Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК " Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_4_klass.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по  русскому языку

Класс  4                      

Учитель   Сутормина  Н.И.

Всего часов  175  в  неделю  5

К/диктантов – 9,       к/списываний - 3

Учебник    Русский язык      автор  Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова

 Издательство «Просвещение»  2009 г.

2013 год

Пояснительная записка

        В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей  культуры  человека,  развитие устной  и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента  государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», приказа Управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009г. №1593

В начальном обучении предмет русский язык занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе

Количество учебных часов – 175 (в неделю – 5), в том числе контрольные работы .Образовательный процесс организован в форме урочной деятельности.

Предусмотрено использование элементов игровых, здоровьесберегающих, информационных технологий.

Контроль организован в форме контрольных диктантов, контрольного списывания, проверочной работы, словарных диктантов, изложений, сочинений.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени:

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • значимые части слова;
  • признаки изученных частей речи;
  • типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

уметь

  • анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  • различать произношение и написание слов;
  • находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю);
  • без ошибок списывать несложный текст объемом 70-90 слов;
  • создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  • соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – текст 75-80 слов);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
  • работы со словарем (алфавит);
  • соблюдения орфоэпических норм;
  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Учебник соответствует федеральному перечню учебников на текущий учебный год

Учебник Русский язык: учеб.для 4 кл. нач.шк./ Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. – М.: Просвещение, 2011

Содержание

Раздел 1

Синтаксис и пунктуация (30 часов)

Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство).

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов.

        Составление нескольких предложений, объединённых одной темой (по сюжетным рисункам или наблюдениям за природой, впечатлениям от экскурсий, посещения театра и т.д.), с однородными членами.

        Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Составление текстов с использованием простых и сложных предложений, также предложений с однородными членами.

        Прямая речь. Знакомство с оформлением диалога. Составление и запись предложений с прямой речью.

         Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением: обращение в начале, середине, конце предложения. Особенность интонации и цели высказывания предложений с обращением. Составление и запись предложений с обращением.

Раздел 2

Имя существительное (40 часов)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имён существительных, изменение по числам и падежам. Собственные и нарицательные имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Способы проверки безударных падежных окончаний существительных.

        Правописание безударных падежных окончаний существительных 1, 2, 3-го склонения с твёрдой и  мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия.

Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги с именами существительными, стоящими в разных падежах.

Составление предложений с существительными в определённом падеже, различение в предложениях именительного и винительного, родительного и винительного падежей.

Существительное как член предложения. Употребление в речи существительных.

Раздел 3

Имя прилагательное (24 часа)

        Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твёрдой и мягкой основами.

        Орфограммы в окончаниях прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки.

        Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных женского рода. Способы проверки.

        Склонение имён прилагательных множественного числа с твёрдой и мягкой основами. Орфограммы в окончаниях прилагательных множественного числа. Способы проверки.        Прилагательное как член предложения.

Употребление в речи прилагательных. Составление предложений с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.

Раздел 4

Личные местоимения (11 часов)

Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения и имя существительное.

Значение личных местоимений я, ты, он, она, оно. Личные местоимения единственного и множественного числа.

        Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами.

        Личные местоимения как члены предложения.

        Употребление в речи личных местоимений. Редактирование текстов с использованием личных местоимений.

Раздел 5

Глагол (43 часа)

Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Неопределённая форма глагола.

Время глагола, изменение по лицам и числам.

1 и 2 спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения. Способы проверки.

Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глагол как член предложения.

Особенности употребления в речи глаголов.

Сравнение выразительности глаголов с другими частями речи.

Составление предложений с использованием глаголов, близких и противоположных по значению, в различных формах.

Раздел 6

Наречие  (7 часов)

Общие сведения о наречии. Лексическое значение. Основные грамматические признаки.

Правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

Наречие как член предложения.

Употребление в речи наречий.

