Рабочая программа по русскому языку для 1 кл.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Косолапова Валентина Геннадьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык (письмо) и

литературное чтение (чтение)»

(авторы: Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева.)

для 1 класса

на 2013-2014 уч. год

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1kl.doc494 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лобаскинская средняя  школа»

 Атяшевского муниципального района Республики Мордовия

«Согласовано»

Руководитель МО

________________/Л.С. Булыгина


Протокол № ___

от    «____»____________20__ г.

«Утверждаю»

                          Директор школы

                      ____________/С.В. Русяев/

 

                      «___»_________________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Русский язык (письмо) и

литературное чтение (чтение)»

(авторы: Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева.)

для 1 класса

на 2013-2014 уч. год

УМК «Школа России»

                   

                                                                                            Составитель:

Косолапова В.Г.

учитель начальных классов

2013 г.

I.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               

  1. Цель изучения учебного предмета

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования примерной программы начального общего образования по русскому языку, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, программы формирования универсальных учебных действий с учётом  межпредметных и внутрипредметных связей,  логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся  с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель – изучение  русского языка -  включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления,  воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

1.2 Общая характеристика учебного предмета 

     В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим предметам.

Изучение русского языка в начальной школе представляет первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением.

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств.  Содержание обучения грамоте представлено как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в словах, слогах, предложениях.

Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Курс русского языка имеет познавательно-коммуникативную направленности, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. После обучения грамоте углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами.

          Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», с именно авторской программы Л.Д. Митюшиной.  (Русский язык .1-2 классы: программы для  образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным) языком обучения / под. Редакцией Г.Г.Городиловой, с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку 2011 года.

В авторскую рабочую программу внесены изменения о количестве часов на изучения предмета согласно базисному плану ОУ.

1.3 Место учебного предмета в учебном плане

          Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 99 часов в год, 3 часа в неделю; по литературному чтению 66  часов, 2 часа в неделю. Всего на изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов, из них на обучение грамоте- 143 ч, на после букварный период -22 ч.

  1. . Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и

интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  1.   Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного     курса обучение грамоте

Личностные результаты

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья» и т. д..

2. Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные результаты:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и  многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)  понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)  овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических.

6)  понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

7)  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

8)  понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

9)  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

10)  умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками.

II.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

               

2.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета по разделам

 Подготовительный период (20 часов)

Речь  (устная и письменная). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

         Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

         Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

         Гласные и согласные звуки. Выделение в словах отдельных звуков (), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звукослоговую структуру.

Букварный период (основной)  (123 ч)

         Согласные звуки и буквы. Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами.   Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.Знакомство с правилами гигиены чтения. Умение читать отдельные слова орфографически  т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знаки в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

Буквы Ъ и Ь.  Знакомство с буквами, не обозначающими звука.  Формирование представления о правописании Ъ  и Ь разделительных знаков, сравнение с Ь знаком как показателем мягкости согласных.  

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звуко-слоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующим событиям.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный  период    (12 часа)

 Чтение. Обобщение, систематизация, закрепление  знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, М. Маршака, С. Михалкова о природе, детях, труде, Родине и т.д.  Совершенствование  навыков чтения.

 Русский язык. Практическое применение правил, изученных в основной период. Знакомство с текстом и его значение. Наблюдение за особенностями устной речи. Сопоставление текста и отдельных предложений. Озаглавливание небольшого текста. Составление предложений на определенную тему по  картинкам, по личным наблюдениям детей, по вопросам учителя. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с    произношением, и письмо предложений из таких слов. Наблюдение за словами, которых не расходится с    произношением. Упражнение детей в связности, ритмичности написания букв, слогов, слов и небольших предложений. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки. Работа над формами букв и их соединений в словах.

2.2 Описание содержания раздела.

Раздел программы

Краткое описание содержания раздела

Фонетика

Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Овладение интонационным выделением звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове.

Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Характеризовать звуки русского языка.

Делить слова на слоги.

Графика









Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция  букв ё,ю,я. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Овладение начертанием письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов слов, предложений , написание которых не расходится с произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывание текста. Понимание функции небуквенных графических средств; пробела между словами, знака переноса, красной строчки.

Различать звуки и буквы. Знать последовательность букв в русском алфавите.


Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение за значением слова. Различие слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложений.

Различать предложение и слово.

Орфография

 Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча - ща, чу -щу, жи – ши;

-заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

-раздельное написание слов;

-перенос слов по слогам без стечения согласных;

-знаки препинания в конце предложения

Выявлять слова, ко-торые требуют уточ-нения. Оформлять предложение на письме. Списывать небольшие тексты.

