографической зоркости.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных упражнений, при чтении, при письме под диктовку, при списывании, которое можно осложнять заданиями.
Одним из упражнений, наиболее способствующих развитию орфографической зоркости, является списывание:
- детям предлагается внимательно прочитать предложение;
- повторить, его не заглядывая в текст
- найди, объяснить все орфограммы ;
- прочитать предложение орфографически грамотно;
- повторить ещё раз предложение с орфографическим акцентом;
- закрыть предложение и писать, диктуя по слогам «орфографически правильно»;
В заключении необходимо проверить текст, обращая при этом особое внимание на орфограммы;
Выполнять списывание необходимо часто. Поэтому кроме уроков, я предлагаю детям дома по желанию списывать любые тексты, отрывки из любимых книг, журналов и др. Родители могут помочь в развитии орфографического навыка, выполняя с детьми следующее упражнение, я его называю «устное письмо». Ребенок в течение 3-5 минут (можно больше) читает правильно текст (т.е. орфографически), затем взрослые называют слово из прочитанного текста и ребенок произносит его орфографически правильно.
- Многими педагогами используется так называемое комментированное письмо. Один ученик – комментатор – объясняет написание орфограмм, так чтобы написание слов было понятно другим детям (объяснить орфограммы);
3. Другим приемом является выборочным письмо, которое можно использовать не только на русском языке, но и на литературе, познании мира и др. предметах. Заранее следует продумать задания для возможной выборочной работы:
- выпиши предложения, выражающие основную мысль текста;
- выпиши предложения, описывающие состояние природы, характер главного героя
- выписать свойства предмета («познание мира»: свойства воздуха, металлов идр)
- выписать предложения по цели высказывания, соответствующее схеме и т.д.
- выпиши слова – синонимы, антонимы, амонимы, родственные слова и т.д
- выпиши слова с определённым видом орфограмм;
- выпиши слова определённой части речи;
- Одним из распространенных упражнений является списывание с пропуском орфограмм. (Данные упражнения встречаются и в учебнике). Я использую часто карточки:
За _ кном ос_нь. Пох_л_дало. Солнце не согр_вает землю. Птицы сп_шат в теплые кр_я. Оп_дают листья с д_ревьев. Х–лодные д_жди моросят длинными ночами.
- С удовольствием дети играют в игру «Поработай учителем». Ученики исправляют умышленно допущенные в текстах ошибки:
Вдруг лес за гудел, все в нем зашыпело. Полесу побижал шелест. Налетел ветир, диревья закачались. С сонных бирез по лители листья.
6. Для выработки орфографической грамотности можно использовать разнообразные виды диктантов:
- Зрительные диктанты: детям дается текст, который прочитывается орфографически, разбираются орфограммы. Текст закрывается и пишется по памяти детьми с проговариваем и последующей проверкой.
- Объяснительный диктант.
- Выборочный диктант .
- Самодиктант
Большую роль в развитии орфографического навыка играет использование занимательного материала на уроках:
- Игра «Помоги Незнайке подобрать буквы» (загадки, стихотворения, пословицы с пропущенными буквами - безударная гласная, непроизносимая, парная согласная, безударные окончания прилагательных, существительных, глаголов.)
- Игра «Спрячь Ь в середину слова»: конь – коньки, день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е, коньки написали безударный гласный О.
- Игра «Разделите на группы» (деление слов с пропущенными буквами на два, три столбика – по правилам)
- Игра «Подбери буквы»: Красивы березовые л…са! Л…са пошла по пушистому снегу. Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
- Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы на определенное правило.
- Игра «Напейся чистой водицы»: на доске слова с пропущенной безударной (парной согласной), прикреплен колодец и кружки с буквами. Нужно взять кружку с нужной буквой и объяснить почему. Эдентичная игра «Листопад»
- Игра «Спор букв». На карточках написаны слова на определённую орфограмму, нужно выбрать букву и доказать её написание. «тр(о,а)ва».
- «Найди лишнее слово и докажи!»: водяной, водичка, водитель, водопад;
- Выбери букву, объясни и запиши предложение: Серёжа (М,м)орозов не боится (М,м)орозов. Толя (О,о)гурцов собрал больше всех (О,о)гурцов.
- Работа с пословицами и поговорками. Прочитать пословицу, объяснить её смысл, орфограммы, прочитать орфографически, записать: Кошке игрушки, а мышке слёзки. Больше верить своим очам – нежели чужим речам. На чужой сторонушке, рад своей воронушке.
- Использование загадок, метаграммы. «С «у» я птицею бываю, в поле в сумерки летаю. С «и» в пруду меня найдешь, на сазана я похож»
- Задачи – шутки. На пути я вижу сорок резво скачущих сорок. Этот вид мне очень дорог средь неведомых дорог.
- Хитрые слова.
- Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.
- Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.
Систематически проводя указанные выше виды работы, формируют у обучающихся орфографическую зоркость. Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привить тягу к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии: использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/19/picture-83192-1608374297.jpg)
Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие
Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/02/picture-91659-1459625920.jpg)
Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка
Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/02/picture-103316-1409681071.jpg)
« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»
Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...
ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»
Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/08/picture-139678-1352365080.jpg)
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"
"Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-186957-1362073008.jpg)
Презентация Опыт работы "Развитие орфографической зоркости младших школьников"
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его оружие в борьбе за культуру. На современном ...