Раздел 7

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах (17 часов)

Слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, арбуз, багаж, берег, берёза, беседа, беседовать, библиотека, билет, вагон, валенки, веялка, вокзал, волноваться, воробей, ворона, восемь, воскресенье, восток, газета, горевать, горизонт, город, горох, горсть, двадцать, двенадцать, девочка, дежурный, декабрь, деревня, директор, дорога, до свидания, желать, железо, жёлтый, завод, завтра, завтрак, заря, заяц, здесь, здравствовать, здравствуйте, земледелие, земляника, иней, инженер, интересно, интересоваться, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, картофель, килограмм, класс, колесо, коллектив, командир, комбайн, комната, коньки, корзина, корова, космонавт, костёр, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мальчик, машина, мебель, медведь, медленно, месяц, металл, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, облако, оборона, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, одиннадцать, однажды, около, октябрь, орех, осина, отец, пальто, пароход, пассажир, пенал, переписывать, песок, петух, платок, победа, погода, помидор, понедельник, портрет, посуда, потом, правительство, председатель, прекрасно, приветливо, путешествие, пшеница, пятница, работа, радостно, ракета, растение, ребята, революционный, революция, рисунок, родина, Россия, русский, салют, самолёт, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, сентябрь, сеялка, собака, солома, сорока, союз, собака, столица, суббота, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, тетрадь, товарищ, тепловоз, трактор, трамвай, тревожиться, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, фамилия, февраль, хозяйство, хлебороб, четверг, чёрный, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция, яблоко, ягода, язык, январь.

Учебно-тематический план

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во контрольных мероприятий

Итого

1

Предложение

27

3

30

2

 Морфология

2.1

Имя существительное

36

4

40

2.2

Имя прилагательное

21

3

24

2.3

Местоимение

11

11

2.4

Глагол

40

3

43

2.5

Наречие

7

7

3

Повторение

17

3

20

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате усвоения программного материала по русскому языку учащиеся должны: знать / понимать:

• признаки простого и сложного предложения; знаки препинания в этих предложениях;

• признаки главных членов предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенных членов предложения;

• термины: подлежащее, сказуемое; дополнение, обстоятельство, определение;

• признаки однородных членов предложений; знаки препинания в предложениях с однородными членами;

• лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личных местоимений, глагола, наречия;

• морфемный состав имён существительных, имён прилагательных, глаголов, наречий;

• признаки и падежные окончания имён существительных 1, 2, 3-го склонения;

• правописание и способы проверки безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов;

• признаки и личные окончания глаголов I и II спряжения;

Различать и сравнивать:

• простое и сложное предложение;

• главные и второстепенные члены предложения;

• лексико-грамматические признаки изученных частей речи;

• типы склонения имён существительных (1, 2, 3 –е), типы спряжения глаголов (I и II).

Решать практические учебные задачи:

• производить синтаксический разбор предложения;

• расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

• устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

• разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределённой формы;

• безошибочно и аккуратно списывать и писать под диктовку тексты (75-80 слов) с изученными орфограммами в I – IV классах (безударные падежные окончания существительных и прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения и т.д.);

• правильно писать – тся, - ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Слова с непроверяемыми написаниями.

Литература и средства обучения

1. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» учебник для 4 класса

2. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык» методическое пособие для учителя

3. Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык»

4.Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1972. 4. Интернет ресурсы.

5.Поурочные разработки по русскому языку Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой/ Авт. - сост. С.В.Кутявина. - М.,: ВАКО, 2009. - 268 с.

6. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. 4 класс. Т.В.Игнатьева, Л.И.Тикунова. Издательство «Экзамен» 2006г.

7.Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку. М.: Дрофа, 1999.

8. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку для начальной школы. М.: ACT «Премьера», 2002

9. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просв., 1991.

10Таблицы к основным разделам грамматического материала

11Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой

12 ЭОР

Календарно-тематический план

Предмет русский язык

Класс 4

Количество часов:  всего: 175 час;  в неделю: 5 час

Уровень изучения: базовый

№ п/п

Дата проведения

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Виды  и формы контроля

план

факт

Синтаксис и пунктуация

Предложение (синтаксис и пунктуация) Обучающиеся должны знать:

- признаки простого и сложного предложений;

- признаки главных и второстепенных членов предложения;

- признаки однородных членов предложения.

Обучающиеся должны уметь:

- производить синтаксический разбор предложения;

- расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с однородными членами;

- устно и письменно составлять предложения, выражающие благодарность, просьбу, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

30

1

Предложение

1

Различение слова, словосочетаний и предложения. Разновидности предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации

Устный

2-3

Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)

2

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировка заданий, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения.