Писать под диктовку.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера

Воспринимать на слух художествен-ный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся. Осмысленно, пра-вильно читать целы-ми словами; отвечать на вопросы учителя по содержа-нию прочитанного; подробно переска-зывать текст. Составлять устный рассказ по картинке. Заучивать наизусть небольшие стихотворения; соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

2.3 Тематическое планирование по курсу


раз-

дела

Содержа-ние курса

Часы

Характеристика деятельности учащихся

УУД

1

Подготови-тельный

20 ч.

Группировать слова по первому звуку. Интонационно выделять звук на фоне слова. Называть и фиксировать звуки  с помощью фишек. Выделять голосом удар-ный слог. Определять количест-во слогов. Использовать схемы при составлении предложений.  Различать на слух гласные и сог-ласные звуки, называть их приз-наки. Моделировать звуковой состав слова. Подбирать слова к схеме и схемы к словам. Анали-зировать поэлементный состав изученных букв. Сравнивать на-чертания заглавных и строчных букв. Моделировать предложе-ние.

Личностные: чувство необходимости учения.

Регулятивные: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Познавательные: знаково– символические моделирования.

Коммуникативные: эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Букварный (основной)














123 ч














Моделировать звуковой состав слова. Объяснять функцию гласной буквы как показателя мягкос-ти/твёрдости согласного звука. Читать слоги, слова,  предложения.

Постепенно переходить к осознан-ному, правильному и плавному слоговому чтению. Уметь читать слова орфоэпически и орфогра-фически. Правильно обводить контуры и бордюры. Определять способ соединения букв. Списывать рукописный текст и писать под диктовку. Проверять написанный текст путём сличения.

Правильно оформлять предложение на письме. Видеть орфограммы: большая буква в именах собственных, ча-ща, чу-щу,  жи-ши.

Осознавать отличие ъ и ь знаков от остальных букв и их функции.

Участвовать в учебном диалоге. Включаться в групповую работу, связанную с общением. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания,  пересказывать сказки.

Личностные: выполнять нормы и требования школьной жизни, пользоваться правами и выполнять обязанности ученика.

Регулятивные: умение видеть ошибку и исправлять её по указанию учителя. Анализ результата и соотнесение с условиями выполнения действия.

Познавательные: заполнять предложенные схемы. Воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений. Осознавать цель чтения.

Коммуникативные: умение слушать собеседника. Ориентироваться на партнёра по общению. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Составлять небольшое высказывание.


Послебукварный



22ч

Читать осознанно,  плавно по слогам. Пересказывать прочитанное. Составлять простой план. Отвечать на вопросы по тексту.

Озаглавливать небольшой текст. Составлять предложения и небольшие тексты на заданную тему. Писать под диктовку, объяснять позиционный выбор звука, соответствующей буквы.


III.  Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык (письмо) и литературное чтение (чтение)»

по УМК «Учим русский язык» (5 часов в неделю, 165 часов в год)

(автор учебника Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева)


№ уроков, страниц «Азбу-ки»


Литературное чтение (чтение)

(2 часа в неделю,

66 часов в год)


Дата


№ урока,

страниц

пропи-сей


Русский язык (письмо)

(3 часа в неделю,

99 часов в год)


Дата



Характеристика деятельности

учащихся

план

факт

план

факт

Подготовительный период

Добукварный (устный курс) сентябрь 8 часов/ 12 часов

1

Стр.3

Вводный урок. Знакомство с учебником. Наша Родина. Страна. Республика. Столица. Город. Село.

1.

Т.1.

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве.

Усваивать лексику по теме.

 Уметь составлять предложения по предлагаемым образцам.

Ориентироваться на страницах учебника и прописей.

Контролировать свои действия при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

2

Стр. 4-5

Речь устная и письменная Наша школа. Класс. Школьные принадлежности.

Слушание сказки «Заюшкина избушка», беседа.

2.

Письмо прямой линии. Пространственная ориентация.

Различать устную и письменную речь.

Усваивать лексику по теме.

Употреблять в речи вопросы кто? что?

Классифицировать слова на основе  вопросов кто это? что это?

Определять значение школьных принадлежностей в учебной деятельности.

Воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию.


3.

Рабочая строка. Точка начала письма.

Гигиенические  правила.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

Анализировать сходства и различия печатных и письменных букв.

Копировать графические объекты в тетрадях: точка, прямая линия.

3.

Стр. 4-5

Текст. Предложение. Слово.Учебные действия. Мы учимся.


 Слушание сказки «Колобок»

4.

Письмо короткой и  длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений.

Гигиенические  правила.

Усваивать лексику по теме. Определять значение слов по теме. Различать слово и предложение. Составлять предложения об учебных действиях. Выбирать и заменять существительные личными местоимениями. Понимать и употреблять в речи существительные во множественном числе. Контролировать свои действия при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки. Сюблюдать параллельность, наклон, высоту элемента: короткая и длинная прямая линия. Воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию.

4.

Стр. 6

.Интонация.

Наше село. Город. Транспорт.

Текст, предложение, слово.

 Слушание сказки «Репка»

5.

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо.

Гигиенические  правила.

