Организация самостоятельной работы на уроках русского языка
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Досова Рита Габдулгафуовна

Самостоятельная работа на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Организация самостоятельной работы на уроках русского языка.                                                                                                                                                                                        На уроках русского языка в начальных классах самостоятельная работа-это в основном разнообразные упражнения. Поэтому очень важно, чтобы учитель хорошо осознавал функции каждого типа упражнений, его место в системе орфографической работы.

 Согласно основным способам усвоения орфографии различают следующие типы упражнений:

 - упражнения на звукобуквенный анализ-этот тип упражнений требует от учащихся графической фиксации, а от учителя - сопроводительных указаний типа: подчеркни буквы, которые в этих словах обозначают два звука; спиши, отметь ударение; выпиши только те слова, в которых звонкие согласные;

 - упражнения на  запоминание - при выполнении этих упражнений очень важно иметь в виду, чтобы они активизировали в комплексе зрительный, речедвигательный  и мыслительный компоненты, взаимодействие которых и обеспечивает силу произвольного и непроизвольного запоминания;

 - упражнения на решение орфографических задач - это упражнения на затрудненное распознавание понятий, ситуаций и на применение определенных правил, предусматривающих определенную последовательность действий.

 От цели, которую ставит учитель, на каждом этапе изучения материала зависит содержание самостоятельных задач. В одних случаях самостоятельной работой учитель старается создать условия для четкого осознания учащимися специфики грамматических явлений,  

в других - подвести к обобщению или закрепить определенный способ действия и т.д..

 В начальных классах изучается много правил, которые требуют от учащихся последовательного выполнения определенных умственных действий - определение безударных гласных звуков или звонких или глухих согласных, падежных или личных окончаний; различия префикса и предлога, существительного и глагола подобное.

  Система заданий для самостоятельных работ по русскому языку, основной целью которых является предотвращение грамматических ошибок, выработка навыка правильного письма и повышение интереса к языку. Примеры задач по теме «Прилагательное» в начальных классах.

 1. Прочитай, подумай и отгадай загадки. К каждому слову-отгадке (существительному), подбери по несколько прилагательных и запиши.

 Тоненький, кругленький, сердце черненькое, кто на его след посмотрит, мысль его узнает.

 Текло, текло и легло под стекло.

 Глянешь - заплачешь, а лучше него нет в мире.

 Кто рисунок на окне за ночь сделал мне?

 Отгадки: карандаш, река, солнце, мороз.

 Пример: Карандаш красный, короткий, тонкий, длинный.

 2. С представленными словосочетаниями составь предложения, употребляя существительные и связанные с ними прилагательные в именительном и винительном падежах единственного числа.

 Зимний день. Могучий дуб. Широкая степь. Ясное солнце. Синее море.

 3. Замени одним словом.

 И сам не гам, и другому не дам.

 У лжеца язык и до ушей достает.

 Слова для справок: скупой, лживый.

 На уроках русского языка  важное значение  играют  также индивидуальные карточки. Применение таких карточек помогает своевременно выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предлагать дифференцированные задания. Особенно полезны карточки с заданиями, в которых учитель определяет для ученика последовательность умственных и практических действий.

Например, при изучении темы «Имя существительное» в начальных классах.

 Карточка № 1

 Запиши по одному существительному мужского, женского, среднего рода.

 Придумай с каждым из словом предложения.

 Запиши предложения. Подчеркни в нем подлежащее и сказуемое.

 Карточка № 2

 Прочитай слова: весна, солнце, снег, трава, стебельки, почки, листья, пчелка, товарищ.

 Определи отличие существительных. Для этого:

 а) определи род;

 б) найди окончание слова;

 в) по роду и окончанию определи отличие.

 3. Запиши существительные столбиками в следующем порядке: I, II, III

 Карточка № 3

 1. Прочитай слова: край, письмо, выстрел, вечер, чудо.

 2. Запиши их столбиком.

 3. Подбери к ним родственные существительные. Отметить отличие цифрой.

 Пример: край - страна  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцирование самостоятельной работы на уроках русского языка по теме:"Разделительный мягкий знак"(практический материал)

Этот материал позволяет освоить учащимися тему разделительный мягкий знак,место его в словахи развить орфографическую зоркость...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка

Самостоятельная работа на уроках русского языка...

Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках русского языка

В статье раскрывается технология использования дифференцированной самостоятельной работы на уроках русского языка, методика составления дифференцированных заданий,  виды дифференцированной  ...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

МНОГОУРОВНЕВАЯ СТРУКТУРА В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Организация самостоятельной работы на уроке английского языка является одним из важных стимулов, способствующих развитию внутренней активности уч-ся....

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

АВТОРЫ: Дергунова Татьяна Александровна  к. п. н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Филиппова Людми...

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 кл с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты

Организация самостоятельной работы на уроках русского языка 1-4 классы с обучающимися, демонстрирующими стабильно низкие образовательные результаты (из опыта работы)...