Фронтальный

4

Второстепенные   члены предложения.

1

Комбинирован-ный

5

Второстепенные  (обстоятельство, определение, дополнение) члены предложения

1

Фронтальный

6

Входная контрольная работа № 1

1

7

Работа над ошибками. Части речи как главные и второстепенные члены предложения

1

Уметь выполнять работу над ошибками

Фронтальный

8

Части речи как главные и второстепенные члены предложения

1

Индивидуаль-

ный

9

Части речи как главные и второстепенные члены предложения

1

Фронтальный

10

Обучающее изложение №1 зрительно воспринятого текста

1

Итоговый

11

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Индивидуаль-

ный

12

Предложение. Однородные члены предложения

1

Запятые в предложениях с однородными членами

Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии

Индивидуаль-

ный

13

Предложение. Однородные члены предложения

1

Текущий

14

Однородные второстепенные члены предложения

1

Тестирование

15

Однородные обстоятельства

1

Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии

Индивидуаль-

ный,

фронтальный

16

Однородные дополнения

1

Тестирование,

индивидуаль-ный

17

Однородные определения

1

Фронтальный

18

Сочинение №1 по картине                  И. Шишкина «Рожь»

1

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов

Индивидуаль-

ный

19

Работа над ошибками. Однородные члены предложения

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Индивидуаль-

ный

20

Однородные члены предложения. Проверочная работа

1

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Итоговый

21

Понятие о простом и сложном предложениях

1

Однородные члены предложения. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятые в предложениях с однородными членами

Знать признаки однородных членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; соблюдать изученные нормы орфографии

Комбинирован-ный

22

Знаки препинания в простых и сложных предложениях

1

Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи. 

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации Однородные члены предложения. Запятая с однородными членами. Союзы, их роль в речи.

Знать понятие «союзы»

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Индивидуаль-ный

23

Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

1

Комбинирован-ный

24

Прямая речь

1

Устный

25

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Комбинирован-ный

26

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

Фронтальный

27

Обращение. Особенности интонации и цели высказывания

1

Фронтальный,

групповой

28

Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине и конце предложения

1

Тестирование,

фронтальный

29

Контрольный диктант № 2 по теме « Однородные члены предложения»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

30

Работа над ошибками. Повторение изученного материала

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Комбинирован-ный

Части речи (морфология) Обучающиеся должны знать:

- лексико-грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, личных местоимений, глаголов, наречий;

- признаки 1, 2, 3-го склонений имен существительных;


- признаки I, II спряжений глаголов.

Обучающиеся должны уметь:

- разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы неопределенной формы;

- правильно писать -тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2-го лица ед.ч., слова с непроверяемыми написаниями.


Имя существительное 40 час

31

Общие сведения об имени существительном

1

Знать признаки имён существительных.

 Уметь склонять имёна существительные в ед.ч. с ударными окончаниями

Тестирование,

индивидуаль-ный

32

Изменение имён сущ. по числам

1

33

Одушевлённые, неодушевлённые имена сущ.

1

Комбинирован-ный

34

Сочинение № 2 на основе личных наблюдений « Осень»

1

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов

Итоговый

35

Работа над ошибками. Склонение имён сущ.

1

Изменение существительных по числам и падежам.

Уметь определять падежи  имен существительных

Комбинирован-ный

36

Склонение  имён сущ.

1

Фронтальный

37

Падежные предлоги имён сущ.

1

Знать что такое склонение, падежи.

Уметь определять падежи

Текущий

38

Падежные предлоги имён сущ.

1

Текущий

39

Контрольный диктант № 3 по итогам 1 четверти

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

40

Работа над ошибками

1

Уметь выполнять работу над ошибками

Текущий

41

Именительный и винительный падежи имён сущ.

1

Изменение существительных по числам и падежам.

Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных

Индивидуаль-

ный

42

Именительный и винительный падежи имён сущ.

1

Изменение существительных по числам и падежам.

Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных

Комбинирован-

ный

43

Обучающее изложение № 2 воспринятого на слух текста

1

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Итоговый

44

Работа над ошибками. Первое склонение имён сущ.