Усваивать лексику по теме.

Употреблять имена существительные в творительном и предложных падежах.

Составлять рассказ о своём селе.

Перевести предложения с родного языка на русский.

Воспринимать правильно русскую речь, различать интонацию вопросительного, повествовательного предложений.

Контролировать свои действия при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

Сюблюдать параллельность, наклон, высоту элемента: прямая линия с закруглением с одной стороны.

Воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию.





6.

Наклонная прямая с закруглением с  двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г).  

Гигиенические правила.

Соблюдать одинаковый наклон, параллельность, высоту, расстояние

элемента г.

Контролировать свои действия при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

Правильно интонировать повествовательные и вопросительные предложения.

5.

Стр. 7

Наш дом. Семья. Предметы быта. Занятия родителей. За обеденным столом: завтрак, обед, ужин.

Слова-предметы. Живые и неживые предметы. Слушание сказки «Теремок»


7.

Наклонные прямые с  петлей вверху и внизу. Гигиенические правила.

Определять значение слова-предмета. Составлять рассказы о взаимоотношениях в семье. Образовывать формы первого и второго лица от глагола учиться. Связывать слова с помощью союзов. Уметь различать живые и не живые предметы. Составлять предложения и текст по картинке. Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки. Соблюдать одинаковый наклон, параллельность, высоту, расстояние элемента: наклонная прямая с петлёй вверху и внизу.

Воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию.

6

Стр. 7

В доме. На улице.

Текст.

Живые и неживые предметы

Слушание сказки

« Курочка Ряба»

8.

Письмо полуовала с петлей в рабочей строке (е). Гигиенические правила.

Усваивать лексику по теме .

 Различать живые и не живые предметы.

Конструировать предложения по теме.

Соблюдать правила поведения дома, на улиц.

Определять значение слова-предмета.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

Соблюдать одинаковый наклон, параллельность, высоту, расстояние

элемента: полуовала с петлёй в рабочей строке.

Воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию.


9.

Письмо плавной  наклонной линии с закруглением слева снизу и  справа сверху.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

Соблюдать одинаковый наклон, параллельность, высоту, расстояние

элемента: наклонная прямая с закруглением слева снизу и справа сверху.

7.

Стр. 8

В магазине.

Слова-действия. 

Звуки речевые и не речевые

Слушание сказки «Маша и медведь»

10.



Письмо овалов: малого и большого: о О

Усваивать лексику по теме.

Определять значение слова-действия.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

 Составлять предложения и текст по картинке.

Учавствовать в диалоге: задавать вопрос, отвечать на вопрос.

Воспринимать на слух фольклорные произведения; отвечать на вопросы по содержанию.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

8.

Стр. 9

Дом и двор. Домашние и дикие животные и птицы.

Слова-признаки. Звуки речевые и не речевые. Слова-помощники

11.


Письмо полуовалов: письмо справа – c  и подобного – письмо слева

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом: ь


Определять значение слова-признаки.

Согласовывать прилагательные с существительными.

Составлять предложения по иллюстрациям.

Соблюдать одинаковый наклон, параллельность, высоту, расстояние

элемента:  полуовал - письмо справа – c  и подобного – письмо слева;

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

12.

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом: ь




Соблюдать одинаковый наклон, параллельность, высоту, расстояние

элемента:  короткая прямая линия с половинным овалом: ь.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

Перевести предложения с родного языка на русский.

Воспринимать правильно русскую речь, различать интонацию вопросительного, повествовательного предложений.

О с н о в н о й    п е р и о д

Букварный (125 часов, чтение -50, письмо-75)

9.

Стр. 10-11

Азбука: две группы букв (буквы  гласных и согласных звуков).

Буква А

13

  1. Строчная а, заглавная А. Введение
  2. работы со звукобуквенной схемой.

  1. Различать звуки гласные и согласные.

Объяснять особенности гласных и согласных.

Выделять изучаемый звук из слов, определять место звука в слове.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв, печатных и письменных.

Моделировать буквы из набора различных элементов (с использованием проволоки и др.)

Контролировать собственные действия при написании буквы.

10.

Стр. 12-13

Буквы О, о. Звук [о]

14

Строчная о, заглавная О.

  1. Различать звуки гласные и согласные.

Объяснять особенности гласных и согласных.

Выделять звук из слова.

Составлять рассказ по иллюстрациям учебника.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Контролировать собственные действия при написании буквы.

15

Письмо букв  

А, а, О,о


Усваивать русские буквы и уметь соотносить их со звуком.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Контролировать собственные действия при написании буквы.

11

Стр.14

Буквы У, у. Звук [у]

16

Строчная у, заглавная У

Правильно произносить звук в слове.

Определять наличие звука в слове

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Контролировать собственные действия при написании буквы.

12

Стр.15

Буквы Э, э. Звук [э]

17

Строчная э, заглавная Э. Подготовка к введению алгоритма письма под диктовку.

  1. Различать звуки гласные и согласные.

Объяснять особенности гласных и согласных.

Составлять предложения к сюжетной картинке по заданным схемам.

Узнавать и воспроизводить на письме буквы э. Э в начале слова.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

18

Обобщение представлений учащихся

о гласных буквах а, о, у, э и соответствующих звуках

  1. Различать звуки гласные и согласные.

Объяснять особенности гласных и согласных.

Проводить буквенно-фонемный анализ слов по заданным моделям.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

13

Стр. 17.

Буквы П,п. Звук [п]. Слог, ударение (па-па)

19

Строчная п , заглавная П. Ударение

Введение алгоритма письма под диктовку.

Определять наличие звука п в слове.

Различать звуки: гласные, согласные, звонкие, глухие. Уметь читать открытые и закрытые слоги. Определять место ударения в слове. Узнавать и воспроизводить на письме буквы п. Уметь писать под диктовку.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

14

Стр.

18-19

Буквы Т, т. Звук [т]. Ударение. Прописная буква в именах собственных.

Интонация в вопросительных предложениях

20

21

  1. Строчная т, заглавная Т. 

Проверка начертания гласных и согласных  букв, узнавания и соотнесения печатного и письменного вариантов букв.  Закрепление письма букв гласных и согласных  в сочетаниях

  1. Произносить правильно звук в слове.

Домысливать и правильно интонировать вопросы и ответы к иллюстрациям.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

15

Стр.20-21

Буквы К, к. Звук [к].

Повествовательное предложение, вопросительное предложение.

22

Строчная к, заглавная К

  1. Произносить правильно звук в слове.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Интонировать вопросы и ответы к иллюстрациям.

Объяснять употребление заглавной буквы в начале предложения

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

16

Стр. 22-23

Буквы М, м. Звук [м]

23

Строчная м, заглавная М. Письмо соединений букв.

Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки.

  1. Произносить правильно звук в слове.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Анализировать буквенный состав слова

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Контролировать свою работу.

24

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль.

Анализировать буквенный состав слова

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Проводить взаимоконтроль.

17.

Стр.24-25

Буквы Н, н. Звук[н]

25

Строчная н, заглавная Н Прописная буква в именах собственных.

 Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове.

Уметь членить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги

Объяснять употребление заглавной буквы в собственных именах.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Уметь писать под диктовку.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

18.

Стр. 26-27

Буквы Л, л. Звук [л] Выработка орфоэпического чтения безударного о в словах  [а].

26

Строчная л, заглавная Л.

  1. Произносить правильно звук в слове.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги,орфоэпически правильно читать безударные гласные.

Правильно интонировать вопросы и ответы к иллюстрациям. Составлять рассказ по картинке. Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

27

Введение представления о зрительном диктанте по памяти (последователь-ность гласных букв на доске дается на основе алфавита – без сообщения об этом детям):  а,  о, у,  э. Согласные: к, м, п, т.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие,звонкие и глухие.

Объяснять особенности звуков.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Уметь воспроизводить по памяти последовательность букв.

19.

Стр. 28-29

Буквы Р, р. Звук[р]. Выработка орфоэпического чтения безударного о в словах

28

Строчная р, заглавная Р

  1. Произносить правильно звук в слове.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги,орфоэпически правильно читать безударные гласные.

Интонировать вопросы и ответы к иллюстрациям. Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

20.

Стр. 30-31

Буквы С, с. Звук [с]

29

Строчная с, заглавная С

  1. Произносить правильно звук в слове.

Проводить букво-морфемный анализ слов.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги,орфоэпически правильно читать безударные гласные.

Уметь производить звуковое моделирование.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

30

Введение алгоритма списывания предложения и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

Соблюдать алгоритм списывания предложений.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги, орфоэпически правильно читать безударные гласные.

21.

Стр.32-33

Буквы Ф, ф. Звук [ф]

31

Строчная ф. заглавная Ф

Узнавать на слух данный звук.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове.

Уметь членить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги

Объяснять употребление заглавной буквы в собственных именах.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.


22.

Стр.

34-35

Буквы Б, б. Звук[б] Понятие звуков по глухости-звонкости: [п] – [б].

32

Строчная б, заглавная Б.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Объяснять особенности звуков.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

33

Правило проверки звонкой согласной в конце слова (надо после неё поставить гласную)

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

Соблюдать алгоритм списывания предложений.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги, орфоэпически правильно читать безударные гласные.

Уметь проверять правописание звонкой согласной в конце.

Воспринимать правильно русскую речь.

Составлять рассказ по картинке.

23.

Стр. 36-37

 Буквы Д, д. Звук [д]. Знакомство с правилом чтения буквы д в конце слов и перед глухими согласными

34

Стр.38

Строчная д, заглавная Д.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие,звонкие и глухие.

Объяснять особенности звуков.

Делить слова на слоги и различать ударные и безударные слоги.