1

Уметь выполнять работу над ошибками

Текущий

45

 Первое склонение имён сущ.

1

Уметь определять склонение имен существительных, если оно стоит не в именительном падеже

Индивидуаль-

ный

46

Второе склонение имён сущ.

1

Тестирование

47

Падежные окончания сущ. второго склонения с твёрдой и мягкой основами

1

Тестирование,

фронтальный

48

Третье склонение имён сущ.

1

Индивидуаль-

ный

49

Падежные окончания имён сущ. третьего склонения

1

Комбинирован-

ный

 50- 51

Признаки склонения имён сущ.

2

Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

Комбинирован-

ный

52

 Правописание окончаний имён сущ. единственного числа.

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений

Знать правописание падежных окончаний имен существительных.

Уметь различать типы склонения имен существительных (1-, 2-,3-е), соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Комбинирован-ный

53

Падежные окончания имён сущ. в родительном, дательном и предложном падежах

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. 

Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже


Фронтальный

54

Падежные окончания имён сущ. в родительном, дательном и предложном падежах

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. 

Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже

Комбинирован-ный

55

Падежные окончания имён сущ. в родительном, дательном и предложном падежах. Проверочная работа

1

Итоговый

56-57

Грамматические признаки имён сущ.

2

Комбинирован-ный

58

Обучающее изложение № 3 зрительно воспринятого текста

1

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Итоговый

59

Правописание имён сущ. в форме винительного падежа

1

Знать различия родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Уметь распознавать падеж существительных 2-го склонения без предлога способом постановки

Комбинирован-ный

60

Правописание имён сущ. в форме творительного падежа

1

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. 

Знать падежные окончания имен существительных в творительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в творительном падеже

Тестирование,

индивидуаль-

ный

61

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

1

Фронтальный

62

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ. Проверочная работа

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

63

Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Комбинирован-

ный

64

Сочинение № 3 на тему «Мой друг»

1

Итоговый

65

Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имён сущ.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Текущий

66

Проверочный диктант  по теме: «Правописание окончаний имён существительных»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

67

Работа над ошибками. Множественное число имён существительных.

1

Знать падежные окончания имен существительных  множественного числа

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном, творительном и предложном падежах.

Комбинирован-ный

68

Склонение имён сущ. множественного числа с твёрдой основой

1

Комбинирован-ный

69

Склонение имён сущ. множественного числа с твёрдой основой. Проверочная работа

1

Итоговый

70

Окончание имён сущ. мн. числа с мягкой основой

1

Индивидуаль-

ный

Имя прилагательное

24

71

Общие сведения об имени прилагательном

1

Имя прилагательное, значение и употребление в речи.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных

Текущий

72

Родовые окончания имён прилагательных

1

Изменение имен прилагательных по числам и по родам

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных

Уметь определять род и число имен прилагательных

Комбинирован-ный

73-74

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода

2

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Знать падежные окончания  имен прилагательных мужского и среднего рода

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Текущий

75

  Окончания имён прилагательных с твёрдой и мягкой основами 

1

Комбинирован-ный

76

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

Итоговый

77

Контрольное списывание №1 

1

Итоговый

78

  Контрольный диктант № 5 по итогам  первого полугодия

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

79

Работа над ошибками. Окончания имён прил. именительного и винительного падежей

1

Уметь выполнять работу над ошибками

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Знать падежные окончания  имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах.

Уметь  находить способы проверки написания  слов

Текущий

80

Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

Фронтальный

81

Контрольное изложение № 4   зрительно воспринятого текста

1

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Итоговый

82

Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён прилагательных

1

Уметь выполнять работу над ошибками

Фронтальный

83

Окончания имён прилагательных именительного и винительного падежей

1

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов

Фронтальный

84

   Окончания имён прилагательных родительного и винительного падежей

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Знать падежные окончания  имен прилагательных в родительном падеже мужского и среднего рода.

Уметь  находить способы проверки написания  слов

Индивидуаль-

ный

85

 Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода

1

Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц)

Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода, находить способы проверки написания слов

Текущий

86

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой и мягкой основами

1

Фронтальный

87

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

1

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных женского и среднего рода единственного числа;

правильно писать падежные окончания имен прилагательных женского и среднего рода единственного числа

Комбинирован-ный

88

Падежные окончания имён прилагательных единственного числа

1

Текущий

89-90

Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа

2

Склонение прилагательных, кроме прилагательных на

–ий, -ья, -ов, -ин. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во множественном числе

Индивидуаль-

ный

91

 Правописание имён прилагательных множественного числа

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Фронтальный

92

Правописание имён прилагательных множественного числа

1

Фронтальный

93

Контрольный диктант № 6   «Склонение имён прилагательных. Правописание имён прилагательных и существительных»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

94

Работа над ошибками. Обобщение

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Фронтальный

Личные местоимения

11

95-96


Личные местоимения

2

Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление.

Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

Текущий

97

Единственное и множественное число личных местоимений

1

Личные местоимения 1-, 2-, 3-го лица, единственного и множественного числа

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь склонять личные местоимения

Фронтальный

98

Употребление в речи местоимений

1

Знать местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

 Уметь определять лицо местоимений

Комбинирован-ный

99

Склонение личных местоимений единственного числа

1

Комбинирован-ный

100

Склонение личных местоимений множественного числа

1

Фронтальный

101

Употребление предлога с личными местоимениями

1

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Текущий

102

Употребление предлога с личными местоимениями

1

Комбинирован-ный

103

Обучающее изложение № 5                      с элементами сочинения.

1

Итоговый

104

Работа над ошибками. Употребление предлога с личными местоимениями.

1

Фронтальный

105

Употребление буквы Н в начале местоимений.

1

Уметь выполнять работу над ошибками

Текущий

Глагол

43

106

Общие сведения о глаголе

1

Глагол, значение и употребление в речи.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Устный

107

Общие сведения о глаголе

1

108

Неопределённая форма глагола

1

Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений.

Уметь разбирать по составу глаголы неопределенной формы, задавать вопросы к глаголам

Текущий

109-111

Неопределённая форма глагола

3

Фронтальный

112

Время глагола

1

Изменение глаголов по временам.

Уметь определять время глагола

113

Время глагола

1

Фронтальный

114,115

Изменение глаголов прошедшего времени

2

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Уметь определять род и число глаголов прошедшего времени

Комбинирован-ный

116

Проверочный диктант «Правописание глаголов в прошедшем времени»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

117

Работа над ошибками. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Изменение глаголов по лицам и числам в будущем времени (спряжение)

Уметь определять спряжение глаголов в будущем времени

Текущий

118

Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Глаголы исключения

1

Изменение глаголов по лицам и числам в будущем времени (спряжение)

Уметь определять спряжение глаголов в будущем времени

Знать глаголы-исключения.

Уметь определять спряжение глаголов по неопределённой форме, писать безударные личные окончания глаголов.

Фронтальный

119

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала.

Фронтальный

120,121

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени

2

Комбинирован-ный

122

Правописание безударных личных окончаний глаголов 3-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Текущий

123

Правописание безударных личных окончаний глаголов 3-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Фронтальный

124

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица множественного числа  в настоящем и будущем времени

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Фронтальный

125

Контрольный диктант № 7

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

126

Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний  глаголов.      

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Комбинирован-ный

127

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Текущий

128

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам

Уметь определять род и число глаголов прошедшего времени.

Индивидуаль-

ный

129

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Фронтальный

130, 131

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

2

Комбинирован-ный

132

Правописание глаголов неопределенной формы.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Итоговый

133- 134

Спряжение глаголов.

2

Индивидуаль-

ный

135

Сочинение № 5 по картине И.И.Левитана «Весна.  Большая вода»    

1

Отличие письменной речи от устной

Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложных текстов

Итоговый

136

Анализ сочинений и редактирование текста.

1

Фронтальный

137-141

Спряжение глаголов.

5

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

Индивидуаль-

ный

142

Изложение.