 Произносить слова стечением согласных.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

24.

Стр. 39-40

Буквы Г,г. Звук [г]. Парные согласные по глухости- звонкости [к]- [г].

35

Строчная г, заглавная Г.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие,звонкие и глухие.

Находить в слове ударный слог.

Уметь проверять парную согласную

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

36

Множественное число. (стр.39) Парный согласный в конце слова.  Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

Употреблять в речи слова во множественном числе

Уметь проверять парную согласную.

Соблюдать алгоритм письма под диктовку.

Проводить самопроверку, оценивание работы

25.

Стр. 41-42  

Буквы З, з. Звук [з]. Парные согласные по глухости- звонкости [с]- [з].

37

Стр.43

Строчная з, заглавная З. Знакомство с ролью ударения в слове (замок- замок)

Усваивать русские буквы и уметь соотносить их со звуком.

Уметь определять место и роль ударения в слове.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Контролировать собственные действия при написании буквы.

26.

Стр. 44-45

Буквы В, в. Звук [в]. Парные согласные по глухости- звонкости [ф]- [в].

38

Стр.46

Строчная в, заглавная В.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие,звонкие и глухие.

Находить в слове ударный слог.

Уметь проверять парную согласную

Выкладывать слова из рарезной азбуки.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

39

Стр.47-48

Отработка правильного произнесения слов с безударной согласной о. Парные согласные по глухости- звонкости. Выборочный диктант.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие,звонкие и глухие.

Уметь выбирать слова для письма на слух.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

27.

Стр. 49-50

Буква ы. Звук [ы].

40

Строчная ы

Наблюдать за произношением согласных звуков в слиянии с гласным ы.

Правильно проводить буквенно-морфемный анализ

слов.

Понимать, что оканчание –ы указывает на множественное число.

Воспроизводить заученный текст.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

28.

Стр. 51-52

Буквы И, и. Звук [и], И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Две работы буквы И.

41

Строчная и, заглавная И.

 Проводить буквенно-морфемный анализ

слов.

Узнавать на слух данный звук.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного произношения звука в слове.

Понимать роль буквы и .

Сравнивать написание заглавных и строчных букв, их функции.

42

Стр.53

 Буква и в роли самостоятельного слова. Списывание предложений. Фонетический диктант. Взаимопроверка.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Уметь писывать с печатного текста

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

29.

Стр. 54-55

Буквы Я, я. Буква я для обозначения звука [а] и показатель мягкости предшествующего согласного.

43

Строчная я, заглавная Я.

Различать буквы и звуки.

Усвоить функцию буквы и звука я.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

30.

Стр.56-57

Буквы Я, я в начале слова и перед гласной – два звука

, а]

44

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного

Различать буквы и звуки.

Усвоить функцию буквы и звука я.

Делить слова на слоги.

Определять количество звуков в слогах.

Соблюдать интонацию вопросов и ответов.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

45

Закрепление изученного. Списывание.

Усваивать русские буквы и уметь соотносить со звуками своего языка.

Уметь списывать с печатного.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

31

Стр.58-59

Буквы Е, е - показатель мягкости предшествующего согласного. Для обозначения звука [э]

46

Стр. 60

Строчная е, заглавная Е

Различать буквы и звуки. Усвоить функцию буквы и звука е. Составлять слова и слоги из разрезной азбуки. Заучивать со слов учителя стихотворные тексты. Составлять рассказ по иллюстрации. Правильно передавать интонацию текста, уметь делать паузы, работать над содержанием текста  коллективно. Произносить орфоэпически  правильно слова с безударной гласной  е.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

32.

Стр.61-62

Буквы Е, е в начале слова и перед гласной – два звука

47

стр. 63-64

Е – показатель мягкости предшествующего согласного. Е=[ЙЭ], Е - [И].

48

Стр.65-66

Строчная ё. заглавная Ё. Буква ё для обозначения звука [0] и мягкости предшествующего согласного.

III четверть

33

Стр.67

Буквы Ё, ё в начале слова и перед гласной – два звука.

49

Стр 68

Буква ё. Закрепление.

Различать буквы и звуки.

Усвоить функцию букв и звуков ё, ю.

Составлять слова и слоги из разрезной азбуки.

Сопоставлять по звучанию слияний согласных с гласными е, ё, у, ю

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

34

Стр 69

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного, для обозначения звука [у].

50

Строчная ю, заглавная Ю.




51

Стр.70-71

 Буквы Ю, ю в начале слова и перед гласной – два звука [йу].

Зафиксировать в памяти представление о букве ю как о йотированной гласной.

Проводить букво-фонемный анализ слов.

35.

Стр.72-73

Произносим слоги твёрдо и мягко.

52

Стр.72-73

Произносим слоги твёрдо и мягко.

Выборочный диктант. Фонетические упражнения.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Уметь писывать с печатного текста

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

36

Стр.74

Буква ь  для обозначения мягкости  согласных

53

Стр. 75



Буква ь  

Учавствовать в диалоге с использованием вопросительных-побудительных предложений.