1

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Итоговый

143

Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения)

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

144

Безударные личные окончания глаголов

1

Индивидуаль-

ный

145

Контрольный диктант № 8 «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

146

Работа над ошибками. Части речи

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Индивидуаль-

ный

147

Контрольное списывание

1

148

Обобщающий урок по теме «Глагол»

1

Фронтальный

Наречие

7

149

Общие сведения о наречии

1

Комбинирован-ный

150

Наречие – неизменяемая часть речи

1

Фронтальный

151

Роль наречия в предложении

1

152

Правописание суффиксов  – а, - о  в наречиях

1

Текущий

153

Правописание суффиксов  – а, - о  в наречиях

1

Комбинирован-ный

154

Проверочный диктант «Наречие»

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

155

Работа над ошибками Обобщение о наречии

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Комбинирован-ный

Повторение

Цель: оценить уровень овладения школьниками ЗУН в области русского языка за курс начальной школы

20

156

Предложение

1

Фронтальный

157

Главные и второстепенные члены предложения.

1

Текущий

158

Контрольное списывание №3 «Знаки препинания в предложениях»

1

Отличие письменной речи от устной. Списывание текста.

Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами, анализировать слово

Итоговый

159

Контрольный диктант № 9 

1

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе

Итоговый

160

Работа над ошибками. Словосочетание.

1

Уметь выполнять работу над ошибками.

Звуки. Буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Уметь выполнять фонетический разбор слов

Комбинирован-ный

161

Контрольное изложение №  7 по самостоятельно составленному плану.

1

Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста.

Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания

Итоговый

162

Правописание мягкого знака

1

Разделительные мягкий и твёрдый знаки. Уметь различать произношение и написание слов с разделительным мягким и твёрдым знаками, отличать ь от разделительного

Фронтальный

163

Грамматические признаки частей речи

1

Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь употреблять существительные; определять число, род, падеж существительных

Текущий

164

Имя существительное

1

Комбинирован-ный

165

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное, значение и употребление в речи.

Знать лексико-грамматические признаки имен прилагательных

Фронтальный

166

Глагол

1

Глагол, значение и употребление в речи.

Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

Текущий

167-169

Части речи

3

Комбинирован-ный

170-172

Звуки и буквы.

3

Уметь выполнять работу над ошибками.

Звуки. Буквы. Слог. Ударение. Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Уметь выполнять фонетический разбор слов

Комбинирован-ный

173-174

Правописание  безударных гласных.

2

Проверяемые гласные и согласные в корне слова. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Уметь различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова

Фронтальный

175

Правописание безударных личных окончаний в разных частях речи.

1

Комбинирован-ный

входная проверочная работа 1. Пришла осень.

   Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава .В лужах плавают осенние листья.

     Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Слова для справок : наружу , заметила.

В первых трех предложениях подчеркнуть грамматическую основу и второстепенные члены.

   

проверочная работа.

Ц е л ь: проверить умение распознавать в предложении однородные члены с союзами и без союзов и ставить, где нужно, запятую.

Х о д   у р о к а

Поспевают овощи

Дни стоят ненастные. Ночи стали холодными. По утрам бывают легкие морозы. Овощи могут замерзнуть. Спелые овощи люди начали снимать с полей и огородов.

Убрали огурцы. Потом очередь за луком. Выдернули морковку, редьку, свеклу. Остается на полях капуста.

В октябре копают картофель. Просушили и увезли с полей. Положили в погреб. Пусть лежит там в темноте. Отобранные клубни оставляют на семена. (61 слово.) (По Э. Шиму.)

С л о в а   д л я   с п р а в о к: снимать, очередь.

З а д а н и я:

1. Подчеркните однородные члены предложения и запятую при них.

2. Во втором предложении укажите части речи.

3. К прилагательному легкий (мороз), легкий (портфель) подберите и запишите прилагательные, противоположные по значению.

4. Подчеркните словарные слова.

контрольный диктант 2

Ц е л ь: проверить умения ставить запятую при однородных членах с союзами и без союзов, писать слова, опираясь на изученные правила.

Х о д   у р о к а

Русские леса

Хороши русские леса! Смолою пахнет сосновый бор. Под самыми тучами шумят зеленые вершины, метут синеву неба. Точно белые красавицы глядят в воду кудрявые березки. На залитых солнцем полянах раскинулись дубы. Каждым листочком дрожит осинка. Яркий осенний наряд у клена. Высокие стройные ели вытянули острые макушки. В тенистых дубравах поселились певчие птицы. Тихие речушки протекают в лесной глуши.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: точно, каждым.

З а д а н и я:

1. Третье предложение разберите по составу.