Пополнять словарный запас новыми словами и речевыми конструкциями.

Объяснять функцию буквы ь.

Контролировать правильность правописания  ь знака в середине слова между двумя согласными и в конце слова.

54

Стр.76

Слова с мягким знаком на конце

37

Стр 77-78

Буквы Й, й

55

Стр. 79

Строчная й, заглавная Й                    

Понимать йотацию звука й. Составлять слова из разрезной азбуки. Уметь членить слова на слоги. Составлять по данным схемам вопросы. Сравнивать звуки. Узнавать и соотносить печатную букву с письменной. Списывать целыми словами рукописный и печатный текст. Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

38

Стр.80-81

Слова с буквой й в конце и в середине слова.

56

Списывание текста.

39

Стр 83-84

Разделительная функция  буквы ь.

57

Стр.82

Упражнения в написании слов с разделительным ь.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Составлять слова из разрезной азбуки.

Уметь членить слова на слоги. Проговаривать при чтении слов с разделительным ь знаком. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ощибки. Контролировать произношение букв, имеющих звуковые различия в русском и родном языках.

58

Упражнения в написании слов с разделительным ь. Запись слов под диктовку

40

Стр.85-86

Буквы Ш, ш. Звук [ш]

59

60

Стр.87

Строчная ш, заглавная Ш.

С – Ш

Усваивать русские буквы и уметь соотносить со звуками своего языка.

Анализировать буквенный состав слова.

Уметь списывать с печатного.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

41

Стр 88

Буквы Ж, ж. Звук  [ж]

61

Стр.89

Строчная ж, заглавная Ж.

Находить в слове ударный слог. Уметь проверять парную согласную. Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной. Объяснять употребление заглавной буквы.

42

Стр.90-91

Парные согласные Ш-Ж

62

 Парные согласные Ш – Ж

Соотносить изучаемые звуки русского языка со звуками родного языка. Характеризовать особенности  парных согласных. Составлять предложения с местоимениями

63

Стр.92

ШЬ=  [Ш]

Соотносить изучаемые звуки русского языка со звуками родного языка.

Читать слова с сочетаниями букв ш + ь.

Составлять предложения с личными местоимениями.

43

Стр.93

ЖЬ = [Ш]

64

Стр.94-95

Буквы Ж, Ш перед гласной И.

Анализировать текст: находить слова с буквосочетаниями жи, ши.

Выписывать слова с заданными буквосочетаниями.

44

Стр.96

ШЕ, ЖЕ произноси со звуком [Э].

65

66

Стр. 97

Сочетания ШЕ-ЖЕ

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Составлять слова из разрезной азбуки.

Уметь членить слова на слоги.

Правильно передавать интонацию текста, уметь делать паузы, работать над содержанием текста  коллективно.

45

Стр. 98-99

Сопоставление по звонкости- глухости согласных [Ш], [Ж], [З]

67

Сопоставление по звонкости- глухости согласных [Ш],[Ж],[З]

Сопоставлять по звонкости и глухости согласных. Наблюдать: правописание гласных после шипящих, место ударения в слове. Проводить букво-фонемный анализ слов. Читать текст, отвечать на вопросы.

46

Стр.

100-101

Фонетическое чтение

68

Стр.100

Проверочный урок. Безударная гласная в словах: О-[А]

Проводить орфоэпическую и орфографическую работу: безударная гласная в словах: О-[А], парные согласные.

Контролировать, оценивать свою работу.

Анализировать допущенные ошибки.

69

Стр.101

Проверочный урок. Парные согласные звуки

47

Стр.

102-103

Буквы Х, х. Звуки  [х],[х].

70

Строчная х, заглавная Х

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Находить в слове ударный слог.

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной. Списывать с печатного текста на заданную букву.

Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

48

Стр.

104-105

К-Х

71

Стр.106

К-Г-Х Сравнение звуков [к], [х], [г],

Понимать разницу произношении звуков х, к, г. Интонировать правильно повествовательные, вопросительные предложения. Переводить с русского языка на родной. Составлять предложения по иллюстрациям учебника. Понимать  оглушение согласных звуков в конце слова.

 72

Упражнения в написании слов с сочетаниями ки, ке, ги, ге,хи,хе

Выкладывать слова из разрезной азбуки.

Узнавать и соотносить печатную букву с письменной. Списывать с печатного текста на заданную букву. Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

49

Стр.107

Сочетания ки, ке, ги, ге, хи, хе

73

Стр. 108

Закрепление

изученных букв.

Списывание

Читать текст. Создавать устные высказывания на основе прочитанного.

Списывать с печатного текста на заданную букву. Контролировать свои действия при письме: положение тетради, ручки и правильной посадки.

50

Стр.

109-110

Буквы Ч,ч. Мягкий согласный звук [ч]

74

Строчная ч, заглавная Ч

Правильно произносить звук в слове.

Определять наличие звука в слове.

Анализировать поэлементный состав букв.

Сравнивать начертания заглавных и строчных букв.

Контролировать собственные действия при написании буквы

75

Стр.111

Закрепление

представления

о букве Ч








Правильно произносить звук в слове.

Определять наличие звука в слове

Составлять слова из разрезной азбуки на

заданную букву. Узнавать и употреблять в речи слова, обозначающие предмет и действие. Классифицировать существительные: одушевлённые, неодушевлённые.

IV четверть

51

Стр.

112-113

Буквы Щ, щ. Мягкий согласный звук [щ].

76

Строчная ш,

заглавная Щ










Правильно произносить звук в слове.

Определять наличие звука в слове.

Соотносить изучаемые звуки русского языка со звуками родного языка. Сопоставлять звучание букв ш, щ.

Проводить звуко-буквенный нализ.

Сравнивать начертания заглавных и

строчных букв. Контролировать собственные действия  при написании буквы

52

Стр.

114-115

Буквы Ч – Щ.

77

Стр.

114-115

ЧА, ЩА пиши с буквой а. ЧУ, ЩУ пиши с буквой у





Анализировать текст: находить слова с

буквосочетаниями: ча,  ща, чу, щу.

Устанавливать в словах орфограммы.

Обосновывать написание слов с изучаемой орфограммой.

78

Стр.116

Сочетания ЧЁ,ЩЁ





Анализировать текст: находить слова с

буквосочетаниями: чё,  щё.

Устанавливать в словах орфограммы.

Обосновывать написание слов с изучаемой орфограммой.

53

Стр.

117-118

Буквы Ц, ц. Твёрдый согласный звук [ц]

79

Стр.119

Строчная ц, заглавная Ц.






Правильно произносить звук в слове.

Определять наличие звука в слове.

Делить слова на слоги и различать  удар-ные и безударные слоги. Образовывать слоги с данной буквой. Устанавливать в словах орфограммы. Сравнивать начертания заглавных и  строчных букв.

54

Стр.120

Буква Ъ.

80

Буква Ъ. Выработка умения писать слова с твёрдым знаком






Читать слова с  буквой ъ.  Находить разницу в словах с ъ и без него. Выделять слова с ъ из текста.  Контролировать правильность правописания  разделитель-ного ъ знака в середине слова и перед  гласными.

81

Закрепление изученных букв.

Письмо под диктовку









  1. Различать звуки гласные и согласные,                      
  2. твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Составлять слова из разрезной азбуки.

Уметь членить слова на слоги. Проговаривать при чтении слов с

разделительным ъ знаком. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки. Контролировать произношение букв, имеющих звуковые различия в русском и родном языках.

55

Стр.

121-122

«Яблоко» (рассказ мальчика)  Работа над стихотворением «Лыжник».

82

Стр.

123-124

Проверочная работа

Списывание







Воспринимать на слух произведения в

исполнении учителем, учащимися.

Оценивать свои эмоциональные реакции.

Интонировать предложения на основе

знаков препинания. Контролировать, оценивать свою работу.

Анализировать допущенные ошибки

56

127-128

С.Михалков «Лесная академия»

83

Стр.124

Закрепление пройденного



Обогащать словарный запас. Различать и интонировать вопросительные и восклицательные предложения.


84

Знакомство с буквами русского алфавита







Воспроизводить алфавит.

Осознавать алфавит как  определённую

последовательность  букв.

Списывать с печатного текста на заданную букву. Соблюдать гигиенические правила при письме: положение тетради, ручки и

правильной посадки.

57

Стр.

132-133

По Д. Эльконину «Спор букв» часть 1

85

Стр.125

Алфавит

Воспринимать на слух произведения в исполнении учителем, учащимися. Оценивать свои эмоциональные реакции.

58

Стр.

134-135

По Д. Эльконину «Спор букв» часть 1

86

87

Закрепление пройденного

Гласные и согласные

Интонировать предложения на основе знаков препинания. Читать, заучивать и воспроизводить стихотворный текст.

Отрабатывать технику чтения.

Восстанавливать алфавитный порядок слов. Систематизировать знания о  гласных и согласных звуках.

П о с л е б у к в а р н ы й   п е р и о д

(20 часов. Чтение-8 («Азбука » стр.138-156, «Книга для чтения») письмо-12)

59

Стр.

138-139

Как познакомиться. Как узнать имя и фамилию.

88

Стр.129

Гласные звуки











Участвовать  в учебном диалоге по теме. Понимать вопросы собеседника и отвечать в соответствии с правилами

речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседником русским языком. Домысливать фразы-ответы.

Формулировать вопросительные

предложения с использованием вопросительного слова. Контролировать правильность написания букв. Сравнивать свои буквы с предложенным образцом.

60

Стр.140

Как спросить и ответить на вопрос,  сколько тебе лет.