2. Укажите части речи в последнем предложении.

3. Выпишите из текста:

в а р и а н т  I – три существительных мужского рода;

в а р и а н т  II – три существительных женского рода.

Контрольный диктант №3

Чудесная пора осени.

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде плыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо.

Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды.. стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

1 вариант: в 6 предложении подчеркнуть главные члены, разобрать по составу, указать части речи.

2 вариант: в 10 предложении указать главные члены, разобрать по составу, указать части речи.

проверочная работа.

Ц е л ь: проверить усвоение написания безударных падежных окончаний существительных единственного числа, умение определять склонение и падежи имен существительных.

Х о д   у р о к а

На лесной полянке

Лесную полянку укрыл пушистый снежок. Но полянка живет. Вот старый пенек. В уютной квартире под корой спрятались от стужи букашки. В норке между корнями лежит ящерица. Жук улегся в крохотной спаленке. В канавке на краю полянки под снегом спят лягушки. Рядом в куче хвороста заснул их враг – ежик.

Тихо и пусто на полянке. Только дятел сидит на сосенке и таскает из шишки вкусные семена. Иной раз пробежит по полянке лисица или беляк.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: ящерица, хвороста.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Укажите падежи существительного полянка, выделите окончания.

2. Выпишите из текста по одному существительному 1-го и 2-го склонения.

3. Запишите одним предложением, почему зайца называют беляк.

Контрольный диктант 4

Ц е л ь: проверить уровень навыков правописания и усвоения грамматической теории: падежные окончания имен существительных, безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, предлоги и приставки.

Х о д   у р о к а

Снежинки

Снежинки родились в снежной тучке. Полетели они к земле белой стаей.

В деревнях и селах им обрадовались. Ведь снег бережет от стужи всходы озимых хлебов. Можно быстро мчать по гладкому санному пути.

В городе против снежинок провели борьбу. Счищали снег лопатами, мели метлой, увозили на машине. На улице чернел асфальт. Ясно, что на трамвае, легковой машине, автобусе трудно ездить по снежной дороге.

Зато и в городах и деревнях детвора лепила из снега снеговиков, снежки, снегурок.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: бережет, асфальт, зато; сообщить  о запятой  перед словом что в предпоследнем предложении.

Г р а м м а т и ч е с к о е   з а д а н и е:

1. Подчеркните в последнем предложении однородные члены.

2. В предпоследнем предложении определить падеж и склонение имен существительных.

3. Запишите однокоренные слова с корнем -снег- (-снеж

Контрольный диктант №

5Снежные узоры.

За ночь сильно похолодало. Настало ясное , морозное утро. Ты проснулся и посмотрел на окно. Все оно покрыто чудным узором. Вот длинная ветвь. Вот распустился на стекле цветок. Как  появились эти узоры? Водяные пары от холодного воздуха стали капельками воды. Эти капельки осели на ледяном поле. Достаточно пылинки на стекле, чтобы уцепиться новой льдинке. Льдинки растут и растут. Вот и получаются разные рисунки.Они сверкают, перливаются в лучах зимнего солнца.

Последнее предложение разберите по членам, укажите части речи. Определите род, число и падеж прилагательного.

проверочная работа

Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Х о д   у р о к а

Что за птица?

Стоит прекрасный зимний денек. На улице легкий морозец. Под лучами яркого солнца сверкает искрами снежок. На колючей веточке елки сидит прелестная птичка. Хочу разглядеть ее получше. Красавица! На головке у нее черная шапочка. На короткую шейку повязала галстучек. Спинка, крылья и хвост желтенькие. А какая яркая грудка! Словно птичка в желтом жилете. Клюв у птички тоненький. Подлетела она к моему окошку. Полакомилась шустрая птичка вкусным салом и запела радостную песенку: си-си-си. Догадались? Это… (76 слов.)

С л о в а   д л я   с п ра в о к: сверкает, жилет; сообщить постановку двоеточия в последнем предложении; написать название птицы.

З а д а н и е:

1. Подчеркните вопросительное и восклицательное предложения.

2. Разоберите по составу слова: грудка, сидит, радостную.

3. Выпишите словосочетания прил. + сущ., согласованные:
    вариант I – в мужском роде;

вариант II – в среднем роде.