89

Стр.130

Согласные звуки





Участвовать  в учебном диалоге по

теме. Понимать вопросы собеседника и отвечать в соответствии с правилами

речевого этикета. Сравнивать свои ответы с ответами  одноклассников.

  1. Различать звуки гласные и согласные,                      
  2. твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

90

Парные согласные

6.05.

2013









Проводить орфоэпическую и

орфографическую работу: безударная

гласная в словах, парные согласные.

Различать на слух произношение

согласных перед гласными, в конце

слова, перед гласными. Контролировать, оценивать свою

работу. Анализировать допущенные ошибки.

61

Стр.

141-142

Как поздороваться и попрощаться по-русски.

91

Составление текста диктанта с ча – ща, чу – щу  (в паре; в группе – по желанию)

Веселые наборщики: запись слов под диктовку, создание и запись  с помощью заданных на доске  слогов новых слов  (вариант 2: запись новых слов из букв, имеющихся в записанных словах). Диагностирование орфографической зоркости.














Участвовать  в  учебном диалоге по

теме. Понимать вопросы собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения  собеседником русским языком. Составлять предложения на заданную тему. Составлять текст диктанта. Уметь работать в сотрудничестве с товарищами. Диагностировать орфографическую зоркость. Контролировать, оценивать свою работу. Анализировать допущенные ошибки

62

Стр.

143-145

Слова благодарности в русском языке.

92

Сочетания ЖИ, ШИ, ШЕ, ЖЕ Составление и запись предложений из 2-3 слов с доски.








Участвовать  в учебном диалоге по

теме. Понимать вопросы собеседника и отвечать в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседником русским языком. Составлять предложения на за данную  тему. Читать вслух текст. Интонировать  предложения на  основе                  

знаков   препинания.     Произносить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

правильно слова с твёрдыми и мягкими шипящими  согласными .

Составлять предложения по образцам.

63

Стр.

146-147

Как рассказать о своих игрушках.

93

Списывание текста





Участвовать  в учебном диалоге по

теме. Составлять план написания сочинения. Контролировать, оценивать свою работу. Анализировать допущенные ошибки

94

 Запись предложений с определением ошибкоопасных мест.







Создавать устные высказывания на

основе прочитанного.

Списывать с печатного текста на

заданную букву.

Контролировать свои действия при

письме: положение тетради, ручки и

правильной посадки.

64

Стр.

148-150

Как рассказать о временах года

95

96

Проверочная работа

Списывание с печатного.








Анализировать особенности времён

года.

Согласовывать имена прилагательные

в роде, числе, падеже.

Систематизировать знания о значении и

роли ь

Составлять и записывать предложения на заданную тему.

65

Стр.

151-153

Как рассказать о своей Родине.











Участвовать  в учебном диалоге по теме.

Понимать вопросы собеседника и

отвечать в соответствии с правилами

речевого этикета. Учитывать в диалоге

уровень владения собеседником русским

языком. Составлять предложения на заданную тему. Читать вслух текст.

Контролировать, оценивать свою работу. Анализировать допущенные ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                

66

Стр.

154-156

До свидания, ПЕРВЫЙ КЛАСС!

97

Диктант.







Учавствовать  в учебном диалоге по теме. Понимать роль и значение учебы в

жизни. Отвечать на вопросы и самому ставить вопрос в пределах усвоенного материала. Контролировать, оценивать свою работу. Анализировать допущенные ошибки.

98

99

Запись предложений с благодарностью «Азбуке».   Прощание с первой книгой.


Обобщать результаты изучения

грамматических привил

 IV.  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

     1. Азбука для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения. 1 класс / Л.Д. Митюшина,    Е.А. Хамраева. – М.: Дрофа, 2008.

    2. Прописи. 1 класс: рабочие тетради №1, № 2  для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.  1 класс / Л.Д. Митюшина,   Е.А. Хамраева. – М.: Дрофа, 2012.

    3. Методическое руководство к урокам обучения грамоте в 1 классе. Л.Д. Митюшина, Е.А. Хамраева. – М. : Дрофа,  2008.

    4. Русский язык. 1-4 классы: программы для общеобразовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным)языком обучения     /Л.Д.Митюшина, Х.Х.Амшоков, Е.А.Хамраева, Л.В.Кибирева, Н.В.Семенюченко; под ред. Г.Г.Городиловой. – М.: Дрофа, 2007.    

                     

Печатный материал  

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой уроков.

Комплекты для обучения грамоте:

наборное полотно,

набор букв на магнитной основе,

касса букв, лента букв, сочетания букв.

Слоговые таблицы.

Технические средства обучения

        Персональный компьютер

        Мультимедийный проектор

        Принтер лазерный

Натуральные объекты

         Коллекции полезных ископаемых

          Гербарии

Игры и игрушки

         Развивающие игры

         Лото

         Кубики


К



К



И


И




Д


Д

Д

Д

Д


Д

Д

Д


П

П


П

П

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...