 Определите падеж прилагательных.

О т в е т:

     В а р и а н т  I                              В а р и а н т  II

Зимний денек (И. п.).                       яркого солнца (Р. п.).

Легкий морозец (И. п.).                      вкусным салом (Т. п.).

В желтом жилете (П. п.).

Тоненький клюв (И. п.).

проверочная работа

Цель: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами.

Х о д   у р о к а

Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое.

Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.

Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.

Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере.(77 слов.)

                                                                По Г. Скребицкому

з а д а н и е. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, определите род, падеж.

 контрольный Диктант6

Ц е л ь: проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

Х о д   у р о к а

Книга

Хорошо посидеть осенним или зимним вечером на мягком диване. Приятно взять в руки, полистать любимую книгу. На первой странице текст сказки о золотой рыбке. На картинке нарисован старик. Бедняга стоит у синего моря, говорит с рыбкой, просит у нее для жадной старухи новую избу. Мудрую сказку подарил нам Пушкин.

Вот парнишка в овчинном полушубке шагает по зимней дороге. Мужичок с ноготок ведет за уздечку лошадку. Чудесные стихи Некрасова!

Много счастливых минут доставляют книги. Можно полететь в ракете к далеким звездам, побывать на холодном севере, в жаркой пустыне. Давно ли появилось на свет это удивительное чудо? (96 слов.)

З а д а н и е:

1. Выпишите из текста по одному прилагательному в единственном и множественном числе, просклоняйте эти прилагательные.

2. Сделайте морфологический разбор трех прилагательных.

3. Разберите по членам предложение о Пушкине.

проверочный диктант

Ц е л ь: проверить умения в правописании, образовании глаголов прошедшего времени.

Х о д   у р о к а

Последнее облако растаяло в небесной синеве. Галечная отмель делила реку на две протоки. У берега темнел омуток. На его поверхности непрерывно возникали небольшие воронки. Они уносились стремительным бегом воды. У вершины омута лежал большой валун. Вода трепетала на его мокрых плечах, как туго натянутый серебряный шарф. (46 слов.)

З а д а н и е.

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте морфологический разбор любых трех глаголов.

3. Разберите первое предложение по членам предложения и частям речи.

4. Разберите любые три глагола по составу.

5. Определите, какой частью речи являются подчеркнутые слова. Спишите предложение.

из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

 контрольный Диктант 7

Ц е л ь: проверить усвоение изученных орфограмм и темы «Глагол».

Иволга

Из всех лесных музыкантов иволга – самая скрытная и красивая. Живет иволга в березовых рощах. Она встречается в тенистых парках и липовых аллеях. Весной иволга появляется поздно. Рощи уже одеты зеленой листвой. Тому, кто не слышал громкий свист иволги, трудно найти ее гнездо. Не всегда удается близко увидеть и саму чудесную птицу. Лишь иногда на лесной поляне блеснет она ярким опереньем. (61 слово.)

З а д а н и е. Сделайте морфологический разбор пяти глаголов

 контрольный Диктант 8

Ц е л ь: проверить знания и умения по изученным темам «Глагол», «Наречие».

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало уже светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный, свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении.

З а д а н и е.

1. Разберите выделенные слова по составу.

2. Второе предложение разберите по членам и по частям речи.

 Контрольный диктант. (итоговый)9

Ц е л ь: проверить знания по материалу повторения.

Весеннее расписание

Весной наши птицы возвращаются на родину из жарких стран. Открывает птичье весеннее расписание март. В полях лежит снег, но уже показались первые проталины. Важно по проталинке прохаживается грач. Треснул на речке лед. Прилетела трясогузка. В шутку говорят, что она разбила лед своим длинным хвостом. Река освободилась от ледяного плена. Лебеди, гуси, утки возвращаются домой. А в мае лес развешивает зеленые флажки. Он встречает соловья. Ночью прилетает перепел. Только звезды освещают его посадочную площадку. (75 слов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку 2 класс по программе школы России

Рабочая программа по русскому языку для 2 «А» класса ГСКОУ 3-4 вида г. Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс "Школа России" и календарно–тематическое планирование уроков русского языка

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса составлена на основе авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г, Бойкиной М.В.   УМК &laqu...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...